1 | Сколько раз тебе повторять? |
2 | Посоветуй мне, пожалуйста. |
3 | Не знаю, что бы я без тебя делала! |
4 | И в кого ты такой уродился |
5 | Какие у тебя замечательные друзья! |
6 | Ну на кого ты похож? |
7 | Я в твои годы… |
8 | Ты моя опора и помощник |
9 | Ну что за друзья у тебя? |
10 | О чем ты только думаешь? |
11 | Какой ты у меня умница! |
12 | А как ты считаешь? |
13 | У всех дети как дети, а ты… |
14 | Какой ты у меня сообразительный! |
15 | Давай это сделаем вместе! |
16 | Ты не будешь против, если я возьму твою вещь? |
17 | Подожди, ты разве не видишь, что я занята |
18 | Двоечник! Весь в … |
19 | Вечно у тебя все с рук валится! Ничего доверить нельзя |
Возраст подростков
Границы подросткового периода охватывают возраст
от 11 до 14-15 лет;
Фактическое вступление в подростковый возраст в зависимости от темпа развития конкретного ребенка может происходить и на год раньше, и на год позже.
Перестройка организма
Несоотвестствия в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце увеличивается в объеме, начинает работать более мощно. А диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии, что приводит к расстройствам кровообращения;
Неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдерживать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии;
Активное половое созревание происходит при заметном отставании в социальном становлении подростка, что влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания.
Перестройка самосознания
Чувство взрослости. Рождаясь как смутное чувство, это представление укрепляется и начинает проявляться в поведении подростка в форме стремления быть и считаться взрослым.
Развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам.
Склонность к рефлексии (самопознание). Стремление подростка познать себя (сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе).
Развитие волевых качеств.
Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение.
Стремление к самостоятельности
«Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею»
1. Есть свое мнение, не всегда верное
2. Считает именно свое мнение истинно верным
3. Не считается с мнением родителей
4. Поступает так, как хочет
5. Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые
6. Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности)
Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:
аргументировать запреты;
обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия;
считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим);
не считать свою позицию на 100% правильной;
поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе);
не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился;
в спорах пытаться договориться
Привлекательными для подростка могут стать главным образом внешние проявления взрослости
Курение - сигарета в руке мальчишки делает его взрослым в собственных глазах и, как ему кажется, в представлении окружающих;
Специфический лексикон;
Употребление алкоголя и т.д.
Итак, за что и против чего ведёт борьбу ребёнок в подростковом возрасте?
За то, чтобы перестать быть ребёнком.
За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
За утверждение среди сверстников.
Против замечаний, обсуждений, особенно, ироничных, по поводу его физической взрослости.
Формирование круга интересов подростков на основе особенностей их характера и способностей
Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья»
Привлечение к таким занятиям как чтение, самообразование, занятия музыкой, спортом, положительно формирующим личность.
Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
Снижение проявления агрессии путем посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей и эспандера, железных гирь и боксерских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами)
Не предъявлять подростку завышенное требование, не подтвержденное способностью восьмиклассника
Честно указывать подростку на его удачи и не удачи (причем удачи объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой)
Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у подростков неадекватную самооценку.
«Даже самый лучший на свете учитель не сделает вашего ребёнка воспитанным, если в вашей семье этому не уделяют внимания. Или говорить-то говорят об уважении, но поступают иначе.
Это всё равно, что рассуждать о вреде курения с сигаретой во рту.
Не поверит ребёнок вашим словам, если ваши поступки говорят обратное».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.