Родительское собрание. Тема: «Неуспеваемость младших школьников: причины и способы решения проблемы».

  • docx
  • 21.07.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачиродительского собрания : обсудить проблему плохой успеваемости; ознакомить родителей с причинами плохой успеваемости; помочь в поиске повышения успеваемости учащихся.
Иконка файла материала Родительское собрание.docx

Родительское собрание №2

Тема: «Неуспеваемость младших школьников: причины и способы решения проблемы».

Цель: формирование у родителей представлений о причинах неуспеваемости.

Задачи: обсудить проблему плохой успеваемости; ознакомить родителей с причинами плохой успеваемости; помочь в поиске повышения успеваемости учащихся.

Повестка собрания:

1. Педагогический всеобуч «Почему же учиться трудно?».

2. Результаты анкетирования детей.
3. Анализ контрольной работы по математике.

4. Для вас, родители!  Инструктаж  о безопасном поведении  детей в период зимних каникул (презентация).

5. Классные дела.

 

I.Подготовительный этап.

1. Провести анкетирование детей с целью изучения мотивации к учению, сформированности познавательных интересов, взаимоотношений в классе.

2. Приготовить классный журнал, тетради для ознакомления родителей.

Изучить межличностные отношения методом социометрии.

II. Знакомство с темой.

Сказка. Чай с плюшками, или сказка о принце, который не хотел учиться

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И был у него сын – недоросль. Целыми днями сидя на троне и попивая чай, царь мечтал о том, каким пресвященным и сильным царём станет его сын. А у него было на это время, потому что всеми его делами занимался первый министр. Но сын учиться не любил. Царевич убегал с уроков, играл и бегал в саду, катался на лошади и пил чай с плюшками.

Раз в неделю после разговора с педагогами, отец встречался с сыном и ругал его. А иногда даже наказывал. Царь полагал, что мать воспитывает неверно: слишком балует да всё разрешает. Надо помогать жене с воспитанием сына. Поэтому после разговора с сыном он шёл к жене и уже ей объяснял как надо воспитывать сына. Иногда грубо и резко. А она плакала.

А царь довольный шёл пить чай с плюшками.

Долго ли коротко, минуло 20 лет. Не стало царя. Не стало и тихой царицы-матери. Хотел было взойти на престол царевич, да сын министра занял его. И народ поддержал: а кому нужен царь, который умеет на коне ездить и пить чай с плюшками.

Сказка может не комментироваться для родителей. Оставить для личного размышления. Возможно предложить обсуждения или задавать вопросы.

 

Классный руководитель.

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами попробуем обсудить проблему успеваемости обучающихся. Все мы хотим видеть своих детей образованными, самостоятельными в поиске знаний. Но как мы расстраиваемся. Когда дети приносят плохие отметки вопреки нашим ожиданиям. Возникает вопрос: почему мой ребенок учится слабо?

III. Этап педагогического всеобуча.

Неуспевающих учеников можно разделить на три категории:

  • Те, кто не могут хорошо учиться, но хотят;
  • Те, кто не могут и не хотят;
  • Те, кто могли бы хорошо учиться, но не хотят.

Ребенку очень легко попасть из первой категории во вторую. Зависеть это будет от позиций учителя, и от терпения родителей, и от самого ученика.

Почему же учиться трудно?

Вот первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребенка.

1.     У ребенка может быть задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.

2.     Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, постоянно отвлекается от задания.

3.     Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время.

4.     Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.

5.     Ригидность психики, т.е. замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.

6.     Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затрудненное понимание речи других людей. Заикание.

7.     Специфические расстройства. Дислексия - трудности с овладением чтением (путает, похожие буквы – Е, З). Дисграфия – путает парные звонкие и глухие согласные. Дискалькулия – трудности в овладении арифметическими знаниями. Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание сосредоточенным на чем-либо, что нужно усвоить, в течение требуемого на это времени. Гиперактивность - чрезмерная активность; слабый контроль побуждений.

8.     Нарушения зрения, слуха.

9.     Преобладание у ребенка одного канала получения знаний, например, двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии.

10. Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания.

 

IV. Работа в группах.  Родители обсуждают вопрос «Почему ребенок плохо учится? » Заполнение таблицы. В группах распределяются роли: один родитель записывает мнения, второй вслух читает эти мнения, третий следит за временем.)

Причина

Комментарии

1

 

 

 

 

отсутствием усердия и прилежания, перегрузка школьника дополнительными занятиями, либо снижена, либо полностью отсутствует мотивация (то есть нет желания), нет помощи со стороны родителей, учителя

V.Анкета (анализ)

VI. Подведение итогов.

Так что же делать? Единственный выход – каждый день, при каждом удобном случае показывать детям, что знания, образование делают жизнь человека интересней, наполненной, расширяют границы доступного ему мира. Доступного не в плане «взять и съесть», а в плане « понять». И это понимание (и в конечном счете – управление) может доставлять не меньшее, а зачастую и большее удовлетворение, чем прямое обладание. Объяснять нужно на доступных ребенку примерах. Сейчас немногие дети хотят стать космонавтами, но многие мечтают о бизнесе. Большинство из них абсолютно не представляют себе, что это такое. Объясните им. Сумеете доказать, что бизнес - это в первую очередь правильное понимание ситуации и поступков людей, а во вторую – управление всем этим в интересах дела. Сообщите им о том, что существует специальная наука, занимающаяся всем этим, и к тому времени, когда они вырастут, никакой бизнес без применения этой науки будет попросту невозможен, как невозможно полететь в космос, не используя достижений математики и физики.

 

- Какие решения мы вынесем по итогам собрания?

Возможные решения

1.     Обсудить причины неуспеваемости ребенка с членами семьи.

2.     Стараться доказывать собственным примером, что знания делают человека интереснее, богаче.

VII. И в заключении притча для раздумья.

Правильный путь

Шли по лесу старец с учеником. Впереди препятствие: бурная речка, через которую переброшен мостик. А рядом — корявый ствол старого дерева.

— Учитель, — почтительно обратился к старцу молодой человек. — Какой мне путь выбрать: лёгкий или тяжёлый?

Старец важно ответствовал:

— Когда познаёшь ты Учение, лишь путь тяжёлый принесёт плоды…

Юноша тяжело вздохнул, и полез по склизкой коряге. Учитель с интересом наблюдал, как молодой человек перелезал через реку, обламывая гнилые ветки, рискуя сорваться каждую минуту. Когда юноша оказался на том берегу, старец спокойно прошествовал по мостику.

— Как же так?! — возмутился ученик. — А как же Учение?

— И лишь достигши мастерства, осознаёшь, что лишь лёгкий путь ведёт к истине, — лукаво усмехнулся старик.

Возможно, всё несколько иначе, чем нам видится, и путь он проще и он немного иной.

VIII.  - Выступление Старкова М.

-  Для вас, родители!  Инструктаж  о безопасном поведении  детей в период зимних каникул.(презентация)

- Классные дела.

                                                                       АНКЕТА

Ф.И.

 

 

1)    Техника чтения

 

 

2)    Русский язык

 

 

3)    Математика

 

 

4)    Литературное чтение

 

 

5)    Окружающий мир

 

 

6)    Технология

 

 

7)    Физкультура

 

 

1 час

2 часа

3 часа

 

А)  Как долго ты делаешь домашние задания?

 

 

 

 

Б) С какими предметами справляешься легко?

легко

трудно

 

Русский язык

Литература

Математика

Окружающий мир Иностранный язык

 

 

 

ВСЕГДА

ИНОГДА

НИКОГДА

 

В) Интересуются ли родители твоей учёбой?

 

 

 

 

Г) Помогают  ли родители делать домашнее задание?

 

 

 

 

НЕ БЫВАЕТ

РЕДКО

 ЧАСТО

 

Д) Бывает так, что ты не выполняешь домашние задания вообще?

 

 

 

 

каждый день

часто

иногда

никогда

 

Е) Как часто родители смотрят тетради?

 

 

 

 

 

З) Дневник?