Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
Оценка 4.6

Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
воспитательная работа
5 кл
02.11.2019
Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
Очень интересный и доступный материал. Родителям было очень интересно на собрании. Так же были анкеты для родителей и для учеников. Родители самостоятельно заполняли анкеты. После учитель проверил и объявил результат. Родители сделали выводы. В конце родительского собрания учитель раздал памятки родителям.
собр.docx
Родительское собрание "Адаптация учащихся 5 класса"                                     Родительское собрание  «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»  Цели:  1)      выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;  2)   выявить причины дезадаптации учащихся и наметить  пути решения  появившихся проблем;  3)  привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.  Участники: родители учащихся 5­го класса, классный руководитель.      Оборудование:  1.    Столы в классе стоят по кругу.  2.    Мультимедийная установка.  3. Памятки родителям, анкеты.  Ход собрания.  Вступительное слово классного руководителя. Притча о путнике и проводнике Один путник  оказался в незнакомой стране перед высокой горой. Ему надо было перейти через нее, но он понимал, что ему нужен проводник. Проводник пришел, и перед тем, как начать путь, он сказал: ­ Прежде всего, мы должны договориться с тобой о взаимном уважении: я уважаю тебя и твой путь, а ты уважаешь меня и мой опыт.  Я много лет вожу людей, но каждый раз мы взбираемся на разные горы. Я знаю, как ходить по горам, но именно эту гору я вижу впервые. Поэтому не теряй бдительности, будь так же внимателен, как и я. Я могу только идти рядом с тобой, но ноги за тебя я передвигать не могу. Если ты не захочешь пойти по пути, предложенному мной – это будет твой выбор.  В горах холодно, поэтому я не стану затягивать наш путь.  Я с тобой временно. Я покину тебя,   как   только   пойму,   что   дальше   ты   сможешь   идти   сам   к   той   цели,   которую   себе наметил. И последнее. Я никому не расскажу, что я покорял с тобой эту гору. И   они   отправились   в   путь.   Это   было   нелегко,   были   и   отчаяние,   и   новая   надежда.   А незадолго от вершины проводник покинул путника. И он дошел, и увидел восход Солнца. А с другой стороны горы оказался цветущий сад. Пятый   класс   для   ребёнка   —   это   довольно   сложный   этап   в   его   личностном   и эмоциональном   взрослении.   Это   этап   изменений,   затрагивающий   не   только   личностные особенности ребёнка, но и все его психические функции и состояния. В настоящее время переход   из   начальной   школы   в   среднюю   совпадает   с   концом   детства   —   достаточно стабильным периодом развития. Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по­настоящему. И эти родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни». Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают   родителям,   младшим   братьям,   друзьям   о   «доброй»   математичке   или «вредном» историке. Действительно,   обучение   в   средней   школе   происходит   более   интенсивно   и   требует   от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого Переход   учащихся   из   начальной   школы   в   среднюю   справедливо   считается   кризисным периодом. В чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги. Рассмотрим некоторые из таких «камней». Камень   1:   изменение   условий   обучения.   Учась   в   начальной   школе,   ребенок   был ориентирован на одного учителя. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель   знал,   на   что   способен   ваш   ребенок,   как   его   ободрить,   поддержать,   помочь разобраться в сложной теме. Ребенок развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно. При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: много учителей­предметников, разные кабинеты, новые учебные предметы. За первые дни, недели в школе ребенок привыкает к новой системе, постепенно адаптируется. Камень 2: изменение требований. Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований   разных   учителей­предметников.   Один   просит   завести   тетрадь   в   48   листов, другой тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом. И т.д. Как быть в этом случае? Во­первых, постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые по началу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» ­ норма вещей. Во­вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Камень   3:   отсутствие   контроля.   Всю   начальную   школу   вашему   ребенку   помогал   один учитель.   Он   выполнял   функцию   и   учителя,   и   классного   руководителя,   и   контролера. Быстро   выучив   все   особенности   ребенка,   учитель   помогает   контролировать   учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши. Учитель мог отслеживать выполнение всех заданий всеми учениками.   При   переходе   в   пятый   класс   такой   индивидуальный   подход   нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся. Вам,   родители,   нужно   стараться   быть   более   терпеливыми.   Контролируйте   выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. При возможности помогите классному руководителю   организовать   досуг   ребят,   взяв   часть   забот   на   себя   (и   родительский комитет). Расскажите об особенностях своего ребенка. Камень 4: пробелы в знаниях. Не усвоив тему в пятом классе, ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Что же делать? Перед  выполнением домашних заданий проверьте,  усвоен ли  классный материал.   Важно   добиться,   чтобы   ребенок   понимал   мельчайшие   детали   выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или   иное   упражнение,   почему   именно   эти   вычисления   применяют   при   выполнении определенных   задач.   Если   ребенок   все   понимает,   но   проблема   успеваемости   стоит,   то займитесь   развитием   мышления,   памяти,   внимания,   поскольку   и   наблюдательность,   и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали – все это поможет разбору и усвоению материала. Или обратитесь за этой помощью к учителю. С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению пройденного в начальной школе. Но, с другой стороны, … Существенные психологические изменения 5­го класса:  занятия теперь проходят в в разных кабинетах.  В расписании появились названия незнакомых предметов (алгебра, физика, история).  И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель. Каждый учитель по­своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные   требования.   Например,   для   одного   шум   во   время   урока   может   быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями. Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Многие   учителя,   которые   берут   пятый   класс,   до   этого   работали   с   выпускниками   — взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что   их   новые   подопечные   нуждаются   в   дополнительном   контроле,   напоминаниях.   Они могут   рассуждать   о   серьезных   вещах   и   терять   одежду,   учебники,   забывать,   в   каком кабинете следующий урок и как зовут их учителя. 3.      Выступление учителя. Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. . Основной   особенностью   перехода   в   пятый   класс,   как   уже   говорилось,   является   смена учителей.   Все   предметы   теперь   ведут   разные   преподаватели.   И   хотя   это   создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по­новому. Многие   старшеклассники   вспоминают,   что   именно   в   пятом   классе   у   них   обнаружился интерес   к   тому   или   иному   предмету,   который   не   только   способствовал   повышению качества их обучения в целом, но и помог в дальнейшей профессиональной ориентации. Именно возможность для ребенка начать учебную жизнь сначала и является ключевым положительным   моментом   перехода   в   среднюю   школу.   Но   сделать   это   ребенок   может только при помощи окружающих: учителей и родителей. Какую же помощь могут оказать родители своим детям в период адаптации?    В период адаптации обеспечьте ребенку спокойную, щадящую обстановку, соблюдайте режим,   Основное внимание уделяйте  развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.   На первых порах помогайте и в подготовке домашних заданий, в преодолении трудностей в учебе.   Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка каждый день, а не только  в конце недели.    Не ждите следующего родительского собрания. Найдите время подойти к классному руководителю.   Если возникла проблемная ситуация, никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не спешите   выносить поспешный приговор. Лучше отправляйтесь в школу и вместе с учителем разрешите  возникшую ситуацию. Помните, моральные нормы в ребенке   закладывает,   прежде   всего,   не   школа,   а   семья.   Неуважительное   отношение   к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве. Притча Мудрец и бабочка Это произошло давным­давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с  вопросами,  и  на все  он давал  свой  мудрый  ответ. Как­то  один  человек  решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках». Притча о путнике и проводнике (рассказывает учитель)  Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы  — это  сложный  и  ответственный   период;  от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача —   разобраться   в   том,   что  происходит   сейчас   с   нашими   детьми,   что   их   волнует   и беспокоит,   с   какими   проблемами   они   сталкиваются,   и   определить,   какую   реальную помощь мы можем оказать ребятам  С точки зрения психолога...  Подростковый  возраст  (10—15 лет)  —  период  бурного  роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.  Вследствие   неравномерного   физического   развития   всего   организма,   и   в   частности нервной   системы,   у   подростков   наблюдается   повышенная   возбудимость, раздражительность,   вспыльчивость.   Эти   особенности   физического   развития   подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.  Подростковый   возраст   иногда   называют   трудным.   Это   утверждение   и   верно,   и   не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает до­ полнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого.   Вместе   с   тем   в   этом  возрасте   множество   замечательных   составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного   стремления   к   творческой  деятельности.  Подросток все  больше  стремится  к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.      В  5­м  классе   ко   всем   проблемам   подросткового   возраста  добавляется  проблема адаптации к новым условиям обучения.  Под адаптацией принято понимать — в широком смысле  —  приспособление к окружающим условиям. Адаптация  имеет   два  спектра — биологический и психологический. Мы ведем   речь именно психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренними.  Адаптация пятиклассников к предметному обучению Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.      Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.       Что   же   может   затруднить   адаптацию   детей   к   основной   школе?   Прежде   всего,   это рассогласованность,   даже   противоречивость   требований   разных   педагогов.   Школьник впервые   оказывается   в   ситуации   множественности   требований   и,   если   он   научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.      Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать   ему   личный   интерес   к   изучаемому   предмету,   сориентировать   его   на   пути самосовершенствования и самореализации.     Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат   и   помогут   преодолеть   возникающие   трудности.   Ученику   важен   интерес родителей   к   школе,   классу,   в   котором   он   учится,   к   его   школьной   жизни,   победам   и неудачам.      Трудности   у   пятиклассников   может   вызывать   и   необходимость   на   каждом   уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.    Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10— 11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под   влиянием   оценок   учителя   и   эти   оценки   касались   в   основном   учёбы,   то   теперь   на характер   самооценки   всё   больше   влияют   другие   дети.   Причём   их   оценки   связаны   с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о  возникновении   в   этот  период   кризиса   самооценки.   У   детей   резко  растёт   количество негативных самооценок.    Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4 —5   классов   характеризуется   значительным   снижением   учебной   мотивации.   На   фоне формирующегося   нового   познавательного   отношения   к   действительности   наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.      ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ, БЕСЕДА  Классный руководитель:  Уже   все   стороны   имели   возможность   высказаться,   но  молчит   главный   герой нашего консилиума. Что же думают  сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею? Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью было   проведено   соответствующее   исследование.   (Классный   руководитель   знакомит присутствующих с данными проведенной «Методики изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью», методикой  «Незаконченные предложения»)  Текст анкеты:  1.В нашей школе мне больше всего нравится  учиться, уроки  учительница  наш класс, столовая, спортзал  что еще, допиши  2.Я больше всего люблю уроки_______________________________  3. Часто    ли   тебе   нужна   дополнительная   помощь   в   подготовке домашних заданий? _______________________________________  Напиши, кто тебе помогает_______________________  4. Моя  учительница  часто  говорит,   что   я______________  5. Мои родители говорят о школе  часто                редко               никогда  6. Мои  родители  о  моей  учебе  в школе говорят,  что я________  7. Когда  я  вспоминаю  о  4­м  классе,  то__________________________.      Подведение итогов собрания.  Решение собрания:  1.   Классному руководителю   продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести   дополнительные   исследования   и   индивидуальную   работу   с   учащимися   и родителями.  2.      Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.  3.       Родителям   и   классному   руководителю   способствовать  организации   свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса  4.   Классному   руководителю   подобрать   для   учащихся   поручения,   способствующие раскрытию их способностей.  5. Провести в конце года совместный вечер «Мы и наши родители».  Классный руководитель: Берегите своих детей, Их за шалости не ругайте. Зло своих неудачных дней Никогда на них не срывайте. Не сердитесь на них всерьез, Даже если они провинились, Ничего нет дороже слез, Что с ресничек родных скатились. Если валит усталость с ног Совладать с нею нету мочи, Ну а к Вам подойдет сынок Или руки протянет дочка. Обнимите покрепче их, Детской ласкою дорожите Это счастья короткий миг, Быть счастливыми поспешите. Ведь растают как снег весной, Промелькнут дни златые эти И покинут очаг родной Повзрослевшие Ваши дети. Перелистывая альбом С фотографиями детства, С грустью вспомните о былом О тех днях, когда были вместе. Как же будете Вы хотеть В это время опять вернуться Чтоб им маленьким песню спеть, Щечки нежной губами коснуться. И пока в доме детский смех, От игрушек некуда деться, Вы на свете счастливей всех, Берегите ж, пожалуйста, детство.     Уважаемые родители!  Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие­то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.  1.      Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?  _________________________________________________________________  2.       По   каким   учебным   предметам   подготовка   домашнего   задания   вызывает   у   него затруднение?  _____________________________________________________________________  3.      С чем это, по вашему мнению, связано?  _________________________________________________________________  4.      Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?  _________________________________________________________________ 5.       Что бы вы хотели посоветовать учителю­предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?  _________________________________________________________________     Рекомендации для родителей.     ­   Необходимость   смены   учебной   деятельности   ребенка   дома,   создание   условий   для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.  ­ Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.  ­   Предупреждение   близорукости,   искривления   позвоночника,   тренировка   мелких   мышц кистей рук,  ­ Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.  ­   Забота   родителей   о   закаливании   ребенка,   максимальное   развитие   двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.  ­ Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.   ­   Первое   условие   школьного   успеха   пятиклассника   —   безусловное   принятие   ребенка, несмотря нате неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.  ­   Обязательное   проявление   родителями   интереса   к   школе,   классу,   в   котором   учится ребенок,   к   каждому   прожитому   им   школьному   дню.   Неформальное   общение   со   своим ребенком после прошедшего школьного дня.  ­ Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.  ­ Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),  ­ Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.  ­ Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.  ­   Предоставление   ребенку   самостоятельности   в   учебной   работе   и   организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.  ­   Поощрение   ребенка,   и   не   только   за   учебные   успехи.   Моральное   стимулирование достижений ребенка.

Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2019