родительское собрание .тема "Суицид среди подростков"

  • Работа с родителями
  • docx
  • 17.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Беседа с родителями о суициде среди подростков. В социальной сети «В Контакте» детей вовлекают в «суицидальный квест» - виртуальную игру, финалом которой становится самоубийство. Люди, скрытые под фальшивыми именами, выдают нашим детям задание за заданием, внушая им уверенность в том, что по-настоящему счастливое существование откроется только в «тихом доме» – месте, куда эти наставники «пропишут» их после суицида.Как уберечь своего ребенка от этого влияния? Как вовремя заметить суицидальное поведение?На что должны обратить внимание родители в первую очередь в интернет -контактах подростков?Беседа с родителями "Суицид среди подростков"
Иконка файла материала Трунова Л.И.родительское собрание.docx
1 ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ  ИМ.Н.А. ДЕМИДОВА» Методическая разработка  родительского собрания   Тема: Суицид среди подростков Трунова Людмила Ивановна Классный руководитель 2017год2 Суицид среди подростков ( беседа с родителями) ВОВЛЕЧЕН ЛИ ВАШ РЕБЕНОК В «ГРУППЫ СМЕРТИ»? Уважаемые родители!      Интернет убивает. И это не просто слова. Ваш ребенок не пришел домой вовремя, а его телефон недоступен. Вы не находите себе места и вот – ребенок дома, в своей комнате – уединился с планшетом или ноутбуком. Можно, наконец, успокоиться. Однако в этот самый момент, когда вам кажется, что все хорошо, против вашего ребенка, возможно, совершается самое настоящее преступление. Уже   не   первый   год   в   социальной   сети   «ВКонтакте»   детей   вовлекают   в «суицидальный   квест»   ­   виртуальную   игру,   финалом   которой   становится самоубийство. Тысячи страниц в интернете наполнены фотографиями, видео­ и аудио­контентом, убеждающим, что жизнь – бессмысленна, любовь – безответна, предательство – обратная сторона дружбы, и только смерть имеет значение. Сотни  людей,  скрытых   под  фальшивыми   именами,  выдают   нашим  детям задание за заданием, внушая им уверенность в том, что по­настоящему счастливое существование откроется только в «тихом доме» – месте, куда эти наставники «пропишут» их после суицида. ПОИСК СТРАНИЦ ВАШЕГО РЕБЕНКА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ С ЧЕГО НАЧАТЬ? Для   начала,   необходимо   обнаружить   все   возможные   страницы,   которые завел ваш ребенок в социальных сетях (это может быть одна страница, а может быть   и   больше).   Если   вам   неизвестно,   в   каких   именно   социальных   сетях присутствует   ваш   ребенок,   попробуйте   ввести   его   имя,   фамилию   и   город,   в котором вы проживаете, в поисковой строке Яндекса  https://www.yandex.ru/  или Google https://www.google.ru/. Такой поиск может не обнаружить искомых страниц, если: ­ пользователь не указывает своё настоящее имя и фамилию;3 ­ в настройках приватности на своей странице пользователь указал, что в интернете его страница видна всем, кроме поисковых сайтов или видна только пользователям его социальной сети, например, «ВКонтакте». Основной площадкой для вовлечения в «игру», доводящую до самоубийства, является   социальная   сеть   «ВКонтакте»,   поэтому   на   активность   ребенка именно здесь следует обратить особое внимание. 14 ­ пользователь не указывает своё настоящее имя и фамилию; ­в настройках приватности на своей странице пользователь указал, что в интернете его страница видна всем, кроме поисковых сайтов или видна только пользователям его социальной сети, например, «ВКонтакте». Однако ВАЖНО ЗНАТЬ о специальном приложении «Мои гости и поклонники», установив которое пользователь сможет видеть всех, кто заходит к нему, за исключением   тех   лиц,   которые   сами   пользуются   этим   приложением, установив режим «Невидимка».  Иногда дети регистрируют две и более страницы: одну (внешне благополучную) – для родителей, другие – для личного пользования и общения с друзьями. С этим фактом столкнулись многие родители, чьи дети стали жертвами «групп смерти». Найти   их   можно,   например,   среди   друзей   и   подписчиков   на   «официальной» странице ребенка, сопоставляя фото, помещения и т.п.  НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА СТРАНИЦЕ РЕБЕНКА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» 1.РАЗДЕЛ СТЕНА   Стена может быть  открытой  (в настройках пользователь указал, что основную информацию с его страницы видят все пользователи) и тогда вы сможете увидеть то, что ребенок пишет на своей странице от своего имени или какими записями со страниц   других   пользователей   или   сообществ   в   социальной   сети   он   посчитал важным поделиться на своей странице (то есть сделал репост). Помимо записей на «стене», обратите внимание:  на   «статус»  (слова,  которые   находятся   сразу   под   ником  (именем) пользователя). Вы не увидите реальный «статус» ребенка, если в этот момент он слушает музыку, транслируя ее на свою страницу. Обратите внимание на «статус» позже, когда название композиции исчезнет. Тревожный знак, если в статусе присутствуют:  номера (ребенку может быть присвоен номер в списке тех, кто совершит  суицид);  даты (особенно, если на протяжении нескольких дней вы видите «обратный  отсчет»)  определенные слова, которые сопровождаются значком решетка # (так называемые «хештеги», например, #f57 #f58 #d28 #морекитов5  #четыредвадцать #тихийдом);  символы, изображающие могильные кресты;  символы китов или слова «грустный кит», «киты плывут вверх» и т.д. Почему в «группах смерти» используются образы китов? В «группах   смерти»   образ   кита,   выбрасывающегося   на   берег,   умело раскручивается   как   визуальная   метафора   суицида.   «Море   китов»   –   ник одного   из  создателей  суицидальной   игры,   по   словам   некоторых пользователей, связанный с английским словом «more», то есть «больше», «много» ­ «больше китов», «много китов Сами участники соответствующих сообществ называют себя «китами», используют слово «кит» в своих никах, в том числе, в качестве «фамилии» (Алиса Кит, Никита Кит), пишут статусы с использованием слова «кит» («грустный кит», «киты плывут вверх» и др.), выбирают символы китов из «смайликов», ставят изображения китов на аватар и т.п. на дату рождения  (пользователь может либо прибавить себе лет,  чтобы спокойно заходить на страницы, отмеченные знаком 18+, либо не указывать год своего рождения или по каким­либо причинам указать, что он младше своего возраста); на   указанное   ребенком  «место   работы»  (заполняется   во   вкладке «карьера». Как правило, подростки указывают в качестве «места работы» какой­либо   паблик,   то   есть   сообщество,   где   они   могу   быть,   например, администраторами  (привлекаться для размещения определенного контента /картинок, аудио­ и видеозаписей, текстов и т.п./) либо просто ассоциируют себя с данным пабликом или страницей). Перейдите по ссылке, указанной как   «место   работы»   и   внимательно   изучите   содержание   открывшейся страницы; на «контактную информацию» (здесь может быть указан домашний либо какой­либо иной адрес, мобильный телефон, дополнительный телефон, веб­ страница в качестве «личного сайта», скайп, а также ссылка на страницы ребенка   в   других   сервисах:   инстаграме   /   instagram.com   /,   фейсбуке /facebook.com/ или   твиттере   /   twitter.com   /.   Если   номер   телефона   высвечивается   как   ссылка, кликните на нее, возможно, так вы обнаружите еще одну страницу ребенка. (cid:252) (cid:252) (cid:252)6 В КАКОМ СЛУЧАЕ ВЫ НЕ СМОЖЕТЕ ПОЛУЧИТЬ ПОЛНОЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБО ВСЕЙ ИНФОРМАЦИИ СО СТЕНЫ СТРАНИЦЫ? Это произойдет, если в настройках приватности ребенок ограничил круг тех, кто может наблюдать за его активностью в социальной сети Всё   вышеизложенное   вам   необходимо   знать   для   того,   чтобы   не успокаиваться,   если   вы   не   заметили   на   странице   ребенка   ничего,   что   может показаться вам лично подозрительным – вы просто можете не видеть того, что видят   остальные   пользователи,   даже   если   вы   есть   у   своего   ребенка   в   списке виртуальных друзей. Вместе с тем, как правило, записи на стене со страниц детей, совершивших суициды, буквально кричат о том, что в виртуальной жизни ребенок в огромном количестве поглощал «суицидальный контент» и даже не предпринимал попыток скрыть это. ЗАПИСИ НА «СТЕНЕ», ЗАСЛУЖИВАЮЩИЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ: На своей странице ребенок может разместить своего рода  «объявление», демонстрирующее его готовность или интерес к игре в виртуальных «суицидальных квестах». Эти «объявления» выглядят следующим образом: Хочу в игру Разбуди меня в 4.20 Дай мне номер. Дай инструкцию. Я готов в путь вечный. Найдите. Где я? Звезды. Путь млечный #мертвыедуши #тихийдом  #море_китов #F56 #f58 #няпока #хочувигру #хочу_в_игру Знаю,ты придешь в мой #тихийдом под номером #f57 где есть вид на #морекитов где в #четыредвадцать над этим морем горит #150звезд я знаю,ты найдешь меня. Время на часах 4:20. Мне стало трудно жить. Забери меня в тихий дом. Мой дом "дом китов". Отправь меня с млечного пути, Отправь на путь бездушия f57. Я хочу гореть яркою звездой f58. Я потерян. Прошу, найди меня. Освободи меня от боли. Я забытая звезда. Помоги мне найти мой путь.7 Я хочу домой, к звёздам. Мне не  нужен рассвет. Дай мне номер. Дай инструкцию. Ты играешь со мной? Жду ответ. #тихийдом #морекитов #домкитов #млечныйпуть #150звёзд #F57 4:20. Упокой мою душу, я не дитя я  кит. Мой дом тих как тихий дом. Я  хочу в море, в море китов. Я жду  инструкций свыше, я в надежде о том,  что буду в дальнейшем мертва. Я  готов на всё для игры. Я влюблен в  панораму, которая рисуется с крыши. Нарушь мой покой. Не давай мне уснуть, зомбируй меня игрой. Сейчас я живу лишь в надежде сыграть. Я охотно и с жаждой приму, дозу яда с вашей руки. Я хочу играть, я хочу быть китом...не дай мне жить, забери меня #f57 #f58 #d28 #e027 #тихийдом  #морекитов #млечныйпуть   Хештег, изображаемый значком   «решетка»   #   ,   позволяет другим   пользователям   находить   все записи,   обозначенные   этим   значком через поисковую систему социальной сети.   Поэтому   если   ребенок   оставил запись с хештегом на своей странице или где­либо в комментариях, велика вероятность,   что   его   обнаружат   те, кто   ищет   желающих   вступить   в квест». «суицидальный   Ниже приводится   список   существующих   в настоящий хештегов, выставляя   которые   пользователи   и злоумышленники ищут друг друга:   момент     #d28 #f57 #ФилиппЛис #МореКитов #мертвыедуши #150звезд #ТихийДом #домкитов #хочувигру #f58 #млечныйпуть #ff33 #китобой #няпока #рина #infinityeye #храмсмерти #DK1281 #deletedsky1281 #истина #terminal1281 #exit #я_иду_в_тихийдом #f75 #f85 #китовморе #домтихий #ssrma #ssrm #NoG #f57KMO #RoyalManor #killmeorder #  разбудименяВажно! Ребенок может оставлять записи с «объявлениями» не на стене, а взаписях или в комментариях к ним на других страницах. В этом случае без  специального поиска эти объявления вы не обнаружите. Рекомендуем подписаться на уведомления о записях, которые появляются на   странице   вашего   ребенка:   для   этого   слева   под   аватаром   (фотографией   на странице ребенка) нажмите на значок «многоточие» рядом с плашкой «добавить в друзья» или «у вас в друзьях» и выберите «получать уведомления». Для ребенка ваша подписка на уведомления о новостях с его страницы останется незамеченной. Почему в «группах смерти» используется хештег #разбудименяв4_20 ? В пабликах с «суицидальными квестами» детей заставляют выходить в  закрытые чаты именно в это время. В «Новой газете» опубликован рассказ сотрудника Следственного комитета РФ по   Санкт­Петербургу   Антона   Брейдо   о   показаниях   выжившей   девочки   – участницы «суицидального квеста»: «И вот – она получила приглашение в закрытые группы, чаты, открытые в ночноевремя, когда в 4 часа 20 минутнужно проснуться – таковы правила. И это – каждую ночь. Усталость от хронического недосыпания накапливается, и   ребенок   становится   более   подвержен   психологическому   воздействию. Расшатываются  волевые качества, ребенок не может сказать «Нет!», он в полубессознательном состоянии находится. … темень,   все   спят,   она   встает   по   будильнику   и   сразу   –   за   гаджет. Начинается   просмотр   видеороликов   –   выйти   из   чата   нельзя,   иначе выгонят, исключат – смотреть обязаны. Мелькают фотографии с частотой раз в 2 секунды – суицидники прыгают с крыш, фото разбившихся детей, кровь… Это сопровождается очень тревожной музыкой, психоделической –   неприятно,   тяжело.   Плюс   на   звуковой   дорожке   душераздирающие детские   крики,   плач,   визг   каких­то   животных…   Как   будто   все   живое истязают. И девочка рассказывает: мне от этих видеороликов становилось плохо, хотелось  что­то сделать с собой или с кем­то – уничтожить, убить. Просто физически  тяжело становилось. Она пишет в чате: «Мне что­то плохо стало, я выйду», – исразу же на нее администратор рявкал: «Только попробуй, мы тебя сразу  исключим». Позорил – ты, мол, слабая, тебе недостаточно плохо в жизни. Иприходилось терпеть, смотреть все это до того, как администратор даст команду: все – расходимся, ложимся спать, не забудьте все стереть». «Дочку   они   отправляли   спать   часов   в   десять   вечера.   Пару   раз   мама слышала,   что   она   по   лестнице   ночью   спускалась.  ˮЗастала   за   компьютером ночью. Спрашиваю – что такое? Она говорит – у меня разница во времени с друзьями, я с ними пообщаюсь и всё. И сразу легла спать. Это было два раза ночью.   Теперь   я   понимаю,   что   её   будили   ночьюˮ»,   –  свидетельствует  мама девочки,  на страницах которой после суицида обнаружены надписи  «разбуди меня в 4.20». 2.РАЗДЕЛ «ФОТОГРАФИИ» Под основной информацией вы можете видеть  горизонтальную ленту, где слева направо указывается количество друзей, подписчиков, фотографий, отметок или видеозаписей. Уделите внимание всем фотографиям в альбомах, особенно – в альбоме «Сохраненные   фотографии».  Ребенок,  который   много   времени   проводит   в пабликах,   пропагандирующих   суицид,   либо   является   администратором   этих сообществ,   обычно   сохраняет   в   этом   альбоме   много   фотографий   с суицидальным содержанием  (контентом). Даже если вам кажется, что в этом альбоме, на первый взгляд, нет ничего подобного, досмотрите все сохраненные фотографии до конца (их бывает много, от 5 до 10 тысяч (иногда и больше), и очень часто фото с порезами, виселицами, лезвиями и таблетками перемежается вполне нейтральными картинками). Что означает используемый в суицидальном квесте хештег #няпока? В «группах смерти» был раскручен образ совершившей самоубийство Рины Паленковой  (настоящее   имя   –  Рената   Камболина).  За  день   до   суицида девочка сфотографировалась на фоне поезда и выложила фото с надписью «ня.пока».Что означает используемый в «суицидальном квесте» хештег #тихийдом?  Подростков завлекают идеей существования в интернете так называемого  «Уровня А», места, где якобы есть «пик интернета» или «тихий дом». Согласно  утверждениям лиц, склоняющих к суицидам, это не сайт, а точка невозврата в реальный мир: попадая в «тихий дом», человек переживает «информационное перерождение» и «навеки сливается с сетью». Для   того,   чтобы   попасть   в   «тихий   дом»,   подросток,   назначенный «избранным», должен пройти все стадии «игры», выполняя задания, которые даются в личной переписке или в закрытых чатах соответствующих групп и, в конце   концов,   совершить   самоубийство.   Тогда   он   якобы   «освободится», «обретет настоящую свободу» и получит свое место в «тихом доме». Просмотрите тех, кто подписан на страницу вашего ребенка (по каким­то причинам ваш ребенок предпочел не добавлять этих пользователей в «друзья» и они остались в «подписчиках»). Нередко число друзей может быть в пределах 20, но число подписчиков превышает сотню, что (в совокупности с анализом их аваторов и содержания страниц) может свидетельствовать о том, что ребенок «раскручивается» как потенциальный «суицидник». Если вы заметили перечисляемые здесь тревожные признаки на страницах известных   вам   друзей   или   одноклассников   вашего   ребенка,   постарайтесь сообщить об этом его родителям.4.РАЗДЕЛ «ИНТЕРЕСНЫЕ СТРАНИЦЫ» Здесь же находятся страницы людей, на которых ребенок подписался сам, но они  не добавили его «в друзья». Имеет значение порядок расположения «интересных  страниц» в расположенной слева вкладке: страницы, которые ребенок посещает  чаще всего, попадают в верхнюю часть списка. Обратите внимание на страницы: со словами из списка с хештегами, приведенного выше (тихий дом, мертвые  души, f57, f58, море китов и т.д.) с изображением сатанистских символов и знаков (кресты, «звезды», а также  знак с использованием слов «ОНО» и «АД»); с   названиями,   включающими   слово  «Suicide»,   в   том   числе,   написанным   с ошибками («suecid», «suicid» и т.д.), а также с названиями с использованием иероглифов,   иврита,   арабской   вязи,   санскрита,   экзотических   шрифтов εκρές ψυχές ƎɌɌǾɌ, ののののののの のののの) и т.п.; (примеры: אביםאתך אנו , v ,    с цифрами вместо названия; со словами «смерть», «мертвый», «суицид», «подростки», «грусть», «выход», «ад», «кит», «кот», «лис», «4:20», «разбуди», «шрамы», «порезы», «вены», «кровь» и т.д.; ­посвященные книгам «50 дней до моего самоубийства», «Сказка о  самоубийстве» либо фильмам (например, «Зал самоубийц»); посвященные подросткам­самоубийцам. Группы могут быть  открытые (вступить в них может любой желающий), закрытые (для вступления в группу необходимо подать заявку) или частные (в такие   группы   «вход»   возможен   только   по   приглашению   администратора).  На закрытые и частные группы следует обратить особое  внимание – именно в таких   группах,   как   правило,   начинает   вестись   планомерная   обработка   по алгоритмам «суицидального квеста». Кроме   того,   тревогу   должны   вызывать   (в   совокупности   с   другими признаками)   группы,   в   которых   есть   ссылки   на   дополнительные   страницы   под (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252)названиями  «убежище», «бункер бана»  или  «бункер бункера».  Это означает, что создатели отдают себе отчет, что их деятельность противоречит законодательству и   сообщество   может   быть   заблокировано,   для   чего   сразу   же   создается   пустая страница, в которую «перетекут» подписчики из основной группы. Немаловажно,   что   суицидальный   контент   может   скрываться   под   внешне нейтральными, безобидными названиями типа «радость моя», поэтому перейдите к содержанию и просмотрите его. Чтобы   увидеть   новости,   которые   получает   ваш   ребенок   «его   глазами», нажмите   на   плашку   «Новости»   справа   от   надписи   «Друзья»   на   одноименной вкладке. Как в «суицидальном квесте» используется книга «50 дней до моего  самоубийства»? Книга «50 дней до моего самоубийства» (50 ДДМС) российского автора  Анастасии Холовой (литературный псевдоним ­ Стейс Крамер) – это исповедь  подростка, находящегося в кризисной ситуации. Героиня книги дает себе 50 дней, чтобы решить, хочет она жить или умереть. В «суицидальных квестах» делается упор на цифру: «Тебе плохо? Хочешь умереть? Возьми свои 50 дней, время пошло».Статистиката 2016            Российские дети заканчивают жизнь самоубийством в два, а подростки — в полтора раза чаще, чем их сверстники в других странах.        По официальным данным Росстата, в 2015 году по собственному желанию в стране ушли из жизни 824 ребенка (исследователи делят их на группы: дети — 5–9 и 10–14 лет, подростки — 15–19 лет.         Лидируют   по   числу   детских   самоубийств   республики   Алтай   и   Бурятия, Забайкальский   край   и   Архангельская   область.   Среди   подростков   больше   всего суицидов — в уже упомянутых республиках Алтай и Бурятия, в Забайкальском   Пермском   крае   и   Удмуртии.  крае,   кроме   того,   в   Якутии,            С   другой стороны, в большом количестве регионов случаев детского суицида вообще не отмечается. А что касается подростковых самоубийств, то наиболее благополучная   ситуация   —  в   Северо­Кавказском   и   Южном   федеральных округах, Москве.  также в а         Дети и подростки из сельской местности совершают самоубийства в два раза чаще горожан. девочек.    Мальчики   —   чаще пять раз в            Мужчины  в целом чаще  доводят  суициды  до  завершения  во  всех  возрастных группах. — С чем связана разница в частоте детских, юношеских и подростковых  суицидов относительно регионов проживания?  Как правило, частота самоубийств у детей и подростков (равно как и в населении в целом) выше там, где неблагополучна экономика, велика безработица, низкий  уровень жизни, высокий уровень пьянства, алкоголизма, наркомании и  преступности.  Кроме того, сказываются и этнокультурные особенности населения.  Среди регионов, вошедших в первую десятку по частоте детских и подростковых  суицидов, представлены семь национальных образований — республики Алтай,  Бурятия, Якутия, Удмуртия, Коми, Марий Эл, а также Ямало­Ненецкий  автономный округ.  Установлено, что уровень самоубийств среди коренного населения там в полтора­ два раза выше, чем среди русского (славянского).  Исследования показали, что наиболее высоким риском суицидального поведенияотличаются коренные народы Севера Сибири и Дальнего Востока, представители  финно­угорской (удмурты, коми, марийцы и др.) и монгольской (буряты, калмыки)  этнических групп, а также часть тюркских народов (алтайцы, якуты, башкиры). В  ходе исторического развития данных.этносов в их культуру вошло терпимое, а  иногда и одобряющее отношение к самоубийству. В определенной степени  этому способствовало наличие в их религиозных представлениях веры в  реинкарнацию, то есть в возможность «новой жизни после смерти», и,  соответственно, веры в то, что выйти из сложной ситуации можно путем  самоубийства.   — Что может подтолкнуть ребенка или подростка к самоубийству? Где искать причины?  —   Современная   наука   условно   выделяет   две   группы   факторов: предрасполагающие (пусковые).  провоцирующие    и     Предрасположенность определяется неблагоприятной генетикой (наличие в роду случаев суицида), наличием нарушений психического здоровья и патологическим воспитанием.  Что это такое? Когда в родительской семье отсутствует любовь, а на замену ей  приходят безразличие, жестокость и насилие, или, напротив, — когда ребенок  становится объектом обожания, кумиром семьи — в таких условиях  формируется слабая, неустойчивая, дисгармоничная личность, неспособная  противостоять стрессу и конструктивно решать проблемы, потенциально готовая к  совершению самоубийства.  Вместе с тем, предрасполагающие факторы сами по себе совсем не обязательно  приведут к суициду. Для того, чтобы ребенок решился на это, необходимо  воздействие дополнительных провоцирующих, запускающих процесс  суицидального поведения факторов. В первую очередь, это — стрессы  повседневной жизни: конфликты с родителями и сверстниками, неразделенная  любовь, страх не сдать ЕГЭ и многие другие.  Суицид у детей и подростков — это мольба о помощи, которую никто не  услышал!      Еще один провоцирующий фактор непосредственно связан со средствами  массовой информации. Зачастую наши СМИ представляют сведения о  самоубийствах совершенно недопустимыми методами. Журналисты стремятся  придать такой информации сенсационный характер, смаковать подробности ухода  из жизни подростков или их кумиров, описывать методы самоубийств и так далее.Все это может провоцировать суицидальное поведение у детей и подростков,  особенно учитывая присущее их возрасту стремление подражать своим  сверстникам и кумирам.      Третий, существенный фактор — это отсутствие хотя бы минимальных  психологических знаний у детей и подростков.  Впрочем, сами по себе эти факторы не могут привести к развитию суицидального поведения без предрасполагающих факторов, о которых говорилось выше.  — Главный вопрос: что же делать? Как сделать так, чтобы дети и подростки руки?  перестали накладывать себя     на     Надо понимать, что суицид — это проблема не только и не столько психиатров, сколько   всего   нашего   общества.   Для   реализации   такого   взаимодействия необходимо создание государственной программы предупреждения суицидов.     1.Вихристюк О.В.Что нужно Источники: знать родителям о подростковых суицидах? / под ред.Вихристюк О.В., – М.: МГППУ, 2013  2. Бердышев И.С.Школьный кризис и права ребенка: Рекомендации учителям и  родителям в отношении «проблемных» учеников.­С­Петербург,2011г.