Родительское собрание
Оценка 4.7

Родительское собрание

Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
классное руководство
1 кл
16.04.2018
Родительское собрание
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Родительское собрание на тему "Адаптация первоклассников". Материал поможет родителям ответить на вопросы Почему трудно учиться в школе или что такое Адаптация к школе?Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Родительское собрание на тему "Адаптация первоклассников". Материал поможет родителям ответить на вопросы Почему трудно учиться в школе или что такое Адаптация к школе?
род.собр..docx
АДАПТАЦИЯ. ПЕРВОКЛАССНИК В ШКОЛЕ И ДОМА. Почему трудно учиться в школе или что такое Адаптация к школе? Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных с их непосредственным опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. С началом обучения в школе объём нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению со всем предшествующим периодом жизни ребёнка. Эта нагрузка является очень утомительной для детей. Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую «платит» организм ребёнка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к школе и наоборот, заменяющих её, мешающих адекватно приспособиться, И учитель должен хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребёнка. Большинство детей в основном считаются готовыми к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: « Я уже ученик!», готовность к выполнению стоящих пред ним задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел и т.п. Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные. Учитель и родители должны с самого начала разъяснять детям, что от них требуется, важно сразу показать отличие новой позиции ученика, его прав, обязанностей оттого, что было раньше, до школы. Дети в это время сами тоже стараются разобраться в необходимости каждого правила, выделить наиболее важные и значимые. Нужно не только дать детям знания о нормах поведения уже в первые дни обучения в школе, но и построить весь процесс воспитания так, чтобы он способствовал развитию и возникновению у ребенка определённых нравственно этических выводов. «Дети активные существа... А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» (Ш. А. Амонашвили). Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умение вместе работать. Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе, и всё-таки элемент соревновательности, конкурентности доминирует в совместной работе. Некоторые долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на переменке играют в сторонке или жмутся к стенке, В формировании отношений между детьми на этом сложном, для каждого ребенка этапе вхождений в новый для него коллектив, важную роль играет учитель. Именно он должен познакомить ребят друг с другом, может быть, что-то о каждом рассказать, создать атмосферу общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Ребёнок должен почувствовать, что ему интересно, радостно среди одноклассников: ведь ему очень необходима их оценка, их отношение, каждому малышу хочется завоевать доверие и авторитет. Положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. И здесь очень важна роль учителя: Дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе очень часто - глазами учителя. Отношение учителя к ребёнку - индикатор отношений к нему и его одноклассников. А от негативного отношения учителя ребенок страдает вдвойне: учитель относится к нему «плохо», и так же относятся к нему дети; поэтому лучше стараться избегать отрицательных оценок поведения ученика и его школьных успехов. Конечно, в классе будут разные дели, но вне зависимости от их состояния учитель не должен выделять кого-то из них, любым способ подчёркивать чью-то привлекательность, показывать, что кто-то нравится ему больше других, а тем более никак не подчёркивать неприятие какого-то ученика, его отрицательные качества. Нельзя, особенно на первых этапах обучения, сосредоточивать внимание ребят на ошибках, недостатках работы и поведения отдельных учеников. Учитель должен поддерживать дружбу ребят по интересам, формировать эти интересы. Важная цель воспитательной работы в первые месяцы пребывания ребёнка в школе - привить ему чувство, что класс, школа не являются чужой ему группой людей. Это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников, младших и старших товарищей. Воспитательная работа, в первую очередь, должна вестись личным примером учителя, отзывчивого, доброго, готового прийти на помощь, не упрекнув в лени и нерадивости. От отношения учителя к ученикам на этом начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель - ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребёнка в школе. Как правило, учитель для ученика - высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. Учитель не просто взрослый, а авторитетный наставник, требующий выполнения определённых правил поведения, пресекающий их нарушение, вся деятельность которого подчинена одной основной задаче, дать детям знания. И ученики, как правило, очень хорошо понимают это. Они чётко осознают дистанцию, понимают статус учителя, отличают его от других взрослых. Правда, есть дети, особенно среди шестилеток, не осознающие специфическую позицию учителя и своё положение ученика. Это, так называемые, не готовые к школьному обучению дети, не умеющих на данном этапе своего развития понять условность отношений учителя и ученика. Такой ребёнок может оказать учителю в ответ на его замечание: «Я не Хочу здесь учиться: мне с вами не интересно». С таким ребёнком отстоять своё «Я» бывает очень трудно. В таких случаях бесполезно приказывать, наказывать» ведь нужно завоевать доверие и уважение ребёнка; поэтому важно проявить терпение, доброжелательность, расположить к себе малыша, попробовать по взрослому, серьезно поговорить, но не при всех, а наедине. Можно привлечь на помощь, не жалуясь на ученика, его родителей. Через некоторое время (если нет других отклонений в поведении) всё уладится. Особое значение в отношениях учителя и учеников, да и учеников между собой на первом этапе обучения имеет оценка учителем успехов и неудач в процессе учебы. Психология восприятия ребёнком оценки (не отметки как таковой) его деятельности, в конечном счёте, является оценкой его личности в целом. Этому способствует реакция и сверстников и взрослых (родителей, знакомых). Любой взрослый чаще всего спрашивает у ребёнка: «Как ты учишься, какие у тебя отметки?». Если учитель считает, что ученик успешно оправляется с учёбой, у него хорошее поведение, он хороший товарищ, то так же, как правило, оценивают его и ребята в классе, и родители его одноклассников. Всё это свидетельствует о большой ответственности учителя за ту оценку, которую он даёт каждому ребёнку, и, несомненно, повышает требования к педагогу, к технике его общения о детьми. Сейчас в практике школьного обучения на начальном этапе не должны использоваться отметки для оценки успехов первоклассников. Не должны, потому что отметка может быть постоянной психотравмирующей ситуацией, затрудняющей адаптацию ребёнка к школе. Вместо традиционных двоек, пятёрок сейчас используются рисунки, штампики, звёздочки, различные значки, дифференцирующие успехи так же, как и оценки. Учитель должен оценивать успехи своих учеников. Успех каждого ученика обязательно должен быть замечен, пусть даже небольшой, много меньший, чем у других. Но обязательно он должен быть отмечен всеми, а вот неудачи, неуспехи и недостатки совсем необязательно делать достоянием гласности - лучше поговорить с ребёнком о них наедине. Первоклассники очень остро воспринимают малейшую несправедливость учителя, так как находятся в большой эмоциональной зависимости от него. Чаще всего учитель бывает, недоволен учениками, слабо успевающими или нарушающими требования дисциплины, и, не всегда хорошо разобравшись в причинах, стремится выразить своё отношение к ребёнку (чаще всего именно к ребёнку, а не к конкретному поступку) и высказать его родителям, не считаясь ни с состоянием малыша, ни с его самолюбием. Одна из основных задач, которые ставит перед ребёнком школа, - это необходимость усвоения им определённой суммы знаний, умений, навыков. И несмотря на то, что общая готовность учиться(желание учиться) практически одинаковы у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребёнка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе адаптации. Сложность в том, что начало обучения меняет основной вид деятельности Ребёнка, но и новый вид деятельности - учебная деятельность - возникает не сразу. Начало обучения в школе позволяет ребёнку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой деятельности. Но в самом начале обучения у первоклассников ещё нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является психологической основой формирования учебной деятельности, В начале учебного года, на первых этапах адаптации, мотивы, связанные о познанием, учением, имеют незначительный вес, а познавательная мотивация учения и воля ещё недостаточно развиты, они постепенно формируются в процессе самой учебной деятельности. Ценность учения ради знания, потребность постижения нового не ради оценки или избежания наказания - вот что должно быть основой учебной деятельности. «Эта потребность возникает у ребёнка в процессе реального усвоения им элементарных теоретических знаний при совместном с учителем выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующих учебных задач », - считает В, В. Давыдов. Он убедительно доказал, что учебная деятельность «содержит в своём единстве много аспектов, в том числе социальный, логический, педагогический, психологический, физиологический и др.», а значит, и механизмы адаптации ребёнка к школе имеют тоже многообразие аспектов. Процесс физиологической адаптации ребёнка к школе можно разделить на несколько этапов или периодов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма. Первый этап- ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий. связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (две - три недели), Второй этап - НЕУСТОЙЧИВОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакции на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит всё, что есть, а иногда и «в долг берёт»; поэтому учителю так важно помнить, какую высокую «цену» платит организм каждого ребёнка в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать. Третий этап - ОТНОСИТЕЛЬНО УСТОЙЧИВОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной сидячей позе, или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен реагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение будет «выдавать» каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. А мы знаем, что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребёнка здоровья. Продолжительность всех трёх фаз адаптации приблизительно 5 - 6 недель, то есть этот период продолжается до 10 - 15 октября, а наиболее сложными являются 1 - 4 недели. Чем характеризуются первые недели обучения? Достаточно низким уровнем напряжения сердечно – сосудистой системы, симпатоадреналиновой системы, а также низким показателем координации (взаимодействия) различных систем организма между собой. По интенсивности и напряжённости изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок. Только на пятой - шестой неделях обучения (а не через два – три дня, как думают многие) постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма (центральной, нервной, симпатоадреналиновой, сердечно-сосудистой), то есть наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. Однако, по некоторым показателям эта фаза относительно устойчивого приспособления затягивается до 9 недель, то есть длится более двух месяцев. И хотя считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на 5 — б неделях обучения, весь первый год обучения можно считать периодом неустойчивой и напряжённой регуляции всех систем организма. Успешность процесса адаптации во многом зависит от состояния здоровья ребёнка, поэтому проблемой школьной адаптации в зависимости от здоровья давно занимаются медики. О «школьном стрессе», «школьном шоке», «школьных страхах» (школофобии) медики начали говорить ещё в середине 50-ых годов и понятие это заняло прочное место в документах ВОЗ, показывая, что эти явления не исчезают, а от года к году проявляются с большей остротой. Под «Школьным стрессом» понимают такое нарушение психического состояния, которое выбивает учеников из нормальной жизни, приводит к резкому ухудшению состояния здоровья и не позволяет ребёнку успешно справиться с учебной нагрузкой. В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе, к изменившимся условиям жизни может протекать по-разному. Выделяют группы детей, дающих лёгкую адаптацию, адаптацию средней тяжести, тяжёлую адаптацию. При лёгкой адаптации состояние напряжённости функциональных систем организма ребёнка компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года. Напряжение всех функциональных систем организма ребёнка, /связанное с изменением привычного образа жизни, в наибольшей степени проявляется в течение первого полугодия. Почти у всех детей в начале шальных занятий наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Эти отрицательные реакции бывают тем более выражены, чем резче переход от одного периода жизни к другому, чем меньше готов к этому организм вчерашнего дошкольника. Большое значение имеют такие факторы, как: 1) особенности жизни ребёнка в семье (насколько резко отличался привычный для него режим от школьного); 2) первоклассники, ранее посещавшие детский сад, значительно легче адаптируются к школе, чем «домашние», не привычные к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму дошкольного учреждения; 3) состояние здоровья ребенка к началу систематического обучения и изменения его показателей под влиянием учебной нагрузки. Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются о умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием. Однако, к сожалению, в настоящее время здоровых детей поступает в школу только 20 - 25 %. У остальных уже имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Тяжелее всех к школе адаптируются дети, у которых неблагоприятно протекал период новорожденности, дети, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто и тяжело болеющие, страдающие различными хроническими заболеваниями и особенно имеющие расстройства нервно-психической сферы. Общая ослабленность ребенка, любое заболевание, как острое, так и хроническое, задержка функционального созревания, ухудшая состояние центральной нервной системы, служит причиной более тяжелого протекания; адаптации и обусловливают снижение работоспособности, высокую утомляемость, более низкую успеваемость» ухудшение здоровья,, Школьные нагрузки и здоровье. В течение первого полугодия довольно часто отмечаются неблагоприятные изменения в состоянии здоровья первоклассников. Именно эти изменения свидетельствуют о неуклонно нарастающем утомлении и переутомлении. Особенно выражены эти изменения у детей, ослабленных и частоболеющих. Показатели, по которым можно определить состояние здоровья ребёнка и его нарушение: 1. Масса тела. По изменению этого показателя можно проследить, какое влияние оказывает учебная нагрузка на организм, вызывает ли она отрицательные изменения в состоянии здоровья. Ведь ребёнок интенсивно растёт, развивается, и снижение веса или образование «дефицита массы тела» не должно быть. Однако, по результатам наблюдений, уже к концу первой четверти масса тела снизилась у 60% детей. Одновременно со снижением массы ухудшились показатели работоспособности, появляются жалобы детей на усталость, сонливость, головные боли, 1. Сочетание снижения массы тела с ухудшением функционального состояния организма детей, снижением умственной работоспособности и успеваемости подтверждает высокую информативность этого показателя при реакции организма на учебную нагрузку и позволяет использовать его при оценке адаптации ребёнка к условиям обучения в школе. 2. Артериальное давление, Чаще всего у первоклассников отмечается значительное снижение показателей артериального давления при утомлении, А в тех случаях, когда учебные нагрузки приводят не только» к утомлению, но и к переутомлению, артериаль- ное давление может значительно повышаться. Это говорит о том, что нагрузка непосильна для ребёнка Особенно часто повышение артериального давления - отмечается в начале учебного года (в остром периоде адаптации) и в середине третьей - самой трудной четверти. Иногда такие нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы выявляются и в конце учебного года. Повышение артериального -сердце, так и с нарушениями нервно-психического здоровья. Всё это результат чрезмерного напряжения и переутомления. 3. Состояние нервной системы детей. Вскоре после начала учебного года всё чаще появляются первоклассники, у которых постепенно нарастают усталость, вялость или, наоборот, двигательное беспокойство. Эти дети с трудом выдерживают урок, становятся плаксивыми, раздражительными, жалуются на головные боли, особенно по вечерам, под любым предлогом они отказываются идти в школу; Если эти изменения выражены в слабой степени и компенсируются в течение первой четверти, можно говорить о лёгкой адаптации. Однако, нередко встречаются и более тяжёлые случаи, когда состояние детей продолжает прогрессивно ухудшаться. К концу полугодия резко снижаются умственная работоспособность и успеваемость до такой степени, что школьники перестают справляться даже с теми заданиями, которые раньше для них не представляли никакого труда. Дети часто не могут уснуть, просыпаются по ночам, вскрикивает во сне. Бывают случаи ночного недержания мочи (энуреза). Эти нарушения врачи расценивают как нарушения нервно- психического здоровья, непосредственно связанного с неблагоприятным влиянием учебной нагрузки. Практика показывает, что в течение первого полугодия ухудшение нервно- психического состояния детей наиболее выражено. За этот период число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14 - 16%. Далее во втором полугодии, эти показатели изменяются незначительно. И всё- таки к концу учебного года примерно на 20% увеличивается число таких детей, поэтому нельзя закрывать глаза или списывать на баловство и невоспитанность любое нарушение поведение школьника - раздражительность, чрезмерную возбудимость. Нельзя не обращать внимания на вялость и апатию. Все эти внешние проявления неадекватного поведения чаще всего связаны с нарушением функционального состояния центральной нервной системы, требующим коррекции, а иногда - с заболеванием, требующим лечения. Но всегда такие дети нуждаются в особом внимании, особом подходе и большом терпении. В процессе адаптации среди первоклассников выделяется группа детей, у которых уже в течение первого полугодия становится явной имевшаяся ранее задержка речевого и психического развития, хотя в дошкольный период они ничем не выделялись среди своих сверстников. По-видимому, провоцирующим фактором здесь являются весь комплекс нагрузок, связанных с началом систематического обучения. Постепенное усиление этих проявлений приводит к тому, что уже в начале второго полугодия становится ясным: они не в состоянии усвоить школьную программу. Как правило, таким детям не доступны простые счетные операции, элементарные пространственные и абстрактные понятия. Особенную трудность представляет освоение навыков письма и чтения.Целенаправленное специальное логопедическое обследование выявляет у этих детей признаки недоразвития речи, особенности фонетико - фонематического восприятия. При освоении навыка письма у них на первое место выступают проявления дисграфии, нарушения звуко-буквенного анализа. При этом характерны не распознавание образа букв по элементам (оптические ошибки), неспособность слышать звуки, правильно соотносить звук и букву, в результате чего наблюдаются замены, такие, как б - п, д - т, з - с, г - к и т. д. Определённое значение имеет наличие у детей неправильного звукопроизношения (дислалии, косноязычия). Неправильно произнося звуки, они отражают это в письме. Характерно, что учащиеся, у которых отмечаются проявления дисграфии, искажают слова, фразы, не видят предлогов, сливают отдельные слова. Целенаправленная логопедическая и педагогическая коррекция, если она начинается с первых моментов проявления недоразвития фонетико-фонематического восприятия, даёт положительные результаты. Однако, «дополнительная нагрузка» и «продвижение» ребёнка, как правило, связаны со значительным напряжением центральной нервной системы и часто приводят к ухудшению психического состояния здоровья. Влияние учебной нагрузки и режима обучения отражается в течение учебного года не только на нервно-психической сфере, но и других показателях здоровья первоклассников, в частности, можно сказать о нарушениях зрения ухудшение функционального состояния зрительного анализатора зависит от многих причин и первое место среди них занимает длительная и интенсивная работа с мелкими объектами (буквами, цифрами); Очень большое напряжение зрения вызывает ещё один вид работы 4 штриховка. Она должна быть строго регламентирована не только по длительности, но и по своему характеру и виду. Для предупреждения зрительного утомления и близорукости учитель обязан: • Знать детей с нарушением зрения и повышенным риском • Знать данные детям лечебные рекомендации и следить за их выполнением • Знать детей, имеющих ограничения к занятиям физкультурой и трудовому обучению, следить за их соблюдением • При подозрении на ухудшение зрения ученика направлять его к врачу • Проводить на уроках физкультпаузы по методике, согласованной с врачом • Следить за исправностью осветительной арматуры в классе и правильной подгонкой мебели • Следить за правильной позой детей при обучении чтению и письму Есть еще одна группа детей, вызывающая большую тревогу учителей и родителей: это так называемые «медленные дети», то есть дети, имеющие специфические особенности высшей нервной деятельности, У них медленный темп деятельности, а значит, медленный темп речи и письма, они дольше других включаются в работу, труднее переключаются с одного вида деятельности на другой. Как правило, темп работы класса им не под силу. Одной из важных причин ухудшения здоровья школьников является их перегрузка учебными занятиями. Несовершенство программ и методик обучения, их несоответствие возрастным особенностям и возможностям создают дополнительные трудности в процессе адаптации. Индикатором трудности процесса адаптации являются изменения в поведении детей. Это может быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может быть, заторможенность; депрессия. Может возникнуть и чувство страха, нежелания идти в школу. Все изменения в поведении ребёнка, как Правило, отражают особенности психологической адаптации к школе. Основными показателями психологической готовности ребёнка к школе является формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Адаптация к школе у разных детей может проходить по-разному; 1. Группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно выполняют все поручения и требования. 2. Группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности в освоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакция этих детей становится адекватной требованиям школы, учителя. 3. Группа детей - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, дети, родители: они «мешают работать в классе», «третируют детей». За одинаковым внешним проявлением негативных форм поведения могут скрываться различные причины. Среди них могут быть: • Нуждается в специальном лечении, могут быть ученики с нарушением психоневрологической сферы • Не готовые к обучению, выросшие в неблагополучных семейных условиях. Постоянные неуспехи в учёбе, отсутствие контакта с учителем создают отрицательное отношение сверстников. Дети становятся «отверженными». Это рождает реакцию протеста: они «задираются» на переменах, кричат, грубят, плохо ведут себя на уроке, стараясь хоть как-то выделиться • «Перегруженные дети» не справляющиеся с нагрузками. В настоящее время отработано и гигиенически обосновано несколько вариантов режима дня для первоклассников. Одним из вариантов такого режима является проведение 30-минутных уроков с проведением 20-минутных перерывов или проведение 35-минутных уроков со спортивным часом. В этих случаях в процессе адаптации к школе установлена более благоприятная динамика работоспособности и функциональных показателей. Как сохранить работоспособность. Закономерности изменения умственной работоспособности. Общая схема изменения работоспособности: 1. ВРАБАТЫВАНИЕ. В начале работы происходит постепенное повышение показателей умственной работоспособности, приспособление к деятельности. // 3-5 мин. Этот период можно сократить, если сразу же создать ситуацию интереса, игры, сконцентрировать и привлечь внимание детей к предстоящей работе. 2. ОПТИМУМ. Период самой высокой работоспособности. Он продолжается 10-15 минут, но этот период можно удлинить, если чередовать виды деятельности, поддерживать интерес и высокую мотивацию. Но этот период не может продолжаться дольше 20 минут. 3. КОМПЕНСАТОРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА. Появляются первые признаки утомления - снижение внимания темпа работы, двигательное беспокойство. Это можно заметить. В то же время повышается напряжение некоторых физиологических функций. Здесь надо корректировать величину нагрузки иначе наступит полное утомление и резко упадёт работоспособность. Пора дать детям передохнуть, отвлечься. Это может быть весёлая физкультминутка с весёлой песенкой, а может быть момент релаксации: закройте глазки и послушайте сказку. После такого отдыха не будет резкого спада работоспособности и обеспечено ещё 5-10 минут эффективной работы. Режим дня и его влияние на адаптацию. • Регламентированное время и продолжительность подготовки домашних заданий и творческой деятельности ребёнка • Достаточный отдых на свежем воздухе • Регулярное и полноценное питание • Достаточный и продолжительный ночной сон, со строго установленным временем подъёма и отхода ко сну • Правильная организованная двигательная активность ребёнка. Учитель должен объяснять родителям и детям необходимость соблюдения режима дня, контролировать его Переход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7  лет. Для кризиса 7 лет характерны: манерничанье, капризы, паясничание. Нормы и правила  школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребенка. К этим нормам нужно  адаптироваться. Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе,  испытывают тревогу, растерянность напряжение. Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Возрастные особенности первоклассников. Формируется самооценка личности. Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков определяется прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам. Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает как центр его жизни. Период приспособления к требованиям школы, существует у 1­классников. У одних он  длиться 1 месяц, у других 1 четверть, у 3­их растягивается на 1­ый учебный год. Особенности современного первоклассника: У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни  одного класса, где был бы ровный контингент учащихся. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она  совершенно бессистемна. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое  поведение. Высокий уровень самооценки. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими.  Авторитет – не тот! У современных детей более слабое здоровье. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили  телевизоры, компьютеры. И как следствие ­ дети приходят в школу не обладая навыками  общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы  поведения в обществе. Как сформировать у ребенка положительное отношение к школе и помочь ему  адаптироваться в новых условиях, объясняет педагог­психолог В. В. Данилова. Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников. В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма,  могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура. Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны,  впечатлительны. Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью,  недисциплинированностью. Для детей характерна высокая утомляемость Когда уместна тревога? Обычно                      Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям. Начинает время от времени ныть, что учиться надоело (особенно в конце недели и  четверти), но активно интересуется всем остальным. Радуется, когда не надо делать домашнее задание. Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки. Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу. Опасно Полное отсутствие интереса к учёбе, Делает уроки только «из­под палки» Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в  формах активного протеста, либо симптомами болезней (кашель, насморк, рвота, понос),  которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома, либо, что гораздо реже,  простой симуляцией этих симптомов. Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх,  бессилие или агрессию Ничего не интересно, безразличен ко всему, даже играм, если они требуют хоть  какого­то напряжения. Вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков Беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться  является устойчивым, выражаетсяактивно, отражает основное отношение ребёнка к  школе. Уровни адаптации: Оптимальный – высокие адаптационные результаты при адекватных условиях; Высокий – избыточный уровень; высокие результаты адаптации, достигнутые благодаря  значительному психическому и моральному напряжению; Низкий – обусловлен недостаточной требовательностью к себе; Дезадаптационный – плохое эмоциональное самочувствие; невротические реакции  (неумение приспосабливаться к школьной жизни). Показатели адаптационных затруднений: Недостаточная реализация личностного потенциала; Слабая интегрированность ребёнка в детском коллективе – низкий статус в группе,  отсутствие авторитета, неполное принятие роли ученика; Трудности в общении; Острое переживание неудач; Неадекватная самооценка; Несамостоятельность, поиск причин во вне. Советы родителям: Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий  вопросов, ­ это повод для родительской тревоги. «Любознательность создаёт учёных». Надо учить задавать вопросы, прежде всего самому  себе, использовать словари и т.п. Родители должны провоцировать задавание вопросов и ни в коем случае не отмахиваться от них. Семья должны формировать культ интеллекта – в создании домашней библиотеки, в  интересных беседах, спорах. Объяснить ребёнку, что бесполезных знаний нет: всякое  знание приносит пользу, только одно – сегодня, другое – завтра. Нужно всё начинать  делать вместе с ребёнком. Нужно ставить ребёнка в ситуацию размышления. Умение размышлять сформирует у него  представление о последствиях каждого действия. Задача взрослого не столько в том, чтобы  отвечать на вопрос ребёнка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать,  выбирать… Нужно научить ребёнка анализировать свою работу. Не указывать на совершённую ошибку  в работе, а направлять его внимание на поиск её. Необходимо развивать внимание и  памятьребёнка Благоприятно действует на него ситуация успеха. Она удовлетворяет потребность ребёнка  в самоуважении и повышении престижа. Всегда можно найти какие­то успехи ребёнка,  сравнивая его предыдущие успехи, отмечая его продвижение вперёд. Но нельзя сравнивать  их с другими детьми. Оценивая результаты деятельности ребёнка, не переносить их на личность самого  ребёнка.Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей. Нельзя сказать: «Ты всегда неаккуратный», а нужно: «Вот эта часть работы сделана неаккуратно». Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте. Памятка родителям первоклассника 1. Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первоклашке полную  самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его  деятельностью. «Уроки задают тебе, ты их и делай», ­ заявляет усталая мама, приходя с работы поздним  вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим  нуждам. «Ну, что нам сегодня задано?» ­ спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая  страницы учебника. В такой ситуации первоклашка скоро придет к выводу, что учеба больше  нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться. Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым  помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите  ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень. 2. За уроки нужно садиться через час­полтора после возвращения из школы, когда  ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и  развлечений. 3. Между выполнением уроков следует делать перерывы. 15­20 минут занятий – 5 минут  отдыха.  4. Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление уроков с самых  трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.  5. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно  похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать.  6. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку  почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы  столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как  же это получилось?»  7. Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было  хорошего? Что было самое интересное?» 8. После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все  сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать  такие сложные задачи?» 9. Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская  уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в  безопасности и легче справится с любыми сложностями. 10. Перед сном шепните ребенку на ушко: «Я так счастлива, что ты у меня есть!» Школа – это не страшно! Робость и неуверенность перед школой возникает у большинства детей младшего школьного возраста, многие не хотят идти в школу.        И лучше чем родители уладить эту проблему никто не сможет. С момента просыпания у ребёнка должно быть хорошее самочувствие и приподнятое  настроение, для этого родителям необходимо предусмотреть следующие моменты. Утром поднимите ребёнка пораньше, чтобы неторопливо, спокойно собраться в  школу. Помните: спешка усиливает тревожность. Постарайтесь накормить ребёнка его любимым блюдом. Вкусная, съеденная с  удовольствием пища поднимает настроение. Одежда, в которую вы нарядили ребёнка, должна нравиться не только вам, но и ему  самому, при этом она должна быть максимально удобной, чтобы он не чувствовал себя в ней  неловко. Когда человек себе нравится, он чувствует себя увереннее. Когда ребёнок приходит с хорошими отметками, хвалите его. А в конце четверти  устройте с ним праздник. Играйте с ним дома в «Школу», пусть он побудит учителем, и вы  сможете увидеть его отношение к школе. Пусть школа для вашего ребёнка будет дверью в сказку!

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018