Роль семьи в воспитании дошкольников
Воспитание – очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям.
1. Упражнение «Закончи предложение»
Воспитатель начинает предложение и передаёт эстафету любому родителю, который его продолжает.
1. «Общение с ребенком – это…»
2. «Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать…»
3. «Моя любовь к ребёнку заключается…»
4. «Когда моему ребёнку посторонние люди делают замечания…
5. «Если я вижу, что моего ребенка обижает сверстник…
6. «Когда ребёнок выводит меня из себя, я -…»
7. «Разговор с ребенком о его плохом поступке я начинаю…»
8. «Я очень быстро прощаю своего ребёнка, потому что…»
9. «Если ребенок провинился…»
2. «Педагогические ситуации»
Родителям предлагается насколько ситуаций, которые они должны прокомментировать.
Ситуация 1.
Катя с интересом лепит, занимается даже тогда, когда мама требует оставить работу и «немедленно собираться гулять». Но девочка просит подождать ещё чуть-чуть, а потом «ещё минуточку»… Ей непременно хочется закончить начатое дело. Возмущённая неповиновением, мать отбирает пластилин, «шлёпает» дочь и заставляет её одеваться.
– До чего же упряма! – сердится мама, насильно надевая на девочку пальто и шапку.
? Вопросы для родителей: Упрямство ли это? Правильно ли поступила мама Вероники? Как маме следовало реагировать на поведение девочки?
Ситуация 2.
Галя нехотя ест апельсин. Когда остаётся две дольки, мать предлагает:
– Не ешь, если не хочешь. Лучше отдай бабушке, пусть она доест.
– А-а-а, ишь ты какая… Я лучше сама съем!
И девочка ест. Давится, морщится, но ест, лишь бы не дать другому.
– Ну вот и хорошо, что сама съела. Умница! – хвалит мама дочь.
? Вопросы для родителей: Правильно ли поступила мать, называя дочь умницей? Что этим самым она закрепляет у ребёнка? О каких сформированных качествах свидетельствует поступок ребёнка.
Ситуация 3.
Маша (6 лет) играет в своей комнате. В процессе игры она раскидывает игрушки: посуду, конструктор, кубики, кукол.
Мама готовит на кухне обед.
- Идем кушать, Маша. – говорит мама. – Убирай игрушки, мой руки и за стол.
Маша оставляет все как есть и уходит кушать.
- Мамочка, ты такой вкусный суп сварила! Можно мне добавки? – просит Маша.
- Конечно можно. А я пока пойду разберу кроватку для сна. – отвечает мама и уходит в детскую.
В комнате она видит разбросанные игрушки, но дочка так хорошо сидит кушает, что маме не хочется ее отвлекать. Она сама убирает игрушки и разбирает для дочки кроватку. В комнату вбегает Маша:
- Спасибо мамочка! Все было очень вкусно! Я съела все!
- Умница ты моя! А теперь спать!
? Вопросы для родителей: правильно ли поступила мать, называя дочь умницей? Что этим самым она закрепляет у ребёнка? О каких сформированных качествах свидетельствует поступок ребёнка.
3.Вопросы
1. Что, по вашему мнению, вкладывается в понятие «родительский авторитет»?
2. Какими методами вы добиваетесь послушания своего ребенка?
3. Каким образом вы наказываете своего ребенка?
4. Как поощряете?
5. Какие вы испытываете трудности в воспитании своего ребенка?
Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни, во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность — ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.