«Трудными» чаще бывают подростки, но могут быть и дети любого возраста. Прежде всего о том, что известно далеко не всем родителям, да и педагогам тоже. В число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые.
Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда вывод: «трудный» ребенок нуждается только в помощи – и ни в коем случае не в критике и наказаниях.
Родительское собрание
Почему дети становятся «трудными»?
Цель родительского собрания: выяснить причины отклоняющегося
поведения у подростков, поиск путей решения этой проблема.
План:
1. Сформулировать понятие «трудный ребенок»
2. Определить факторы, влияющие на формирование личности
подростка.
3. Наметить возможные пути решения проблемы.
Подготовка к родительскому собранию.
1. Проведение социальным педагогом мероприятий, направленных на
выявление подростков с отклоняющимся поведением.
2. Беседа классного руководителя с работником социально –
педагогической службы с целью выявления подростков с
отклоняющимся поведением.
3. Подготовить вопросы для обсуждения на родительском собрании.
4. Составление таблиц, характеризующих основные причины «плохого»
поведения детей.
Ход собрания
1. Обсуждение вопросов с родителями.
2. Выступление социального педагога.
3. Памятка для родителей.
1. На доске вывешиваются вопросы, помогающие обсудить тему:
1. Как вы понимаете слова «трудный подросток» ?
(Желательно на доске нарисовать словесный портрет
«трудного подростка»)
2. Что, по вашему мнению, влияет на формулирование у
подростка отклоняющегося поведения? (Желательно
разделить родителей на группы, где в течение 5 минут будет
проходить обсуждение, Родители приводят свои аргументы и
ситуации, связанные с данным вопросом.)
Итог подводиться классным руководителем: самое большое влияние на
ребенка оказывает семья. Поэтому причины следует искать в семье.
Психологи различают несколько видов семей, в которых дети склонны к
отклоняющему поведению:
Семья с неблагополучной атмосферой, где родители не только
равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям,
подавляют их волю;
Имеются также семьи, где нет эмоциональных контактов между её
членами,
безразличие к потребностям ребенка при внешней
благополучности отношений. Ребенок в таких случаях стремиться найти
эмоционально значимые отношения вне семьи;
1Семьи с нездоровой атмосферой. Там ребенку прививаются социально
нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ
жизни. (Л.С. Алексеева)
«Трудными» чаще бывают подростки, но могут быть и дети любого
возраста. Прежде всего о том, что известно далеко не всем родителям, да и
педагогам тоже. В число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а
особенно чувствительные и ранимые.
Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей,
реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.
Отсюда вывод: «трудный» ребенок нуждается только в помощи – и ни в
коем случае не в критике и наказаниях.
Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его
психики. Это на поверхности кажется, что он «просто не слушается», а на
самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не
рациональная. Более того, она не осознается ни взрослым, ни самим
ребенком. Отсюда вывод: такие причины надо знать.
Первая – борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного
количества внимания, которое ему необходимо для нормального развития и
эмоционального неблагополучия, то он находит свой способ его получить:
непослушание.
Родители то и дело отрываются от своих занятий, сыплют замечаниями…
Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все – таки получено.
Лучше такое, чем никакого.
Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной
родительской опеки и власти. Знаменитое детское « я сам» сохраняется в
течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень
чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно
трудно, когда родители общаются с ними в основном в форме указаний,
замечаний и опасений. Тогда дети начинают восставать.
Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действием наперекор.
Смысл такого поведения ребенка – отстоять право самому решать свои
дела, показать, что он личность.
Третья причина – желание отомстить. Дети часто бывают обижены на
родителей. Причины могут быть разными: родители более внимательны к
младшему, мама разошлась с отцом, в доме появился отчим, родители
постоянно ссорятся и пр.
Много единичных поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное
обещание, несправедливое наказание. В глубине души ребенок страдает, а
на поверхности – все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в
школе.
Смысл «плохого» поведения можно выразить так: «Вы сделали мне плохо –
пусть вам будет тоже плохо!»
2Наконец, четвертая причина – потеря веры в собственный успех.
Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой –
то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой.
Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а
следствием будет запущенная учеба или вызывающее поведение и т.д.
Но даже в нормальной семье существуют проблемы отклоняющегося
поведения детей. Возможны воспитательные ситуации, которые приводят к
нежелательному результату. Это, во–первых, отсутствие сознательного
воздействия на ребенка; вовторых, высокий уровень подавления и даже
насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому
возрасту; втретьих, преувеличение из эгоистических соображений
самостоятельности ребенка; вчетвертых, хаотичность в воспитании изза не
согласия родителей друг с другом.
Окружающая среда также влияет на формирование личности школьника,
как в положительном, так и в отрицательном отношении. Так, появление
«трудных» подростков может быть связанно даже с районом проживания.
Особенно региональные отличия становятся заметными в больших городах,
где преступность в одних районах значительно превышает преступность в
других. Успешно занимающиеся учащиеся лучше друг к другу и к
учителям, преданны к школе и заинтересованы учебой. В группах слабых
учащихся формируется антишкольные настроения и взгляды, достаточно
высок процент правонарушений, нередко явление бунта против
существующих школьных правил.
Каждому ребенку необходима социализация в разумных пределах, Это
важно для психологического развития. Человек – общественное существо.
Он формируется под влиянием взрослых и сверстников, утверждается через
общественное признание; самое тяжёлое для него наказание – одиночество,
изоляция от людей. Важно, чтобы на ребенка не навешивали ярлыков. Часто
мы, взрослые люди, говорим ребенку: «Не дружи с ним, он плохой, он
двоечник». Ребенок, приходя в класс, сообщает решение своих родителей
своему сверстнику, что приводить к серьёзному конфликту между ними.
Для профилактики или ликвидации «трудного» поведения у ребенка
важно воспитывать в нем дисциплинированность. В связи с этим возникает
вопрос: как применять наказания и поощрения в семье? Значима
последовательность в проведении наказаний. Неверно, если за поздний
приход один раз наказываю, а в другой раз – нет. Большую роль играет
реакция родителей на плохой и хороший поступок детей. Родители часто не
понимают важность оценки хорошего поступка. Они редко хвалят ребенка
за хорошее поведение, при этом часто и непоследовательно реагируя на
плохое. Они не понимают, что подчас отрицательное поведение ребенка
есть желание ребенка привлечь внимание к себе. Важны и многие другие
факторы: время реакции (лучше быстрая); последовательность и
3принципиальность дисциплинарных требований, их осознанность детьми;
характер отношений родителей с ребенком ( более эффективны
воспитательные воздействия любимых и уважаемых родителей); баланс
поощрений и наказаний ( первые желательно применять чаще, чем вторые).
Ребенку лучше привить немного согласованных правил поведения, чем
много несогласованных. Важно сформулировать у него внутренний
механизм контроля своего поведения. Для этого требуется создать у
ребенка свою собственную систему жизненных ценностей. Тогда он будет
вести себя правильно, независимо от одобрений и поощрений со стороны
родителей и других людей.
2. Выступление социального педагога ( выступление должно
характеризовать положение в школе)
3. Обсуждение педагогических ситуаций и таблиц, составленных
классным руководителем.
Поведение, направленное на привлечение внимания
Поведение ребенка
Причины поведения, направленного
на привлечение внимания.
Может быть как активным (привлекать всеобщее
внимание всевозможными выходками), так пассивным, т.е.
делать все очень медленно, « в час по чайной ложке»
1. Взрослые больше внимания уделяют детям, которые
ведут себя плохо.
2. Дети не научены просить или требовать внимания в
приемлемой форме.
3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания
к себе, чувствуя себя «пустым местом»
Положительные стороны поведения,
Дети нуждаются во взаимоотношениях с окружающими,
направленного на привлечение
внимания.
Принципы предотвращения
поведения, направленного на
готовы к сотрудничеству.
1. Больше внимания уделять хорошему поведению
ребенка.
привлечение внимания.
Характеристика «властолюбивого» поведения
2. Учить детей просить внимания в приемлемой форме.
Поведение ребенка
Вспышки негодования, конфронтация с
Причины «властолюбивого» поведения
1. Изменение социальных установок в
окружающими.
Тихое непослушание. Ребенок соглашается, но
делает все посвоему.
обществе.
2. Мода на « стильную» личность учит
утверждению своей силы, а не
конструктивному поведению.
Сильные стороны «властолюбивого»
Дети демонстрируют лидерские способности:
4поведения.
Принципы предотвращения
«властолюбивого» поведения
умение независимо мыслить и способность
сопротивляться авторитетам.
1. Уход от конфронтации и снижение
напряженности.
2. Позволять детям реализовывать свои
организаторские способности.
Характеристика « мстительного» поведения
Поведение ребенка
Причины «мстительного» поведения
Прямые и скрытые физические и психологические акты
насилия. Ребенок может мстить учителям, родителям,
всем окружающим.
Отражение роста насилия в обществе, в средствах
массовой информации. Культивирование стиля
«силового» разрешения конфликтов в семье.
Сильные стороны «мстительного »
Дети демонстрируют высокую жизнеспособность, умение
поведения.
Принципы профилактики
«мстительного » поведения
защитить себя от боли.
1. Учить ребенка строить отношения с окружающими
по принципу заботы о них.
2. Учит ребенка выражать свои переживания и
требования в приемлемой форме.
Характеристика поведения, когда ребенок не верит в себя
Поведение ребенка
Активная форма: вспышки негодования; ребенок теряет
контроль над собой, когда давление ответственности
становится слишком сильным.
Пассивная форма: откладывание работы на потом,
заболевание.
Причины происхождения поведения.
Необоснованно завышенные ожидания учителей и
Сильные стороны поведения.
родителей
Твердая убежденность ученика в том, что он должен быть
лучше всех.
Упор на соревнование в семье и в классе.
Для большинства учащихся сильных сторон нет.
Небольшая часть детей может стремиться
лучше всех.
Принципы профилактики «неверия» в
Поддержка ребенка, чтобы его внутренняя установка «я
собственные силы, низкой
самооценки.
не могу» изменилась «я могу».
Помощь в преодолении социальной изоляции путем
включения его в деятельность со сверстниками.
Вывод: «трудный» подросток – такое определение мы даем детям, которые
в своем поведении имеют отклонения от общепринятых норм.
Однако эти нормы поведения познают наши дети от нас.
Воспитание – это основной фактор формирования поведения
5ребенка, не менее важны и методы воспитания. И нормы
поведения родителей в семье.
Памятка для родителей
1. Нужно терпеливо и постепенно приручать детей к системе
требований.
2. Запреты и требования должны быть гибкими, и их не должно
быть слишком много.
3. Запреты и требования не должны вступать в противоречия с
важнейшими потребностями ребенка.
4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны
быть едиными.
5. Запреты и требования должны ребенку разъясняться.
6. Запреты и требования должны предъявляются спокойным,
доброжелательным тоном.
7. Говорите чаще ребенку «Мы тебя любим, мя рядом, мы
вместе, мы все преодолеем».
6