Чтобы воспитывать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение.
А.П.Чехов
Чтение - вот лучшее учение.
А.С.Пушкин
Чтение выстраивает целые судьбы.
В.Шукшин
Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда.
В.А.Сухомлинский
1. Анализ учебных достижений.2. Психолого-педагогическое просвещение.3. Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса.
Результаты проверки техники чтения
От 15 до 25 слов – 3 человека
От 26 до 40 слов – 11 человек
Свыше 40 слов - 19 человек
| Автор программы | I полугодие | II полугодие |
| Горецкий В.Г | 15-20 | 25-30 |
Свиридова В.Ю | 20-30 | 40-50 |
В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
1) Способ чтения – чтение целыми словами.
2) Правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
3) Скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.
4) Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Разговор о технике чтения
Техника чтения или беглость чтения в образовательном процессе имеет важное значение.
Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться на "5" и "4" в старших классах, если 4 класс они закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов в минуту.
Ребенок, который не умеет быстро читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении заданий.
Ситуации для обсуждения.Ситуация 1.
Ребёнок медленно читает. Мама говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила! Разве так читают? Смотри, как надо!» А ребёнок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий становится равнодушным к чтению.
Как вы оцениваете поведение мамы?
ВЫВОДЫ:
Будем терпимы. Пусть ребёнок радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.
Можно записать ребёнка в библиотеку.
Читать ему книги, увлекать своим примером. Рассказывать о прочитанном.
Чтобы научить выразительному чтению, нужно голосом передавать характер героев, слушать «живое слово» (в театре, по телевизору), чаще читать по ролям.
Ситуация 2
2. Немного почитав, Серёжа устало говорит: «Не хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» - требует мама. «Ну, мам», - умоляет Серёжа. «Кому говорят, читай!» - почти кричит мама…
КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТА?
Если ребёнок не хочет или устал, родители разрешают ему немного поиграть, а потом предлагают продолжить читать.
Физминутки.
Советы родителям.
Если вы хотите, чтобы ребёнок читал,
надо, чтобы рядом с ним был
читающий родитель,
а ещё лучше – читающий
вместе с ребёнком родитель.
Пусть дети видят, как вы сами читаете
с удовольствием: цитируйте, смейтесь,
заучивайте отрывки,
делитесь прочитанным. Этот пример
может стать заразительным
для всех.
Разговаривайте о прочитанном,
чтобы ребёнок чувствовал себя
умным и понятливым. Чаще хвалите его
за сообразительность и старание.
Чтобы сохранить зрение,
врачи рекомендуют
читать непрерывно не более 20-30 минут, а
потом делать перерыв.
Приклейте на оконное стекло небольшой яркий цветочек – пусть ребёнок смотрит на него 5-7 секунд, столько же времени – на дальний объект, находящийся на улице.
Большое значение
для предупреждения близорукости
имеет освещение. Место работы должно
быть у окна, не затемненного шторами.
Настольная лампа с абажуром
спокойных тонов
и лампочкой мощностью 60- 80 Вт
должна стоять слева. Книга должна не
лежать на столе, а стоять под углом
40 градусов, тогда и расстояние
между глазами и книгой будет
не менее 30-40см.
Рекомендации В.Н.Зайцева по развитию техники чтения.
Лучше читать поменьше, но чаще: почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два– ещё 1-2 абзаца. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа за один приём.
Хорошие результаты даёт чтение перед сном.
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: ребёнок читает одну-две строчки, после этого получает краткий отдых. Такой режим получается, если ребёнок просматривает диафильмы.
Чтобы ребёнок видел свои достижения в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это торжественным образом.
Так же развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи.
Ребёнка следует записать в библиотеку, где он может выбрать то, что нужно именно ему.
Выводы:
Читать с ребёнком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты.
В обращении с ребенком помнить народную мудрость: «Кто не возьмёт лаской – не возьмёт и строгостью». Каждая семья найдёт время и возможности для семейного чтения.
Оказывать детям помощь в оформлении читательского дневника. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные мысли из прочитанного.
Читательский дневник.
ДАТА | Автор и назва-ние книги | Время чтения | Подпись родите-лей | Подпись учителя |
24.01.18 | К.Паус-товский «Барсу-чий нос» | 20 мин |
Решение собрания.
Читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты.
Выписать детские журналы и приучить детей их читать.
Держать связь с библиотекой.
В обращении с ребенком помнить народную мудрость: «Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью». Каждая семья найдет время и возможности для семейного чтения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.