Урок памяти и скорби у старшеклассников
Цель: на основе исторических фактов раскрыть реальную ситуацию, которая складывалась в фашистских концентрационных лагерях и на территориях, занятых фашистами.
Задачи:
· рассказать о зверствах, которые чинились над пленными, в том числе женщинами и детьми,
· раскрыть суть фашистской идеологии,
· пробудить ненависть к фашистскому режиму,
· развивать чувства справедливости и гражданственности,
· прививать патриотические убеждения,
· развивать чувства долга, ответственности и толерантности.
Форма проведения: устный художественный реферат со сценическим действом.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, атрибуты оформления аудитории
Актуальность мероприятия:
Вновь сегодня в мире тревожно!
Сегодня мы собрались на урок памяти и скорби, чтобы на основе исторических фактов показать реальную ситуацию, которая складывалась в фашистских концентрационных лагерях и на территориях, занятых фашистами. Чтобы вспомнить о зверствах, которые чинились над пленными, в том числе женщинами и детьми, вспомнить суть фашистской идеологии и вместе отдать дань памяти и скорби, погибшим, замученным, сожжённым, заживо похороненным – взрослым и детям разных стран и разных национальностей.
Содержательная часть
1 ВЕДУЩИЙ
В годы Великой Отечественной войны фашисты установили на территории СССР жёсткий оккупационный режим, который отличался исключительной жестокостью и зверствами по отношению к населению – массовыми репрессиями, и уничтожением советских граждан, разрушением и разграблениям народного хозяйства, культурных ценностей. Сущность немецко-фашистского оккупационного режима вытекала из целей германского фашизма в войне против СССР:
политической — уничтожить коммунистическую идеологию и Советское государство; экономической — превратить Советское страну в аграрно-сырьевой придаток, источник дешёвой рабочей силы, во внутреннюю колонию фашистской Германии.
2 ВЕДУЩИЙ
А началось всё задолго до начала войны. Сразу же после прихода Гитлера к власти стихийно начали возникать места содержания идейных и политических противников, которые спешно и недисциплинированно организовывали штурмовики СА (Sturm Abteilung). Они размещались, где приходилось. Под них приспосабливались любые более-менее пригодные помещения. Век свой никому ненужная старая казарма с выбитыми окнами обносилась колючей проволокой, бралась под охрану по периметру и становилась концлагерем. То же «новое» назначение могли получить с лёгкой руки штурмовиков цеха, древние крепости и любые подходившие здания.
1 ВЕДУЩИЙ
С другой стороны, в том же 1933 г. стали появляться специально задуманные и построенные под нужды партии стационарные лагеря, получившие после войны всемирную известность. Были созданы главные внутригерманские лагеря в непосредственной близости от крупнейших городов: Дахау (Мюнхен), Бухенвальд (Веймар), Заксенхаузен (Берлин). Именно лагеря такого типа стали образцом, для сотен, появившихся в течение всей войны других. В этих лагерях изначально содержались нелояльные к режиму и простые уголовники.
2 ВЕДУЩИЙ
С началом войны «учреждения» стали работать по двум основным направлениям: ликвидация расово низших субъектов и трудовая деятельность.
Особенно чётко это деление стало происходить после того, как в 1942 г. было принято решение про «окончательное решение еврейского вопроса». Многие заключенные (чаще всего по национальному – т.е. расовому признаку) подлежали немедленному уничтожению. Других постигала та же участь в связи с их неспособностью к труду. Но очень многие работали в лагерях на производстве необходимых для воюющей Германии оружия, сырья и прочего.За саботаж на подобных производствах грозила немедленная смертная казнь.
1 ВЕУЩИЙ
Заключенные были разделены на определенные категории и носили на своей одежде соответствующие признаки различия. Людей различали по национальному признаку, по виду преступной деятельности (политический противник режима или уголовник), по сексуальной ориентации. Каждому присваивался порядковый номер.Политические противники режима отмечались красным треугольником, уголовники – зеленым. Социально и политически неблагонадежные лица носили черный треугольник, гомосексуалисты – розовый, а цыгане – коричневый. Евреи дополнительно отмечались шестиконечной звездой Давида.
2 ВЕДУЩИЙ
Обычно лагерем руководили старшие офицеры СС, но бывали и исключения. Так, например, комендантом Освенцима был Рудольф Гесс, заместитель фюрера по партии, улетевший в мае 1941 г. в Англию.
Менее важные должности занимали младшие офицеры, унтер-офицеры, рядовые, непосредственно работавшие с узниками и проживавшие в казармах, по условиям, лишь ненамного лучше лагерных бараков. В среде заключенных руководством лагерей искусственно нагнеталась вражда на любой пригодной почве для того, чтобы обезопаситься от возможных бунтов. Будь то национализм, прежняя страна проживания, но чаще всего уголовники назначались барачными старостами и силой страха наказания руководили запуганными сильными сокамерниками. Очень часто в лагерях постоянно находились работники Гестапо (Geheine Staats Polizei), которые не подчинялись руководству учреждений.
1 ВЕДУЩИЙ
Документация велась очень скрупулезно. Возможно, именно по этому Нюрнбергский процесс и смог так убедительно доказать преступность подобной практики, опираясь на документы и архивные материалы самих же обвиняемых.
Медицинские эксперименты над пленными являются еще одним страшным примером методов работы с узниками. Известны случаи умерщвления испытуемых (зачастую – советских военнопленных) инъекциями бензина.
2 ВЕДУЩИЙ
Часто заключённых лишали фамилий, заменяя их номерами, размещёнными на лагерной одежде. С 1942 г. было введено клеймение пленных. Заключённые лагерей использовались преимущественно на тяжёлых, вредных и опасных работах. Рабочий день продолжался 12-18 часов. В лагерях царила массовая смертность от голода, холода, непосильного труда, избиений, эпидемий. Для выявления и уничтожения ослабевших узников проводилась регулярная «фильтрация». Расправы над заключёнными сопровождались пытками и носили особо мучительный, садистский характер (сожжение или закапывание живых людей, травля их собаками, казни под музыку и т.п.), многих советских граждан гитлеровцы направляли в концентрационные лагеря в Германию и Польшу. В некоторые лагеря, находившиеся на оккупированных территориях СССР, привозились военнопленные и мирные граждане из других стран, захваченных фашистами.
1 ВЕДУЩИЙ
За годы войны на оккупированных территориях СССР действовало несколько сотен фашистских лагерей смерти (в Белоруссии – около 260, на Украине только лагерей для военнопленных 180). Крупнейшие фашистские лагеря смерти в Белоруссии – Тростяницкий (около Минска погибло свыше 200 тысяч человек), Гомельский (около 100 тысяч человек), Витебский (около 90 тысяч человек), Минский (свыше 80 тысяч человек).
На Украине – Яновский (на окраине Львова, погибло 200 тысяч человек), Славутинский (так называли Гросс лазарет в Хмельницкой области, 150 тысяч человек), Дарницкий (68 тысяч человек), Сырецкий в Киеве (25 тысяч человек), в городе Хорол Полтавской области (53 тысяч человек) и др.
2 ВЕДУЩИЙ
А также в Латвии – Саласпилский, около Риги (свыше 100 тысяч), в Даугавпилсе (160 тысяч человек); в Литве – лагерь Панеряй около Вильнюса (100 тысяч человек), в городе Аметус (60 тысяч человек), в Каунасе (в 6-м форте – 35 тысяч человек, в 9-м форте – 80 тысяч человек); в Эстонии – лагеря в городе Нарва (30 тысяч человек).
Ряд крупнейших фашистских лагерей смерти действовал и на территории РСФСР. В нечеловеческих условиях советские люди под руководством подпольных партийных и антифашистских организаций и комитетов стойко сопротивлялись фашизму: спасали своих товарищей от уничтожения, совершали побеги, совершали диверсии на предприятиях, где работали заключённые. Население оккупированных районов, рискуя жизнью, помогало бежавшим из лагерей (их укрывали, кормили, лечили, одевали, связывали с партизанами). Подпольщики и партизаны провели много операций по освобождению советских граждан из немецко-фашистских лагерей. Злодеяния гитлеровцев в лагерях расследовались чрезвычайной государственной комиссией. Ряд немецко-фашистских военных преступников и их пособников, зверствовавших в фашистских лагерях смерти, были преданы суду в СССР.
1 ВЕДУЩИЙ
К концу 1944 г., когда немцы стали оставлять захваченные районы восточной Европы, где было очень много лагерей, огромные массы заключенных перегонялись на запад, чтобы и в дальнейшем служить рабочей силой, а следы зверств оккупанты старались тщательно устранить. В этом движении людей участвовали порядка 700 000 человек, из которых 200 000 были евреями. Многие из них погибли от голода и холода по пути, а те, которые дошли до пунктов назначения еще были обречены на участие в агонии Рейха, когда всем было очевидно, что конец близок, но не было понятно насколько. Охрана тогда особенно свирепствовала и очень часто, убегая, убивала столько измученных людей, месяцами не получавших и куска картофельной ботвы, на скольких хватало патронов. Когда советские войска и союзники то и дело находили всё новые и новые лагеря, полные не похожих на людей узников, их охватывал ужас и недоумение, как люди могли так обращаться с людьми!
2 ВЕДУЩИЙ
Фашистские лагеря смерти создавались гитлеровцами на оккупированной территории СССР для массового уничтожения советских людей, подавления их сопротивления, использования их для принудительного труда. При подготовке нападения на СССР фашистским руководством ещё в марте 1941 г. были даны директивы об организации лагерей для предполагаемых советских военнопленных и гражданского населения: коммунистов, семей военнослужащих, евреев, жителей партизанских районов, мужчин призывного возраста и др. Фашистские лагеря смерти были неотъемлемой частью жестокого оккупационного режима, установленного гитлеровцами на захваченных советских территориях. По официальным назначениям фашистские лагеря смерти делились:
для военнопленных, гражданского населения, женские, пересыльные, штрафные и др. Лагеря для военнопленных находились в ведении военного командования, остальные - в ведении СС и гестапо. Во всех фашистских лагерях смерти был установлен жестокий режим террора.
1 ВЕДУЩИЙ
Так неужели уже забыли все зверства и миллионные жертвы своих соотечественников многие люди и руководители некоторых стран? Почему сейчас глумятся над Ветеранами ВОВ, памятниками и захоронениями погибших от фашистского беспредела? Зачем вновь молодые люди надевают на себя фашистскую свастику и символы «зверей», иначе их не назовёшь? Почему неофашизм вновь поднимает голову и маршем идёт по странам Европы, там, где цивилизация и толерантность на высоте?
Задумайтесь, люди!!! Это не шутки и не забавы ради! Это вновь призыв к варварству и бесчинству!
«Люди!
Покуда сердца
стучатся, -
помните!
Какою
ценой
завоёвано счастье, -
пожалуйста,
помните!
«Детям своим
расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
бессмертной
Земли
помните!» (Р. Рождественский «Реквием»).
Выступающие со сцены:
Подготовленные учащиеся читают стихи (возможна инсценировка отдельных моментов) под музыкальное или видео сопровождение.
1.
Эдуард Асадов
Чулочки
Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг белела мгла.
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели всем раздеться,
Потом ко рву всем стать спиной,
Но вдруг раздался голос детский.
Наивный, тихий и живой:
«Чулочки тоже снять мне дядя?» -
Не упрекая, не грозя
Смотрели, словно в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
«Чулочки тоже!»
Но смятением на миг эсэсовец объят.
Рука сама собой в мгновенье
Вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим,
Проснулась в ужасе душа.
Нет! Он застрелить ее не может,
Но дал он очередь спеша.
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат! Что если б дочка
Твоя вот так же здесь легла?
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей!
Ты – Человек, не просто немец!
Но ты ведь зверь среди людей!
… Шагал эсэсовец угрюмо
К заре, не поднимая глаз.
Впервые может эта дума
В мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд светился синий,
И всюду слышалось опять
И не забудется поныне:
«Чулочки, дядя, тоже снять?»
1.
ПИСЬМО
Март, 12, Лиозно*, 1943 год.
Папулечка! С немецкой я неволи
пишу письмо. Вложу его в конверт.
Запрячу в печке весточку о доле,
тебе прощальный, папенька, привет.
Пятнадцать мне исполнилось сегодня.
А сколько натерпелась бед в плену!
Но даже в этой мрачной преисподней
былое вспоминаю до минут...
Как весело встречали дни рожденья,
и пели как с тобою в унисон.
Читала с чувством как стихотворения,
а гости танцевали вальс-бостон...
Ну, а сейчас я на скелет похожа.
На шее номер, платье в лоскутах.
Спина в рубцах, обветренная кожа,
и кровь спеклась на тоненьких устах.
Рабынею у Шерлона-барона.
Работаю из сил последних я.
А ем с корыта с Розою и Ноной.
"Русс был и будет грязная свинья!"
И убегала много раз из плена,
но дворник возвращал меня опять.
За наказаньем - голод шел на смену.
Теперь мне больше нечего терять.
А маму не ищи - убили звери,
когда узнать пытались о тебе.
Хлестали по лицу, словам не веря,
И застрелили в нашей же избе.
Сегодня сообщили весть плохую,
Отправят что в Германию меня.
Не вынести мне долюшку лихую,
не встретить мне и завтрашнего дня.
Не стану прозябать я на чужбине!
Уж лучше смерть в родимой стороне…
Прощай, мой добрый папенька, - отныне
Громи фашистов, помня обо мне!
Я верю, что отыщется конверт,
Когда-нибудь прочтешь ты мой привет....
"Дорогой, добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это
письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких
кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери...."
Письмо, написанное Катей Сусаниной отцу, было найдено в 1944 году, при разборе
разрушенной печки, в одном из домов города Лиозно. Отданная в рабство немецкому
помещику, доведённая до отчаяния, в день своего пятнадцатилетия, девочка решила
покончить с жизнью.
На конверте детским почерком было крупно написано: " « Дорогие
дяденьки или тетеньки, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас,
опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на веревке».
Номер полевой почты на конверте устарел, и письмо опубликовали в
газете « Комсомольская правда» 27 мая 1944 года.
!
2 Ведущий:
«Помните!
Через века,
через года, -
помните!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.