РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «СКОРО В ШКОЛУ»

  • Лекции
  • doc
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «СКОРО В ШКОЛУ», говорится о формировании знаний взрослых о психологическом развитии будущего первоклассника.Как важно, чтобы наш ребёнок пошёл в школу подготовленным, развитым в соответствии с возрастными требованиями. Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе. Информировать родителей о проблемах первоклассников (в период адаптации к школе) их причинах.РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «СКОРО В ШКОЛУ», говорится о формировании знаний взрослых о психологическом развитии будущего первоклассника.Как важно, чтобы наш ребёнок пошёл в школу подготовленным, развитым в соответствии с возрастными требованиями. Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе. Информировать родителей о проблемах первоклассников (в период адаптации к школе) их причинах.
Иконка файла материала Конспект родительского собрания в подготовительной группе.doc
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ  «СКОРО В ШКОЛУ» (подготовительная группа) «Лучший способ сделать детей хорошими –  сделать их счастливыми»       Оскар Уайлл   Цель:   Формирование   знаний   взрослых   о психологическом развитии будущего первоклассника. Оформление зала: Выставка детских работ на тему: «Что такое школа?», « Моя первая учительница». 5 столов стоят   полукругом,   за   которыми   сидят   родители   (по   6 человек), на столах букетики цветов, карандаши, листы с заданиями и чистые, памятка, буклет. Повестка дня: 1.             Выступление   педагога   –   психолога   Высотковой   Л.А.   «Готовность ребёнка к школе» 2.             Презентация (мультимедийная  доска)   зам. зав. по  УВР Скавронская Н.В. 3.            Выступление учителя – логопеда Рубцовой О.Ф. «Речь первоклассника» 4.            Выступление зав. ДОУ Юдиной Н.А. «Мы были вместе пять лет»   Начинается собрание с презентации «Пять лет мы были вместе» (подборка фотографий детей в различных видах деятельности), звучат детские песенки. Воспитатель: Вот и пролетели пять лет. Пришли вы в детский сад совсем маленькими, волновались все за малышей, но постепенно они привыкали,   учились   самостоятельно   кушать,   спать,   играть   в   разные игры.   Взрослели.   И   вот   наступает   время   новых   ожиданий.   Впереди школьные   годы.   Сегодня   мы   поговорим   с   вами   о   школе,   о   тех трудностях,   которые   ждут   наших   детей,   а   самое   главное,   мы постараемся найти решения первых трудностей. Слово предоставляется педагогу – психологу Высотковой Л.А.Педагог – психолог: Вот и пролетело время, совсем скоро наши, ещё вчерашние малыши, пойдут в школу. Что ждёт там наших малышей? Кого – то сразу успех и признание, кто – то получит его позже, но для всех без исключения, первые месяцы будут очень трудными. Взрослые всё чаще и чаще спрашивают себя «готов ли мой ребёнок к школе?» Давайте   мы   сегодня   попробуем   ответить   на   этот   вопрос   вместе,   и помогать   нам   будут   наши   будущие   первоклассники.   В   понятии «Готовность   к   школе»   три   параметра.   Ответьте   мне,  пожалуйста,   на вопрос, уважаемые родители «Что такое школа?»  (ответы). А теперь, давайте услышим ответы детей на тот же вопрос « Что такое школа?». Внимание   на   экран.   Ответы   детей.     И   так,   первый   параметр   –   это социальный (рассказ психолога об особенностях этого параметра). Каждый   из   нас   ходил   в   школу   и   в   памяти   остались   разные воспоминания. Ответьте на вопрос «Какую учительницу вы хотели бы для своего ребёнка?»  (ответы родителей). А теперь внимание на экран и мы услышим мнение наших детей « Какая моя первая учительница?» (ответы   детей).     Второй   параметр   –   это   эмоциональный   Новые знакомства, новая обстановка, новые лица всё новое. И вновь, знакомое слово  –  адаптация  (рассказ   психолога   о   втором   параметре   с   учётом влияния на ребёнка адаптации). И третий параметр – интеллектуальный.  Я приглашаю всех родителей на два урока. Первый урок – урок письма. (Родителям предлагается взять на столах карандаши и листок с заданиями).  Родителям  предлагается  взять  карандаш  в  левую руку (правую руку) и выполнить задание за 1 минуту. По сигналу взяли карандаши и начали выполнять задание, по сигналу прекратили выполнять. Даётся три письменных задания. (После выполнения спросить родителей о их чувствах при выполнении, поговорить о возможных  чувствах их детей). Второй урок – урок логики. Проведут его дети, внимание на экран. Дети загадывают описательные загадки: 1.            Он сделан из бумаги, в нём пишут и дети и взрослые. Когда мама листает его   она,   то   радуется,   то   сердится,   почему   –   то   он   теряет   листы. (Дневник) 2.            Её в школу ученики не берут. Она всегда в ней. Она слушается только дежурного, учителя. Лучший друг её – мел. (Школьная доска) 3.            Её носят в портфеле. Она длинная, узкая. Её можно сделать из дерева, металла,   пластика.   Она,   очень   нужна   на   уроке   математики   и   труда.Форма     также   её   разная   –   прямоугольная,   квадратная,   треугольная. (Линейка) 4.             Она прямоугольной формы, сделана из бумаги, на ней бывают разные картинки и пишут шпаргалки на обложках. А ещё учителя ставят в неё оценки. Она бывает в линию и в клеточку. (Тетрадь) 5.             Оно круглое и овальное. Бывает зелёным, красным, жёлтым, кислым, сладким. Оно богато витаминами. На уроке его доставать из портфеля нельзя. Учительница будет очень сердиться. (Яблоко) 6.            Он нужен каждому кто ходит в школу. Он бывает разных цветов, у него много   карманчиков,   замочков.   В   него   можно   много   чего   положить. (Рюкзак) Каждую загадку родители отгадывают. Закончились два урока.  Как важно, чтобы наш ребёнок пошёл в школу подготовленным, развитым   в   соответствии   с   возрастными   требованиями.   (рассказ психолога   о   третьем   параметре   интеллектуальном),   даются рекомендации, как родители могут дома, во время прогулки, на пляже помочь своим детям закрепить , выучить материал, развивать мелкую моторику , то есть в игровой форме готовить ребёнка в школе. И в завершении   нашей   встречи   предлагается   родителям   взять   в   руки обычную   скрепку,   распрямить   её,   (по   сигналу)   придать   скрепке прежний вид.  Вывод: У каждого из нас свой путь. И невозможно силой что­то менять.  Можно   сломать,  загубить,  но   это   не   значит   сделать   ребёнка счастливым.   Надо   научиться   слышать   своего   малыша,   надо   всегда выслушать   его.   Ведь   мы   взрослые,   не   всегда   бываем   правы   и объективны.   Ведь   ребёнку   трудно   противостоять   взрослым.   Любите своих детей, и они будут самыми счастливыми на земле. Воспитатель: Слово предоставляется учителю – логопеду Рубцовой О.Ф.   В   своём   выступлении   она   рассказала   о   значении   развития фонематического слуха, мелкой моторики, о роли словарного запаса. В своём выступлении она использовала  иллюстрационный материал. Воспитатель: Слово  предоставляется   зав. ДОУ Юдиной Н.А. В своем выступлении она подвела итоги совместной работы с родителями. Предоставила   информацию   по   оформлению   медицинских   карт, пребыванию детей в ДОУ. В   завершении   собрания   родителям   были   предложены   памятки «Шпаргалки для родителей первоклассников».Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Скоро в школу» Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Задачи:     Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе. Информировать родителей о проблемах первоклассников (в период  адаптации к школе) их причинах. Предложить практические советы и рекомендации по подготовке  ребенка к школе.  Контингент участников: родители будущих первоклассников, воспитатели,  будущий учитель. Место проведения: музыкальный зал. Форма проведения: родительская школа. Оборудование и материалы: мультимедийная установка, презентация «Скоро  в школу» Доклад педагога ­ психолога. Здравствуйте, уважаемые родители сегодня мы с вами поговорим о  подготовке наших детей к школе. (слайды 1­2)Вот и заканчивается последний год пребывания наших детей в детском саду.  Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед  детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они  станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.  (слайд 3) Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть  готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.  Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей  тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому  качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности –  учебной.                                                                                                                       Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный  уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно.                    Самое главное при переходе на качественно новую ступень ­  психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего  сформированность желания учится (мотивационная готовность). Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого « надо» ребёнок не сможет хорошо учиться,  даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее.  Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть,  наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.  Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей к школе, т.е.  рассмотрим, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался  готовым к школе.  (слайд 4) Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к  школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и  решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок  был успешен в школе. Критерии готовности: 1. физическая  2. интеллектуальная  3. социальная4. мотивационная.  1. 2. Физическая готовность ­ это такой уровень развития всех систем  организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят  ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления.  У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и  закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе  школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу  здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка (Хорошо ли ребенок  видит, слышит, развита ли у него координация моторных навыков,  может ли он играть в мяч, прыгать, бегать, может ли спокойно посидеть  в течение некоторого времени, выглядит ли ребенок здоровым, бодрым). Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка,  наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать,  обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию,  иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной  системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут  выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже  умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к  школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу,  умению рассуждать и мыслить логически. 3. Социальная готовность – это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль  учителей­наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может  быть внимателен на протяжении 30­40 минут, может работать в коллективе.  Привыкнув к определенным требованиями, манере общения педагогов, дети  начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.  4. Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в  школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе:  игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там  много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе.  Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что­то  новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок  будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе.  Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести  новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники,  школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиватьсяот того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок  этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу.  Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного  момента, когда бы так резко и координально менялась его жизнь, как при  поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной  жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если  малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной  жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким  изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть: (слайд 5) к новому педагогу; к новому коллективу; к новым требованиям;     к повседневным обязанностям. И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к  школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться. Но для некоторых детей школьные требования оказываются слишком трудны,  а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть  травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время  первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать?  Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание. Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей  нередко скрываются в дошкольном детстве. Причины:  Родители ребенка до 6 ­7 ­ летнего возраста: (слайд 6)   не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще  научиться, для этого школа есть!»), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими  взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…»),  на наличие или отсутствие желания учиться («втянется, повзрослеет,  глядишь, и всё пройдет»),  не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками,  подчиняться требованиям с первого раза.  В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты  школьной готовности. Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны  взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам  могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского  поведения. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект  некоторых фраз для ребёнка – будущего первоклассника, какие чувства и  переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания: (слайд 7)      «Вот пойдёшь в школу, там тебе…» «Ты, наверное, будешь  двоечником!» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы,  утрату желания идти в школу.) «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!»  (крах родительских надежд может стать источником детских  страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит  уверенности в себе.) «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям  кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка,  часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к  неврозу.) «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и  спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не  толкайте его на путь заведомого обмана.) «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные  чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности).Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную  работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть  даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам  процесс обучения становился для него потребностью. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В  ШКОЛУ: 1. Своё имя, отчество и фамилию. 2. Свой возраст (желательно дату рождения). 3. Свой домашний адрес. 4. Свой город, его главные достопримечательности. 5. Страну, в которой живёт. 6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию. 7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого  времени года, загадки и стихи о временах года). 8. Домашних животных и их детёнышей. 9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки,  детёнышей. 10.Транспорт наземный, водный, воздушный. 11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц;  овощи, фрукты и ягоды. 12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки. 13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры:  круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. 14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая ­  левая сторона, верх­ низ и т.д.)15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или  прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке. 16.Запомнить и назвать 6­10 картинок, слов. 17.Различать гласные и согласные звуки. 18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков. 19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,  прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.) 20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и  горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей,  различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно  закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов. 21.Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5.  Читать простейшие математические записи. 22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут). 23.Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя. Сейчас мы бы хотели остановиться на рекомендациях для родителей будущих первоклассников, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы  не отбить у ребенка желание учиться. (слайд 8)      Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу  улыбку. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите ­ у него впереди трудный день.  После школы , не обрушивайте на ребенка тысячу вопросов, дайте  расслабиться. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенкувзбучку. Всегда нелишне выслушать "обе стороны" и не торопиться с  выводами.  После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два­три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для  восстановления сил. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15­20 минут  занятий необходимы 10­15 минутные "переменки", лучше, если они  будут подвижными.  Во время приготовления уроков дайте возможность ребенку работать  самому. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с  ребенком, Если что ­ то не получается, посоветуйтесь с учителем. Будьте внимательны к жалобам ребенка.      (слайд 9)        Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе. Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе. Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи. Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе. Приучайте ребёнка к самостоятельности. Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его  любознательность. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком. Также предлагаем вам обратить внимание на слайд (слайд 10) и посмотреть  адреса сайтов с полезной информацией, которыми вы можете  воспользоваться. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ (слайд 11) Список литературы:          Критерии готовности к школе. http://bcetyt.ru Иванова Е. Готовим ребенка к школе: практические советы родителям  http://www.lychik.ru Шульгина А. 10 заповедей для родителей первоклассников. // Здоровье  женщины. – 2007.­ № 10. ­ С.54­57. Бабаева Т. И. «У школьного порога"». Гуткина Н. И. «Психологическая готовность к школе». Ковалёва Е., Синицына Е. «Готовим ребёнка к школе». Мир дошкольника: «Вопросы и ответы» составитель Г. К. Кислица и др. Монина Г. Б., Панасюк Е. В. «Предшкольный бум или что нужно знать  родителям будущего первоклассника» . Нартова С. К., Мухортова Е. А. «Скоро в школу! Увлекательная  подготовка детей к первому классу».