«У каждого ребёнка должно быть счастливое и спокойное детство, защищённое от бед и невзгод. Если детям хорошо в семье, если они чувствуют со стороны родителей понимание и поддержку, они обязательно вырастут достойными, хорошими и добрыми людьми»
Психологическая поддержка — один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование.
Понятие «поддержка»
Психологическая поддержка — это процесс:
в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
который помогает ребенку избежать ошибок или исправлять их;
который поддерживает ребенка при неудачах, оказывает ему внимание.
Факторы, которые способны привести ребёнка к разочарованию в самом себе
завышенные требования родителей;
соперничество братьев и сестер;
чрезмерные амбиции ребенка;
неудачный опыт оценивания и разрешения жизненных ситуаций;
внимание родителей к ошибкам, неудачам, поражениям;
конфликтные отношения в школьном коллективе;
сравнение взрослыми ребёнка с другими детьми.
Способы поддержки ребёнка
1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания неудач ребенка.
3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5. Проводить больше времени с ребенком.
6. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
7. Уметь взаимодействовать с ребенком.
8. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
9. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
10. Принимать индивидуальность ребенка.
11. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
12. Демонстрировать оптимизм.
Поддерживать можно посредством:
Отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, вперед, продолжай).
Высказываний ("Я горжусь тобой!", "Мне нравится, как ты работаешь", "Это действительно прогресс!", "Я рад твоей помощи", "Все идет прекрасно", "Я рад, что ты в этом участвовал", "Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал").
Прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, мягко приподнять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, слегка обнять его).
Совместных действий физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, мягко вести его, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним);
Выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
«Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания…»
В.А.Сухомлинский
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.