ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛЕНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА КИРИЛЛА КАМЫНИНА
Родительское собрание:
«Жестокое обращение с детьми».
Подготовила классный руководитель
7 класса: Ткачева О.В.
г. Свердловск
2021г
Лекция для родителей
«Жестокое обращение с детьми».
Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.
Задачи: - познакомить родителей со статистикой по данному вопросу, видами жестокого обращения с детьми, их последствиями;
- осветить вопрос правовой ответственности за жестокое обращение с детьми;
- содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, установлению взаимопонимания и взаимоуважения.
- обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся «Насилие и дети», подготовка памяток и мини - анкет для родителей.
Уважаемые родители! У учителей школы, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и в тоже время напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик. И не всегда находите правильный выход из этого тупика. И чувствуя своё бессилие, совершаете насилие в отношении собственного ребёнка. Тема нашего собрания очень важна – «Жестокое обращение с детьми».
Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Например, в Древней Спарте слабых новорождённых малышей сбрасывали с горного обрыва в пропасть. Детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; детей хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее; детей продавали и покупали.
.
Так что же такое насилие в семье? Это такой вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.
Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:
- со стороны мужа по отношению к жене;
- со стороны жены по отношению к мужу;
- со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;
- со стороны старших детей по отношению к младшим;
- со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам.
В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.
Жестокое обращение с детьми - это любая форма плохого обращения. Это когда:
- Ребёнка лишают родительской ласки
- Ребёнка не слушают
- Не заботятся о его здоровье
- Манипулируют ребёнком
- Не считают нужным отправлять его в школу
- Ребёнку показывают порнографические материалы
- Ребёнка оставляют без присмотра
- Ребёнка бьют, дразнят, унижают, оскорбляют
- Не заботятся о том, чтобы ребёнок был чисто одет и накормлен.
Факторами, способствующими жестокому обращению с детьми, являются:
- низкий уровень культуры, образования;
- негативные семейные традиции, модель домашнего насилия, передающаяся от одного поколения к другому;
- нежелательный ребёнок;
постоянные супружеские конфликты;
- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, финансовые трудности;
- критическая ситуация или стечение обстоятельств /смерть близкого человека и пр.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, т.е., его избиение. Это:
- удары по лицу;
- тряски, толчки;
- затрещины,
- удушения,
- пинки;
- заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;
- избиение ремнём, веревками;
- нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.
Последствиями телесного наказания зачастую являются потеря в той или иной степени здоровья, вплоть до летального исхода.
Психологическое (эмоциональное) насилие – это однократное или хроническое психическое воздействие на ребёнка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребёнка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний.
Очень точно описал психологический тип насилия Павел Санаев в своей повести «Похороните меня за плинтусом». О том, что повесть по большей части биографична сомневаться не приходится – уж очень изощрённо родная бабушка издевается над любимым внуком.
Следующий вид насилия - пренебрежение нуждами ребенка – Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребёнке.
Пренебрежение – это:
- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.
Социологи и психологи утверждают, что сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:
- патриархально-авторитарный уклад;
- конфликтные отношения между родителями;
- мать ребенка чрезмерно занята на работе;
- ребенок долгое время жил без родного отца;
- вместо родного отца - отчим или сожитель матери;
- мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
- родители (или один из них) имеют психические заболевания;
- мать в детстве подвергалась сексуальному насилию.
Без сомнений, любой вид жестокого обращения с детьми, любой вид насилия нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию.
Последствия жестокого обращения с детьми в семье:
- развитие лжи и лицемерия, трусости и жестокости;
-объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;
- агрессивное, преступное поведение детей;
- злоба и ненависть к старшим;
- сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.
Ребёнок, подвергшийся насилию:
- накапливает в душе чувства страха, разочарования, бессилия, унижения;
- становится агрессивным, испытывает сильное беспокойство;
- подавлен, может быть предрасположен к саморазрушению;
- снижаются его способности /успеваемость/
- склонен к самоизолированию, не доверяет окружающим людям;
- у него меньше красивых фантазий о будущем, он мало чего ожидает от завтрашнего дня.
Существует множество правовых документов, направленных на защиту детства, в целом, и на защиту детей от жестокого обращения в семье, в частности. Назовём их. Это Конвенция ООН о правах ребёнка, Конституция ЛНР, Гражданский кодекс , Уголовный кодекс , Семейный кодекс , Закон «Об образовании »,
Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Вопрос родителям: Как вы считаете, кто несёт большую ответственность за воспитание детей – родители или образовательное учреждение?
Ответ: В ФЗ «Об образовании » сказано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка.
В статье 65 Семейного кодекса говорится: «При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей».
Уголовный кодекс предусматривает ответственность за жестокое обращение с детьми. Статья 156 определяет пять видов наказаний:
штраф в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы…
обязательные работы на срок до четырехсот сорока часов…
исправительные работы на срок до двух лет…
принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности…
лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определённые должности…
По статистике более 80% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 10 % из них считают их эффективным методом воспитания, а остальные предпочли бы воспитывать детей иначе. Но как?
Какие методы можно применить, чтобы защитить ребёнка от самого себя? Прислушаемся к советам психологов.
Итак, вот они, четыре заповеди мудрого родителя
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Если разговор о том, что «Машенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на пианино», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.
3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»
4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.
Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.
Не бойтесь открыть свою любовь к ребенку. Специалисты выделяют три способа:
1. Слово. Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
2. Прикосновение. Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Переласкать его, считают психологи, невозможно.
3. Взгляд. Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.
Обращение: Посмотрите вокруг, если Bы видите:
РЕБЕНКА, который побирается;
который грязно или не по сезону одет;
который хулиганит, выпивает или употребляет наркотические вещества;
который не посещает школу и т. п.
Или, если вы видите СЕМЬЮ, которая:
ведет асоциальный образ жизни и не заботится о ребенке;
жестоко с ним обращается.
Если вам известны ФАКТЫ:
вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;
ФАКТЫ вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.
Звоните!!!
Отдел опеки и попечительства
Комиссия по делам несовершеннолетних
В заключительной части моего выступления мне хотелось бы вас познакомить с результатами анонимного анкетирования, проведённого с вашими детьми на тему: «Насилие и дети».
Выводы делайте сами. Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится.
Заключительная часть
Индивидуальная работа родителей.
1. Родителям предлагается выполнить задание: поделить лист на 2 части и написать на одной из них слова, которыми они поощряют, хвалят своих детей, а в другой – которыми ругают.
- Уважаемые родители! А теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.
2. Мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах»
- С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребёнок?
- С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
- Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?
Уважаемые папы и мамы!
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок!
Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Результаты анкетирования
1. Допускал ли кто-нибудь когда-нибудь по отношению к вам жестокое отношение? а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить
/39% - да, 55% - нет; 6% - затрудняюсь ответить;
2. Испытывали ли вы жестокое отношение к себе в школе со стороны сверстников? а) да, физическое; б) да, эмоциональное; в) нет.
/5.5% - да, физическое; 32% - да, эмоциональное, 62,5% - нет/
3. Испытывали ли вы жестокое отношение к себе в школе со стороны учащихся старше вас? а) да, физическое; б) да, эмоциональное; в) нет.
/15% - а; 19% - б; 66% - в/
4. Испытывали ли вы жестокое отношение к себе дома?
а) да, физическое; б) да, эмоциональное; в) нет.
/4,5% - а; 3,5% – б; 92% - в/
5. Пытались ли вы защитить себя? а) да; б) нет; в) не испытывал.
/53% - а; 15% - б; 32% - в/
6. Кому вы смогли бы рассказать о случившемся жестоком отношении к вам?
а) друзьям; б) родителям; в) учителю; г) брату или сестре; д) медработнику; ж) никому; з) затрудняюсь.
/ 54% - б; 6% - а; 42% - ж, з;
7. Хотели бы вы, чтобы родители обнимали вас, говорили ласковые слова?
а) да; б) нет; в) не знаю.
/80% - а; 1,1% - б; 18,9% - в
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.