Родительское собрание
«Ваш ребенок-третьеклассник»
Цель: повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания учащихся детей третьего класса, формирование представления о основных требованиях к уровню подготовки третьеклассника.
Задачи:
· основные требования к уровню подготовки третьеклассников
· повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания детей третьеклассников;
· познакомить родителей с психологическими и физиологическими особенностями детей-третьеклассников;
· обозначить проблемы характера для данного возраста;
· дать рекомендации родителям по воспитанию и развитию детей с учётом их психофизиологических особенностей.
«Вера, надежда, любовь, бескорыстие, риск и терпение! Терпение!
Воспитание – это терпение.
Понимать, принимать, терпеть…
Где не хватает терпения надо бы постараться понять,
Где не понимаю – постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка,
Всегда люблю.»
Симон Соловейчик
Добрый вечер, уважаемые родители! Повестка нашего собрания уже озвучена. И сегодня нам предстоит ответить на вопросы:
1. Кто такие третьеклассники?
2. Какими особенностями отличаются?
3. И какие основные требования к их уровню подготовки?
1.И начнем с первого вопроса: кто же такие третьеклассники? Что же в ним особенного?
«Каждый год – что-то новое» Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учебе, проявлять активный интерес к знаниям. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Родителям третьеклассников важно не упустить это время, чтобы реализовать потенциальные возможности ребенка.
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Их физическое взросление сопровождается социальным взрослением: расширяется круг друзей и в этот круг входят ребята не только этого возраста, но и те, кто постарше.
У одних ребят происходит взросление легче и менее болезненно, а у других сопровождается острыми переживаниями, конфликтами, страданиями.
Ваши дети уже могут оценивать свои умения и сравнивать их с умениями своих сверстников. Это бывает не всегда объективно. Они ссорятся и мирятся, обижают и обижаются, дерутся и разнимают дерущихся, страдают и плачут, злятся и накапливают боль, обиду, агрессию.
У девятилетнего ребёнка продолжает активно развиваться воля. Он пытается сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними. Ребенок становится более критичным по отношению к взрослым, может сформулировать, что ему нравится, а что не по душе.
В этот период начинают анализировать свои поступки и поступки других людей, родителей, учителей, пытаются получить больше «свободы».
Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или нежелание дружить. У некоторых детей наблюдается сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализовать. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами. Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, оценивает отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание больше свободы. Излишне сильная опека угнетает. Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.
Не для кого не секрет, чем больше мы общаемся с ребенком, чем больше проговариваем ситуации, в которые он попадает каждый день, тем больше мы помогаем ему не совершать плохих поступков, преодолевать соблазн плохого поступка. В этот ребенку главный помощник и советчик – семья, его родные и близкие люди.
Именно с третьего года обучения дети начинают осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.
Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями.
Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания.
Известный детский психолог Д. Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим».
Активно развивается и способность ребёнка произвольно управлять психическими процессами, он учится владеть своим вниманием, памятью, мышлением. Эти изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно использованы в развивающейся работе с детьми.
Поэтому мы можем сделать вывод, что третьеклассники действительно нужны в особом внимании, у них есть много возрастных особенностей. Разберем конкретно какие:
Возрастные особенности детей 9-10 лет
Физические
1. Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения,
физические упражнения, игры.
2. Может пренебрегать своим внешним видом.
Предлагаем:
1.
Использовать прогулки, поездки, экскурсии.
2. Обучать ребенка личной гигиене, уходу за своей одеждой, комнатой, приучать к
пунктуальности.
Интеллектуальные
1. Нравится исследовать все, что незнакомо.
2. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое
и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния.
3. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет.
4. Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не
качество, а количество.
5. «Золотой возраст памяти»
Предлагаем:
1.
Обучение через исследование. Задавайте свои «почему?»
2. Идти дальше поверхностных фактов, излагать свои истории с событиями и именами,
сочинять, творить, придумывать
3. Поставить вопросы, ответы на которые ребенок сможет найти самостоятельно.
Указать, где можно найти информацию: в книге, в Интернете, по телевизору,
спросить у старших и т.д.
4. Предложить делать коллекции.
5. Научить ребенка знать и любить книги.
Эмоциональные
1. Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а
потом думает.
2. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры.
3. Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории.
4. Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным.
Предлагаем:
1.
Учить самоконтролю: когда быть серьезным и спокойным, а когда быть веселым.
2. Учить терпимости и самоконтролю. Рассматривать все факты до принятия
решения. Учить уважать права и чувства других людей.
3. Научить смеяться над собой. Не произносить тех шуток, которые будут
оскорблять других людей.
4. Учить свободе от страха. Вместе решать конкретные проблемы.
Социальные
Ребенок начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола, т.к. для девочек мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы».
Предлагаем:
Учить
дружелюбию. Поощрять ребёнка не занимать позиции «я свят для тебя», не
изолировать себя от сверстников. Помогать сопереживать другим людям.
Духовные
1. Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, которых он
видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы
сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам.
2. Нравятся захватывающие рассказы.
Предлагаем:
Избрание
положительных героев из литературы. Познакомить с героями настоящего времени.
Ваши дети уже могут оценивать свои умения и сравнивать их с умениями своих сверстников. Это бывает не всегда объективно. Они ссорятся и мирятся, обижают и обижаются, дерутся и разнимают дерущихся, страдают и плачут, злятся и накапливают боль, обиду, агрессию.
Почему у одних из ребят происходит взросление легче и менее болезненно, а у других сопровождается острыми переживаниями, конфликтами, страданиями. Об этом наш сегодняшний разговор.
Что необходимо вашему ребенку сейчас?
1.Вера в свои силы, успехи.
2.Уход за своей одеждой, комнатой, книгами.
3.Приучать к пунктуальности.
4.Учить уважать права и чувства других людей.
5.Учить терпению, самоконтролю.
А теперь мы перейдем к учебе. И назовем основные требования в учебе к нашим третьеклассникам.
Сейчас я вам назову основные моменты, что должен знать и понимать третьеклассник, но для вас я подготовила кейс, в котором вы найдете развернутые требования и памятки «Что должен знать третьеклассник на конец учебного года»
Русский язык.
К концу 3 класса обучающиеся должны знать/понимать:
осознавать слово, предложениекак главные средства языка;
использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов
и поиска нужной информации (в словарях и др.);
производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объеме представленного в
учебнике материала);
различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
Литературное чтение
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
правильно выбирать нужную
интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения.
Работа с текстом и книгой
Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.
Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий,
определять тему и главную
мысль изучаемого произведения.
Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного
текстов, выделять ключевые слова.
Математика
Учащиеся должны знать/понимать:
названия и последовательность чисел в пределах 10000;
названия компонентов деления
(делимое, делитель);
сочетательное свойство умножения и распределительное свойство;
табличные случаи умножения и деления чисел;
названия единиц длины массы, времени, ёмкости;
метрические соотношения между некоторыми единицами длины, массы, времени, вместимости;
названия единиц скорости;
названия геометрических фигур (круг, окружность).
И в завершении нашего родительского собрания я составила вам памятки с советами для Вас:
Советы родителям
1.Завтра, когда ваш ребёнок проснётся, скажите ему : «Доброе утро» и … не ждите ответа. Начинайте день бодро, а не с замечаний и ссор.
2.Не расставайтесь с ребёнком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
3.Внушите ребёнку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».
4.Это мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребёнок работает – он растёт. Когда он встанет, хорошо покормите его перед школой.
5.Быть может, вам кажется, что бабушка портит вашего ребёнка, и вместо того, чтобы воспитывать ребёнка, вы воспитываете бабушку. Скандалы в доме ещё опаснее.
6.В спорах с ребёнком хоть иногда уступайте, чтобы ему не казалось, будто он вечно не прав. Этим вы и детей научите уступать, признавать свои ошибки.
7.Наши разговоры нередко с детьми бедны, поэтому ещё раз посоветуем: каждый день вслух читайте хорошую книгу. Это сильно обогатит ваше духовное общение.
8.Договаривайтесь с ребёнком заранее о тех домашних делах, которые он должен сделать. Старайтесь, чтобы ваше «Сделай, сходи» не застало сына или дочь врасплох, ведь у них тоже могут быть важные дела.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.