«Родительское собрание на тему : План - дело - анализ»
Уважаемые родители ! Основой современного дошкольного образования, заданной
образовательным стандартом дошкольного образования, является развитие детской
инициативы и самостоятельности, поддержка разнообразия детства .
Ребёнок не может рассматриваться нами как некоторый объект, подвергающийся
нашему воздействию внушений и обучению ради достижения поставленных нами целей
и планов. Установка на активность ребёнка и способность к самообучению (чему он
научился сам, научился у нас и вместе с нами) сделали важными положения
образовательного стандарта о поддержке детской инициативы, в том числе и как
нового способа планирования от детей или следуя за детьми.
Раньше в режиме дня у детей практически отсутствовало свободное время, в
которое они могли самостоятельно выбирать себе занятия. Они не могли
участвовать в планировании своего дня, определении будущих значимых событий.
Педагоги же, в большинстве случаев, предпочитали дисциплину и порядок -
разнообразию и вариативности, работу по собственному плану - проявлению детской
инициативы, организованные занятия - свободной игре и выбору детей.
Проявление активности ребёнка, детская инициатива – свидетельство того, что у
ребёнка есть собственный внутренний план действий. Как часто мы торопимся
подменять его своим планом, планом взрослого, который гасит детскую активность
и любознательность. А ведь это один из важнейших целевых ориентиров в развитии
дошкольников.
Апробация новых педагогических технологий индивидуализации обучения и развития
позволила констатировать, что наиболее эффективным средством проектирования и
организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является
технология «План-дело-анализ» Л.В. Михайловой-Свирской .
Педагогическая технология «План дело анализ» или «Планируем с детьми вместе».
В младшем возрасте дети действуют методом проб и ошибок. Внутренний план
действий еще отсутствует.
Постепенно накапливается опыт, действия становятся абстрактными, появляются
предпосылки планирования, дети привлекаются к планированию индивидуальной и
совместной деятельности.
Проявление активности у ребенка – свидетельство того, что у него есть свой
внутренний план действий. Способность к планированию своих действий, достижению
цели, лежат в основе познания окружающего, являются основой будущей учебной
деятельности. Это есть один из целевых ориентиров.
Как создать условия для приобретения этих способностей?
Совместное планирование основывается на профессиональных умениях воспитателя:
умения вести диалог, следовать за инициативой детей, учитывать их интересы,
индивидуализировать работу.
Данная технология основана на свободной деятельности детей. Взрослый основывает
свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей,
возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание окружающего
мира, собственные планы занятий.
Компоненты дневного цикла «План – дело – анализ».
Данная педагогическая технология обеспечивает детям:
- детскую позицию равноправных субъектов деятельности;
- влияние на выбор темы, форм работы, последовательности и продолжительности
самостоятельно выбранной деятельности;
- роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых;
- реализацию своих интересов в разных видах деятельности.
Первый компонент технологии «План-дело-анализ» - утренний групповой сбор или
Детский совет. Во время Детского совета происходит выбор темы проекта .
Выбору темы проекта способствует все, что происходит в детском саду, за его
пределами, путешествие с родителями, полученная в подарок книга, приближение
праздника… Интересы детей весьма разнообразны.
Тема вызывает интерес.
Тема полезна, дает детям знания, необходимые в данном возрасте.
Тема предлагается для установления логических связей на уровне понятий, знаний,
навыков.
Тема предлагается для исследования: наблюдения, поиска информации,
деятельности, содействует в активном участии детей в формировании новых знаний.
Способы выбора предстоящей темы: голосование, мотивация на основе подхватывания
и проговаривания пока ещё не оформленных детских идей, скомпонованная в
определённом месте наглядная информация («точка удивления», тематическая
выставка), чтение, экскурсии, использование специальной методики – модели трёх
вопросов . Накануне выбора новой темы воспитатель инициирует разговор с целью
выяснить, что дети знают по предполагаемой теме и что хотят узнать, и что нужно
сделать, чтобы узнать.
Задача взрослого не в том, чтобы помочь выбрать, а в том, чтобы помочь детям
сделать согласованный выбор самостоятельно.
Нахождение баланса тем, запланированных взрослым и детьми – это принципиально
новый подход к тематическому планированию.
Во время утреннего круга проходит совместное планирование видов деятельности
(места работы, материала, партнёрства и пр.) в центрах активности (здесь целесообразно
использовать экран «Наши интересы» или «Я выбираю»).
В ходе активного обсуждения идей дети и взрослые вырабатывают совместный план
действий. Идеи и предложения записываются на большом листе бумаги, вывешиваются
на самом видном месте и сохраняются как общее достояние группы .
Правила ведения записей:
записи выполняются печатными буквами;
обязательно фиксируется имя автора;
предложения детей не подвергаются литературной обработке, что позволяет
сохранить логику мышления и стиль речи автора;
идеи детей и идеи взрослых записываются фломастерами разных цветов;
по договорённости устанавливаются особые пометки о выполненных пунктах плана.
Совместное планирование имеет большую ценность .
Оно представляет собой самостоятельно, осознанно выбранные детьми дела и
действия, т. е. взрослым не нужно придумывать мотивацию для того, чтобы
организовать их деятельность.
Дети знают, чем они могут заняться сами и что предстоит сделать другим, это
придаёт предстоящему дню (и проекту в целом) определённость и продуманность.
Происходит накопление содержания, подтверждающего индивидуализацию
образовательной работы с детьми и примеры индивидуальной работы.
Всегда можно обратиться к записям и посмотреть, что из намеченного выполнено и
что осталось нереализованным.
Дети понимают, что взрослые записывают их идеи и высказывания, придавая им
значение. Это воспитывает у детей чувство собственного достоинства.
Записанные печатными буквами слова побуждают детей учиться читать, а затем и
писать.
После доработки взрослыми план будет иметь следующий вид .
Второй компонент – индивидуальная или совместная деятельность в центрах
активности. Во время работы над проектом, педагогам большое внимание следует
уделить подготовке материалов, оборудования, литературы, развивающих заданий,
различных карточек в центрах активности в соответствии с выбранной темой
проекта. От этого напрямую зависит интерес детей к выбору центра активности и
вида деятельности.
Подгрупповые коррекционные занятия, плановые образовательные и оздоровительные
процедуры, физкультурные, музыкальные занятия могут быть обозначены как равнозначные
центры активности. Но работа в них осуществляется под руководством педагога.
Важно донести детям смысл, о формировании у дошкольников осознанного отношения
к оздоровительным, учебным и коррекционным занятиям как необходимым усилиям.
Непосредственное вмешательство взрослого в самостоятельную работу ребенка,
может быть вызвано только поставленными педагогическими целями:
- научить чему-нибудь;
- конфликтами, нерешаемыми детьми;
- ситуациями, когда дети просят помощи взрослого.
Итоговый компонент дневного цикла образовательной деятельности
«План-дело-анализ» - это итоговый сбор . Он проводится ежедневно, после того
как дети выполнят задуманное, реализуют свой план в каком-либо центре
активности (искусства, математики, науки, воды и песка, строительства,
мастерской и др.)
Задачи итогового сбора:
- предъявить индивидуальные достижения и общие итоги работы в центрах
активности;
- организовать процесс рефлексии, обсудить насколько полученный результат
соответствует задуманному, что помогло, а что мешало в достижении цели;
- наметить последовательные шаги командной работы, индивидуальных занятий.
Важная задача итогового сбора – пробудить энтузиазм детей, вселить уверенность
в своих силах, уверенность, что они будут успешны.
Продолжительность работы по теме (в отличие от учебных занятий) – работа может
длиться столько дней, времени:
- сколько у взрослых будет сохраняться творческая готовность поддерживать ее
новыми идеями, ресурсами;
- сколько у детей будет интерес к выбранной теме, содержанию, деятельности.
Продолжительность работы по теме проекта позволяет детям пробовать свои силы в
разных видах деятельности в то время, когда у них возникает в этом потребность.
Технология «План-дело-анализ» позволяет проводить совместное с детьми
планирование дня, недели, но на основе выбора ребенком тем, дел, занятий и
других форм работы.
Как учитывать инициативы детей при составлении календарно-тематического
планирования?
Как сказал Лихтенберг Георг Кристоф: «Будущее должно быть заложено в настоящем.
Это называется планом. Без него ничего в мире не может быть хорошим» .
План – это основной документ для работы воспитателя .
В дошкольном учреждении существует два вида планирования. Перспективное
планирование образовательной деятельности на учебный год и календарно –
тематическое планирование образовательной деятельности. Педагоги нашего ДОУ
пришли к мнению, что старые подходы в написании календарных планов не
соответствуют образовательным стандартам дошкольного образования. В них не
учитывались инициативы детей и родителей, ориентируясь на которые необходимо
строить образовательную деятельность с детьми. Соответственно встал вопрос о
разработке новой формы планирования. На педагогических часах эта тема активно
обсуждалась, педагоги ДОУ апробировали и предлагали разные варианты.
. Технология «План – дело – анализ» Л.В. Михайловой-Свирской является наиболее
эффективным средством проектирования и организации образовательного процесса в
дошкольном учреждении, следовательно, является прорывной точкой в повышении
качества дошкольного образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.