План-конспект урока обществознания в 9 классе. Тема урока: Правоотношения и субъекты права.
Цель урока:
- дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения, субъекты правоотношений, познакомить их с понятием правоспособности и дееспособности.
Задачи:
1) образовательная: познакомить с новыми правовыми понятиями урока, разъяснить их содержание, научить грамотно пользоваться ими. Изучение учащимися документов (на примере ГК РФ), регламентирующих права и обязанности граждан РФ.
2) развивающая: развивать умение анализировать правовые ситуации, применять полученные знания на практике при решении правовых задач и жизненных ситуаций. Совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного.
3) воспитательная: способствовать формированию у учащихся правовой культуры, ответственности за свои поступки. Дальнейшее развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа информации.
1. Личностные: формирование правового сознания учащихся.
2. Метапредметные:
— развитие умения поиска и выделения информации;
— развитие умения анализировать и выделять признаки;
— развитие умения строить логическую цепь рассуждения;
3. Предметные: узнать суть понятий «правоотношения», «субъект правоотношений», виды субъектов правоотношений и их признаки.
Тип урока: УКИЗ (урок комплексного использования знаний)
УЗЗВУ (урок закрепления знаний и выработки умений)
Основные понятия: правоотношения, субъекты правоотношений, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность, эмансипация.
Оборудование: карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами, презентация.
Литература:
Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2016.
Ход урока.
1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Готовятся к уроку.
2. Опрос д/з. «Право, его роль в жизни общества и государства §8. (тест).
3. мотивация знаний.
Вступительное слово учителя
– Из материалов прошлых уроков мы уже знаем, что такое право, социальные нормы, правовые нормы или нормы права.
Люди, взаимодействуя друг с другом, постоянно вступают в различного рода общественные отношения: дружеские, семейные, служебные, религиозные и др. Характер этих отношений определяется различными факторами: возрастом, полом, симпатиями, интересами, служебным положением участников отношений и т.п. Например, внутрисемейные отношения строятся на лично-доверительных и моральных нормах, деловые регулируются корпоративными нормами и т.д.
Однако существует особая область человеческих отношений, которые могут быть урегулированы только при помощи правовых норм. Например, отношения собственности лучше всего регулируют нормы права, потому что любая неопределенность в отношении собственности, отсутствие ее надлежащей защиты может привести к конфликтной ситуации, в которой может оказаться каждый из нас. Давайте познакомимся с материалом учебника.
(Знакомство с правовой ситуацией из учебника по параграфу 9 на стр. 79)
Ситуация. Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры, не заплатив за аренду. |
- В чем особенность данных отношений между Ивановым и Петровым?
Варианты ответов учащихся: отношения возникли по поводу имущества; были заверены у нотариуса, следовательно, носят формальный характер; они регулируются условиями заключенного договора; Иванов может обратиться в суд, потому что эти отношения регулируются правовыми нормами …
- Как могут называться общественные отношения, которые регулируются нормами права?
(правовыми отношениями или правоотношениями)
1. Работа над темой урока
Запись темы урока: «Правоотношения и субъекты права»
Запись конспекта в тетради:
Правоотношение - социальное отношение, регулируемое нормами права; его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства. |
- Почему важно изучение правоотношений в школьной программе? Что могут дать вам эти знания?
Варианты ответов учащихся: все люди вступают в правовые отношения; чтобы правильно вести себя в различных ситуациях; чтобы уметь защищать свои права; чтобы не совершить правонарушения…
- Что именно о интересует вас в правовых отношениях?
Варианты ответов учащихся: Когда они наступают? Как и кем регулируются? Какие у людей могут быть права и обязанности в той или иной ситуации? Куда обращаться, если ты столкнулся с нарушением своих прав?...
- Целью нашего урока будет формирование вашего представления о правоотношениях и их структуре. А еще вы узнаете, с какого возраста и при каких обстоятельствах человек может стать участником правоотношений.
- Какие особенности мы можем выделить в правоотношениях, если внимательно вдумаемся в записанное нами определение?
Запись конспекта в тетради:
1) регулируются нормами права 2) охраняются государством 3) предполагают наличие прав и обязанностей |
Работа с текстом учебника: изучите текст учебника на стр. 79, найдите и выпишите элементы правоотношений:
Субъекты правоотношений - участники правоотношений Объект правоотношений - то, из-за чего возникает правоотношение Содержание правоотношений - права и обязанности участников правоотношений, предусмотренные соответствующими правовыми нормами |
- Разберемся на уже знакомом нам примере из учебника (стр. 79):
Иванов и Петров договорились об аренде – они участники отношений, следовательно, они - субъекты правоотношений.
Отношения возникли по поводу квартиры – это объект правоотношений.
Петров должен был платить за аренду квартиры, это его юридическая обязанность, а Иванов имел право на получение арендной платы – это содержание правоотношений.
- Кто может стать субъектом правоотношений? Познакомьтесь с материалом учебника на стр. 82.
Продуктивное чтение материала учебника, в течение которого учащиеся находят и называют субъектов правоотношений: физические лица - граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации, органы государственной власти и даже государство…
Запись конспекта в тетрадях:
Субъекты правоотношений: • физические лица: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, т.е. все те люди, которые так или иначе оказались н территории нашей страны • юридические лица: коммерческие организации, некоммерческие организации, • органы государственной власти, • государство • социальные общности и т.п. |
Работа в группах: на примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений.
• Гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.
• Гражданин Купцов купил стиральную машину в магазине «Эльдорадо», при покупке стиральной машины получил все необходимые документы: кассовый и товарный чеки, гарантийный талон. Через месяц стиральная машина сломалась.
• Гражданин Р. заключил договор с фирмой Z об установке пластиковых окон. Бригада монтажников из этой фирмы произвела соответствующие работы‚ качество которых не устроило гражданина Р.
Таблица «Элементы правоотношений»
Субъекты |
Объект |
Права |
Обязанности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Разделить участников правоотношений на две группы:
1. гражданин Иванов, 2. фонд помощи бездомным животным, 3. иностранный турист, 4. лицо без гражданства, 5. общеобразовательная школа, 6. адвокат, 7. контора по продаже недвижимости.
Заполнение таблицы «Субъекты (участники) правоотношений»
Физические лица |
Юридические лица |
|
|
Обсуждение результатов работы в группах
- Кто может выступать в качестве участников правоотношений?
Ответ.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица.
- В чем отличие субъектов в одной ситуации от другой?
- В чем отличие физических лиц от юридических лиц?
- Какой вывод мы можем сделать?
- Какими качествами должен обладать субъект правоотношений, чтобы в полной мере нести ответственность по своим обязательствам или в полной мере пользоваться своими правами?
Каковы особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.
Правосубъектность – это возможность того или иного субъекта быть участником правоотношения; она включает правоспособность и дееспособность. |
- В чем заключается сущность дееспособности и правоспособности?
Правоспособность - способность иметь права и обязанности. Дееспособность - способность субъекта своим осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности. |
- У физических и юридических лиц эти способности возникают и проявляются по-разному, прочитайте по учебнику, узнайте, как это происходит.
Работа с текстом учебника на стр. 82-83, продуктивное чтение, поиск нужной информации.
Информация, найденная учащимися в учебнике: у юридических лиц правоспособность и дееспособность наступает одновременно – с момента регистрации, а у физических – правоспособность с рождения, а дееспособность появляется постепенно: с 6 до 14 лет – можно совершать только мелкие бытовые сделки, с 14 до 18 лет – распоряжаться своим заработком, стипендией, вносить вклады - это частичная дееспособность.
- А какой дееспособностью обладаете вы - учащиеся 9 класса?
Варианты ответов учащихся: учащимся 9 класса 15-16 лет, поэтому дееспособность частичная (неполная); с 14 лет имеется паспорт, поэтому есть возможность вносить вклады; с 14 лет дети несут уголовную ответственность за некоторые преступления …
- Возможно ли обретение полной дееспособности в вашем возрасте?
Эмансипация – объявление несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным при наличии следующих условий: достижение возраста 16-ти лет, работа по трудовому договору и согласие родителей или попечителей или решение суда в случае отсутствия их согласия.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
- Что такое правоотношения
- Что относят к элементам правоотношения
- Кто относится к субъектам правоотношений
- Назовите различия правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц
Рефлексия в виде продолжения фраз:
• Мне сегодня было полезно узнать, что …
• Мне было сегодня было интересно узнать …
• Мне сегодня было непонятно то, что …
Задание на дом: закрепить пройденный материал по § 9, подготовить ответы на вопросы из рубрики «Проверь себя».
Работа в группах: на примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений.
• Гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.
Таблица «Элементы правоотношений»
Субъекты |
Объект |
Права |
Обязанности |
|
|
|
|
Работа в группах: на примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений.
• Гражданин Купцов купил стиральную машину в магазине «Эльдорадо», при покупке стиральной машины получил все необходимые документы: кассовый и товарный чеки, гарантийный талон. Через месяц стиральная машина сломалась.
Таблица «Элементы правоотношений»
Субъекты |
Объект |
Права |
Обязанности |
|
|
|
|
Работа в группах: на примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений.
• Гражданин Р. заключил договор с фирмой Z об установке пластиковых окон. Бригада монтажников из этой фирмы произвела соответствующие работы‚ качество которых не устроило гражданина Р.
Таблица «Элементы правоотношений»
Субъекты |
Объект |
Права |
Обязанности |
|
|
|
|
Работа в группах: разделить участников правоотношений на две группы:
1. гражданин Иванов, 2. фонд помощи бездомным животным, 3. иностранный турист, 4. лицо без гражданства, 5. общеобразовательная школа, 6. адвокат, 7. контора по продаже недвижимости.
Заполнение таблицы «Субъекты (участники) правоотношений»
Физические лица |
Юридические лица |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.