РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «СКОРО В ШКОЛУ», говорится о формировании знаний взрослых о психологическом развитии будущего первоклассника.Как важно, чтобы наш ребёнок пошёл в школу подготовленным, развитым в соответствии с возрастными требованиями. Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе. Информировать родителей о проблемах первоклассников (в период адаптации к школе) их причинах.РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «СКОРО В ШКОЛУ», говорится о формировании знаний взрослых о психологическом развитии будущего первоклассника.Как важно, чтобы наш ребёнок пошёл в школу подготовленным, развитым в соответствии с возрастными требованиями. Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе. Информировать родителей о проблемах первоклассников (в период адаптации к школе) их причинах.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «СКОРО В ШКОЛУ»
(подготовительная группа)
«Лучший способ сделать детей хорошими –
сделать их счастливыми»
Оскар Уайлл
Цель:
Формирование
знаний взрослых о
психологическом развитии будущего первоклассника.
Оформление зала: Выставка детских работ на тему:
«Что такое школа?», « Моя первая учительница». 5 столов
стоят полукругом, за которыми сидят родители (по 6
человек), на столах букетики цветов, карандаши, листы с
заданиями и чистые, памятка, буклет.
Повестка дня:
1. Выступление педагога – психолога Высотковой Л.А. «Готовность
ребёнка к школе»
2. Презентация (мультимедийная доска) зам. зав. по УВР Скавронская
Н.В.
3. Выступление учителя – логопеда Рубцовой О.Ф. «Речь первоклассника»
4. Выступление зав. ДОУ Юдиной Н.А. «Мы были вместе пять лет»
Начинается собрание с презентации «Пять лет мы были вместе»
(подборка фотографий детей в различных видах деятельности), звучат
детские песенки.
Воспитатель: Вот и пролетели пять лет. Пришли вы в детский сад
совсем маленькими, волновались все за малышей, но постепенно они
привыкали, учились самостоятельно кушать, спать, играть в разные
игры. Взрослели. И вот наступает время новых ожиданий. Впереди
школьные годы. Сегодня мы поговорим с вами о школе, о тех
трудностях, которые ждут наших детей, а самое главное, мы
постараемся найти решения первых трудностей. Слово предоставляется
педагогу – психологу Высотковой Л.А.Педагог – психолог: Вот и пролетело время, совсем скоро наши,
ещё вчерашние малыши, пойдут в школу. Что ждёт там наших малышей?
Кого – то сразу успех и признание, кто – то получит его позже, но для
всех без исключения, первые месяцы будут очень трудными. Взрослые
всё чаще и чаще спрашивают себя «готов ли мой ребёнок к школе?»
Давайте мы сегодня попробуем ответить на этот вопрос вместе, и
помогать нам будут наши будущие первоклассники. В понятии
«Готовность к школе» три параметра. Ответьте мне, пожалуйста, на
вопрос, уважаемые родители «Что такое школа?» (ответы). А теперь,
давайте услышим ответы детей на тот же вопрос « Что такое школа?».
Внимание на экран. Ответы детей. И так, первый параметр – это
социальный (рассказ психолога об особенностях этого параметра).
Каждый из нас ходил в школу и в памяти остались разные
воспоминания. Ответьте на вопрос «Какую учительницу вы хотели бы
для своего ребёнка?» (ответы родителей). А теперь внимание на экран
и мы услышим мнение наших детей « Какая моя первая учительница?»
(ответы детей).
Второй параметр – это эмоциональный Новые
знакомства, новая обстановка, новые лица всё новое. И вновь, знакомое
слово – адаптация (рассказ психолога о втором параметре с учётом
влияния на ребёнка адаптации). И третий параметр – интеллектуальный.
Я приглашаю всех родителей на два урока. Первый урок – урок
письма. (Родителям предлагается взять на столах карандаши и листок с
заданиями).
Родителям предлагается взять карандаш в левую руку (правую
руку) и выполнить задание за 1 минуту. По сигналу взяли карандаши и
начали выполнять задание, по сигналу прекратили выполнять. Даётся
три письменных задания. (После выполнения спросить родителей о их
чувствах при выполнении, поговорить о возможных чувствах их детей).
Второй урок – урок логики. Проведут его дети, внимание на экран. Дети
загадывают описательные загадки:
1. Он сделан из бумаги, в нём пишут и дети и взрослые. Когда мама листает
его она, то радуется, то сердится, почему – то он теряет листы.
(Дневник)
2. Её в школу ученики не берут. Она всегда в ней. Она слушается только
дежурного, учителя. Лучший друг её – мел. (Школьная доска)
3. Её носят в портфеле. Она длинная, узкая. Её можно сделать из дерева,
металла, пластика. Она, очень нужна на уроке математики и труда.Форма также её разная – прямоугольная, квадратная, треугольная.
(Линейка)
4. Она прямоугольной формы, сделана из бумаги, на ней бывают разные
картинки и пишут шпаргалки на обложках. А ещё учителя ставят в неё
оценки. Она бывает в линию и в клеточку. (Тетрадь)
5. Оно круглое и овальное. Бывает зелёным, красным, жёлтым, кислым,
сладким. Оно богато витаминами. На уроке его доставать из портфеля
нельзя. Учительница будет очень сердиться. (Яблоко)
6. Он нужен каждому кто ходит в школу. Он бывает разных цветов, у него
много карманчиков, замочков. В него можно много чего положить.
(Рюкзак)
Каждую загадку родители отгадывают. Закончились два урока.
Как важно, чтобы наш ребёнок пошёл в школу подготовленным,
развитым в соответствии с возрастными требованиями. (рассказ
психолога о третьем параметре интеллектуальном),
даются
рекомендации, как родители могут дома, во время прогулки, на пляже
помочь своим детям закрепить , выучить материал, развивать мелкую
моторику , то есть в игровой форме готовить ребёнка в школе. И в
завершении нашей встречи предлагается родителям взять в руки
обычную скрепку, распрямить её, (по сигналу) придать скрепке
прежний вид.
Вывод: У каждого из нас свой путь. И невозможно силой чтото
менять. Можно сломать, загубить, но это не значит сделать ребёнка
счастливым. Надо научиться слышать своего малыша, надо всегда
выслушать его. Ведь мы взрослые, не всегда бываем правы и
объективны. Ведь ребёнку трудно противостоять взрослым. Любите
своих детей, и они будут самыми счастливыми на земле.
Воспитатель: Слово предоставляется учителю – логопеду Рубцовой
О.Ф. В своём выступлении она рассказала о значении развития
фонематического слуха, мелкой моторики, о роли словарного запаса. В
своём выступлении она использовала иллюстрационный материал.
Воспитатель: Слово предоставляется зав. ДОУ Юдиной Н.А. В
своем выступлении она подвела итоги совместной работы с родителями.
Предоставила информацию по оформлению медицинских карт,
пребыванию детей в ДОУ.
В завершении собрания родителям были предложены памятки
«Шпаргалки для родителей первоклассников».Конспект родительского собрания в подготовительной группе
«Скоро в школу»
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в
процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.
Информировать родителей о проблемах первоклассников (в период
адаптации к школе) их причинах.
Предложить практические советы и рекомендации по подготовке
ребенка к школе.
Контингент участников: родители будущих первоклассников, воспитатели,
будущий учитель.
Место проведения: музыкальный зал.
Форма проведения: родительская школа.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, презентация «Скоро
в школу»
Доклад педагога психолога.
Здравствуйте, уважаемые родители сегодня мы с вами поговорим о
подготовке наших детей к школе. (слайды 12)Вот и заканчивается последний год пребывания наших детей в детском саду.
Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед
детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они
станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете»
за парты.
(слайд 3)
Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть
готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей
тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому
качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности –
учебной.
Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный
уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно.
Самое главное при переходе на качественно новую ступень
психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего
сформированность желания учится (мотивационная готовность). Но и это ещё
не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться
работать», без осознания этого « надо» ребёнок не сможет хорошо учиться,
даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее.
Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть,
наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей к школе, т.е.
рассмотрим, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался
готовым к школе.
(слайд 4)
Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к
школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и
решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок
был успешен в школе.
Критерии готовности:
1. физическая
2. интеллектуальная
3. социальная4. мотивационная.
1.
2.
Физическая готовность это такой уровень развития всех систем
организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят
ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления.
У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и
закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе
школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу
здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка (Хорошо ли ребенок
видит, слышит, развита ли у него координация моторных навыков,
может ли он играть в мяч, прыгать, бегать, может ли спокойно посидеть
в течение некоторого времени, выглядит ли ребенок здоровым, бодрым).
Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка,
наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать,
обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию,
иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной
системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут
выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже
умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к
школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу,
умению рассуждать и мыслить логически.
3. Социальная готовность – это настрой ребенка на работу и сотрудничество
с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль
учителейнаставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может
быть внимателен на протяжении 3040 минут, может работать в коллективе.
Привыкнув к определенным требованиями, манере общения педагогов, дети
начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
4. Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в
школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе:
игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там
много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе.
Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать чтото
новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок
будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе.
Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести
новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники,
школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиватьсяот того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок
этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу.
Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного
момента, когда бы так резко и координально менялась его жизнь, как при
поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной
жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если
малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной
жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким
изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
(слайд 5)
к новому педагогу;
к новому коллективу;
к новым требованиям;
к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к
школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных
умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться.
Но для некоторых детей школьные требования оказываются слишком трудны,
а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть
травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время
первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать?
Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.
Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей
нередко скрываются в дошкольном детстве. Причины:
Родители ребенка до 6 7 летнего возраста:
(слайд 6)
не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще
научиться, для этого школа есть!»),
не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими
взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…»),
на наличие или отсутствие желания учиться («втянется, повзрослеет,
глядишь, и всё пройдет»),
не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками,
подчиняться требованиям с первого раза.
В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты
школьной готовности.
Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны
взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам
могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского
поведения. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект
некоторых фраз для ребёнка – будущего первоклассника, какие чувства и
переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:
(слайд 7)
«Вот пойдёшь в школу, там тебе…» «Ты, наверное, будешь
двоечником!» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы,
утрату желания идти в школу.)
«Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!»
(крах родительских надежд может стать источником детских
страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит
уверенности в себе.)
«Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям
кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка,
часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к
неврозу.)
«Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и
спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не
толкайте его на путь заведомого обмана.)
«Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под
постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные
чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности).Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную
работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть
даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы
ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам
процесс обучения становился для него потребностью.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В
ШКОЛУ:
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого
времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки,
детёнышей.
10.Транспорт наземный, водный, воздушный.
11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц;
овощи, фрукты и ягоды.
12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры:
круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая
левая сторона, верх низ и т.д.)15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или
прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16.Запомнить и назвать 610 картинок, слов.
17.Различать гласные и согласные звуки.
18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,
прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)
20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и
горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей,
различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно
закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
21.Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах
20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5.
Читать простейшие математические записи.
22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
23.Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Сейчас мы бы хотели остановиться на рекомендациях для родителей будущих
первоклассников, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы
не отбить у ребенка желание учиться. (слайд 8)
Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу
улыбку.
Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам.
Пожелайте ребенку удачи, подбодрите у него впереди трудный день.
После школы , не обрушивайте на ребенка тысячу вопросов, дайте
расслабиться.
Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенкувзбучку. Всегда нелишне выслушать "обе стороны" и не торопиться с
выводами.
После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо дватри часа
отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для
восстановления сил.
Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 1520 минут
занятий необходимы 1015 минутные "переменки", лучше, если они
будут подвижными.
Во время приготовления уроков дайте возможность ребенку работать
самому.
Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с
ребенком, Если что то не получается, посоветуйтесь с учителем.
Будьте внимательны к жалобам ребенка.
(слайд 9)
Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему
не растеряться в обществе.
Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
Приучайте ребёнка к самостоятельности.
Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его
любознательность.
Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
Также предлагаем вам обратить внимание на слайд (слайд 10) и посмотреть
адреса сайтов с полезной информацией, которыми вы можете
воспользоваться.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ (слайд 11)
Список литературы:
Критерии готовности к школе. http://bcetyt.ru
Иванова Е. Готовим ребенка к школе: практические советы родителям
http://www.lychik.ru
Шульгина А. 10 заповедей для родителей первоклассников. // Здоровье
женщины. – 2007. № 10. С.5457.
Бабаева Т. И. «У школьного порога"».
Гуткина Н. И. «Психологическая готовность к школе».
Ковалёва Е., Синицына Е. «Готовим ребёнка к школе».
Мир дошкольника: «Вопросы и ответы» составитель Г. К. Кислица и др.
Монина Г. Б., Панасюк Е. В. «Предшкольный бум или что нужно знать
родителям будущего первоклассника» .
Нартова С. К., Мухортова Е. А. «Скоро в школу! Увлекательная
подготовка детей к первому классу».