«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»
Оценка 4.6

«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
22.04.2019
«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»
Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность зависит от подготовительной работы учителя и членов родительского комитета. К основным элементам подготовки собрания можно отнести следующие: - выбор темы собрания и формы его проведения; - определение целей родительского собрания; - изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме; - проведение микроисследования в сообществе детей и родителей; - определение вида и этапов родительского собрания, способов и приемов работы его участников; - приглашение родителей и других участников собрания; - разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям; - оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
родсобр_цели_ТЕМЫ.docx
МБОУ Урывская СОШ Каменского района Ростовской области Доклад на ШМО «Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей» (подготовила материал: Е.С.Бирючина кл.рук.11класса) Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями  обучающихся является родительское собрание. Главное его предназначение ­  согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании  условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически  здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и  для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность  в жизни класса, ответственность за воспитание обучающихся. Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в  четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его  результативность зависит от подготовительной работы учителя и членов  родительского комитета. К основным элементам подготовки собрания можно отнести следующие: ­ выбор темы собрания и формы его проведения; ­ определение целей родительского собрания; ­ изучение классным руководителем и другими организаторами собрания  научно­методической литературы по рассматриваемой проблеме; ­ проведение микроисследования в сообществе детей и родителей; ­ определение вида и этапов родительского собрания, способов и приемов  работы его участников; ­ приглашение родителей и других участников собрания; ­ разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям; ­ оборудование и оформление места проведения родительского собрания. Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных элементов  подготовительной работы. Выбор темы собрания и формы его проведения Выбранная для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть  случайной. Ее выбор обуславливается целевыми ориентирами  жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития  личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и  воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей,  стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и  семьи. Опытные педагоги хорошо понимают, что разговор на родительском  собрании не может быть ограничен рассмотрением лишь учебных дел  школьников, поэтому они стремятся обсудить с родителями широкий спектр  вопросов, затрагивающих различные аспекты интеллектуального, духовно­ нравственного и физического развития детей. Нередко классные  руководители определяют тематику собраний не на один учебный год, а на 3­4 года и делают это совместно с членами родительского комитета. В некоторых  образовательных учреждениях составляется примерный перечень тем  родительских собраний, который предлагается учителем в качестве  методической подсказки. Вот один из них. Пятый класс: ­ «Давайте познакомимся», обычно проходит в традиционной форме с  элементами тренинга, целесообразно привлечь к участию психолога; ­ «Адаптация обучающихся к новым условиям обучения», может быть  проведено в форме консилиума, сюда приглашаются психолог, валеолог,  учителя­предметники; ­ «Роль книги в жизни школьника» успешно пройдет в форме дискуссии. В  этом собрании примет участие библиотекарь; ­ «Воспитательная система класса как условие успешного развития каждого  обучающегося» приглашается заместитель директора по воспитательной  работе. Собрание может проходить в форме деловой игры. В шестом классе определять тематику родительских собраний будут  возрастные особенности детей: ­ «Этот трудный подростковый возраст» в форме психолого­педагогического  всеобуча; ­ «Общение родителей с детьми­подростками», в форме продуктивной игры; ­ «Поощрение и наказание в воспитании детей», в форме дискуссия; ­ «Здоровый образ жизни ­основа успешной жизнедеятельности»,  традиционное собрание. Седьмой класс: ­ «Роль семьи в воспитании моральных качеств личности», традиционное  собрание, на которое желательно пригласить и мам, и пап обучающихся; ­ «Свободное время подростка ­ актуальная тема», к участию в таком  собрании целесообразно привлечь педагога­организатора, педагогов  дополнительного образования, учителя физической культуры. Совместно с  обучающимися можно подготовить творческий отчет, рассказывающий о  внеурочной занятости школьников, об их увлечениях; ­ «Контакты и конфликты» в форме психолого­педагогического всеобуча. В  таком собрании активное участие должен принять психолог; ­ «Воспитание ненасилием в семье» в форме дискуссии требует совместной  деятельности классного руководителя, психолога, социального педагога. Восьмой класс: ­ «Нравственные ценности семьи», традиционное собрание, на которое  приглашаются представители администрации образовательного учреждения,  например, заместитель по воспитательной работе; ­ «Положительная адекватная самооценка как условие успешного развития  личности», психолого­педагогический всеобуч; ­ «Подросток и закон» в форме круглого стола, в качестве приглашенных  участников собрания ­ инспектор ПППН и социальный педагог; Девятый класс: ­ «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение обучающихся»; ­ «В семье растет сын», конференция отцов; ­ «В семье растет дочь», конференция мам; ­ «Экзамены: как избежать стресса?», в форме открытого диалога с участием  психолога, администрации образовательного учреждения, учителей­ предметников. Десятый класс: ­ «Способности человека и их развитие» практикум с участием психолога; ­ «Воспитание сознательной дисциплины. Самовоспитание старшего  школьника», психолого­педагогический всеобуч; ­ «Особенности общенияс детьми­старшеклассниками» практикум; ­ «Красота спасет мир», круглый стол, на который целесообразно пригласить  работников культуры и искусства вашего региона. Одиннадцатый класс: ­ «Готовность к личностному самоопределению», психолого­педагогический  всеобуч с участием психолога; ­ «В мире профессий», круглый стол с участием выпускников прошлых лет,  представителей службы занятости; ­ «Организация учебного труда выпускника», традиционное собрание; ­ «Поговорим о смысле жизни», дискуссия с участием психолога. В составленный перечень тем собраний на несколько лет, ежегодно вносятся  какие­то коррективы, но перспективное планирование помогает педагогу  системно строить взаимодействие с родителями и быть уверенным в том, что  наиболее важные проблемы станут предметом коллективного рассмотрения и  будут своевременно обсуждены. Повестка очередного собрания в большинстве случаев определяется учителем совместно с членами родительского комитета, при этом обязательно  учитывается мнение и остальных родителей. Иначе откровенного  заинтересованного разговора родителей на самом собрании может не  получиться. Определение целей родительского собрания Целеобразование связано с выбором темы и вопросов для обсуждения на  родительском собрании. Уже при выборе темы педагог отчетливо осознает,  почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с  родителями. В качестве целевых ориентиров организаторами собраний могут быть избраны следующие: ­ повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их  знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе; ­ содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в  жизнедеятельность классного сообщества; ­ выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности  ребенка; ­ пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика  неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны  родителей; ­ подведение итогов совместной деятельности педагогов, обучающихся и  родителей за полугодие или учебный год. Изучение научно­методической литературы Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку  родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт работы по решению похожей проблемы в других  сообществах родителей и педагогов. Отсюда очевидна целесообразность  обращения классного руководителя и родителей к научно­методическим  публикациям, изучение которых помогает выделить ключевые аспекты  рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее  решения. Особой популярностью у педагогов и родителей пользуются такие  периодические издания, как «Первое сентября», «Семья и школа», «Классный руководитель», «Воспитание школьников». Квалифицированные советы в  поиске литературы организаторам собраний могут дать школьный  библиотекарь, психолог, социальный педагог, заместители директора по  учебной и воспитательной работе, работники методических кабинетов и  центров. Классный руководитель, как правило, первым знакомится с публикациями, а лишь затем предлагает изучить некоторые из них родителям.  Нередко они становятся основой выставки литературы для участников  родительского собрания. Проведение микроисследования Оно необходимо для получения дополнительной информации о характере и  причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и  способах ее решения. Чаще всего используются экспресс­методики, которые  не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения  исследования, обработки и анализа его результатов. К таким  исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и  обучающимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим  количеством вопросов и заданий. Помощь классному руководителю в  проведении микроисследований оказывают школьный психолог и социальный  педагог. Опытные педагоги считают важным участие членов родительского  комитета в организации и анализе результатов исследования. Часто им  поручается изготовить бланки анкет и тестов, оформить диаграммы, схемы,  таблицы с результатами исследования, подготовить информацию для  участников собрания о полученных данных. Определение вида и этапов родительского собрания, способов и приемов  работы его участников В методическом пособии «Работа классного руководителя с родителями»  Р.М. Капралова называет и кратко характеризует следующие виды  родительских собраний: ­ организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы,  избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения,  разрабатываются мероприятия с участием родителей; ­ собрания по плану всеобуча родителей, являющиеся формой  педагогического просвещения членов родительского коллектива; ­ тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных  вопросов воспитания и развития обучающихся данного класса; ­ собрания­диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных  точек зрения в сообществе родителей и педагогов; ­ собрания­практикумы, направленные на освоение родителями конкретных  приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в  деятельности по самообразованию и самовоспитанию; ­ итоговые, имеющие целью показать образовательный процесс как средство  развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные  и отрицательные явления жизни класса. Далее следует определить организационную форму родительского собрания.  В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов  используются такие формы, как педагогическая мастерская, организационно­ деятельностная игра, конференция, диспут, практикум. В соответствии с  избранной формой определяются этапы, способы и приемы работы  участников родительского собрания, которые позволят разнообразить  организацию практической деятельности родителей на собрании. Приглашение родителей и других участников собрания Родителей целесообразнее пригласить на собрание дважды: первый раз ­ за 2­3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать  свое участие в собрании, и второй раз ­ за 3­4 дня с целью подтверждения  информации о дате и времени его проведения. Чаще всего соответствующие  записи делаются обучающимися в дневниках, несколько реже используются  изготовленные школьниками открытки­приглашения стекстом примерно  такого содержания: «Уважаемые Иван Иванович и Мария Николаевна,  приглашаем вас принять участие в родительском собрании по теме: «О роли  семьи в трудовом воспитании младших школьников», которое состоится 27  марта в 18 часов в учебном кабинете нашего класса. Надеемся, что вы  выскажете свое мнение по обсуждаемой проблеме. С уважением, Мария  Ивановна и члены родительского комитета». Заботясь об обеспечении явки родителей, нельзя забывать о своевременном  приглашении других участников собрания. В нем могут принимать участие  представители администрации образовательного учреждения, учителя­ предметники, библиотекарь, психолог, социальный педагог, работники  учреждений культуры, медицины, правоохранительных органов и др. Подготовка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям Решение ­ это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его  принятии педагоги и члены родительского комитета порою забывают. А ведь очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на  совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. В  противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания,  прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей.  Поэтому классный руководитель должен за 2­3 дня до собрания составить  проект его решения. Решение может иметь не только «классическую» форму ­ в виде перечня планируемых действий и участников, ответственных за их  осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций или  памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться  помощью социального педагога, психолога, логопеда и других работников  школы. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания Разумеется, собрание должно проходить в чистом, уютном и красиво  оформленном кабинете. Об этом следует заранее позаботиться. В классной  комнате размещаются выставки творческих работ обучающихся (поделок,  рисунков, фотографий, сочинений и т.п.) и научно­методической литературы  по обсуждаемой проблеме. На доске цветными мелками пишутся тема и  эпиграф родительского собрания, изображаются таблицы и диаграммы с  результатами проведенного в классе микроисследования, вывешиваются  плакаты с памятками для родителей. Если есть возможность использовать  компьютерную технику, то готовится мультимедийная презентация. В  соответствии с избранной организационной формой собрания расставляются  стулья и столы, на которые кладут бумагу для заметок, карандаши, ручки,  фломастеры и нередко прикрепляют таблички с названиями игровых групп. Перечисленные действия по подготовке собрания позволяют учителю и  членам родительского комитета быть более уверенными в том, что собрание  состоится, успешно пройдет и окажется полезным для родителей и других его участников. Родительское собрание можно условно разделить на три части ­  вступительную, основную и заключительную. Вступительная часть. При входе в классную комнату педагог встречает  родителей и предлагает им ознакомиться с выставками литературы и  творческих работ обучающихся. Затем родители занимают специально  оборудованные для них рабочие места. Родительское собрание открывает и ведет, как правило, классный  руководитель или председатель родительского комитета. Кто­то из них в  своем вступительном слове объявляет повестку собрания, напоминает его  цели и задачи, знакомит с порядком совместной работы его участников,  представляет приглашенных на собрание, подчеркивает актуальность  обсуждаемых вопросов. Это сообщение должно быть непродолжительным, но  одновременно содержать достаточную информацию для формирования у  родителей отчетливого представления о целевых установках и  организационных моментах проводимого собрания. Важно, чтобы в первые  минуты собрания родители уже были мобилизованы, заинтересованы и готовы  к активному участию в нем. Основная часть. Этот период связан с реализацией главных идей замысла  организаторов собрания. Именно в данный период излагается наиболее важная информация, происходит коллективное ее обсуждение, осуществляется  совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.  Организация деятельности участников собрания строится в соответствии с  правилами и требованиями, присущими избранной форме родительского  форума. Понятно, что совершенно разные приемы и методы используются при проведении родительского собрания в форме педагогической мастерской,  организационно­деятельностной игры или дискуссии. Однако в любом случае  необходимо сделать все для того, чтобы на собрании царила атмосфера  заинтересованности, доброжелательности, доверия, чтобы происходило  обогащение теоретического и практического арсенала родителей, чтобы не  допускалось публичное осуждение родителей, даже в виде мелких упреков, за неудачи их детей в учебе или нарушение ими правил поведения обучающихся.  Лучше обратить внимание мам и пап на эти недостатки в индивидуальной  беседе или сделать им письменное сообщение. Заключительная часть. Эта часть собрания включает в себя такие важные  моменты, как принятие решения и анализ информации, полученной на  собрании. В данный период дорабатывается предварительно подготовленный  проект решения собрания, и затем оно утверждается с внесенными в него  поправками. Важно, чтобы заключительный этап собрания стал прологом к  дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению проблем,  выявленных в ходе обсуждения. Формирование у пап и мам установки на тесное сотрудничество со школой,  происходит более успешно, если собрание завершается «минутами благодарности», во время которых классный руководитель благодарит  родителей за успехи в воспитании детей, отмечает тех из них, кто принимал  активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного  воспитания. Литература Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя 1­4 классы. М.: ВАКО, 2003 Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ.  высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”,  2000. Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. –  Ярославль, Издательско­полиграфический комплекс “Индиго”. – 2010. Работа классного руководителя с родителями (Пособие для студентов пед.  институтов) / Р. М. Капралова; Рязан. гос. пед. ин­т. ­ Рязань: РГПИ, 1976. Рожков М. И. Классному руководителю. Учебно­методическое пособие. М.:  ГИЦ Владос, 2001 Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы,  от А до Я. ­ М.: Педагогическое общество России, 2001. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое  пособие. – М.: ЦГЛ, 2002

«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»

«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»

«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»

«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»

«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»

«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»

«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»

«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»

«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»

«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»

«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»

«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»

«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»

«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»

«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»

«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»

«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»

«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»

«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»

«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2019