Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: «Правила общения детей дошкольного возраста».
Оценка 4.9

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: «Правила общения детей дошкольного возраста».

Оценка 4.9
docx
27.11.2019
Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: «Правила общения детей дошкольного возраста».
Правила общения детей дошкольного возраста.docx

Родительское собрание в подготовительной к школе группе.

Тема: «Правила общения детей дошкольного возраста».

Цель: Уточнение знаний родителей об общении детей дошкольного возраста; определение правил для детей при общении со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

1.                 Уточнить знания родителей о понятии «общение»

2.                 Отметить типичные трудности общения детей дошкольного возраста.

3.                 Разобраться в причинах, которые мешают детям общаться и дружить со сверстниками.

4.                 Выявить наиболее эффективные приемы развития навыков общения у детей.

5.                 Определить правила для детей при общении со сверстниками и  взрослыми.

6.                 Довести до сведения родителей информацию о жестоком обращении с детьми.

Форма проведения собрания:  Решение «кейса» (использование кейс технологии)

(Содержание кейса:

Проблема: дети нарушают правила общения со сверстниками и взрослыми.

Дополнительный материал:

1.                 Памятка «7 причин, которые мешают ребенку легко общаться и дружить со сверстниками»

2.                 Памятка «Когда ребенок не умеет общаться» (о трудностях, которые испытывают дети в общении)

3.                 Памятка «Развиваем навыки общения у детей»

Задание:

Определить правила общения детей подготовительной к школе группе.

(Вопрос: Как правильно должен общаться ребенок 7-го года жизни со сверстниками и взрослыми?)

Подготовительный этап:

1.                 Взять интервью у детей «Особенности твоего общения»

2.                 Провести анкетирование родителей «Особенности общения вашего ребенка»

3.                 Подготовить презентацию «Правила общения детей дошкольного возраста »

4.                 Выпустить памятки по теме; советы родителям.

Повестка собрания:

1.                 «Что такое общение?»

Ответственный: учитель-логопед.

2.                 Причины, которые мешают ребенку легко общаться и дружить со сверстниками.

Ответственный: воспитатель.

3.                 Определение правил для детей при общении со сверстниками и со взрослыми.

Ответственные: учитель-логопед.; воспитатель.

Ход собрания.

Добрый вечер. Здравствуйте уважаемые родители, мы рады вас приветствовать на нашем вечере встречи. Сегодня мы поговорим с вами о правилах общения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания культуры общения детей дошкольного возраста является (остается) по-прежнему актуальной.

«Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом» (Джек Леббок, английский литератор).

При подготовке к собранию было проведено анкетирование, где Вы поделились особенностями общения вашего ребенка. Из результатов анкеты видно, что:

1.                  Слова вежливости (приветствия, прощания, благодарности) в общении с:

родными_____________________________________________

знакомыми___________________________________________

друзьями____________________________________________

2.                  Как ваш ребёнок устанавливает контакт с:

родными_________________________________________

знакомыми_______________________________________

друзьями

3.                  Как ваш ребёнок ведёт себя во время разговора

4.Как себя ведёт по отношению к Вам, когда вы расстроены чем-либо?

5.Какие ласковые, нежные слова говорит Вам ваш ребёнок, когда Вы устали?

6.Как ведёт себя ребёнок по отношению к другу, знакомому ребёнку, если тот чем-то опечален, плачет?______________________________________________________

7.Как ведёт себя ребёнок, если его друг (знакомый ребёнок) делится с ним чем-то радостным?____________________________________________________________

8.Когда ваш ребёнок чем-то опечален или, напротив, его что-то радует, делится он этим с Вами?____________________________________________________________

9.Может ли ваш ребёнок выражать своё настроение словами?____________________

10.Как чаще всего ведет себя ребёнок в конфликтной ситуации (как «командир», «дитя», «взрослый»)______________________________________________________

11.Опишите реакцию вашего ребёнка, если он слышит, что в адрес кого-то произносят неэтичные слова, дразнят? (Промолчит, отреагирует – как?)____________________

12.Как чаще ведёт себя Ваш ребёнок, когда кто-то из детей его оскорбляет (обзывает, дразнит)? (Промолчит, достойно ответит, начнёт обзывать ребёнка, будет жаловаться или другое)___________________________________________________

13.Как ваш ребёнок реагирует на наказания? (Соглашается с тем, что заслужил его; начинает плакать, не согласившись с наказанием; начинает с Вами спорить…)

Также мы попросили ответить детей на некоторые вопросы об особенностях своего общения. Давайте послушаем детей (аудио-интервью).

I.                   Что такое общение?

Слово представляется…..

  «Общение – это взаимные отношения, деловая и дружеская связь»

(С.И.Ожегов)

 В течение жизни человек вступает в разнообразные отношения. Он обращается к другому человеку с целью получить желаемое, учит и учится сам, делится радостью, когда всё прекрасно, ищет сочувствия, если случилась беда. 

Что  же такое общение? 

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия личностей, групп  с целью  обменом информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также деятельностью и  её результатами. Общение – это наука.

Общаться мы учимся с раннего детства.И сегодня мы поговорим, о том,что же такое общение.

Общение играет важнейшую роль в жизни человека.

Люди жаждут общаться, это желание перетекает в  потребность  общаться, которая отличается в её количестве и частоте общения.

Цель человеческого общения: это удовлетворение естественных биологических потребностей, а также культурных, социальных, творческих, познавательных, эстетических, интеллектуальных, нравственных и прочих потребностей.

Зачем человеку общение? Для того, чтобы все эти потребности удовлетворять.

Психологи выделяют следующие виды общения и их классификацию.

Виды общения по средствам:

1)вербальное общение – осуществляется посредством речи; является прерогативой человека.

2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица).

Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам).

В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.

Общение в жизни человека можно разделить:

 на прямое (непосредственное) и косвенное (опосредствованное).

В первом случае общение собеседников происходит напрямую, они общаются друг с другом, применяя соответствующую мимику, жесты, интонацию и тон.

Во втором  - информация между собеседниками передается не напрямую, а опосредовано (с помощью письма, СМС сообщения, документации, СМИ и т. д.).

Прямое общение обладает лучшей результативностью и воздействием на собеседника, чем косвенное.

Однако: первый вид в большей степени может быть подвергнут эмоциям, так как такое общение в жизни каждого человека происходит в реальном времени, а второй – здравому рассудку, так как есть время для того, чтобы ситуацию, проанализировать ее.

Существуют также формальный и неформальный типы общения,   из которых следует, что отношения между людьми бывают деловыми и личными.

В зависимости от участников общения называют лично-групповое (родительское собрание), межличностное (в паре), и межгрупповое общение ( общение группами людей).

Общение – это естественный процесс. При идеальных обстоятельствах все люди должны беспрепятственно контактировать друг с другом.

Некоторые  испытывают боязнь коммуникации, которую называют социофобией. Потребность в контакте с другими людьми в таком случае отсутствует практически или полностью.

 Зачастую подобный страх возникает еще в подростковом возрасте, который является самым сложным этапом в жизни любого человека.

Значение общения в человеческой жизни невозможно переоценить. Это искусство и навыки, которые приобретаются с годами.

Вполне естественно, что коммуникативные навыки человека зависят не только от его личностных характеристик, но и от окружения, в котором он находился (находится) на разных этапах своей жизни.

Однако соблюдая правила межличностного общения, можно избежать многих неприятностей:

говорите с другим человеком так, как сами считаете наилучшим и единственно верным;

проявляйте уважение к тому, с кем разговариваете;

выражайте доверие и понимание в отношении того, с кем разговариваете.

Каковы особенности общения детей со сверстниками  и взрослыми.

           Общение со сверстниками - необходимое условие психологического развития ребенка. У детей общение – это неврожденная потребность. Формируется она под влиянием активности, которую проявляют присутствующие рядом взрослые, и возникает, зачастую, приблизительно к двум месяцам.

Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью.

Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада и в жизни.

 Общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения с взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к ребёнку, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие. 

Выявление отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.

Если  ребёнок не умеет «говорить» со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявит свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным. Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества, в связи с особенностью дошкольного возраста определят всё дальнейшее формирование личности, а также могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению.

Своевременное выявление внутреннего конфликта требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.

 

Проблема: дети нарушают правила общения со сверстниками и взрослыми.

II.               У любой проблемы есть свои причины и последствия, давайте разбираться, что может мешать ребенку легко и непринужденно общаться и дружить со сверстниками? 

 (Дискуссия)

1.                 Немаловажным фактором, влияющим на общительность, культуру общения ребенка, является семья.

Семья это среда, где ребенок учится самовыражению, а, следовательно, и общению. Общение это одна из сфер самовыражения человека. Какая роль отведена вашему ребенку в семье? Является ли он полноправным членом семьи, к мнению которого прислушиваются и берут во внимание? Или наоборот мнение ребенка никого не интересует и его инициативность постоянно подавляется?

Если дома он привык, что его слушают и уважают, то при общении с другими людьми он будет стремиться к такой же позиции. Если же в стенах дома ребенок привык быть «никем», то в компании сверстников ему будет сложно общаться на равных.

2.     Ребенок стесняется и не уверен в себе.

Робким детям страшно сделать что-то не так — например, поднять руку и ответить или выйти к доске, когда вызывает учитель. Им сложно заводить новые знакомства и налаживать отношения со сверстниками. Уверенный в себе ребенок может легко начать общаться с другими детьми, попросить помощи или наоборот сам предложить что-то другому, обычно таким способом дети начинают больше взаимодействовать и дружить, а если вашему ребенку не комфортно элементарно поговорить со сверстниками, то существует риск остаться без друзей. Причина стеснительности кроется, прежде всего, в низкой самооценке ребенка и неумении правильно взаимодействовать в коллективе.

3.                 У ребенка не развиты базовые навыки общения.

К ним можно отнести:

ü умение слушать и правильно реагировать на услышанное

ü не перебивать

ü сопереживать другому

ü вежливо присоединяться к разговору

ü адекватно реагировать на критику

ü правильно высказывать свое мнение, не обижая, собеседников

ü четко и грамотно говорить.

4.     Ребенок ведет себя агрессивно, обзывается.

Возможно, ответ Вас удивит, но обычно ведут себя агрессивно те дети, которые сами испытывают сильные страхи. Агрессивное поведение ребенка формируется дома, если ребенок периодически наблюдает сцены насилия дома и по телевизору — соответственно, сам он тоже будет причинять боль другим и решать конфликты с помощью драки. Еще одна причина — это неумение справляться со своими отрицательными чувствами: ребенок не знает, как выйти из непонятной и неприятной для него ситуации, и начинает драться.

5.     Ребенок не может за себя постоять.

Его обзывают, а он молчит. У него отбирают карандаши — он либо идет жаловаться, либо переключается на другое дело, будто бы ничего не происходит. Ситуаций может быть много разных, но причина одна, ребенок не умеет или не хочет защищаться. Стоит отметить, что такому ребенку в коллективе труднее всего, потому что если он не ответил одному обидчику, то обязательно задираться начнут и другие дети. Такое поведение может быть связано с различными причинами, например: дома ребенка не слушают и не позволяют выражать свое мнение, соответственно, в детском саду (школе) он этого сделать тоже не может, возможна и противоположная ситуация, когда домочадцы чересчур мягко обращаются с ребенком и он совершенно не умеет реагировать на агрессивное поведение других детей. В любом случае, я рекомендую в подобной ситуации обратиться к психологу, чтобы как можно скорее разобраться в причинах сложившейся ситуации и начать помогать ребенку.

6.     Неадекватные притязания на лидерство.

Ребенок с неадекватными притязаниями на лидерство очень хочет быть главным и первым во всем, но по каким-то причинам, он не является настоящим лидером — он только претендует на эту роль. Для того, чтобы занять лидерскую позицию, он раньше всех начинает тянуть руку на занятии, даже если не знает ответ. Может начать активно командовать и критиковать других детей. Часто отпускать шуточки в адрес непопулярного ребенка, чтобы показать свое превосходство, может назначать себя капитаном и начинать командовать. Естественно, другим детям не нравится такое отношение, и они начинают отдаляться. При этом родители часто не могут понять причин, почему у, казалось бы, активного и общительного ребенка возникают проблемы в отношениях со сверстниками.

7.     Тип нервной системы ребенка.

И последний момент: на особенности общения влияет тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребенка. Остановимся на краткой характеристике проявлений различных темпераментов.

Для сангвиников характерна повышенная активность, богатство мимики и движений, впечатлительность. Такой ребенок легко сходится с людьми, хотя он не отличается постоянством в своих привязанностях.

Холерики - энергичны, резки в движениях, у них ярко выражены эмоции. При неблагоприятных условиях дети - холерики становятся вспыльчивыми, не способны к самоконтролю, раздражительны и агрессивны.

Флегматики характеризуются низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством привязанностей. Дети - флегматики трудно сходятся с людьми, затрудняются в проявлении своих чувств.

Меланхоликам характерна низкая активность, сдержанность речи, слабо выражены чувства. На этом фоне у них могут развиться эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, тревожность и неуверенность в себе. Таких детей пугает новая обстановка и незнакомые люди. Главное: не надо стремиться переделать ребенка. Нужно ему только помочь в естественном психическом развитии.

III.            Уважаемые родители, предлагаем Вам определить правила для детей при общении со сверстниками и взрослыми.

(Родители делятся на 2 команды).

Правила для  детей при общении со сверстниками и взрослыми.

ü Любое мнение обсуждается, но не осуждается, не критикуется;

ü Знаешь сам, скажи другому;

ü Делись с друзьями. Не старайся всегда взять себе все самое лучшее;

ü Останови друга, если он делает что-то плохое; если он не прав, скажи ему об этом;

ü Если ты сам поступил плохо, не бойся признаться в этом, признай свою ошибку, попроси прощения;

ü Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других;

ü Не  ссорься и  не спорь по пустякам;

ü Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других;

ü Не завидуй – радуйся успехам товарища вместе с ним;

ü Всегда следи за тем, чтобы речь была точной и ясной;

ü Сначала подумай, потом говори;

ü Выслушивай собеседника внимательно до конца;

ü Слушая, смотри на собеседника, выделяй главное в его речи и старайся понять его;

ü Реагируй на высказывания собеседника, покажи, что понял его;

ü Будь доброжелательным;

ü Нельзя говорить одновременно нескольким собеседникам; следует высказываться по очереди;

ü Внимательно выбирай форму обращения: «ты» или «вы»;

ü Старайся придерживаться нормального темпа речи, не убыстряя и не замедляя его;

ü Речь должна быть умеренно громкой, чтобы ее услышали все присутствующие;

ü Нельзя жевать, зевать во время разговора;

ü Говоря о присутствующем, нельзя говорит «он», «она», надо называть его по имени;

ü Если необходимо, вежливо исправь ошибку, применяя выражения: «я думаю», «мне кажется»;

ü Умей вежливо и корректно возразить собеседнику, применяя выражения: «я хочу возразить», «я не согласен с тобой (вами)»;

ü Используй выражения: «я согласен», «я поддерживаю», если поддерживаешь точку зрения другого человека;

ü Если хочешь что-то уточнить, следует применять выражения: «пожалуйста, уточните это», «не повторите ли вы (ты) это еще раз?» и т. д.

IV.  Советы родителям по развитию навыков общения у детей

1. Демонстрируйте навыки социального взаимодействия.

Дети копируют наше поведение. Будьте всегда вежливы, демонстрируйте заботу о других людях, разговаривайте с родными и знакомыми, показывайте свою любовь, контролируйте свои эмоции.

2. Учите детей уважать других людей.

Объясняйте детям правила взаимодействия, учите делиться игрушками, уважать окружающих, не говорить плохо о друзьях. Простые правила вежливости – уступать другим место в транспорте, пропускать вперед девочку, открывать дверь, обращаться на вы к старшим – должны формироваться в детстве.

3. Расширяйте круг общения детей.

Очень важно постоянно расширять круг общения своих детей. Сначала это семья, потом родственники, дети друзей, соседи. Знакомьте детей на детской площадке, отдайте ребенка заниматься в творческие студии. Важно, чтобы круг общения был разновозрастным, и дети легко общались как со сверстниками, так и со старшими по возрасту людьми.

4. Учите детей решать конфликты.

Учите детей решать спорные вопросы мирным путем. Хвалите ребенка за проявление дипломатичности. Не становитесь на сторону ребенка, не разобравшись в ситуации. Рассказывайте детям о своих переживаниях. Обсуждайте чувства ребенка и предполагаемые чувства других детей.

5. Создавайте условия для развития и реализации способностей детей.

Научите детей сознавать свои сильные и слабые стороны. Давайте ребенку возможность проявлять себя и свои способностей. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет гордиться своими родными, близкими и друзьями.

 

Решение родительского собрания:

1.     Принять к сведению информацию об особенностях общения детей дошкольного возраста

2.     Воспитывать у детей культуру правильного общения со сверстниками и взрослыми

 

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: «Правила общения детей дошкольного возраста».

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: «Правила общения детей дошкольного возраста».

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: «Правила общения детей дошкольного возраста».

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: «Правила общения детей дошкольного возраста».

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: «Правила общения детей дошкольного возраста».

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: «Правила общения детей дошкольного возраста».

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: «Правила общения детей дошкольного возраста».

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: «Правила общения детей дошкольного возраста».

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: «Правила общения детей дошкольного возраста».

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: «Правила общения детей дошкольного возраста».

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: «Правила общения детей дошкольного возраста».

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: «Правила общения детей дошкольного возраста».

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: «Правила общения детей дошкольного возраста».

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: «Правила общения детей дошкольного возраста».

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: «Правила общения детей дошкольного возраста».

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: «Правила общения детей дошкольного возраста».

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: «Правила общения детей дошкольного возраста».

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: «Правила общения детей дошкольного возраста».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2019