Родительское собрание в специальном (коррекционном) классе на тему: «Как поощрять и нужно ли наказывать детей в семье?»
Оценка 5

Родительское собрание в специальном (коррекционном) классе на тему: «Как поощрять и нужно ли наказывать детей в семье?»

Оценка 5
doc
21.02.2022
Родительское собрание в специальном (коррекционном) классе на тему: «Как поощрять и нужно ли наказывать детей в семье?»
род собрание.doc

Родительское собрание в специальном (коррекционном) классе на тему: «Как поощрять и нужно ли наказывать детей в семье?»

 

Задачи родительского собрания:
1. Привлечь внимание родителей к проблеме поощрения и наказания ребенка в семье.
2. Дать общее представление о том, как можно взаимодействовать с ребёнком, не прибегая к телесным наказаниям.
3. Обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.
4. Помочь родителям установить для детей правила поведения и их личные границы.
Форма проведения: собрание-лекторий.
Вопросы для обсуждения на родительском собрании:
1) методы родительского воздействия – поощрения и наказания детей,
2) возможности установления для детей четких рамок поведения с помощью системы наказаний (за исключением телесных) и поощрений.
Подготовительная работа к собранию:
1. Анкетирование родителей учащихся класса.
Анкета для родителей:
1. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребенка?
- Да.
- В зависимости от своей занятости.
- Мало.
2. Часто ли вы хвалите своих детей за их успехи?
- Всегда.
- Иногда.
- Редко.
3. Как вы поощряете своих детей?
- Радуетесь с ними вместе их успехам.
- Просто хвалите.
- Покупаете дорогие вещи, игрушки.
4. Как вы наказываете своего ребенка?
- Делаете вид, что вы огорчены и не разговариваете с ним.
- Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер.
- Применяете физическую силу, не разрешаете гулять.
5. Вы наказываете своего ребенка:
- часто, даже за небрежность, забывчивость, невыполненное поручение;
- иногда, за нарушение дисциплины в школе, непослушание, обман;
- редко, только за грубость, сознательное причинение вреда?

2. Написание детьми небольших сочинений на тему: «Какие наказания я запретил бы, если бы был взрослым».
3. Разработка памятки для родителей «Как поощрять поведение ребенка в семье».
Памятка для родителей «Как поощрять поведение ребенка в семье».
• Старайтесь почаще одобрительно улыбаться им детям: когда помогают в домашних делах, когда выполняют уроки, когда играют в свои игры.
• Старайтесь поощрять своих детей жестами: им всегда будет тепло и уютно, если мама коснется их головы во время приготовления домашнего задания, а папа одобрительно приобнимет и пожмёт руку.
• Старайтесь словесно выражать одобрение пусть самым маленьким успехам своих детей, их поведению.

• Старайтесь почаще использовать выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это сформирует в детях самоуважение, будет развивать самоанализ и критичность мышления.
• Старайтесь дарить своим детям подарки с радостью, но при этом и их учите с благодарностью принимать подарки.
• Постарайтесь сформировать в своей семье ритуалы и традиции поощрения детей: Новый год, день рождения, начало учебного года, переход в следующий класс, удачное выступление, победа в конкурсе или на соревнованиях и т. п.
• Научите своих детей быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к ним, независимо от количества денег, затраченных на подарок.
• Старайтесь дарить подарки своим детям не только с учётом их желаний, но и с учетом возможностей своей семьи.
• Для поощрения своих детей старайтесь использовать не только материальные подарки, но и моральные поощрения. Придуманные вами, они впоследствии могут стать реликвией в архиве семей ваших детей: стенные газеты, собственноручно изготовленные грамоты, сочинённые самостоятельно стихи и т.п.
• Когда вы планируете в качестве поощрения использовать деньги, то используйте эту возможность для того, чтобы дети учились грамотно ими распоряжаться.
• Когда вы поощряете детей деньгами, то вы должны знать, каким образом они собираются ими распорядился. Обсудите с ними этот вопрос.
• Разрешайте своим детям иметь карманные деньги, но анализируйте их расходование вместе с детьми.
• Когда вашим детям дарят подарки, никогда не обсуждайте с ними их ценность и стоимость. Это может неправильно сформировать систему нравственных ценностей ваших детей.
• Старайтесь научить своих детей понимать и ценить поощрения родителей.
• Всегда помните, что ваше внимание, расположение, дружеское участие, ласка и любовь важны для ваших детей больше, чем самый дорогой подарок!
• Последствия от неприятия, безразличия, игнорирования и унижения могут болезненно переживаться детьми долгие годы и даже остаться в памяти на всю жизнь.

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые родители! Вы несомненно любите своих детей и желаете им только добра. Но ведь быть родителями - это труд. Труд напряжённый, а не только радостный. Сегодня мы попробуем найти ответы на такие вопросы:
- Можно ли наказывать своих детей?
- Когда и как, в каких случаях это делать?
- Не испортит ли детей частая похвала?
Я попрошу вас поделить лист на две половины. На одной из них напишите, пожалуйста, слова, какими вы поощряете своих детей, а на другой – слова, какими ругаете. Посмотрите, в какой части оказалось больше слов, и сделайте выводы для себя.
Какие же наказания для своих детей используют родители в нашем классе?
II. Анализ родительских анкет по проблеме собрания, обсуждение, выводы.
А теперь давайте посмотрим, каково мнение наших детей по данной проблеме, на что они обращают внимание, что их беспокоит.
III. Обсуждение сочинений учеников на тему: «Какие наказания я запретил бы, если бы был взрослым».
IV. Выступление классного руководителя.
Воспитание детей – очень непростое дело. Представления о кротких и послушных ангельских созданиях совсем не соответствуют действительности. Обязанности родителей не кончаются ни днём, ни ночью. Нужно быть постоянно готовыми удовлетворять потребности своих детей. Выполняя этот нелёгкий труд, родители теряются и переживают сомнения, пытаются найти самую подходящую для себя и детей систему воспитания.
Почему начинают бить детей? Физические наказания - явление, применяемое во многих семьях. При этом взрослые совсем не хотят издевательства над детьми, их мучений и причинения телесных повреждений. В оправдание физических наказаний родителями обычно приводятся самые различные аргументы:
• «Дети должны знать, что с ним не шутки шутят – это серьёзное дело». (Но при серьёзном подходе к воспитанию телесные наказания становятся излишними.)
• «Меня самого били в детстве, и это нисколько мне не навредило». (Но постарайтесь вспомнить, что вы тогда чувствовали: ощущение бессилия охватывает ребёнка, когда его бьют.)
• «Иной раз не остаётся другого способа повлиять на ребенка». (В момент конфликта родителям может действительно так казаться, но впоследствии в спокойной обстановке становится ясно, что были и другие возможности.)
• «Порой рука сама поднимается». (Но ведь такого не происходит во всех других случаях, когда вы сердитесь - например, на начальника на работе или на вашего друга.)
• «Шлепнув ребёнка, можно разрядить обстановку, снять напряжение». (Но ведь после удара обстановка в доме накаляется, взрослые не знают, что им делать, все замыкаются в обстановке конфликта.)
Физические наказания не обязательно вызваны поведением ребенка, часто они выражают неблагополучное состояние родителей. Отношения между детьми и родителями очень непростые отношения для обеих сторон. Родители могут оказываться в сложных житейских обстоятельствах, могут испытывать тяжесть ответственности за воспитание детей и чувство одиночества при отсутствии помощников в этом нелёгком деле.
Часто взрослые озабочены состоянием здоровья, проблемами на работе, непростыми взаимоотношениями с другими людьми. Эта озабоченность выливается во вспышки гнева по отношению к ребёнку. Поэтому речь идёт не о продуманном наказании, а о результате истерики вследствие долго копившегося напряжения.
Иногда взрослые поднимают руку на своих детей после того, как испробовали все другие возможности заставить ребёнка подчиниться их требованиям. Но применение физической силы не может вернуть им власть и утраченный авторитет.
Каковы могут быть результаты телесных наказаний?
• Маленькие дети, которых ударили, очень часто начинают плакать еще громче.
• Дети, которых бьют, чувствуют себя оскорблённым и униженным.
• Дети, которых постоянно бьют, испытывают глубокую неприязнь, почти ненависть и к самому себе, и к окружающим. Их последующие поступки могут быть продиктованы жаждой мести.
Такие дети непрерывно испытывают страх, который может негативно сказаться на их развитии. Детям трудно осознать, что они подверглись физическому наказанию из-за своего неправильного поведения. Они считают, что такое наказание – это проявление нелюбви или неоправданного гнева со стороны тех, кто его наказал.
Главная задача - найти альтернативные методы, чтобы набор средств родительского воздействия не сводился к телесным наказаниям. Здесь стоит подчеркнуть, что словесные оскорбления - бесконечные придирки, грубые замечания, насмешки, обидные слова - являются не менее унизительными и способными причинить не меньший вред, чем рукоприкладство
Наши задачи:
• прививать детям чувство ответственности и самостоятельность;
• воспитывать в детях самообладание и послушание;
• устанавливать для детей чёткие рамки поведения, правильно применяя систему поощрений и наказаний (за исключением физических) и отслеживая, чтобы воздействие было справедливым и логически вытекало из поступка ребёнка.
Дадим несколько советов, которые могут вам помочь при установлении рамок поведения для вашего ребёнка.
• Прислушивайтесь к детям и постарайтесь понять их точку зрения.
• Дети охотнее подчиняются правилам, если в их установлении они сами принимали участие. Но существуют правила, которые устанавливаются только родителями.
• Предоставьте детям право выбора. Дайте им понять, что они могут выбирать из нескольких возможностей.
• Дети имеют право выражать свое мнение и свои чувства к тем границам поведения, которые ему определили родители.
• Необходимо и самим верить в справедливость своих требований. Нужно не только объяснить ребёнку их причины, но и убедиться в том, что он их осознал.
• Не стоит требовать от детей сразу многого: надо начать с небольшого набора правил.
• Нужно давать ребёнку краткие, точные и ясные инструкции.
• Вам придётся неоднократно возвращаться к этим указаниям и правилам – ребёнку требуется повторение.
• Детям сложно быстро перейти от одного вида деятельности к другому. Если вы чего-то требуете от них, предоставьте им короткий отдых, небольшую передышку, чтобы они могли переключиться.
Определяя для детей границы и правила поведения, нужно делать это гибко и справедливо, чтобы не превратиться в их глазах в чёрствых и суровых родителей. В таком случае дети примут эти правила, оценят по достоинству ваше участие и последовательность в своих требования, даже если будут иногда возмущаться и противостоять вашим требованиям. Ребёнок подражает вашему поведению и таким образом учится отвечать за свои поступки. Наказания оправданы и допустимы, если они логически вытекают из поступков ребенка. Это - главный принцип, которым родители должны взять за основу, применяя наказания. Они должны быть разумными и прямо связанными с содержанием проступков, если родители действительно хотят научить детей, как себя следует вести. Чтобы назначить наказание, которое логически соответствует поступку ребёнка, нужно задать себе вопросы: «Что может произойти, если я не стану вмешиваться в течение событий? Как нужно действовать, чтобы ребёнок догадался сам, какого от него ждут поведения?»
Можно предпринимать ещё и дополнительные меры. Есть много методов, с помощью которых можно воспитывать в ребёнке послушание и чувство ответственности, учить его управлять своими поступками, не используя при этом физические наказания:
• Старайтесь хвалить ребёнка за хорошее поведение так же, как вы указываете ему на отрицательное поведение и ошибки.
• Старайтесь хвалить детей за любые изменения к лучшему в их поведении, даже если они совсем незначительны.
• Всегда помните, что часто применяя поощрение и похвалу, вы способствуете развитию у детей уверенности в себе.
• Старайтесь научить детей, как можно исправить неправильные поступки.
• Старайтесь высказывать своё отношение к неподобающему поведению детей недвусмысленно и ясно.
• Разговаривайте с ребёнком в тоне сотрудничества и уважения.
• Старайтесь вовлекать детей в процесс принятия решений.
• Старайтесь быть для детей образцом правильного поведения.
• Избегайте пустых угроз.
• Дети должны иметь возможность выразить свое недовольство и возмущение, если им приходится подчиниться правилам, которые им не по вкусу.
• Не применяйте шлепки, удерживайте себя от криков, оскорбительных слов и угроз - они только усилят в вашем ребёнке чувство протеста, ненависть и неприязнь.
• Не выражайте предпочтения кому-то одному из детей.
• Нельзя ждать от детей выполнения того, что они сделать не в состоянии.
• Никогда не заявляйте, что ребёнок ни на что не годен. Старайтесь оценивать именно сам поступок, а не того, кто его совершил.
• Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы показать детям свою любовь.
Делаем вывод: наказание бывает достаточно эффективно, если является логическим следствием поведения ребёнка. Однако даже в таком случае излишняя строгость сводит на нет воспитательное значение наказания и делает его бесполезным.
Важно: наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение. Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка. Но особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребёнком усилие.
Предлагаю вновь вернуться к ответам на вопросы анкеты:
«Как часто родители нашего класса хвалят и поощряют своих детей?»
V. Анализ анкет родителей по проблеме собрания, обсуждение, выводы.
VI. Вручение каждому родителю памятки «Как поощрять поведение ребенка в семье».
VII. Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их запросам и по рекомендации психологической службы школы.



 


Родительское собрание в специальном (коррекционном) классе на тему: «Как поощрять и нужно ли наказывать детей в семье?»

Родительское собрание в специальном (коррекционном) классе на тему: «Как поощрять и нужно ли наказывать детей в семье?»

Старайтесь почаще одобрительно улыбаться им детям: когда помогают в домашних делах, когда выполняют уроки, когда играют в свои игры

Старайтесь почаще одобрительно улыбаться им детям: когда помогают в домашних делах, когда выполняют уроки, когда играют в свои игры

Но ведь быть родителями - это труд

Но ведь быть родителями - это труд

Родители могут оказываться в сложных житейских обстоятельствах, могут испытывать тяжесть ответственности за воспитание детей и чувство одиночества при отсутствии помощников в этом нелёгком деле

Родители могут оказываться в сложных житейских обстоятельствах, могут испытывать тяжесть ответственности за воспитание детей и чувство одиночества при отсутствии помощников в этом нелёгком деле

Дети имеют право выражать свое мнение и свои чувства к тем границам поведения, которые ему определили родители

Дети имеют право выражать свое мнение и свои чувства к тем границам поведения, которые ему определили родители

Дети должны иметь возможность выразить свое недовольство и возмущение, если им приходится подчиниться правилам, которые им не по вкусу

Дети должны иметь возможность выразить свое недовольство и возмущение, если им приходится подчиниться правилам, которые им не по вкусу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2022