Родительское собрание по теме «Семейные ценности».
Цель: способствовать формированию представлений о семье и семейных ценностях в жизни человека.
Задачи: побеседовать с родителями о семье, о семейных ценностях и их значения в воспитании и развитии ребёнка; способствовать установлению в семье дружеских, добрых отношений между поколениями; активизация и повышение интереса родителей к созданию семейных ценностей.
Ход собрания:
Оргмомент.
Здравствуйте, уважаемые родители. Давайте, посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Пусть наше собрание начнётся с улыбки и весь вечер у вас будет таким же светлым и радостным, как ваши улыбки.
2. Подготовка участников к усвоению нового материала.
(Стихотворение «Как появилось слово семья…?»)
«Когда – то о нём не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: Я.
Кто платье сошьёт, постирает бельё.
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопросы подруга моя…?
Я, я, я Ева молвила Я.
Сказала она знаменитых семь Я
И так на земле появилась СЕМЬЯ» (ребус на магнитной доске)-7Я=Семья
- Напишите ваши ассоциации со словом «Семья».
Я начну, а вы – продолжите: «Я» – большая… (на магнитной доске пишем)
Участники продолжают: «Я» – дружная, «Я» – счастливая, «Я» – крепкая, «Я» – трудолюбивая, «Я» – уважаемая, «Я» – спортивная и т.д.
А что такое семья? Отвечают на вопрос. А теперь обратимся к словарям.
Семья – группа живущих вместе близких родственников.
- Попробуйте решить задачку.
Вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – Я.
Какая же у нас семья? (6 человек)
Правильно.
3. Сообщение нового материала происходит во время выполнения различных практических заданий.
О семье можно говорить очень много. Но мы сегодня с вами поговорим на непростую, но очень значимую тему «Семейные ценности». Цель собрания: формирование семейных ценностей. Сейчас мы с вами определим задачи нашего собрания. Я начну, а вы продолжите (задачи даны в разброс, родители должны расставить их по порядку).
а) познакомиться с определениями «Семья», «Семейные ценности»;
б) проанализировать пословицы по теме «Семья»;
в) выявить главные ценности любой семьи;
г) решить и найти выход из педагогических ситуаций.
С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Из далекого прошлого до нас дошли легенды, сказки, поговорки и пословицы о семье.
- Соедините правую и левую части и из списка назовите те, которые относятся к теме «Семья» (карточки с заданиями). Приложение №1
Где любовь да совет, там и горя…нет.
Без пословицы…так и душа на месте.
Лучший клад, когда в семье…а человека-труд.
Куй железо, …речь не молвится.
В своем доме и стены…не рад.
В семье разлад, так и дому…помогают.
Землю красит солнце, …лад.
Вся семья вместе,…пока горячо.
Делаешь наспех… в радость
Где мир и лад, не нужен и… мы за дела свои в ответе.
Язык до … вылетит – не поймаешь
В гостях хорошо, а дома… лучше
Доброе братство лучше… Киева доведет.
Дети не в тягость, а … богатства
Слово не воробей, … сделаешь насмех.
Коль видят нас и слышат дети, …клад.
Каково на дому, таково и …не поле перейти.
Счастлив тот, …ключ к счастью.
На всякое хотенье…без огня.
Не красна изба углами, а …кто счастлив дома.
Жизнь прожить – …красна пирогами.
Семья – …самому.
Нет дыму…есть терпенье.
На тему семья достаточно много пословиц, но в каждой есть определённый смысл. Что важнее всего в семье?
Ответы родителей … . Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей? А что Вы понимаете под семейными ценностями? Ответы родителей.
Итак, семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение.
Притча “Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
“Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой счастье жило долгие годы.
Чего ты хочешь?” — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: “Чего ты хочешь?” — и та ответила, что замуж за жениха богатого — и вышла замуж за жениха богатого.
Спросило счастье сына хозяйки: “А ты чего хочешь?” — “Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет”, — и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: “А чего ты хочешь?” Хозяин подумал и сказал: “Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага”.
И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!”.
А что нужно для того, чтобы семейный очаг горел намного дольше? Отвечают на вопрос.
- Найдите из данных слов подходящее определение и напишите его с другой стороны полена. Показываю на своём примере. (Работа с карточками)
Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте (сопереживание).
Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга (равенство).
Всей семьёй Вы способны на многое (поддержка).
Умение принимать человека таким, какой он есть (толерантность).
Умение уступать друг другу (компромисс).
Нежная забота друг о друге (любовь).
Преданность друг другу (верность).
Прислушиваться друг к другу (умение слушать).
Уважение и благодарность (признание).
Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства (приспособляемость).
Чувство безопасности и уверенности (доверие).
Это те ценности, которые помогают сохранять тепло домашнего очага, но иногда встречаются такие жизненные ситуации, которые могут разрушить тепло домашнего очага, например, обман, ложь, ругань, лень, предательство.
- Вам необходимо инсценировать и решить педагогическую ситуацию (у каждой группы своя ситуация, свои решения комментируют и другие группы)
Мама пришла с работы, а дочь пятиклассница хочет поговорить с ней, рассказать, как прошёл день. А мама говорит: «Я устала, давай потом поговорим. Ужин ещё готовить надо». Ваши действия.
Вася перешёл в 5 класс. В семье появился второй ребёнок (сестрёнка). Мама проводит время с сестрой. А Вася практически всё своё свободное время - в своей комнате. Вася просит маму помочь выполнить домашнее задание, а мама говорит: «Ты ведь у меня большой, делай сам, видишь, сестрёнка плачет». Какое решение можно найти из данной ситуации?
Девочка пятиклассница не убирает на место свои вещи, они валяются по всей квартире, что очень раздражает мать. Её неоднократные беседы не дали результата. Однажды, когда дочери не было дома, мама сделала уборку в квартире, а затем ушла в магазин. Когда она вернулась, увидела, что дочь пришла домой и вновь разбросала свои вещи. Тогда мама…
Мы разобрали простые ситуации, но все мы разные и решение у каждого своё и оттого какой выход вы найдете, зависит многое.
4. Подведение итогов
- Возьмите листочки, справа напишите те ценности, которые в вашей семье достаточно хорошо сформированы, а слева напишите те, над которыми, по вашему мнению, необходимо поработать, чтобы тепло домашнего очага сохранялось как можно дольше. Показать на своём примере.
А теперь сверните свой листочек. Эта памятка остаётся вам, здесь вы найдёте некоторые советы, которые может быть помогут вам или вашим близким.
5. Прощание
Я желаю вам, чтобы все эти ценности присутствовали в вашей семье, и чтобы ваша семья была здоровая, дружная и т. д. Всего доброго.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.