Родительское собрание «Положительные эмоции и их значение в жизни человека»
Жить – значит чувствовать и мыслить,
страдать и блаженствовать. Всякая
другая жизнь – смерть.
В. Г. Белинский
Цель: Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями.
Задачи:
совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека эмоциональной сферы,
положительных эмоций;
актуализировать значение влияния семьи на эмоциональное состояние ребёнка;
ознакомить родителей с возможными способами психологической поддержки детей.
Форма проведения: обучающий семинар.
Вопросы для обсуждения:
Значение эмоциональночувственной сферы для формирования полноценной личности.
Роль семейных отношений в развитии эмоциональной сферы ребенка.
Ход собрания.
Вступительное слово классного руководителя.
Эмоциональное воспитание ребёнка бесспорно, прерогатива семьи. Следует учитывать, что
чувства играют исключительную роль в жизни ребёнка. Они "окрашивают" его ощущения,
восприятия, представления, мысли. В них отражается представление ребёнка к окружающему
миру.Для развития у ребёнка позитивного образа "Я" значимыми являются чувства собственного
достоинства, гордости, становление которых зависит от условий жизни и воспитания прежде
всего в семье. Поддерживать достоинства ребёнка, укреплять его хорошее мнение о себе задача
семьи. Это удаётся сделать в тех семьях, где ребёнка включают в различные виды деятельности,
помогают "расти" в них, видеть свои достижения и ощущать, что они небезразличны родителям.
Возникшее чувство гордости за хорошо выполненное задание, поручение побуждает ребёнка к
новым "победам".
Детство самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый букет красивых
определений: счастливое, безмятежное, безоблачное... но для некоторых детей оно трудное, и,
прежде всего, по вине окружающих взрослых. К сожалению, ребёнок не выбирает свою семью,
родителей и очень зависит от малого круга общения, особенно в детстве.
Как вы думаете, от чего зависит эмоциональное благополучие ребёнка?
Выслушав мнения родителей, классный руководитель делает записи на доске:
Психологический климат семьи;
самооценка ребёнка;
успешность в учебной деятельности;
взаимоотношения со сверстниками и т. д.
Классный руководитель:Действительно, перечисленные факторы в разной степени влияют на
эмоциональное состояние ваших детей. Хочу добавить некоторые причины, отрицательно влияющие
не только на эмоциональную сферу, но и на умственное развитие ребёнка: 1) смерть отца или матери;
2)развод родителей; 3)частое отсутствие отца изза командировок; 4)длительное отсутствие матери и
в связи с этим жизнь с другими людьми; 5)плохие отношения между родителями: ссоры , гнев,
оскорбления; 6)употребление спиртных напитков в семье; 7) курение родителей; 8) плохие знакомства
родителей Сегодня мы будем говорить о влиянии психологического климата семьи на эмоциональное
состояние ребёнка.
1 Психологический всеобуч на тему"Психологический климат семьи и его влияние на
эмоциональное состояние ребёнка"
Классный руководитель.
Психологический климат семьи выражается в том, какие преобладают отношения и
настроения: восторженное, радостное, светлое, спокойное, тёплое, тревожное, холодное,
враждебное, подавленное. При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствуетсебя равным среди равных, нужным, защищённым и уверенным. Он ощущает семью своеобразным
пристанищем, куда приходит отдыхать, или колодцем, где черпает живительную свежесть,
бодрость и оптимизм. Главное в семье чувство самоценности и стремление уважать право
каждого быть личностью, а не только мужем, отцом, хозяином дома или партнёром.
Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость
кому то из членов семьи. А для того чтобы барометр вашей семьи показывал всегда хорошую
погоду, постарайтесь овладеть следующими умениями:
"Держать улыбку" (потому что именно лицо ваша визитная карточка)
Обращать внимание на других (от вашего знания домашних зависит счастье семьи)
Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать трудно)
Говорить "нет", не обижая (и в семье тоже нужна дипломатия)
Не вступать в конфликты (учтите, что лучший способ выйти из конфликта это не
вступать в него)
Ободрять других (оптимистом жить легче)
Делать комплименты (учтите, что женщины любят ухом, и даже самые умные
мужчины легко откликаются на самую грубую лесть)
Вероятнее всего благоприятная психологическая атмосфера присутствует в гармоничной среде.
Какую же семью можно назвать гармоничной? В такой семье ощущается радость жизни. Все
обитатели Дома уверены, что их и интересом и радостью выслушают. Здесь все знают, что с
ними считаются и всегда учитывают позицию других. Потому люди открыто проявляют свои
чувства: радость и огорчения, успех и поражения. В такой семье люди не боятся рисковать, так
как знают семья поймёт, что поиск нового всегда сопряжён с возможными ошибками. Ошибки
говорят о том, что человек меняется, растёт, совершенствуется и развивается. В гармоничной
семье все чувствуют себя на своём месте, и они таковы, какими хотят себя видеть признанные
и любимые. Здесь привыкли смотреть друг на друга, а не в сторону или в потолок. И даже
младенцы выглядят открытыми и дружелюбными. В семье царит молчаливое спокойствие (но
не безразличное молчание или молчание изза страха быть непонятным). Буря в таком Доме
это признак какой то очень важной активности членов семьи, а вовсе не попытка затеять ссору.
Ведь каждый знает: если его не слушают сейчас, то лишь потому, что на это нет времени, а не
потому, что не любят. В таких семьях люди чувствуют себя уютно и комфортно. Взрослые и
дети не скрывают нежности и в любом возрасте проявляют её не только в поцелуях, но и в том,
что открыто беседуют о себе, о своих делах.
Воспитывая детей, родители ведут себя как лидеры, но не как хозяева и руководители. Свою
главную воспитательную задачу они видят в том, чтобы научить ребёнка в любой жизненной
ситуации оставаться человеком, и поэтому не скрывают от детей негативные факты, делятся
своим огорчением, гневом, а, когда им хорошо, могут быть радостными и уверенными в себе.
если в проблемных семьях родители призывают детей не огорчать мать или отца, наказывают
или даже бьют только за то, что ребёнок не сказал "спасибо" или ответил невежливо на
замечание, то в гармоничной семье родители твёрдо знают, что им самим постоянно надо
учиться быть родителями, а значит лидерами!
В гармоничной семье родители твёрдо знают, что дети по своей природе не могут быть плохими
если ребёнок ведёт себя плохо, это означает, что он неправильно понимает ситуацию или же
мало ценит и уважает самого себя.Истинная сущность воспитательной работы, вы и сами уже догадались об этом, вероятно,
заключается вовсе не в ваших разговорах с ребёнком, не в прямом воздействии на ребёнка, а в
организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребёнка.
Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора. В этом деле поэтому нет
мелочей.
2. Организация обсуждения на тему "Роль родителей в эмоциональном благополучии детей"
Классный руководитель.
Как вы думаете, в чём заключается роль родителей в создании эмоционального благополучия
детей? Что Вы понимаете под термином "психологическая поддержка"? (Классный
руководитель записывает все версии, далее проходит обсуждение, учитель даёт рекомендации и
помогает сделать выводы. Естественно, что у родителей могут возникнуть различные версии,
которые на протяжении всей беседы будут дополнять определение. Главный вывод: поддержка
необходима и является важнейшим фактором, способным улучшить взаимоотношения между
ребёнком и родителями.)
Давайте разберёмся, почему родители часто позволяют себе высказывания типа: "Ты всегда
плохо справляешься со своими обязанностями, и я вынужден (а) исправлять , доделывать всё за
тебя" Есть две причины: 1) родители разговаривают с ребёнком так же, как разговаривали с ним
в дошкольном возрасте; 2) взрослая жизнь в социуме приучает родителе к постоянному
столкновению с неудачами, к ожиданию худшего, т. е. сами взрослые изначально не верят в удачу
ребёнка.
Стремление к тому, что бы у ребёнка сформировалось позитивное отношение к жизни, чтобы в
его характере не сложилась тенденция к ожиданию неудачи и разочарования одна из главных
задач родителей. Поэтому важно поощрять и поддерживать ребёнка в его самостоятельных
начинаниях.
Действительно, наши дети вырастают и им хочется другого отношения со стороны родителей.
Для того чтобы дома, (в семье) они чувствовали себя уверенно, нужно родителям изменить своё
отношение к детям.
Ритуалы, которые нравятся детям:
перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест, в
котором будет маленькая тайна взрослого и ребенка;
придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и
участия за чашкой чая;
в выходной обсудить прожитую неделю и её значение для детей и родителей;
посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой;
на ночь услышать доброе пожелание;
в свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи;
вместе с мамой готовить к празднику и печь красивый пирог, а с папой просто поговорить
по душам;
посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них
любимую еду или чтото такое, чего очень давно хотелось.
ЗаключениеУважаемые родители! Мы, учителя нашей школы, делаем много для создания
положительных эмоций у учащихся:проводим много интересных внеклассных мероприятий по
предметам, весёлых развлекательных праздников, поощряем за любой, даже самый
незначительный, успех, но не следует забывать, что главную роль в жизни ребёнка имеет семья.
Ведь не зря говорится: "Счастлив тот, кто счастлив дома". Всего вам доброго! До новых встреч.