Методическая разработка урока "Экономика семьи"
Оценка 4.8

Методическая разработка урока "Экономика семьи"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
обществознание
7 кл
02.12.2021
Методическая разработка урока "Экономика семьи"
Методическая разработка урока
Разработка. Конспект урока 7 класс. экономика семьи. - копия — копия.docx

Методическая разработка урока

Тема: «Экономика семьи». 7 класс.

Учитель: Курбанова С.М.

Цель: формирование представления о семейной экономике, семейном бюджете.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с понятиями семейный бюджет, доходы, расходы.

-рассмотреть основные виды доходов и расходов.

Развивающие: формировать умения анализировать ситуации и делать выводы

-развивать навыки смыслового самостоятельного чтения и работы с различной информацией

- уметь кратко вести записи материала урока

- уметь работать в группе.

Воспитательные: - способствовать воспитанию уважительного отношения к семье, к семейным ценностям и традициям

- развивать личность в условиях социального взросления, готовя его к дальнейшей взрослой жизни

- воспитывать самостоятельность в решении жизненных проблем.

Социализации: -приобретать опыт взаимодействия.

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления).

знать, что такое семейный бюджет и его составные части- доходы и расходы, а также виды доходов и их источники и группы расходов

- уметь приводить дополнительные примеры, объясняя их выбор

- осуществлять поиск нужной информации из учебной литературы

- использовать свой жизненный опыт и помощь родителей по данной теме

- уметь анализировать, обобщать, конкретизировать.

Личностные

Заинтересовать в получении новых знаний для расширения своего умственного потенциала

- мотивировать посильное участие в учебном процессе

- формировать ценностные ориентиры

- формировать устойчивый познавательный интерес

- готовить к дальнейшей семейной жизни.

Метапредметные.

Уметь ставить цель и задачи

- уметь оценивать свои результаты

- овладеть разными видами публичных выступлений

- уметь извлекать нужную информацию

-быть всегда готовым сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Предполагаемый результат: научатся: определять, что такое  семейный бюджет, из чего складываются доходы семьи;

Получат возможность научиться: строить логические цепочки рассуждений; ставить учебные задачи; самостоятельно искать пути решения проблемы.

Межпредметные связи: история, математика, право, литература.

Тип урока. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Основные понятия. Бюджет, доход семьи, фиксированные и переменные доходы, личное подсобное хозяйство, рантье, обязательные и произвольные расходы.

Методы, приёмы, технологии:

По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, творческий, исследовательский.

По организации познавательной деятельности: проблемно-поисковый, словесный, практический.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, мел, раздаточный материал, наглядность.

Методы контроля: устный при работе на уроке.

Формы организации учебной деятельности:

Фронтальная

Групповая

Диалоговая форма обучения

Познавательная игра.

Раздаточный материал: конверты с заданиями для групп, карточки.

Учебник: Обществознание. 7 класс: учеб, для общеобразовательных организаций /[Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой – М.: Просвещение, 2017;

Раздаточный материал: карточки с примерами доходов и расходов, таблица доходов и расходов.

Фрагмент мультфильма «Каникулы в Простоквашино».

(Зима в Простоквашино https://www.youtube.com/watch?v=iLQxRDqX8us ).

(Зима в Простоквашино https://www.youtube.com/watch?v=iLQxRDqX8us).Корова родила.

А я ничего не буду! Я экономить буду! (...из мультика Трое из Простоквашино) https://www.youtube.com/watch?v=OZbfCqgxIrw

Д/з. Параграф 14, выучить основные понятия, термины.

1. Проведите исследование на тему: «Какие ресурсы Интернета помогают в ведении, домашнего хозяйства» (по выбору).

2. Составьте вместе с родителями бюджет вашей семьи за месяц. Подумайте: какие статьи расходов могут быть сокращены, а какие увеличены? Как можно увеличить доходную часть вашего бюджета?

3. Выясни основные источники дохода твоей семьи. Этот доход является фиксированным или переменным и почему?

4. Подготовка к повторительно-обобщающему уроку по теме «Человек в экономических отношениях».

Последовательность этапов урока (План с количеством времени):

 

Организационный (мотивация) 4 минуты.

Формирование закрепление новых знаний, 24 минут.

Подведение итогов: 2 минуты.

Рефлексия: 2 минуты.

Выставление оценок…1минута.

Информация о дом, задании, 1 минута.

 Заключительная часть урока: 1 минута.

Содержательная часть урока:

 

                                             Ход урока

Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать. Меня зовут Курбанова Сапигет Магомедовна. Мы с вами продолжаем изучение раздела, человек в экономических отношениях.

Ребята мне хочется начать наш урок с эпиграфа немецкого писателя Бертольда Авербаха.

«Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство».

Этап. Мотивация к учебной деятельности.

Для того, чтобы определить тему нашего урока я вам предлагаю посмотреть фрагмент всеми любимого мультфильма из необычной семьи

(Зима в Простоквашино https://www.youtube.com/watch?v=iLQxRDqX8us ).

Какой важный вопрос, назрел в этой семье?

Ответы учащихся……

А как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Как будет называться тема нашего урока?

Ответы учащихся.…… приводят примеры.   

О хозяйстве семьи. О экономике семьи. О рациональном ведении хозяйства семьи.

Значит тема нашего урока это…. Экономика семьи.

Ребята, что означало слово «экономика»?

Ответы учащихся: «Экономика» в переводе с древнегреческого означало «хозяйствование по правилам, законам». Искусство управления домашним хозяйством – домашняя экономика –экономика семьи.

Совершенно, верно.

Этап постановки цели и задач.

Значит сегодня на уроке мы постараемся выяснить, что такое семейный бюджет, из чего он состоит. Узнаем какие бывают расходы и доходы семьи.  Научимся рационально организовывать домашнее хозяйство и планировать семейный бюджет.

II. Изучение нового материала.

Вы сидите в группах, представьте, что вы семья, по часовой стрелке определим главу семьи папу, маму, бабушку, дедушку, сына или дочь. Глава семьи укажите вашу фамилию. Ребята у любой семьи есть свое, имущество.  Из чего оно состоит?

Ответы учащихся: автомобиль, квартира, дача, домик в деревне и небольшой участок земли за городом, промышленный объект…. На экране подтверждается… картинки.

Совершенно, верно.

Члены семьи зарабатывают деньги, выполняют домашние обязанности, пополняют и обновляют имущество. Когда ваши родители ходят на работу, что они получают за это? Зарплату.

В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию).

Дочка учится в училище и за хорошую учебу получает: что? (Стипендию).

То есть денежные средства. Все поступления, которые приходят в семью, как они называются?

Ответы учащихся ….доход.

Ребята у вас на партах лежит словарь урока. В течение всего урока мы с вами будем к нему обращаться.

Доход семьи — это все денежные средства, получаемые её членами из разных источников.

Скажите, во всех семьях хозяйство ведут одинаково? Ответы учащихся.……    нет.  От чего это зависит? Ответы учащихся….. От уровня доходов, от возраста, от уровня образования, от количества членов семьи. Хорошо.

Есть семьи, которые разводят домашний скот, птицу, выращивают овощи и фрукты, имеются теплицы, и т д. Такое хозяйство называется подсобным. Давайте просмотрим фрагмент из мультфильма   и увидим это наглядно.

 (Зима в Простоквашино https://www.youtube.com/watch?v=iLQxRDqX8us).Корова родила.

  Что является доходом такой деятельности? Что оно дает семье, какие возможности?  Ответы учащихся….. Оно позволяет, сократить расходы семьи на питание, а при продаже излишков получить дополнительный доход. Хорошо.  

Есть семьи, которые занимаются фермерством, бизнесом, предпринимательством. Как называется такой вид дохода? Ответы учащихся……    Прибыль предприятия.

Ребята обратите внимание на словарь урока, который лежит у вас на партах.

Прибыль – это часть выручки, остающаяся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции.

Совершенно, верно. В обществе существует прослойка людей, они нигде постоянно не работают, но живут не плохо.  Их называют рантье. Ребята у вас на партах лежит словарь урока. Такие люди живут на проценты от банковских вкладов, получают средства за счёт сдачи внаём квартиры или дома, которыми семья не пользуется. Молодцы, пошли дальше.

Мы с вами выяснили, какие бывают источники доходов. (зарплата, пенсия, прибыль от бизнеса, доход от банковского вклада). Есть фиксированный и переменный. Ребята обратите внимание на словарь урока, который лежит у вас на партах. Найдите значение этих слов.

Фиксированный доход — это то, что в любом случае и всегда попадает в семейный бюджет. (денежные оклады)

Переменные доходы – средства, размер которых изменяется в зависимости от масштабов экономической деятельности. (Прибыль от бизнеса).

Уважаемые семьи. Посмотрите на доску, (приложение 1) здесь перечень доходов. Ваша задача соотнести в эти столбцы, доходы переменные и фиксированные.  Давайте начнем с главы семьи и мамы. Выходите к доске. 1 семья, 2 семья. Подведение итогов, все ли решили правильно? Проверка. Молодцы.

Некоторые подростки хотят помочь своим родителям и заработать дополнительные средства для семьи. Устраиваясь на работу, нужно знать условия труда несовершеннолетних по Трудовому кодексу РФ. Ребята, с какого возраста можно начинать работать?

 Ответы учащихся.  

В соответствии с Трудовым кодексом подросток может с 14 лет с согласия одного из родителей в свободное от учёбы время трудиться по договору, выполняя лёгкую работу.

Какова продолжительность трудовой смены?

При этом продолжительность трудовой смены 14—16-летнего подростка, совмещающего работу с учёбой, не должна превышать 2,5 часа, 16—18-летнего — 3,5 часа в день.

Ребята можно ли несовершеннолетнему работать в ночную смену?

Ответы учащихся…..

Почему нельзя?

Ночной труд запрещается.

Как вы думайте подростки моложе 14 лет, в какой сфере могут работать и ещё только с согласия одного из родителей?

Ответы учащихся…………Работа по договору подростков моложе 14 лет с согласия одного из родителей допускается только в сфере искусства (например, кино, театр, цирк).

Предлагаю вашему вниманию такую ситуацию, смотрим на доску. (Приложение 2).  На столах, у вас тоже есть данный материал.

14-летний подросток втайне от родителей, чтобы скопить денег на телефон, устроился работать в ближайший супермаркет.  С 19.00 до 22.00 он упаковывал в пакеты продукты покупателей, собирал оставленные ими тележки на парковке. Юношу хвалили, он справлялся с работой. Но по настоянию юриста магазина трудовой договор с ним был расторгнут. Прав ли юрист? Подтверди свою точку зрения. Ответы учащихся, он несовершеннолетний, он должен был приступить к работе, с согласия одного из родителей, трудовая смена превышает нормы.

 Работает он ночное время и к тому же его трудовая смена превышает положенных норм.  Хорошо, молодцы, пошли дальше.

Ребята, а что такое бюджет, из чего он состоит?  Как вы думаете?

Ответы учащихся.  Бюджет состоит из доходов и расходов.

Молодцы…

Когда-то в Англии бюджетом называли сумку, в которой министр финансов носил деньги и свои отчёты о доходах и расходах.

Также у вас на партах лежит словарь урока, обратите внимание на значение этого слова.

Бюджет — финансовый план определённого субъекта (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемый на определённый период времени, обычно на один год.

Бюджет бывает, как государственный, так и семейный.

Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи на определённый временной период (месяц или год). Давайте рассмотрим виды семейного бюджета.

Давайте рассмотрим виды бюджета. Таблица: виды семейного бюджета.  Если в семье расходов больше, чем доходов это дефицит бюджета. Объясните, когда может произойти такая ситуация (семья берет деньги в долг).

Если семья рационально расходует деньги и сумма расходов равна сумме доходов, то это сбалансированный бюджет.

Семью можно назвать экономной, когда доходы больше, чем расходы. Такой бюджет называется профицитный.

Ребята обратите внимание, на доске отображён кошелёк с надписью: бюджет семьи, где красная стрелка — это доход семьи, а синяя расход.

 Проведем физминутку и закрепим наши знания. Ваша задача, распределить бюджет семьи. На столе имеется раздаточный материал. По очереди, каждый член семьи, определите данные понятия: то, что относится к доходам, поместите в столбик под доходами, то, что относится к расходам, поместите под расходами. Приступайте. Приложение 2.

Молодцы…

Кто мне скажет, что составляет ваш бюджет?

Ответы учащихся… карманные деньги. А как вы распоряжаетесь своим бюджетом?

Ответы учащихся… Спасибо ребята.

Как бы вы не распоряжались своим бюджетом, не забывайте - самое ценное это здоровье. Поэтому экономьте на чипсах, газированных напитках, то есть на всем, что приносит вред здоровью.

На что расходуются деньги семьи? Ответы учащихся……На необходимые нужды семьи. Ответы учащихся……

Попытайся представить, что произойдёт, если семья не будет заботиться о своём бюджете?

Ответы учащихся……

Экономией семейного бюджета, является подсчёт всех предстоящих и текущих расходов.

А все ли расходы, которые делаются в семье обязательны?

Ответы учащихся….

Так получается, что расходы бывают, обязательные и произвольные.

 Обратите внимание на словарь урока, все термины там представлены.

Обязательные расходы – это приобретение семьёй вещей и услуг, на которых нельзя экономить, от которых нельзя отказаться.

Произвольные расходы – это затраты семьи, на вещи и услуги, без которых можно прожить, обойтись.

Сейчас каждая по очереди приведите примеры, произвольных и переменных доходов. 

Молодцы.

Продолжаем работать по теме экономика семьи.

А сейчас ребята, предлагаю рассчитать бюджет ваших семей за месяц. Приложение 4.

 

Что получилось? Сумели ли вы уложиться в сумму доходов? Проанализируйте и рассчитайте, уважаемые семьи, есть ли экономия средств в ваших семьях?  

Ответы учащихся. 1 семья нет, 2 семья да.

Какая экономия в семье Петровых? Куда можно и нужно было истратить эти деньги? А на чём можно было и сэкономить?

Ответы детей: на сладостях и излишествах в еде, на транспорте (пользоваться проездным). На коммунальных услугах (экономия электричества). На одежде и обуви (если беречь, то продлиться срок службы. Спасибо, молодцы, пошли дальше.

В народе говорят, Копейка к копейке - проживёт и семейка.

Поэтому очень важно экономить каждую копейку семейного бюджете.

А как лучше это сделать мы посмотрим на примере, героев известного нам мультфильма.

А я ничего не буду! Я экономить буду! (...из мультика Трое из Простоквашино) https://www.youtube.com/watch?v=OZbfCqgxIrw

Главное направление рационального ведения домашнего хозяйства — это строгий учёт доходов, расходов. Этой цели можно достичь, действуя в двух направлениях: организуя хозяйство совместными усилиями семьи, разумно сберегая деньги, имущество семьи и пополняя знания о способах ведения хозяйства.

Давайте подведем итоги нашего урока.

-Сегодня на занятии вы выступили в роли семьи и учились планировать бюджет семьи.

-Для чего нужно уметь планировать семейный бюджет? (Ответы детей).

- Какие черты характера человека помогают ему правильно вести семейный бюджет? (Хозяйственность, бережливость ум, экономность, трудолюбие, расчётливость, терпеливость, сообразительность).

 - А какие черты характера мешают ему правильно вести семейный бюджет? (Расточительность, жадность).

Этап рефлексии.

Ребята вы довольны сегодня своей работой на уроке?

Каким вам показался урок?

Каким для вас был материал урока?

Выставление оценок…………….

 Обратите внимание, у вас на партах лежат листы с домашним заданием. Задание под номером 1 по выбору. Для решения остальных заданий вам необходимо будет привлечь членов семьи.

Я бы еще хотела с вами поделиться полезными советами при составлении семейного бюджета.  Они у вас на парте, желтого цвета. Я думаю, она вам пригодиться.

Домашнее задание. Д/з. Параграф 14, выучить основные понятия, термины.

1. Проведите исследование на тему, «Какие ресурсы Интернета помогают в ведении, домашнего хозяйства».

2. Составьте вместе с родителями бюджет вашей семьи за месяц. Подумайте: какие статьи расходов могут быть сокращены, а какие увеличены? Как можно увеличить доходную часть вашего бюджета?

3. Выясни основные источники дохода твоей семьи. Этот доход является фиксированным или переменным и почему?

Эпиграфом к нашему уроку сегодня были слова Бертольда Авербаха. Мне бы хотелось, чтобы в будущем обрели эту храбрость, мудрость и овладели данным искусством. До свидания ребята, урок окончен. Всем спасибо за работу!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Метапредметные. Уметь ставить цель и задачи - уметь оценивать свои результаты - овладеть разными видами публичных выступлений - уметь извлекать нужную информацию -быть всегда готовым…

Метапредметные. Уметь ставить цель и задачи - уметь оценивать свои результаты - овладеть разными видами публичных выступлений - уметь извлекать нужную информацию -быть всегда готовым…

Раздаточный материал: карточки с примерами доходов и расходов, таблица доходов и расходов

Раздаточный материал: карточки с примерами доходов и расходов, таблица доходов и расходов

Этап. Мотивация к учебной деятельности

Этап. Мотивация к учебной деятельности

Ребята у вас на партах лежит словарь урока

Ребята у вас на партах лежит словарь урока

В соответствии с Трудовым кодексом подросток может с 14 лет с согласия одного из родителей в свободное от учёбы время трудиться по договору, выполняя лёгкую…

В соответствии с Трудовым кодексом подросток может с 14 лет с согласия одного из родителей в свободное от учёбы время трудиться по договору, выполняя лёгкую…

Давайте рассмотрим виды бюджета

Давайте рассмотрим виды бюджета

Продолжаем работать по теме экономика семьи

Продолжаем работать по теме экономика семьи

Я бы еще хотела с вами поделиться полезными советами при составлении семейного бюджета

Я бы еще хотела с вами поделиться полезными советами при составлении семейного бюджета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2021