«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
22.04.2019
Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность зависит от подготовительной работы учителя и членов родительского комитета.
К основным элементам подготовки собрания можно отнести следующие:
- выбор темы собрания и формы его проведения;
- определение целей родительского собрания;
- изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме;
- проведение микроисследования в сообществе детей и родителей;
- определение вида и этапов родительского собрания, способов и приемов работы его участников;
- приглашение родителей и других участников собрания;
- разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям;
- оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
родсобр_цели_ТЕМЫ.docx
МБОУ Урывская СОШ Каменского
района Ростовской области
Доклад на ШМО
«Родительское собрание как аспект тесного
сотрудничества школы и родителей»
(подготовила материал: Е.С.Бирючина кл.рук.11класса)
Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями
обучающихся является родительское собрание. Главное его предназначение
согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании
условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически
здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и
для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность
в жизни класса, ответственность за воспитание обучающихся.
Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в
четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его
результативность зависит от подготовительной работы учителя и членов
родительского комитета.
К основным элементам подготовки собрания можно отнести следующие:
выбор темы собрания и формы его проведения;
определение целей родительского собрания;
изучение классным руководителем и другими организаторами собрания
научнометодической литературы по рассматриваемой проблеме;
проведение микроисследования в сообществе детей и родителей;
определение вида и этапов родительского собрания, способов и приемов
работы его участников;
приглашение родителей и других участников собрания;
разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям;
оборудование и оформление места проведения родительского собрания. Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных элементов
подготовительной работы.
Выбор темы собрания и формы его проведения
Выбранная для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть
случайной. Ее выбор обуславливается целевыми ориентирами
жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития
личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и
воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей,
стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и
семьи. Опытные педагоги хорошо понимают, что разговор на родительском
собрании не может быть ограничен рассмотрением лишь учебных дел
школьников, поэтому они стремятся обсудить с родителями широкий спектр
вопросов, затрагивающих различные аспекты интеллектуального, духовно
нравственного и физического развития детей. Нередко классные
руководители определяют тематику собраний не на один учебный год, а на 34
года и делают это совместно с членами родительского комитета. В некоторых
образовательных учреждениях составляется примерный перечень тем
родительских собраний, который предлагается учителем в качестве
методической подсказки. Вот один из них.
Пятый класс:
«Давайте познакомимся», обычно проходит в традиционной форме с
элементами тренинга, целесообразно привлечь к участию психолога;
«Адаптация обучающихся к новым условиям обучения», может быть
проведено в форме консилиума, сюда приглашаются психолог, валеолог,
учителяпредметники;
«Роль книги в жизни школьника» успешно пройдет в форме дискуссии. В
этом собрании примет участие библиотекарь;
«Воспитательная система класса как условие успешного развития каждого
обучающегося» приглашается заместитель директора по воспитательной
работе. Собрание может проходить в форме деловой игры.
В шестом классе определять тематику родительских собраний будут
возрастные особенности детей: «Этот трудный подростковый возраст» в форме психологопедагогического
всеобуча;
«Общение родителей с детьмиподростками», в форме продуктивной игры;
«Поощрение и наказание в воспитании детей», в форме дискуссия;
«Здоровый образ жизни основа успешной жизнедеятельности»,
традиционное собрание.
Седьмой класс:
«Роль семьи в воспитании моральных качеств личности», традиционное
собрание, на которое желательно пригласить и мам, и пап обучающихся;
«Свободное время подростка актуальная тема», к участию в таком
собрании целесообразно привлечь педагогаорганизатора, педагогов
дополнительного образования, учителя физической культуры. Совместно с
обучающимися можно подготовить творческий отчет, рассказывающий о
внеурочной занятости школьников, об их увлечениях;
«Контакты и конфликты» в форме психологопедагогического всеобуча. В
таком собрании активное участие должен принять психолог;
«Воспитание ненасилием в семье» в форме дискуссии требует совместной
деятельности классного руководителя, психолога, социального педагога.
Восьмой класс:
«Нравственные ценности семьи», традиционное собрание, на которое
приглашаются представители администрации образовательного учреждения,
например, заместитель по воспитательной работе;
«Положительная адекватная самооценка как условие успешного развития
личности», психологопедагогический всеобуч;
«Подросток и закон» в форме круглого стола, в качестве приглашенных
участников собрания инспектор ПППН и социальный педагог;
Девятый класс:
«Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение обучающихся»;
«В семье растет сын», конференция отцов; «В семье растет дочь», конференция мам;
«Экзамены: как избежать стресса?», в форме открытого диалога с участием
психолога, администрации образовательного учреждения, учителей
предметников.
Десятый класс:
«Способности человека и их развитие» практикум с участием психолога;
«Воспитание сознательной дисциплины. Самовоспитание старшего
школьника», психологопедагогический всеобуч;
«Особенности общенияс детьмистаршеклассниками» практикум;
«Красота спасет мир», круглый стол, на который целесообразно пригласить
работников культуры и искусства вашего региона.
Одиннадцатый класс:
«Готовность к личностному самоопределению», психологопедагогический
всеобуч с участием психолога;
«В мире профессий», круглый стол с участием выпускников прошлых лет,
представителей службы занятости;
«Организация учебного труда выпускника», традиционное собрание;
«Поговорим о смысле жизни», дискуссия с участием психолога.
В составленный перечень тем собраний на несколько лет, ежегодно вносятся
какието коррективы, но перспективное планирование помогает педагогу
системно строить взаимодействие с родителями и быть уверенным в том, что
наиболее важные проблемы станут предметом коллективного рассмотрения и
будут своевременно обсуждены.
Повестка очередного собрания в большинстве случаев определяется учителем
совместно с членами родительского комитета, при этом обязательно
учитывается мнение и остальных родителей. Иначе откровенного
заинтересованного разговора родителей на самом собрании может не
получиться.
Определение целей родительского собрания Целеобразование связано с выбором темы и вопросов для обсуждения на
родительском собрании. Уже при выборе темы педагог отчетливо осознает,
почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с
родителями.
В качестве целевых ориентиров организаторами собраний могут быть избраны
следующие:
повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их
знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в
жизнедеятельность классного сообщества;
выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей,
интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности
ребенка;
пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика
неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны
родителей;
подведение итогов совместной деятельности педагогов, обучающихся и
родителей за полугодие или учебный год.
Изучение научнометодической литературы
Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку
родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические источники и
накопленный опыт работы по решению похожей проблемы в других
сообществах родителей и педагогов. Отсюда очевидна целесообразность
обращения классного руководителя и родителей к научнометодическим
публикациям, изучение которых помогает выделить ключевые аспекты
рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее
решения. Особой популярностью у педагогов и родителей пользуются такие
периодические издания, как «Первое сентября», «Семья и школа», «Классный
руководитель», «Воспитание школьников». Квалифицированные советы в
поиске литературы организаторам собраний могут дать школьный
библиотекарь, психолог, социальный педагог, заместители директора по
учебной и воспитательной работе, работники методических кабинетов и
центров. Классный руководитель, как правило, первым знакомится с публикациями, а лишь затем предлагает изучить некоторые из них родителям.
Нередко они становятся основой выставки литературы для участников
родительского собрания.
Проведение микроисследования
Оно необходимо для получения дополнительной информации о характере и
причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и
способах ее решения. Чаще всего используются экспрессметодики, которые
не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения
исследования, обработки и анализа его результатов. К таким
исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и
обучающимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим
количеством вопросов и заданий. Помощь классному руководителю в
проведении микроисследований оказывают школьный психолог и социальный
педагог. Опытные педагоги считают важным участие членов родительского
комитета в организации и анализе результатов исследования. Часто им
поручается изготовить бланки анкет и тестов, оформить диаграммы, схемы,
таблицы с результатами исследования, подготовить информацию для
участников собрания о полученных данных.
Определение вида и этапов родительского собрания, способов и приемов
работы его участников
В методическом пособии «Работа классного руководителя с родителями»
Р.М. Капралова называет и кратко характеризует следующие виды
родительских собраний:
организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы,
избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения,
разрабатываются мероприятия с участием родителей;
собрания по плану всеобуча родителей, являющиеся формой
педагогического просвещения членов родительского коллектива;
тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных
вопросов воспитания и развития обучающихся данного класса;
собраниядиспуты, нацеленные на выявление и согласование различных
точек зрения в сообществе родителей и педагогов; собранияпрактикумы, направленные на освоение родителями конкретных
приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в
деятельности по самообразованию и самовоспитанию;
итоговые, имеющие целью показать образовательный процесс как средство
развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные
и отрицательные явления жизни класса.
Далее следует определить организационную форму родительского собрания.
В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов
используются такие формы, как педагогическая мастерская, организационно
деятельностная игра, конференция, диспут, практикум. В соответствии с
избранной формой определяются этапы, способы и приемы работы
участников родительского собрания, которые позволят разнообразить
организацию практической деятельности родителей на собрании.
Приглашение родителей и других участников собрания
Родителей целесообразнее пригласить на собрание дважды: первый раз за 23
недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать
свое участие в собрании, и второй раз за 34 дня с целью подтверждения
информации о дате и времени его проведения. Чаще всего соответствующие
записи делаются обучающимися в дневниках, несколько реже используются
изготовленные школьниками открыткиприглашения стекстом примерно
такого содержания: «Уважаемые Иван Иванович и Мария Николаевна,
приглашаем вас принять участие в родительском собрании по теме: «О роли
семьи в трудовом воспитании младших школьников», которое состоится 27
марта в 18 часов в учебном кабинете нашего класса. Надеемся, что вы
выскажете свое мнение по обсуждаемой проблеме. С уважением, Мария
Ивановна и члены родительского комитета».
Заботясь об обеспечении явки родителей, нельзя забывать о своевременном
приглашении других участников собрания. В нем могут принимать участие
представители администрации образовательного учреждения, учителя
предметники, библиотекарь, психолог, социальный педагог, работники
учреждений культуры, медицины, правоохранительных органов и др.
Подготовка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям
Решение это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его
принятии педагоги и члены родительского комитета порою забывают. А ведь очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на
совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. В
противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания,
прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей.
Поэтому классный руководитель должен за 23 дня до собрания составить
проект его решения. Решение может иметь не только «классическую» форму
в виде перечня планируемых действий и участников, ответственных за их
осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций или
памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться
помощью социального педагога, психолога, логопеда и других работников
школы.
Оборудование и оформление места проведения родительского собрания
Разумеется, собрание должно проходить в чистом, уютном и красиво
оформленном кабинете. Об этом следует заранее позаботиться. В классной
комнате размещаются выставки творческих работ обучающихся (поделок,
рисунков, фотографий, сочинений и т.п.) и научнометодической литературы
по обсуждаемой проблеме. На доске цветными мелками пишутся тема и
эпиграф родительского собрания, изображаются таблицы и диаграммы с
результатами проведенного в классе микроисследования, вывешиваются
плакаты с памятками для родителей. Если есть возможность использовать
компьютерную технику, то готовится мультимедийная презентация. В
соответствии с избранной организационной формой собрания расставляются
стулья и столы, на которые кладут бумагу для заметок, карандаши, ручки,
фломастеры и нередко прикрепляют таблички с названиями игровых групп.
Перечисленные действия по подготовке собрания позволяют учителю и
членам родительского комитета быть более уверенными в том, что собрание
состоится, успешно пройдет и окажется полезным для родителей и других его
участников.
Родительское собрание можно условно разделить на три части
вступительную, основную и заключительную.
Вступительная часть. При входе в классную комнату педагог встречает
родителей и предлагает им ознакомиться с выставками литературы и
творческих работ обучающихся. Затем родители занимают специально
оборудованные для них рабочие места. Родительское собрание открывает и ведет, как правило, классный
руководитель или председатель родительского комитета. Ктото из них в
своем вступительном слове объявляет повестку собрания, напоминает его
цели и задачи, знакомит с порядком совместной работы его участников,
представляет приглашенных на собрание, подчеркивает актуальность
обсуждаемых вопросов. Это сообщение должно быть непродолжительным, но
одновременно содержать достаточную информацию для формирования у
родителей отчетливого представления о целевых установках и
организационных моментах проводимого собрания. Важно, чтобы в первые
минуты собрания родители уже были мобилизованы, заинтересованы и готовы
к активному участию в нем.
Основная часть. Этот период связан с реализацией главных идей замысла
организаторов собрания. Именно в данный период излагается наиболее важная
информация, происходит коллективное ее обсуждение, осуществляется
совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.
Организация деятельности участников собрания строится в соответствии с
правилами и требованиями, присущими избранной форме родительского
форума. Понятно, что совершенно разные приемы и методы используются при
проведении родительского собрания в форме педагогической мастерской,
организационнодеятельностной игры или дискуссии. Однако в любом случае
необходимо сделать все для того, чтобы на собрании царила атмосфера
заинтересованности, доброжелательности, доверия, чтобы происходило
обогащение теоретического и практического арсенала родителей, чтобы не
допускалось публичное осуждение родителей, даже в виде мелких упреков, за
неудачи их детей в учебе или нарушение ими правил поведения обучающихся.
Лучше обратить внимание мам и пап на эти недостатки в индивидуальной
беседе или сделать им письменное сообщение.
Заключительная часть. Эта часть собрания включает в себя такие важные
моменты, как принятие решения и анализ информации, полученной на
собрании. В данный период дорабатывается предварительно подготовленный
проект решения собрания, и затем оно утверждается с внесенными в него
поправками. Важно, чтобы заключительный этап собрания стал прологом к
дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению проблем,
выявленных в ходе обсуждения.
Формирование у пап и мам установки на тесное сотрудничество со школой,
происходит более успешно, если собрание завершается «минутами благодарности», во время которых классный руководитель благодарит
родителей за успехи в воспитании детей, отмечает тех из них, кто принимал
активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного
воспитания.
Литература
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя 14 классы. М.: ВАКО,
2003
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ.
высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”,
2000.
Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. –
Ярославль, Издательскополиграфический комплекс “Индиго”. – 2010.
Работа классного руководителя с родителями (Пособие для студентов пед.
институтов) / Р. М. Капралова; Рязан. гос. пед. инт. Рязань: РГПИ, 1976.
Рожков М. И. Классному руководителю. Учебнометодическое пособие. М.:
ГИЦ Владос, 2001
Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы,
от А до Я. М.: Педагогическое общество России, 2001.
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое
пособие. – М.: ЦГЛ, 2002
«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»
«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»
«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»
«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»
«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»
«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»
«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»
«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»
«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»
«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.