Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 47»
Родительские собрания в 4 классе
Симонова Наталья Александровна учитель начальных классов
Пермь, 2022
№ п/п |
Тема родительского собрания |
Форма проведения |
Вопросы для обсуждения |
Время проведения |
1. |
Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника |
Лекция- тренинг |
Значение памяти в учебной деятельности; методы и приёмы развития памяти ребёнка |
Вторая половина сентября |
2. |
Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей |
Дискуссионный клуб |
Что значит быть культурным человеком; критерии культуры личность; анализ результативности работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей. |
Конец второй четверти |
3. |
Поговорим о дружбе |
Совместно с учащимися класса |
Значение дружбы в жизни ребёнка, взаимоотношения в детском коллективе |
Третья четверть |
4. |
Вот и стали мы на год взрослее |
Устный журнал |
Подведение итогов работы педагога, родителей, учащихся за год. |
Конец года |
Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника
Задачи: показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности; показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.
Форма проведения: занятие в школе интеллектуального развития ребёнка. Вопросы для обсуждения: значение памяти в учебной деятельности; методы и приёмы развития памяти ребёнка.
Подготовительная работа: оформление выставки литературы; анкетирование; подготовка цикла упражнений по улучшению памяти. Ход собрания.
1. Вступительное слово.
Уважаемые мамы и папы! Сегодняшнее собрание мне хотелось бы начать несколько необычно. Вот такой разговор был подслушан, а мне хотелось бы вам его рассказать:
- Какое сегодня число? – спрашивает у своего друга товарищ.
- Не знаю. – отвечает тот.
- Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.
- А она вчерашняя!
Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека без него невозможно. Сегодняшний разговор мы поведём о том, как сделать так. Чтобы ребёнок, у которого не очень хорошая память, мог её развить с помощью специалистов и своих родных.
Проблемы с памятью накладывают серьёзный отпечаток на успешность учёбы ребёнка. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т.д. память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на неё надежды.
2. Анализ анкетирования.
Классный руководитель приводит результаты проверки функций памяти учащихся: Зрительной, слуховой, ассоциативной.
3. Анализ рисунков учащихся.
Учащимся предъявляется набор предметов, которые они должны нарисовать: яблоко, груша, банан, ваза, слива, виноград, кружка. Затем предметы убираются. Учащиеся должны нарисовать их так, как они были расположены на столе.
Рисунки анализируются с точки зрения памяти учащихся на полученное задание.
4. Презентация литературы для родителей.
5. Подведение итогов.
Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания – будьте готовы к этому. Взрослым это тоже не помещает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не только он один.
Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям.
Помните, что заниматься с ребёнком 2-3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов.
Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.
Если ребёнок будет с удовольствием
развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились
настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.
Уроки этики поведения для детей и родителей.
Задачи: обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома; формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера ребёнка, его взглядов.
Форма проведения: дискуссионный клуб.
Вопросы для обсуждения: что значит быть культурным человеком; критерии культуры личности; анализ результативности работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей.
Ход собрания
1. Вступительное слово.
В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова сказано, что воспитанный человек – это, человек, который умеет хорошо себя вести.
Кого мы считаем воспитанным человеком? Возможно ли каждого человека считать воспитаны, образованным и культурным?
Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создаёт для этого благоприятные условия.
Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребёнок чрезвычайно раздражителен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.
Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого готовы на всё, если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги – помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно.
Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.
Ребёнок должен знать, когда можно включать и выключать музыку дома, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т. д.
Этим вопросам в классе были посвящены классные часы и часы общения. Но к проблемам культуры человека нам всё время приходится возвращаться, ибо на них строится наша жизнь.
- Какие качества характера присущи культурному человеку?
- Каким он должен быть? Каких качеств мы с вами в ваших детях ещё не раскрыли?
2. Анализ анкетирования.
Обсуждение с родителями характеристик детей и характеристик родителей. Обсуждение происходит без фамильное. После общего обсуждения классный руководитель кладёт на стол, где сидят родители каждого ребёнка, их характеристики.
В 4 классе знакомство родителей с характеристиками просто необходимо. Переход в 5 класс – достаточно тревожная для детей и их родителей ситуация.
Они должны знать, какое мнение о их ребёнке у педагогов начальной школы, чтобы подумать над тем, что и как нужно изменить во взаимоотношениях с самим ребёнком. 3 .Дискуссия по ситуациям, приведённым классным руководителем. Ситуация 1. Всем классом дети выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свою еду. Две девочки встали и отошли от класса, укрылись в тени деревьев и стали кушать вдвоём. На приглашение учителя принять участие в общей еде ответили отказом.
Ситуация 2. На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал в тетрадь через плечо своему соседу. Учитель это увидел, но не одёргивал списывающего ученика. Результатом контрольной работы стала двойка. Ученик, у которого мальчик списывал, получил пять. Ребёнок, который списывал, сравнил свою работу с работой одноклассника и заявил, что ему учитель несправедливо ставит отметки.
Ситуация 3. На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Мальчик начинает объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоём ругать своего сына.
Ситуация 4. Ребёнок приводит в дом своих друзей, но родители бесцеремонно выставляют их за дверь. Когда ребёнок начинает выяснять, почему они это сделали, родители заявляют, что в дом нужно приводить только тех детей, которых они считают ровней для дружбы.
Ситуация 5. Ребёнок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребёнка. Когда удаётся доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребёнка.
3. Презентация стенгазеты.
4. Работа с памяткой для родителей её обсуждение.
5. Подведение итогов.
Поговорим о дружбе.
Задачи: формировать у родителей понимание значения дружбы в жизни ребёнка; способствовать формированию у родителей интереса к делам класса и взаимоотношениям в детском коллективе.
Форма проведения: костёр дружбы.
Вопросы для обсуждения: дружба и её значение в жизни ребёнка. Ход собрания.
(Пока все рассаживаются звучит песня про дружбу)
1. Вступительное слово.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались вместе – мамы и папы, девочки и мальчики. Тема нашего разговора сегодня о дружбе.
- А что значит слово «дружба» (Ребята приводят свои объяснения слова дружба.) Затем учитель предлагает вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.
- Что объединяет все пословицы и поговорки о дружбе?
Звучит песня В. Высоцкого из кинофильма «Вертикаль».
- Кого можно назвать своим другом? (Дети приводят аргументы и зачитывают свои сочинения о друзьях.) 2. Анализ анкетирования.
Классный руководитель продолжает своё выступление и приводит примеры мнения ребят о дружбе (по материалам анкетирования).
- А у вашей семьи, ваших родителей много друзей?
- Почему народная мудрость гласит: «Друг познаётся в беде, лучший друг? В радости? (Мнение высказывают родители и дети. Приводят примеры из собственной жизни в подтверждение своих высказываний.)
Классный руководитель рассказывает ребятам и родителям притчу и просит в её подтверждение привести пословицу, которая достаточно часто употребляется в речи.
«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
Однажды к нему пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни вздохнул и тяжело заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облако пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо овец, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи». - О какой пословице идёт речь?
Вопрос родителям:
- Можете ли вы привести примеры подобного рода для того, чтобы подтвердить, что в жизни происходит именно так?
Вопрос классу: - От чего может погибнуть дружба?
3. Конкурс пословиц и поговорок о дружбе.
Ребята рассказывают заранее подготовленные пословицы и поговорки о дружбе.
4. Анализ стихотворения С.Михалкова «Хорошие приятели».
Ребята читают стихи по ролям, разыгрывая их в виде небольших сценок.
Мальчик Миша мается?
Миша заикается.
Как другие – чисто, ясно? Он не может говорить.
И просить его напрасно То, что скажет, повторить. Нелегко ему даются
Все слова на букву «ка», Но ребята не смеются – Дружба классная крепка.
- Ты, Мишутка, не теряйся! Ты с других бери пример! Просто с духом собирайся И смелее говори!
Миша выговорил слово,
А другого не видать… Но приятели готовы, Если нужно, подождать!
- Как сберечь дружбу? (Родители и дети совместно вырабатывают правила сохранения дружбы и записывают их в заранее приготовленный свиток.) 5. Просмотр выставки сочинений «Мой друг» или конкурс рассказов учащихся «История нашей дружбы».
В классе проводится конкурс сочинений и рассказов о дружбе ребят. Все работы оформляются в большую книгу под название «Невыдуманные истории о дружбе». 6. Презентация фотоколлажа «Кладовая дружбы»
Ребята готовят фотоколлаж, рассказывающий о друзьях родителей, о друзьях своей семьи.
7. Подведение итогов.
Вручение подарков – сувениров друзьям.
«Вот и стали мы на год взрослей...»
Удачи, паденья порою весь год.
Но встреча с друзьями – и всё заживёт. Когда удалось нам до цели дойти,
К чему вспоминать о паденья в пути!
Роберт Бернс Форма проведения: Устный журнал (листы ватмана, сложенные в виде большой книги, перевитой лентой. Каждый лист – страница жизни класса за год).
Ход собрания
1. Вступительное слово
Заканчивается учебный год, мы расстаёмся со школой на время каникул. Хочется, чтобы расставание было приятным и запоминающимся. Каким он был, этот год, в нашей с вами совместной деятельности?
Давайте полистаем совместно с ребятами странички нашего учебного года.
2. По страницам учебного года.
Страница первая, математическая. Это сообщение с уроков естественно- математического цикла, фрагментов уроков; участие в работе кружков, результаты олимпиад, в которых участвовали ученики класса и т.д.
Страничка вторая, филологическая. Фрагменты уроков языка и литературы, иностранного языка, которые можно обыграть кусочками из сочинений, минутками эрудитов по предмету, высказываниями на тему – «этот предмет в моей жизни» и т.д.
Страничка третья, историко –географическая. Мини-КВН с родителями на тему «Знаем ли мы вою Родину?». Родители и дети заранее разделены на две команды, которые готовят друг другу вопросы для историко-географической минутки.
Страничка четвёртая, музыкальная. Она начинается исполнением общей песни, например, «Ты да я, да мы с тобой». Для этой странички по заранее проведённому жребию ребята должны были подготовить музыкальные сюрпризы в микрогруппах.
Страничка пятая, благодарственная. Эта страничка состоит из нескольких частей. Первая – это заполнение Гаммы чувств. Что это такое? Это большой лист бумаги, на котором написаны фломастером следующие слова: любовь; добро; уважение; радость; удовольствие; взаимопонимание; теплота.
Ребята заранее подготовили (пожеланию) маленькие записочки – пожелания педагогам, которые вызвали у них эти чувства своим отношением к делу, уроку, классу, к конкретному человеку. Ребята выходят и приклеивают на соответствующую линеечку свои записки-пожелания написанной стороной внутрь. На лицевой стороне листка – только имя и фамилия учителя.
Вторая часть – это награждение родителей, которые помогали классу в этом учебном году вести интересную и насыщенную жизнь.
Это можно сделать в виде грамот, благодарственных писем, изделий, сделанных своими руками или медалей. (Образец медали для родителей в виде раскрытой детской ладони.)
Страничка шестая, дискуссионная. На доске- вопросы:
- Каким вы видите наш класс в будущем году?
- Что хотите пожелать классу, педагогам, классному руководителю, своему ребёнку в будущем учебном году7
- Что вы хотите пожелать себе в новом учебном году? Чем вам может помочь ваш классный руководитель?
Страничка седьмая, таинственная. Каждый ученик получает запечатанное письмо от классного руководителя, которое должен вскрыть дома, наедине с самим собой. В этом письме – пожелание ученику, связанные с его учёбой, характером, личностными проявлениями. Такое письмо должно быть написано в доброжелательной форме, желательно, чтобы оно имело четкие рекомендации ученику по преодолению в характере каких-либо негативных черт.
3. Подведение итогов.
Заканчивается собрание общей песней.
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (Ю. Визбор).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.