«Родительский клуб как форма работы с родителями одаренных учащихся»
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, в Республике Беларусь проблема одаренности имеет государственное значение. Ведь неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности к нестандартному мышлению и поведению. И именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
В настоящее время особую актуальность приобретает грамотное взаимодействие семьи и школы. Семья является важным звеном передачи ребёнку социально-исторического опыта, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений. Полноценное воспитание школьника происходит в условиях одновременного влияния семьи и школы. Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс формирования личности, каковы требования учебного заведения к уровню образованности, воспитанности ребенка.
Для успешной реализации федеральных образовательных государственных стандартов нового поколения необходимо укрепление связей между педагогами образовательного учреждения и родителями учеников. В Законе об общеобразовательных школах оговорено, что родители должны сотрудничать со школой. Взаимодействие родителей и педагогов должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Здесь важна командная работа семьи и школы. Только вместе с родителями можно результативно решать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребёнка, мотивация учения и выявления причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование ценностного отношения к здоровью.
Одним из наиболее актуальных вопросов сегодня является поиск форм и методов работы, которые позволят создать активную родительскую позицию с учётом потребностей школы
Одной из эффективных нетрадиционных форм работы с родителями является семейный клуб. В отличие от родительских собраний, клуб строит отношения с семьёй на принципах добровольности и личной заинтересованности. Большую роль в организации и работы семейного клуба играет классный руководитель. Опыт показывает, что при неформальном общении исчезает беспокойство родителей, появляется чувство доверия к педагогу.
Работа с одаренными детьми может быть успешной, если представляет собой четко выстроенную систему. Понимая это, в нашей школе была принята программа развития. Целью программы развития стала создание и полноценное функционирование школы для детей с повышенной учебной мотивацией. Данная программа является дополнительной ступенью на пути к разносторонней и личностно-ориентированной работе с одаренными детьми.
Однако даже самые большие усилия педагогов в обучении и воспитании одаренных детей обязательно должны быть подкреплены
большим трудом родителей, на которых также возложена ответственность за качество образования и воспитания своих детей. Ведь, безусловно, эффективность воспитания одаренного ребенка во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют учреждение образования и семья. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создает благоприятные условия для развития ребенка.
В школах уже стало традицией проведение классных и общешкольных родительских собраний, заседаний родительских комитетов, которые направлены на повышение педагогической и психологической культуры родителей. Нам бы хотелось предложить вашему вниманию ещё одну форму работы с родителями - детско-родительский клуб для родителей одаренных детей.
Клуб может стать дополнительным компонентом воспитательного процесса, детско-родительским клубом, в котором родители одаренных учащихся могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить усилия и обеспечить одаренному ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в школе и дома. На каждую клубную встречу родители приходят вместе со своими детьми, чтобы вместе лучше понять их социальные и эмоциональные потребности. Руководителями клуба становятся педагог-психолог школы и классный руководитель.
1. Целенаправленность – привлечение всех членов клуба к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений.
2. Плановость, системность – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным.
3. Дифференцированный подход – взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.
4. Индивидуальный подход – учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями.
5. Сознательность, активность, дозированность – сознательное отношение родителей к предлагаемым занятиям, получаемой информации.
6. Стимулирование внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь, путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми.
7. Доброжелательность, открытость,
партнерство – объединение усилий школы и семьи для наиболее эффективного
взаимодействия.
Предлагаем вниманию читателей примеры работы с детьми и родителями в
детско-родительском клубе.
Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:
1. психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
2. информационная среда для родителей;
3. совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
4. поддержка и поощрение родителей на уровне школы.
Рассмотрим
данные направления более подробно.
Психологическое сопровождение семьи способного ребенка
Цель работы психолога с родителями талантливых детей - обучение родителей
эффективному взаимодействию с их ребенком. Данная работа направлена на:
· расширение возможностей понимания одаренного ребенка;
· улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
· выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;
· установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
В целом работа с родителями
должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего
ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его
талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка
вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного,
что это – замечательно.
Главная цель психологической помощи родителям одаренных и
способных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде
всего – РЕБЕНОК.
Информационная среда
Специально для родителей класса разработан цикл родительских собраний «Мой
ребенок – восьмое чудо света». Формы собраний очень разнообразные: круглые
столы, конференции, практикумы, «творческие копилки» и т.д.
Рекомендации родителям одаренных детей:
1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
2. Оценивайте уровень развития ребенка.
3. Избегайте длинных объяснений или бесед.
4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
6. Развивайте в своих детях следующие качества:
o уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
o понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
o интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
o уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
o привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
o умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
Совместная практическая деятельность
способного ребенка и его родителей
В первый класс дети приходят после предшкольной подготовки «Малышок», которые
организованы при нашей школе. К моменту окончания курса учитель достаточно
хорошо знаком с родителями и детьми. Работа по развитию творческого и
познавательного потенциала детей начинается в летнее время перед первым
классом. Лето – благоприятное время для решения воспитательно-образовательных
задач. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут младшего школьника и
в родном городе, и за его чертой, и в зарубежных поездках. Информация о том,
как развивать ребенка летом, что нового и интересного можно с ним узнать, какие
маленькие открытия совершить, необходима каждой семье.
Целесообразно подготовить родителей к активному познавательному
совместному отдыху с детьми. Беседуя с родителями, необходимо показать, что
лето – это подходящее время для формирования познавательных интересов ребенка.
На майском собрании учитель информирует родителей о широких возможностях, как
провести лето с ребенком интересно и полезно. Родителям сообщается, что в
сентябре будет проведен конкурс «Наше необычное лето!»
Предлагаются следующие темы и задания во время отдыха с детьми:
· Интересное вокруг меня (сфотографировать или зарисовать что-то необычное, провести наблюдение).
· Огородный волшебник (проведение опытов на садовых и огородных участках).
· В далеких странах …. (фоторепортаж поездки)
· В гости к маленьким друзьям (провести наблюдение за насекомым).
· Загадки подводного мира (наблюдение, зарисовки, фоторепортажи).
· Мои первые опыты.
Необходимо познакомить родителей с
опытами с применением природных компонентов: ветра, песка, солнца, камней,
воды. Они разнообразят отдых, сделают его насыщенным, интересным, а, самое
главное, полезным для умственного, познавательного, художественно –
эстетического и физического развития младшего школьника; повысят его
самостоятельную активную деятельность.
Правильные рекомендации по проведению летнего отдыха с детьми дают
родителям больше возможностей и идей для совместных с детьми экскурсий,
интересных и полезных дел и творческих работ, а у детей больше положительных
эмоций, приятных воспоминаний о том, как он провел лето вместе с родителями.
Во время учебного года родители и дети организуют совместные проекты
разнообразной тематики, делают презентации своих проектов на тематических
неделях. Для развития творческой и познавательной активности детей родители
помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах
различного уровня.
Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и
в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные
логические задачи. Однако опыт современного образования показывает, что
существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом,
чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать,
обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на
интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на
интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья.
Представленная выше система работы позволяет повышать правовую и педагогическую
культуру родителей, а также формировать практические умения и навыки в
воспитании способных, талантливых детей, что приводит к взаимопониманию между
детьми, родителями и педагогом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.