Родительское собрание "Методы поощрения и наказания в семье"
Оценка 4.6

Родительское собрание "Методы поощрения и наказания в семье"

Оценка 4.6
docx
06.06.2023
Родительское собрание "Методы поощрения и наказания в семье"
Родительское собрание Поощрение и наказание в семье.docx

Родительское собрание на тему:

«Меры поощрения и наказания в современных семьях».

Цель: определение значения поощрений и наказаний в семейном воспитании.

Задачи:

·        создать условия для оценки родителями собственной системы воспитания;

·        ознакомить родителей с педагогическими требованиями приме­нения поощрений и наказаний.

Подготовительный этап: анкетирование учащихся.

 

Анкета

1.Как часто ваша семья собирается вместе?

А) ежедневно

Б) по выходным

В) редко

Г) никогда

 

2.Едины ли родители в своих требованиях к вам?

А) да

Б) нет

В) не совсем

 

3.Принимаете ли вы но внимание мнение родителей при выборе
друзей?

А) всегда

Б) никогда

В) иногда

 

4. Говорите ли вы родителям правду?

А) всегда

Б) иногда

В) никогда

 

5. Как часто вас наказывают?

А) систематически

Б) никогда

В) иногда

 

6. Какие меры наказания и поощрения используют ваши родители?

А) ласка;

Б) поощрение;

В) разъяснения;

Г) жесткие требования;

Д) принуждение;

Е)  угрозы;

Ж) ругань;

З) физическое наказание.

 

7. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

А) решает сообща жизненные проблемы;

Б) занимается семейно-бытовым трудом;

В) вместе проводит досуг;

Г) смотрит телепередачи;

Д) обсуждает вопросы работы, учебы;

Е) делится впечатлениями о прожитом дне;

Ж) поет, музицирует;

З) каждый занимается своим делом.

 

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Поощрение и наказание - простейшие из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать свое отношение к поступкам и проявлениям ребенка.

Я думаю, каждый из вас имеет свое мнение по поводу наказаний и поощрений ребенка, и сегодня мне хотелось бы еще раз рассмотреть виды воздействий, их влияние на детей и эффективность.

Люди чаще всего руководствуются мотивом «потому что», хотя ло­гичнее было бы использовать мотив «зачем». Вполне закономерно, что люди стремятся к конкретному результату, прикладывают определен­ные усилия, следуя намеченным путем.

Какими мы хотим видеть своих детей? Инициативными или пассив­ными, настойчивыми и упорными или подчиняющимися? Что воспи­тываем мы в них день изо дня? Взращиваем ли мы в них уверенность в собственных силах и будущих успехах или в очередной раз внушаем неспособность справиться с заданием?

Используя наказание и поощрение, родитель фиксирует внимание чада либо на успехах, либо на неудачах, таким образом, ребенок полу­чает важную информацию о себе, которая ложится в основу «образа Я» и самооценки сына или дочки.

Поощрение положительных проявлений и поступков ребенка спо­собствует повышению его уверенности в себе и чувства компетентности, а следовательно, повышению его самооценки. Постоянное упоминание о недостатках и неудачах повышают неуверенность в собственных си­лах и внутреннюю тревожность. Каким же мы хотим вырастить своего ребенка? Только определив конечный результат, мы можем правильно  использовать воспитательные воздействия, а именно: поощрения или наказания.

II. Анализ анкетирования учащихся

Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принци­пиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть «механизм» действия этих воспитательных средств в системе организации воспитательного процесса, был А.С. Макаренко. Главный смысл наказания А.С. Макаренко видел в том, что оно должно разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов». С таким пониманием тесно связана его идея о необходи­мости индивидуализации наказания и недопустимости каких бы то ни было регламентированных «шкалой» мер воздействия. Вместе с тем Антон Семенович отстаивал необходимость выработки в коллективе определенных традиций, связанных с поощрением и наказанием. Бо­рясь против «шкалы», по которой можно было бы поощрять и наказывать без анализа причин поступков детей и учета их индивидуальных  особенностей, А.С. Макаренко вместе с тем считал, что педагог должен располагать достаточно богатым арсеналом средств поощрения и наказания.

Поощрения и наказания должны строиться на точном и всесторон­нем учете индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщатель­ном анализе причин и мотивов их поступков и конкретных ситуаций, в которых эти поступки совершаются. Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает не из кикой -то «шкалы» пороков и добродетелей, за которые следует строго отмеренная доза карательных мер и наград, а из реально проявляю­щейся в данной педагогической ситуации потребности в коррекции поведения детей.

В каждой семье существует своя система поощрений и наказаний. О том, что присутствует в арсенале наших родителей, подростки расска­зали в ответах анкеты. Оказалось, что наиболее частым воспитательным воздействием в семье является - (__________). Это отметили (___) % учащихся. В порядке убывания частоты применения поощрений и на­казаний имеем следующие виды:

(_________) - (_____) % учащихся;

(__________) - (_____) % учащихся.

Наказывают родители систематически - (_____) учащихся, иногда -(_____) учащихся, никогда - (______) учащихся.

(Далее анализ строится таким образом, чтобы наблюдалась связь между результатами анкетирования. Следует указать зависимость един­ства родителей в требованиях и желания говорить родителям правду, или прислушиваться к мнению родителей в выборе друзей; частоты совместного времяпровождения и его видов.)

III. Формы и виды поощрений.

Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий детей. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разно образны:

·        одобрение;

·        ободрение;

·        похвала;

·        благодарность;

·        предоставление почетных прав и т. д.

Несмотря на кажущуюся простоту, метод требует дозировки и ос­торожности. Неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. Важно соблюдать определен­ные требования к поощрению.

Поощряя, родители должны стремиться, чтобы поведение подро­стка мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравствен­ными мотивами.

Поощрение не должно противопоставлять подростка остальным членам семьи. Поэтому поощрения заслуживает ребенок не толь­ко когда он добился успеха, но и когда добросовестно трудился на общее благо, показывал пример честного отношения к делу. Надо поощрять, если сын или дочка проявили высокие нравственные качества: трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая  другим.

Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы: кому, сколько и за что. Поэтому оно должно соответствовать заслугам подростка, его индивидуальным особенностям и не быть слиш­ком частым. Выбирая поощрения, важно найти меру, достойную ребенка. Неумеренные похвалы приводят к зазнайству.

Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя положительные качества ребенка, родитель вселяет в него уверенность, воспи­тывает целеустремленность и самостоятельность, желание пре­одолеть трудности. Подросток, оправдывая оказанное доверие, преодолевает свои недостатки.

Пожалуй, главное в воспитании - соблюдать справедливость. Ре­шая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь с самим ребенком.

За что не следует его хвалить:

·        за то, что получено от природы;

·        из жалости (дети это чувствуют);

·        второй раз за одно и то же достижение;

·        за то, что достигнуто не  своим трудом;

·        из-за желания понравиться.

Наказание  же, как утверждают педагоги, имеет тройное значение.

Во первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. И ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить no возможности сломанную или разбитую вещь. Из своих карманных денег хотя бы частично возместить стоимость причиненного кому-либо ущерба.

Во-вторых,  наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл, о чем мы уже говорили.

Но третьe, и, по всей видимости, главное значение заключается в снятии вины. «Провинность» представляет собой определенное осуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании  усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает.

Из этого следует, что если мы наказываем ребенка из-за собствен­ной нетерпеливости или плохого настроения, а также по причине находящих на нас приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятие о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения и урока на будущее.

Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания.

Важным условием развития самостимуляции в использовании на­казаний является соблюдение меры.

Существует классификация видов и форм наказания.

Наказания, связанные с изменением в правах детей.

Наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.

Наказания, связанные с моральными санкциями.

Внутри каждой из этих групп наказаний большое разнообразие форм, однако их тоже можно подразделить на следующие основные формы:

а)       наказания, осуществляемые по логике «естественных послед­ствий»;

б)       традиционные наказания;

в)       наказания в форме экспромта.

Родителю необходимо иметь представление и о наиболее типичных конкретных мерах наказания, используемых в воспитании детей и под ростков, в т. ч. в школе. Наиболее распространенной мерой наказания является замечание учителя. Замечание должно быть обращено к конкретному нарушителю требований педагога, правил для учащихся. Оно делается в вежливой, но официальной категорической форме.

В отдельных случаях педагогом может быть использована такая мера, как приказание ученику встать у парты. Такое наказание целе­сообразно в младших и подростковых классах по отношению к непо­седливым, несобранным ученикам. Встав возле парты, находясь под пристальным взглядом учителя, привлекая к себе внимание всего клас­са, ученик невольно сосредоточивается, приобретает собранность. Убедившись, что до него дошел смысл наказания, учителю следует незамедлительно посадить его на место. Ошибку совершают учителя, которые ставят  ученика возле парты порой надолго, а иногда ухитряются поставив в разных концах класса несколько таких провинившихся, держать их  до самого конца урока. Не говоря уже о том, что для ребенка такое длительное стояние попросту вредно, утомляет его, на­казание, превращаясь в своеобразное унижение, вызывает естествен­ный протест. Улучая минутку, когда учитель не смотрит на него, такой возле парты стоящий ученик начинает развлекать окружающих, ища их поддержки и сочувствия. Обычно дело заканчивается тем, что учи­тель удаляет провинившегося из класса, а тот, чувствуя себя «героем», отправляется в коридор, провожаемый одобрительными усмешками товарищей.

Весьма серьезная мера наказания - выговор. Смысл выговора - в моральном осуждении поступка ученика. Если выговором завер­шается острое, принципиальное обсуждение поведения ученика на совещании при директоре или педагогическом совете, с участием его товарищей, эта мера наказания становится весьма сильной. Обсужде­ние отрицательного поступка ученика может и не завершаться выгово­ром, а ограничиваться лишь объявлением ему устного замечания или оформлением дисциплинарной записи в дневник.

Наряду с предусмотренными официальными документами, в шко­лах используются и такие меры наказания, как поручение дополни­тельных трудовых обязанностей (наряд).

Другой мерой наказания является отстранение на какое-то время от работы, от участия в коллективном общественно полезном деле. Ис­пользование этой меры целесообразно в том случае, если наказанный положительно относится к данной деятельности, дорожит возможно­стью участвовать в ней вместе со своими товарищами.

Нельзя в качестве меры наказания лишать ребенка прогулки, еды, того, что необходимо ему для нормального развития. Кроме того, сле­дует вообще помнить, что наказания, связанные с теми или иными ог­раничениями, лишениями, приемлемы в основном лишь в отношении дошкольников и младших школьников.

В качестве  наказания может быть использована и отсрочка ожи­даемого поощрения. К примеру, можно на некоторое время отложить покупку какой-то вещи: велосипеда, фотоаппарата - это в семье. В школе педагог может также отодвинуть по срокам какие-либо приятные мероприятия, расширение прав и привилегий ребенка. Однако рекомендовать отмену  ранее данного обещания как меру наказания едва ли можно. Ведь в наказании, как и в поощрении, чрезвычайно важна справедливость.

Обратимся непосредственно к семейным мерам поощрения и на­казания.  Желая вырастить сильного и здорового человека, родители должны чаще использовать поощрение. Очень часто родители поощряют детей за успешное обучение деньгами. Конечно, это самый простой для родителей способ поощрить сына или дочку, не нужно прикладывать никаких усилий, просто дать деньги. Но для ребенка деньги не являются основной потребностью, намного важнее эмоциональный контакт с родителями, возможность участвовать в совместном деле или просто провести время вместе. Есть еще один аспект материального поощрения - у школьника не развивается собственно учеб­ной мотивации, не возникает интереса к получению новых знаний, он не научится получать удовольствие от приобретения и использования знаний. К тому же, покупая отметки за деньги, родители делают акцент не на полученных или  усвоенных знаниях, а именно на отметке, а ребенок, в свою  очередь, учится использовать различные пути для получения желаемой отметки.

Наиболее эффективным способом поощрения учебных успехов сына или дочки является эмоциональная реакция родителя. Напри­мер, слона родителя «Я горжусь тобой», «Я очень рад за тебя» являются для  ребенка лучшей похвалой и придают ему сил.

Отличным поощрением для ребенка также является совместный досуг. Позитивные эмоции объединяют, сближают и создают пространство для  доверия и искренности, в то время как наказания способствуют отчуждению и конфронтации.

Наказание обычно используется для искоренения нежелательного поведения и серьезных проступков. Очень важно разделять мелкие и серьезные  нарушения. Выбирая способ наказания сына или дочери, родители должны помнить, что физическое наказание унижает ребенка и способствует развитию негативного «образа Я». Наказывать лучше, лишая хорошего, чем делая плохое. Для того чтобы наказание было эффективным и не разрушало доверительные отношения между детьми и родителями, необходимо соблюдать следующие правила:

1. Наказание должно соответствовать проступку ребенка и по­могать его исправить. Например, если ребенок получил «2», нет смысла лишать возможности смотреть телевизор на целый месяц. Нужно лишить его удовольствия на то время, которое необходи­мо для подготовки к исправлению оценки.

2. Ребенок может быть наказан только за свой проступок.

Например, если один из братьев получил плохую оценку, не быть наказаны оба брата.

3. Нельзя быть наказанным дважды за один и тот же поступок. Например, родители говорят ребенку, что за беспорядок в комнате он не пойдет в кино, не будет смотреть телевизор и ему не купят новую вещь.

4. Отложенное наказание или угрозы, не приводящие к действиям, вредят авторитету родителей. Нет смысла постоянно повторять сыну или дочке: «Если ты сделаешь это еще раз – я  тебя накажу  гораздо эффективнее наказать ребенка один раз.     

5. Нельзя наказывать ребенка, когда он болен, плохо себя чувствует, когда ребенок старается и у него не получается.      

Очень важно помогать сыну или дочке разобраться в причинах случившегося независимо от того, насколько серьезным был проступок. Желая видеть своих детей успешными, не переусердствуйте. Давайте детям право на ошибку.

IV. Подведение итогов.

Овладение искусством применения поощрений и наказаний требует немалых усилий. «Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», - подчеркивал Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому, А. С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям использовать поощрение нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости.

Проект решения собрания

Решением собрания считать памятки для родителей с указанием требований к наказаниям и поощрениям.

Памятка родителям

1.            Сравнивайте своего ребенка не с другими детьми, а с тем, каким он был вчера. Дайте ребенку ощущение роста своих возможностей.

2.            Постарайтесь найти такую сферу деятельности, в которой  ваш ребенок успешен. Хвалите сына или дочку почаще.

3.            Вы и ребенок должны верить: все успехи постоянны, а неудачи вре­менны.

4.           Не делайте сыну или дочке замечания у всех на глазах, поговорите с ними наедине.

5.           Постарайтесь не фиксировать внимание школьника на оценке. Лучше оценивать его старание и желание учиться.

6.           Все школьные вопросы решайтe с сыном или дочкой спокойно и доб­рожелательно, не заставляйте и не настаивайте.

7.           Помогайте ребенку правильно организовать свое рабочее место, при­учайте его следить за своими вещами.

8.           Поощрение всегда более эффективно, чем наказание. В свою очередь наказание должно выражаться в лишении сына или дочки приятного и привлекательного, а не в негативном воздействии.

Педагогические требовании к поощрению

·        Поощрение должно быть справедливым

·        Поощрять следует не только совокупность достижений, но и за отдель­ные реальные успехи.

·        Необходимо учитывать возрастные особенности детей.

·        Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.

·        Не злоупотреблять и не захваливать.

·        Использовать различные меры поощрения.

·        Не следует забывать о тех, кто редко поощряется или не поощряется.

·        Поощрение должно быть в присутствии других детей.

·        Поощрение должно быть доброжелательным, идти от сердца, от души.

Педагогические требования к наказанию.

·        Наказание должно быть строго субъективным.

·        Сочетать наказание с убеждением.

·        Отсутствие поспешности в применении наказания.

·        Применять наказание лишь после того, как другие методы и средства не дают никаких результатов.

·        Наказание должно  быть строго индивидуализировано.

·        Не злоупотреблять наказанием.

Несколько слов о наказании

Наказывать и  ругать ребенка нельзя:

·        когда ребенок болен, плохо себя чувствует или еще не оправился по­сле болезни

·        когда ребенок ест;

·        после сна или перед сном;

·        во время игры

·        во время учебы или работы

·        сразу после физической и душевной травмы (падение, травма, драка плохая отметка, любая неудача);

·        когда ребенок не справляется: со страхом, с невнимательностью, ленью, раздражительность;

·        когда у него что-то не получается;

·        когда мы сами не в себе: устали, огорчены или раздражительны.

        

Как дать ребенку почувствовать себя значимым

1.             Практиковать общение на равных, не «сверху», а на уровне глаз.

2.            Попросить ребенка вас чему-нибудь научить.

3.            Спрашивать у детей совета.

4.            Интересоваться планами ребенка и их учитывать.

5.             Спрашивать у ребенка его вещь и стучаться к нему в комнату.

6.            Просить о помощи в чем-либо. После этого не критиковать.

7.             Давать посильные поручения с заведомым успехом.

8.             Одобрение вообще (в целом).

9.             Поддержка в трудной ситуации.

10.    Не сюсюкать с ребенком. Разговаривать как со взрослым.

11.    Встречать как лучшего друга и провожать.

12.    Позволять ребенку защищать себя, в т. ч. от младших и от девочек.

13.    Если вы не правы, просить прощения.

14.    Позволяйте ребенку выражать свои чувства и делитесь своими.

15.    Позволяйте детям делать ошибки и встречаться с их последствиями. (Отрицательный опыт - это тоже опыт. Найти плюсы и выход).

16.    Уделять ребенку максимум внимания 15 минут каждый день.

17.    Концентрировать внимание не на ошибке, а на том, как выйти из слож­ной ситуации.

18.    Помните о необходимости телесного контакта (2-3 раза в день ми­нимум).

 


 

Родительское собрание на тему: «Меры поощрения и наказания в современных семьях»

Родительское собрание на тему: «Меры поощрения и наказания в современных семьях»

Е) угрозы; Ж) ругань; З) физическое наказание

Е) угрозы; Ж) ругань; З) физическое наказание

А.С. Макаренко. Главный смысл наказания

А.С. Макаренко. Главный смысл наказания

Несмотря на кажущуюся простоту, метод требует дозировки и ос­ торожности

Несмотря на кажущуюся простоту, метод требует дозировки и ос­ торожности

Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает

Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает

Весьма серьезная мера наказания - выговор

Весьма серьезная мера наказания - выговор

Наиболее эффективным способом поощрения учебных успехов с ына или дочки является эмоциональная реакция родителя

Наиболее эффективным способом поощрения учебных успехов с ына или дочки является эмоциональная реакция родителя

Проект решения собрания Решением собрания считать памятки для родителей с указанием требований к наказаниям и поощрениям

Проект решения собрания Решением собрания считать памятки для родителей с указанием требований к наказаниям и поощрениям

Как дать ребенку почувствовать себя значимым 1

Как дать ребенку почувствовать себя значимым 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2023