Устюгова Л.И.
Родительское собрание во 2 классе "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"
Цель: Дать родителям информацию о признаках и причинах невнимательности. Обучить приемам развития внимания. Дать советы по организации помощи невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий.
Актуальность проблемы:
- По анализу самостоятельных и контрольных работ выясняется, что большой процент ошибок составляют не пробелы в знаниях, а именно пропуск, замена, т.е. зачастую невнимательность мешает получить отличную оценку. Слайд 2,3,4
-Внимательный ребенок –это…. Слайд 5
Слайд 6 -Успешность обучения напрямую связаны с развитием психических процессов: памяти, мышления, внимания, речи и др.
Успехи детей в учёбе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть внимательным.
Тест для родителей «Внимание»
-Предлагаю вам практическое задание – побывать в роли учеников.
-Послушайте инструкцию по выполнению работы.
Вывод: -Кто успел выполнить задание? Кто не успел? - В чем скрывается успешность выполнения данного задания? (Внимательно прочитать инструкцию)
-Пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты:
Анкета для родителей (фронтальный опрос): Слайд 7
- Да
- Нет
- Трудно сказать
- Да
- Нет
- Трудно сказать
- Уважаемые родители, поделитесь своим опытом, если считаете, что внимание у вашего ребенка развито на достаточно высоком уровне. Как удалось вам добиться хороших результатов?...
Теоретическая часть «Внимание»
Что такое внимание? Слайд 8
Это направленность на объект…
Непроизвольное внимание (пассивное) Слайд 9
Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека.
Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задачи, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться. Причины возникновения непроизвольного внимания:
Произвольное внимание
Требует от человека волевых усилий, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.
Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.
Свойства внимания: объем, устойчивость, переключение, концентрация. Слайд 10
Наиболее распространенными причинами рассеянного внимания являются:
· Общее ослабление нервной системы (если ребенок медлителен или гиперактивен, причина на физиологическом уровне т.е. нервная система еще недостаточно созрела, в этом случае заставлять ребенка долго сидеть на месте, выполнять одну работу, попросту вредно для здоровья. Квалифицированные советы может дать невролог, психолог, …)
· Ухудшение состояния здоровья
· Физическое и умственное переутомление
· Нарушение режима занятий и отдыха
· Нарушение дыхания (хронические простуды, аденоиды т.е. если ребенок часто дышит ртом)
· Причины психологического характера, может быть в отношение ребенка к занятию (страхи, повышенная тревожность)
· Наличие тяжелых переживаний, травм
· Эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных)
· Недостатки воспитания (например, в условиях гиперопеки ребенок, получивший слишком много словесных указаний от родителей, большой объем информации, привыкает к постоянной смене впечатлений и его внимание становится поверхностным, не формируются наблюдательность, устойчивость внимания)
-Проанализировав причины, мы знаем, над чем именно предстоит работать.
Пути развития внимания: Систематическая тренировка внимания; формирование познавательной мотивации к учению; формирование волевых качеств; организация внимания.
-Существует множество игр и упражнений для развития внимания. Слайд 14,15,
-Также можно проверить внимание у ребенка, для этого существуют разные виды упражнений. Слайд 16
Общие рекомендации (слайд 17,18)
-Если ребенок часто отвлекается, предложите ему формулировать и проговаривать вслух собственные мысли и действия. Этот прием позволит ухватить внимание за хвост, не позволяя ему ускользнуть.
-Облегчить процесс выполнения домашнего задания. Детям, которые не могут долго заниматься однообразной деятельностью рекомендуется выполнять упражнения поочередно по разным предметам, чередуя их с короткими перерывами, во время которых можно перекусить, сделать небольшую зарядку, поиграть.
-Можно предлагать ребенку помочь вам. Например, подмести пол так, чтобы ни одной соринки на нем не осталось, доверить пришивание пуговицы к рубашке ему самому. Так вы не только научите ребенка сосредотачиваться, но и привьете ему навыки самостоятельности.
-Помните во 2 классе нашим детям еще нужно время запомнить неизвестный предмет, если это возможно, то его нужно потрогать, погладить рукой, взвесить, даже понюхать, погладить, вот тогда ребенок поймет его своими чувствами, значит, и сумеет удержать внимание на нем.
-Большое значение для ребенка имеет связь с эмоциями. Вот почему вам, родители, в объяснении, в рассказе нужно следить за интонациями своего голоса. Чем больше будет чувства в голосе, тем внимательнее ребенок будет слушать.
-Не забудьте о доброжелательной обстановке, дома должны царить только понимание и терпение!
В заключение хочется привести слова К.Д. Ушинского. ….. Слайд 19
“Внимание – это именно та дверь,
перед которой проходит все,
что входит в душу человека из внешнего Мира.
Только наше понимание и терпение
помогут обогатить внутренний мир ребенка,
развивать его и совершенствовать»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.