«Родительский комитет как одна из форм общественного управления дошкольным учреждением»
Оценка 4.8

«Родительский комитет как одна из форм общественного управления дошкольным учреждением»

Оценка 4.8
docx
05.03.2024
«Родительский комитет как одна из форм общественного управления дошкольным учреждением»
родительский комитет.docx

«Родительский комитет как одна из форм общественного управления дошкольным учреждением»

 

 «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», — это мудрое изречение известного философа Френсиса Бэкона вполне может быть эпиграфом к сегодняшнему разговору, подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.

Отечественная система образования переживает сегодня один из новых периодов своего развития. В современных условиях существует множество запросов, на которые должно отвечать дошкольное образовательное учреждение. Это, прежде всего – внедрение в практику элементов новых управленческих механизмов и подходов, привлечение общественных организаций к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более открытой и восприимчивой к запросам общества.

Нормы российского законодательства и основополагающие документы, касающиеся государственной образовательной политики ФГОС ДО провозглашают, что родители являются полноценными участниками образовательного процесса, должны быть «активными субъектами образовательной политики», участвовать в управлении образованием, как «открытой государственно-общественной системы».

• Семейный кодекс РФ, статьи 63 и 64;

• Закон «Об образовании в Российской Федерации», статья 3 пункт 1, статья 44 пункт 3 п.п. 7;

• Закон РФ «Об основах гарантий прав ребенка в Российской Федерации», статья 1 пункт 2

К новым формам отношений родителей и педагогов невозможно перейти в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Время требует включения родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов наряду с воспитателями.

Одним из особых мест в управленческой работе заведующей занимает вопрос о привлечении родителей к решению социальных задач дошкольного учреждения. Поэтому педагогический коллектив начал работу над этой задачей.

Но прежде было необходимо ответить на вопросы:

— как грамотно осуществлять это включение?

— готов ли коллектив к такой деятельности?

— что делать, если прежние способы не работают, а новые неизвестны?

Работа с коллективом началась с того, что была создана творческая группа, включающая в себя администрацию, специалистов, старшую медсестру и опытных воспитателей. Задачи творческой группы – координация и внедрение новых форм и подходов к взаимодействию с родителями. И в этом может оказать действенную помощь родительский комитет (РК) дошкольного учреждения и родительский актив.

С чего начали эту работу?

Во-первых, с Положением ознакомили родителей на собрании, вывесили его на специальном родительском стенде и на сайте учреждения.

Вторым этапом стала разработка перспективного плана работы родительского комитета. Для этого:

1. Ознакомили родительский комитет с локальными актами ДОУ: основной общеобразовательной программой, годовым планом, Программой развития.

2. Озвучили перед РК проблемные вопросы.

3. Коллегиально согласовали основные совместные мероприятия, в организации которых нужна помощь родительского актива.

4. Наметили основные пути взаимодействия.

Исходя из этого, определили круг вопросов, которые необходимо рассмотреть на заседаниях РК. Кроме запланированных вопросов предполагалось и решение текущих, организационных вопросов, которые могут возникнуть в процессе учебного года.

Таким образом, получили ответ на вопрос, в чём может и должен содействовать РК дошкольному учреждению:

— содействие улучшению условий в ДОУ;

— взаимодействие с социумом;

— организация образовательного процесса;

— педагогическое просвещение, пропаганда;

--- совместные проекты

Работа с родительским активом должна способствовать созданию единого пространства «образовательное учреждение – семья – социум». Поэтому необходимо обеспечить:

— заинтересованность родителей в жизни дошкольного учреждения,

— привлечение родителей к участию в образовательном процессе.

По совместной инициативе администрации ДОУ и РК организуется проведение совместных праздников, конкурсов. Родители привлекаются к разработке положений о конкурсах, к участию в жюри, принимают решения о награждении самых активных участников из родителей. В отдельных группах родители активно участвуют в совместной проектной деятельности.

Родительский актив способен помочь ДОУ вести целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую основные требования к воспитательно-образовательному процессу.

РК взаимодействует с общественными организациями. Тесно сотрудничаем с рядом организаций, планируем совместную работу. В этих планах так же определяем роль РК. С помощью родителей, огородили территорию детского сада в целях безопасности, помогли обработать территорию от клещей. И очень активно поучаствовали в социально-образовательном проекте РК музей в ДОУ «Русская комната»

Вся эта работа способствует созданию детско-взрослого сообщества (дети – родители — педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учитывание возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Отдельно хочу остановиться на участии родительского комитета в вопросах контроля. По Положению РК имеет право совместно с руководителем дошкольного учреждения контролировать организацию питания, медицинское обслуживание и другое. Необходимо было чётко обозначить круг вопросов. Так как функционал комитета расширился, то в перечень вопросов включили следующие:

— организация питания,

— организация дополнительного образования,

— безопасность условий осуществления образовательного процесса,

— выполнение санитарно-гигиенических норм и правил,

— охрана жизни и здоровья детей,

— посещаемость.

В этом учебном году в рамках решения годовой задачи привлекли родителей к контролю за организацией физкультурно-оздоровительной работы. Созданная временная комиссия из родительского актива проанализировала:

1. безопасность условий при проведении физкультурных занятий на улице;

2. гигиенические условия при проведении утренней гимнастики,

3. питание.

После этого на заседании РК высказали свои предложения и рекомендации администрации. Возникает закономерный вопрос: а зачем привлекать родителей, когда в ДОУ для этого существуют свои службы? Родительский контроль носит, скорее, не характер инспектирования, а ознакомительный. Это, прежде всего, сбор информации для осуществления связи с другими родителями, педагогической пропаганды с целью успешного решения задач дошкольного учреждения.

На каждом заседании РК принимаются решения, которые заносятся в тетрадь протоколов и согласовываются с руководителем ДОУ.

Их можно классифицировать как решения обязательного и рекомендательного характера. Например, обязательным было решение «Заслушать отчёт старшей медсестры на конец года по выполнению норм питания». Решения рекомендательного характера стараемся тоже исполнять по мере возможностей. Все решения РК доносятся до групп разными путями:

• это выход на родительские собрания групп,

• наглядными способами: через рубрику «Решения РК», объявления, листовки, памятки, информация на сайте.

Результатом такой «открытости» нашего образовательного учреждения явилось:

* для родителей

— их личная заинтересованность в жизни детского сада,

— проявление инициативы,

— повышение активности.

* для коллектива

— осознание взаимодействия ДОУ и семьи как важного двустроннего процесса,

— наполнение взаимодействия с родителями новым содержанием: использование семейных традиций для развития возможностей и способностей ребёнка, защита семейных проектов, участие в творческих конкурсах.

* для руководителя:

— отношение к взаимодействию с семьёй как к стратегическому направлению деятельности дошкольного учреждения.

Реализованный проект

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.

Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Учитывая это, по инициативе РК в 2014 году в нашем детском саду был создан мини-музей «Русская комната». Располагается он на веранде и насчитывает не более 20 подлинных старинных экспонатов. Отрадно, что наши педагоги, воспитанники и родители оказались очень активными и заинтересованными участниками процесса пополнения фондов.

Ребята имеют возможность не просто рассматривать предметы, многие из которых видят впервые, но еще и «играть в историю».

Все музейные экспонаты создают своеобразный диалог между прошлым и настоящим и будущим, они наполняют сердца ребят добрыми впечатлениями о прошлом, приобщают их к культурным ценностям, воспитывают в дошкольниках патриотизм с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), а также бережное отношение к природе родного края.

Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Организованная совместная работа с родительским активом позволяет быть нацеленными на общий результат, поддерживать друг друга в решении проблем, заменять и дополнять друг друга, создавать атмосферу оптимизма и доброжелательности.

Взгляд на семью как на партнера по образованию и воспитанию детей значим как в русле происходящих изменений в системе образования, так и в реализации идей личностно-ориентированной педагогики, повышает готовность родителей к сотрудничеству не только с ребенком, но и с другими родителями, педагогами ДОУ, а в дальнейшем — и школы.

Таким образом, работа с родительской общественностью является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования.

 


 

Родительский комитет как одна из форм общественного управления дошкольным учреждением» «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», — это мудрое изречение известного философа

Родительский комитет как одна из форм общественного управления дошкольным учреждением» «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», — это мудрое изречение известного философа

Наметили основные пути взаимодействия

Наметили основные пути взаимодействия

После этого на заседании РК высказали свои предложения и рекомендации администрации

После этого на заседании РК высказали свои предложения и рекомендации администрации

Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом

Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2024