АНАЛИЗ ПРИЧИН, ПОБУДИВШИХ В 2016
ГОДУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
СОВЕРШИТЬ
САМОУБИЙСТВО
41,7% случаев ими оказались отсутствие
взаимопонимания в семье и конфликты с
родителями;
26,3% - неразделенная любовь;
7,6% - конфликты в школе и со
сверстниками;
5,5% - отклонения в психическом
развитии, а также в состоянии здоровья;
2,9% - не сдача экзаменов;
1,8% - боязнь понести ответственность
за совершенное уголовно-наказуемое
Что в поведении ребенка и подростка должно
насторожить взрослого?
1. Резкое снижение успеваемости,
проявление безразличия
к учебе и оценкам.
2. У ребенка длительное время
подавленное
настроение,
пониженный эмоциональный фон,
раздражительность.
3. Резкое изменение
поведения.
Например,
- ребенок стал неряшливым,
- не хочет разговаривать с
близкими ему людьми,
- начал раздаривать дорогие
ему вещи,
- теряет интерес к тому, чем
раньше любил заниматься,
- отдаляется от друзей.
привлечь
к
себе
5. Ребенок прямо или косвенно
говорит о желании умереть или
убить себя или о нежелании
продолжать жизнь.
Разговоры о нежелании жить –
внимание
попытка
взрослого
и
своим
проблемам.
Бытует миф, что если человек
то
говорит
значит, этого не сделает. Однако
это не так! Отчаявшийся ребенок,
на
обращают
внимания, вполне может довести
свое намерение до конца.
об этом,
которого
не
6. Рискованное
поведение, в котором
высока вероятность
причинения
вреда
и
своей
здоровью.
жизни
Опасные ситуации,
на которые надо обратить
особое внимание
1. Отвержение сверстников, травля
(в том числе в социальных сетях).
2. Ссора или острый
конфликт со значимыми
взрослыми.
3. Несчастная
любовь
или разрыв
романтических
отношений.
4 Объективно тяжелая жизненная ситуация
тяжелое заболевание).
(потеря близкого человека,
резкое общественное отвержение,
5. Личная неудача ребенка
на фоне высокой значимости и ценности
социального успеха.
6. Резкое изменение
социального окружения
(например, в результате смены
места жительства).
7. Нестабильная
семейная ситуация
(развод родителей,
конфликты,
ситуации насилия)
ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ:
9,11 классы
Сача экзаменов
Переживание обиды,
одиночества, отчужденности
и непонимания.
Любовные неудачи,
сексуальные эксцессы,
беременность.
Чувства вины, стыда,
оскорбленного самолюбия,
самообвинения.
Боязнь позора, насмешек
или унижения.
Страх наказания,
5-8 классы
нежелание извиниться.
Чувство мести, злобы,
протеста; угроза или
вымогательство
Желание привлечь к
себе внимание, вызвать
сочувствие, избежать
неприятных
последствий, уйти от
трудной ситуации
Суицидальный квест
Что делать
взрослому,
если он обнаружил
опасность
1. Если вы увидели хоть один
из перечисленных признаков –
это уже достаточный повод для
того, чтобы уделить внимание
ребенку и поговорить с ним.
Спросите, можете ли вы ему
помочь и как, с его точки
зрения, это сделать лучше.
Не игнорируйте ситуацию.
Не проходите мимо!
2. Обратитесь к
школьному
психологу или к
другим
специалистам
помощью.
за
Что может сделать
взрослый…
1. Сохранять
контакт с ребенком.
Для этого следует
помнить,
что
авторитарный стиль
взаимодействия для
ребенка
неэффективен
даже опасен.
и
Способствовать
2.
созданию дружеской
поддерживающей
атмосферы дома,
ориентировать ребенка
на совместную
сотрудничество.
деятельность
и
5. домашнюю обстановку
используйте как место и
время
о
перспективах в жизни и
будущем.
поговорить
6. Дать понять ученику,
что опыт ошибок и
такой же
неудач
важный опыт, как и
достижение
успеха.
ошибки
Используйте
ученика как зону его
роста.
7. Понять, что
стоит за внешней
грубостью
ребенка.
8. Вовремя обратиться к специалисту!
Информация к размышлению!
На вопрос «Задумывались ли
вы о самоубийстве?»
подростки 13 18 лет
отвечали:
40% Всегда
25% Никогда
20% Нет
15% Да
Добро лечит сердце, зло ранит тело
и душу, оставляя рубцы и шрамы на
всю оставшуюся жизнь.