Как сформировать у ребёнка стремление к здоровому образу жизни
«Единственная
красота, которую
я знаю – это здоровье.»
Г. Гейне
Цель:
· формирование представлений о здоровом образе жизни и его влиянии на сохранение здоровья школьника;
· дать информацию о направлениях сохранения здоровья школьника;
· сформулировать рекомендации по сохранению физического, психического и душевного здоровья детей.
Ход собрания:
1. Выступление классного руководителя.
Прочитайте цитату, записанную на доске.
Как вы сформулируете тему сегодняшнего собрания? (Как сберечь здоровье.)
Правильно, мы сегодня будем говорить об основных правилах здоровьесбережения. А для этого сначала попробуем дать определение этому понятию.
Что такое, на ваш взгляд здоровье, какого человека можно назвать здоровым?
(Здоровье – это отсутствие болезней, хорошее самочувствие, настроение», «Здоровый человек – это человек с хорошим иммунитетом, не имеющий хронических заболеваний» и т.п.)
Верно, здоровье – это такое состояние, при котором человек способен максимально использовать свои физические и энергетические ресурсы, чтобы реализовать свои способности и произвести потомство. Но, к сожалению, зная это, мы не всегда стремимся выполнять правила, способствующие укреплению здоровья. А когда теряем его, уже редко можем исправить положение – время работает против нас.
Какие составляющие входят в понятие «здоровье»? Их три:
· физическое здоровье;
· психическое здоровье;
· душевное здоровье.
Какие меры необходимо принимать человеку, чтобы каждая часть его здоровья была сохранена? Физически здоровым считается человек, который, как вы правильно определили в начале собрания, редко болеет, у него хорошая иммунная система, физически развит и закалён, и, что особенно важно, стремится к сохранению и упрочению своего здоровья. Родителям необходимо с ранних лет развивать у ребёнка навыки здорового образа жизни. Однако из направлений в решении этого вопроса принадлежит соблюдению режима дня школьника, организации отдыха.
В младшем школьном возрасте для предупреждения переутомления показан дневной сон, если это возможно организовать. В целом ребёнок должен спать не менее 8-10 часов в сутки.
Следующий фактор сохранения здоровья – это укрепление иммунной системы. Физическая активность, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, водные процедуры, отказ от вредных привычек, правильное питание – все эти мероприятия способствуют этому. К сожалению, современные учебные нагрузки значительно снизили двигательную активность школьника. Поэтому для профилактики гиподинамии и сохранения здоровья родители должны принимать следующие меры по улучшению физического состояния и самочувствия детей:
· проведение зарядки;
· прогулки на свежем воздухе;
· оздоровительный бег;
· занятия зимними видами спорта – катание на лыжах, коньках;
· плавание;
· езда на велосипеде;
· командные виды спорта: волейбол, футбол и т.п.;
· туризм;
· занятия аэробикой, спортивными танцами и т.п.
Все эти меры не только способствуют профилактике простудных заболеваний, ритмичному сокращению сердца, снимают нервное напряжение, активизируют дыхание и кровообращение, но и создают хорошее настроение, укрепляют волю и развивают такое качество характера, как выносливость.
Все эти меры не только способствуют профилактике простудных заболеваний, ритмичному сокращению сердца, снимают нервное напряжение, активизируют дыхание и кровообращение, но и создают хорошее настроение, укрепляют волю и развивают такое качество характера, как выносливость.
Немаловажным фактором сохранения здоровья является закаливание. Оно укрепляет защитные силы организма, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровоснабжение и работу мышц, нормализует обмен веществ. Закалённые дети лучше переносят перепады температуры, реже болеют простудными заболеваниями. Существуют следующие виды закаливания:
· закаливание солнцем;
· закаливание воздухом;
· закаливание водой;
· обтирание;
· обливание;
· обтирание стоп;
· полоскание горла;
· контрастный душ;
· купание;
· баня;
· массаж.
Начинать закаливание врачи советуют постепенно, лучше в летний период. Но, в любом случае, перед этим необходимо посоветоваться с участковым врачом – педиатром.
Значительную роль в сохранении здоровья человека играют привычки. Одни из них сохраняют здоровье, другие разрушают его, приводят к деградации личности, преждевременному старению организма и смерти. К ним относятся употребление психоактивных веществ, табакокурение. Наши дети подходят к трудному подростковому возрасту. В этот период меняются их жизненные приоритеты. Например, если мнение родителей раньше для них было неоспоримым, авторитетным, то в этом возрасте точка зрения взрослых в глазах ребёнка обесценивается. Мнение сверстников становится более значимым. Поэтому такая вредная привычка, как табакокурение становится в подростковом возрасте настоящей бедой как для детей, так и их родителей.
Как известно, табачный дым, являясь скрытым убийцей, оседает в лёгких и всасывается в кровь. При этом в первую очередь нарушается работа сердца. Головного мозга, а впоследствии и всех внутренних органов. Особенно активно табачный дым разрушает здоровье детей, т.к. их организм очень восприимчив к различным ядам. Необходимо же сейчас объяснить ребёнку механизм воздействия табака на организм человека. Он заключается в том, выкуренная сигарета оказывает бодрящее воздействие на организм. Поэтому если вы говорите ребёнку, что курить – это неприятно, некрасиво, «невкусно», вы обманываете его. Особенно это объяснение становится неприятным для ребёнка, если кто-то из членов семьи курит. Надо объяснить, что находиться в табачном дыме аммиак через 2-3 минуты после вдыхания образует в организме нашатырный спирт. Попадая в кровь, он расширяет сосуды головного мозга, возбуждает нервную систему. В этот момент курильщик и чувствует приток свежих сил.Но через несколько минут происходит спазм сосудов, и, чтобы избавиться от этого, человек вновь тянется за сигаретой. Таким образом, он становится зависимым от сигарет, постепенно отравляя свой организм.
Ещё один опасный яд – алкоголь. Он также обладает наркотическим воздействием. В небольших дозах он поднимает настроение, вызывает чувство облегчения. Но в дальнейшем наступают симптомы отравления, о которых ребёнку надо также рассказать. Опасность употребления алкоголя подростками состоит ещё и в том, что он вызывает агрессивность.
То же самое можно сказать и об употреблении наркотиков. Кроме того, эта вредная привычка вызывает чрезвычайно опасную болезнь, трудно поддающуюся лечению – наркоманию. Часто попробовав наркотик только один раз, человек уже не может обойтись без него.Наркотик поражает все органы человека, разрушают иммунную систему, действуя на генном уровне, он вызывает психические расстройства, вызывает полную деградацию личности.
Но мало будет просто рассказать детям о воздействии табака, алкоголя, наркотиков на организм. Взрослым нужно быть внимательнее к нему в этот период, стараться сохранить с ним доверительные отношения. А самое важное – научить его находить удовольствие в другом, например, в творчестве, спорте, общении. Что бы ни говорили взрослые, воспитание потребности в здоровом образе жизни идёт от семьи. Поэтому примером должны являться сами родители. Не стоит устраивать праздники, где алкоголь – центр события. Если в семье пьёт и курит один из родителей, не надо пытаться скрыть это от ребёнка. Будет лучше, если ребёнок будет знать, что это вредная привычка, и супруг (супруга) не может пока от неё избавиться.
Мы познакомились с факторами, способствующими сохранению физического здоровья детей. Но для того, чтобы человек чувствовал себя по-настоящему здоровым, необходимо беречь психику. Нагрузки, которые испытывает современный школьник, очень велики, и часто психика не выдерживает. Школьники ещё не умеют управлять своими эмоциями. Лучше всего в этом возрасте регулировать эмоциональное состояние физическими упражнениями, при помощи занятий различными видами искусств, помогут прогулки, выезды за город. Хорошо, если у вас есть домашние животные. Помогает расслабиться созерцание струящейся воды, огонь зажжённой свечи.
Ещё одна важная составляющая здоровья человека – его душевное здоровье. Это соответствие мыслей, чувств, поступков принятым в обществе нормам, основанных на идеалах добра, чести, справедливости, и других категориях этики. Чтобы сформировать навыки бесконфликтных взаимоотношений с окружающими, необходимо научить ребёнка выполнять следующие правила:
· не пытаться переделать другого человека, а самому изменить своё отношение к нему;
· не увлекаться критикой, уметь вовремя остановиться;
· обсуждать конфликт, который возник сейчас, а не вспоминать прошлые «грехи»;
· во время конфликта следить за своей речью, не допускать оскорблений;
· уметь ценить достоинства другого человека и восхищаться ими;
· быть внимательным к чувствам, настроениям окружающих;
· вести себя так, как хотелось бы, чтобы другие вели себя по отношению к тебе.
В заключение хочется отметить, что в условиях сложной экологической, экономической действительности проблемы сохранения жизни и здоровья детей особенно актуальны. Но одни только знания о здоровом образе жизни не помогут. Необходимо, чтобы потребность в сохранении здоровья стала внутренним убеждением ребёнка.
2. Ознакомление родителей с результатами анкетирования детей.
При подготовке к собранию мы провели анкетирование среди детей «Как сберечь своё здоровье» (Приложение).
Предлагаю вам ознакомиться с её вопросами (раздаются бланки родителям).
· Правильные ответы о правильном питании дали ___ % учащихся.
· Понимают, что физические упражнения способствуют сохранению здоровья ____ % учащихся.
· Имеют правильные знания о вреде табакокурения ___ % учащихся.
3. Подведение итогов родительского собрания.
Как видите, есть о чём поговорить с детьми, над чем поработать. Но самое главное, мы должны осознать: в воспитании стремления к здоровому образу жизни должны стать примером взрослые.
Возможное решение собрания
1. Обсудить дома с остальными членами семьи информацию, услышанную на собрании и полученную в результате выполнения практических работ.
2. Использовать её для формирования в семье потребности к здоровому образу жизни.
3. Наблюдать за питанием своего ребёнка.
4. Обсудить с детьми результаты викторины.
5. Совместно с родителями убедить детей в необходимости полноценного горячего питания.
(Приложение)
Анкета для учащихся «Как сберечь своё здоровье»
(подчеркнуть правильный ответ).
1. Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья? (Да, нет).
2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (Да, нет).
3. Верно ли, что кактусы поглощают излучение от компьютера? (Да, нет).
4. Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да, нет).
5. Верно ли, что морковь замедляет старение организма? (Да, нет).
6. Отказаться от курения легко? (Да, нет).
7. Правда ли, что молоко полезней йогурта? (Да, нет).
8. Взрослые чаще, чем дети, ломают ногти? (Да, нет).
9. Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (Да, нет).
10. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Да, нет).
11. Правда ли, что каждый день нужно пить молоко? (Да, нет).
12. Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжёлой атлетикой? (Да, нет).
13. Правда ли, что ребёнку достаточно спать 8 часов? (Да, нет).
14. Развитие техники, медицины, создание искусственных и синтетических материалов может повредить здоровью человека? (Да, нет).
15. Чтобы утолить голод между приёмами пищи можно съесть батончик «Сникерс»? (Да, нет).
16. Чтобы продукты питания дольше хранились, в них добавляют ингредиенты для консервации, которые вредны для здоровья? (Да, нет).
17. Правильно питаться – это значит, есть то, что ты любишь? (Да, нет).
18. Чтобы было больше сил для учёбы, надо питаться горячими обедами? (Да, нет).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.