ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П. Раменского»
Родительское
собрание для родителей первоклассников
дата
проведения:29.10.2021.
Тема: « Проблемы адаптации первоклассников в школе»
Выполнили
студентки
Группы: Ш-27
Специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах
Останина
Юлия Сергеевна, Едышева Валерия Александровна
Проверила
______________(Глазырина Е.В)
Оценка_________
г. Соликамск 2021
Тема:
Проблемы адаптации первоклассников в школе.
Дата проведения: 29.10.2021г
Цель родительского собрания: познакомить родителей с особенностями
адаптации к первому году обучения в школе.
Задачи родительского собрания.
познакомить
родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения и
аспектами воспитания в адаптационный период;
-разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первоклассником.
Вопросы для обсуждения:
1. Как узнать, что ребенок не адаптировался?
2.Как
правильно построить работу дома, чтобы ребенок адаптировался в школе?
Формы: Родительское собрание (беседа)
Время проведения: 30 минут
Место проведения: МАОУ «СОШ №7» города Соликамска, кабинет 28.
План проведения собрания( примерный)
I. Организационная часть. Вступительное слово классного руководителя.
II. Выступление психолога.
III. Адаптация к школьному обучению.
IV. Признаки успешной адаптации.
V. Ошибки, которые допускают родители при организации учебного труда младшего школьника.
VI. Тестирование.
VII. Как мы адаптируемся?
VIII. Рефлексия.
IX. Подведение итогов.
I.Организационная часть. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые родители! Я рада встрече с вами. Будет ли школьная жизнь наших детей радостной или, наоборот, омрачится неудачами, плохим самочувствием, во многом зависит от нас, взрослых. Дети проучились в школе 1 месяц. Они ещё привыкают к новым условиям своего существования, к перемене режимных моментов, необходимости выполнения тех требований, которые им предъявляют взрослые, к сотрудничеству с новым коллективом взрослых и сверстников.
II. Выступление психолога.
III. Адаптация к школьному обучению.
Адаптация – это приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму дня.
Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными; ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.
У части детей может нарушиться сон, аппетит, иногда поднимается температура, обостряются хронические заболевания, может появиться интерес к игрушкам, играм, к книгам для очень маленьких детей.
По статистике половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, был ли он психологически готов к школьному обучению, так же это зависит от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития.
Физиологическая адаптация.
1) Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
2) Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления
Социально-психологическая адаптация.
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет. В этот период резко увеличивается рост ребенка, изменяются пропорции тела, интенсивное развитие опорно-двигательной системы. Организм ребенка в этом возрасте уязвим со всех сторон. Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик".
IV. Признаки успешной адаптации.
Во-первых,
это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не
испытывает неуверенности и страхов.
Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа
обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при
обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за
медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?
Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго. (Ничего страшного)
Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их. (На начальной стадии обучения контролируем посадку при письме, как ребенок держит ручку…).
Но самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе.
V. Ошибки, которое допускают родители при организации труда младшего школьника.
- Не выделяют для учебного домашнего труда определённого времени. Дети делают уроки, когда хотят, зачастую забывают о них или делают под нажимом взрослых.
-Перед домашней учебной работой ребёнок плохо отдохнул, не потрудился физически. Поэтому приступает к ней с неохотой, работает небрежно.
- Заставляют ребёнка ожидать прихода с работы взрослых и только тогда делать уроки. К этому времени ребёнок уже устал, даже если он находился на улице. Исследования гигиенистов показали, что подвижные игры в течение длительного времени (более 2 часов) переутомляют детей и снижают их готовность к умственному труду.
- Строго не ограничивают в режиме дня время начала и окончания работы над домашними заданиями. Поэтому ребёнок неорганизованно включается в работу, не проявляет в ней достаточного прилежания. Время для уроков надо выбирать самое продуктивное ( с учётом суточных колебаний умственной работоспособности): утром – с 9 до 11.30, а вечером – с 16 до 17.30. Это время строго фиксировать в режиме дня и не допускать его срыва.
Отдых должен быть активным. Полноценный отдых – это смена видов деятельности. После нескольких часов работы за школьной партой ребёнку необходимо пребывание на свежем воздухе в подвижном состоянии (спортивные игры, физический труд). Пассивный отдых дома и на улице (бесцельное хождение) ведёт к потере работоспособности, постепенно воспитывает лень, нежелание делать полезное для людей дело. Прогулка необходима и после приготовления домашних заданий.
VI.Тестирование.
VII. Как мы адаптируемся?
Прежде
всего, главная задача учителя начальных классов – это сплотить детей в самый
ранний период. Для того чтобы ваши дети чувствовали себя комфортно, мы вместе с
ними выходим каждый день гулять, на прогулке играем в игры на сплочение. Так же
мы уже успели посетить водную эстафету среди первых классов, где заняли
почетное 1 место. Однако, мы не забываем про учебный процесс, но даже в нем,
ищем множество способов узнать друг друга и стать дружным классом!
VIII. Рефлексия.
М ы остановились на основных положениях, обеспечивающих успех адаптации первоклассников к новым условиям. Я думаю, что наша встреча не прошла зря. Вы получили много рекомендаций, ответы на волнующие Вас вопросы, а теперь пришла пора подвести итоги нашей встречи…
VIII. Итог собрания. Заключительное слово классного руководителя.
Родители хотят, чтобы их ребёнок был самым лучшим. Он обязательно таким и будет, если крепко дружить со школой, полностью вникнуть в интересы ребёнка на данный момент. Это трудно, но нужно. Не стесняйтесь приходить в школу. Только добрая помощь детям, только терпение дадут нужный результат. Помогите вашему ребенку!
Так хочется, чтобы в наше непростое время дети были по-настоящему счастливы!
Желаю Вам успехов в воспитании детей!
Тестирование для родителей первоклассников.
Имя фамилия ребенка
____________________ ______
Просим вас ответить на приведённые ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.
1.Охотно ли идёт ребёнок в школу?
-неохотно
-без особой охоты
-охотно, с радостью
-затрудняюсь ответить
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?
-пока нет
-не совсем
-в основном, да( А)
-затрудняюсь ответить
3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
-скорее нет, чем да ( ДА)
-не вполне (ВДА)
-в основном да ( А)
-затрудняюсь ответить
4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?
-иногда (ВДА)
-довольно часто( А)
-затрудняюсь ответить
5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
-в основном отрицательные впечатления( ДА)
-положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)
-в основном положительные впечатления( А)
6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру)_____3 часа_____
7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
-довольно часто( ДА)
-иногда (ВДА)
-не нуждается в помощи( А)
- затрудняюсь ответить
8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?
-перед трудностями сразу пасует( ДА)
-обращается за помощью (ВДА)
-старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА)
-настойчив в преодолении трудностей( А)
-затрудняюсь ответить
9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
-сам этого сделать не может ( ДА)
-иногда может (ВДА)
-может, если его побудить к этому( А)
-как правило, может( А)
-затрудняюсь ответить
10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
-довольно часто( ДА)
-бывает, но редко(ВДА)
-такого практически не бывает( А)
-затрудняюсь ответить
11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
-нет( ДА)
-скорее нет, чем да(ВДА)
-скорее да, чем нет( А)
-затрудняюсь ответить
А- адаптация, ВДА- возможна дезадаптация, ДА- дезадаптация
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.