Данный материал готов к использованию воспитателями детских садов. Здесь очень подробно знакомят родителей с характеристикой психологической и педагогической готовности ребенка старшего возраста к школе. Благодаря упражнениям устанавливается контакт между участниками, создается благоприятная атмосфера, сплоченность коллектива. Родителям дается совет как лучше и правильно готовить ребенка к школе.
Родительское собрание в подготовительной группе в начале учебного года.docx
Родительское собрание в подготовительной группе в начале учебного
года
Родительское собрание начало года. Тема: «Через год – в школу».
Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу
готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи:
1. Познакомить родителей с характеристиками психологической и
педагогической готовности;
2. Способствовать взаимному эмоциональному расположению между
участниками; объединить всех участников преемственной связи;
3. Способствовать оптимизации детскородительских отношений, развитию
психологической культуры родителей;
4. Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с
детьми.
Материалы и пособия: Мультимедийный проектор, мячик, спички, задания
для игры, памятки с рекомендациями родителям.
Ход собрания:
Воспитатель: Здравствуйте, мы рады вас видеть в нашем саду! Хотим вас
поздравить, уважаемые родители, с переходом в подготовительную к школе
группу.
Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши
отправятся в первый класс. А наша с вами задача помочь ребятам
подготовится к школе. Как это сделать мы и попробуем сегодня разобраться.
Упражнение визуализация "Первый раз в первый класс":
На экране слайд – шоу – фотографии родителей в первом классе под музыку.
Воспитатель: Попробуйте закрыть глаза и представить следующие события, о
которых я вам расскажу. С чего все начинается? С волнения родителей,
которое ребенку передается задолго до 1 сентября. С ожидания чегото,
возможно, ему самому ещё непонятного, но приятного, ведь у него уже есть
портфель, собраны учебные принадлежности, на вешалке ждет своего часа
красивое платье или отглаженная рубашка. И это теребит детское сердечко,
вселяя в него любопытство и тревогу. И вот настал долгожданный день, когда
он примерил на свои плечи портфель, пока ещё не заполненный книжками, в
руках у него букет, рядом уверенный родной человек, которому он доверяет.
Но что это – школьный двор, где множество незнакомых лиц, ктото ему
улыбается, но это чужие люди…
В глазах появляется растерянность, хорошо, что за руку держит родной
человек! Построение на линейку, кудато надо идти, мама говорит, что все
будет хорошо… Тетя, она теперь со мной. Это учительница. Вот огромные
стены школы, какая – то комната это мой класс, у меня теперь есть место за
партой, сосед, а как его зовут, а вон ту девочку… А теперь откройте глаза, вы снова здесь в этом зале, и мы с вами сейчас находимся приблизительно, но
далеко не в такой ситуации. Многие из нас незнакомы, возможно, испытывают
разные ощущения от того, что оказались здесь и сейчас.
И чтобы стать ближе друг другу, предлагаю нам всем познакомиться, ведь
имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на
любом языке.
Упражнение "Имена"
Цель: Установление контакта между участниками. Создание
доброжелательной атмосферы.
Содержание: Сейчас мы пустим эту игрушку по кругу нашего знакомства. У
кого она в руках, тот называет имя соседа, а затем своё имя. Я начну: "Меня
зовут Вера Константиновна. Тот, кто принимает игрушку, должен произнести:
"Вас зовут Вера Константиновна, а я…"
Воспитатель: Познакомились. А теперь предлагаем вам ещё немного
поиграть и сплотить наш коллектив.
Упражнение «Спичка»
Цель: Сплочение коллектива
Содержание:
Встаньте плечом к плечу (две команды). Сейчас мы раздадим вам спички,
которые можно держать только одним пальцем. Ваша задача: всем вместе
дойти до финиша, не уронив спичку. Если упала хоть одна спичка, то вся
команда возвращается к старту. Вам надо сделать круг вокруг каждого стула.
Как именно держать спички, решать вам.
Главное условие – держать одним пальцем. Молодцы, садитесь на свои
места.
Ответьте на вопросы:
Легко ли было выполнить это упражнение?
Что мешало дойти до финиша?
Это упражнение направлено на сплочение нашего коллектива.
Упражнение "Парад мнений"
Цель: Активизировать участников собрания в обсуждении предлагаемой темы
Содержание:
Ведущий задает вопрос: "Как вы считаете, в чем проявляется неготовность к
школьному обучению?"
Примерные ответы:
Неподготовленность к школьному обучению чаще всего проявляется в том,
что ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может
включиться в общий режим работы;
Ребенок имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей, не
умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное; Ребенок проявляет мало инициативы; тяготеет к шаблонным действиям и
решениям, имеет затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
Выступление воспитателя:
Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в
дошкольном учреждении и семье. Поступление в школу – переломный момент
в жизни ребенка, связанный с изменением привычного распорядка дня,
отношений с окружающими, когда центральное место занимает учебная
деятельность.
Современная школа требует от детей не столько какихлибо знаний и умений,
сколько более сложных форм умственной деятельности, большей способности
к управлению своим поведением, большей работоспособности.
Родителям необходимо знать, что существуют два понятия: педагогическая
готовность и психологическая готовность. Под педагогической готовностью к
школьному обучению понимаются первоначальные навыки счета, письма и
чтения. Родители в основном ориентируются именно на эти параметры
готовности к школе, что не совсем правильно. Существуют и другие аспекты,
которые нельзя не учитывать.
Очень часто бывает так, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не
умеет долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать
требованиям нового взрослого (педагога). Родители в этом случае
недоумевают:
«Как же так!» Им казалось, что ребенок пришел в школу подготовленным, а
тут вдруг – жалобы учителя. Или через какоето время ребенок отказывается
идти в школу, говоря, что ему там надоело, не нравится, скучно, трудно и т.
д.
Это другая сторона готовности к школе – психологическая.
Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие
компоненты:
1. физическая готовность.
2. интеллектуальная готовность.
3. социальноличностная.
4. мотивационная.
Физическая готовность подразумевает зрелость организма, его
функциональных систем. Школьное обучение предполагает достаточно
большие нагрузки. Поэтому во избежание нежелательных отклонений,
появления различного рода заболеваний и определяют этот вид готовности.
Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него
специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать,
классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий
уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия
речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать.
Однако специалисты утверждают, что читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе.
Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению
рассуждать и мыслить логически.
Социальноличностная готовность.
Под ней понимается настрой ребенка нам работу и сотрудничество с другими
людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей
наставников.
Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на
протяжении 3040 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к
определенным требованиями, манере общения педагогов, дети начинают
демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в
школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе:
игровой, и познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там
много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе.
Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать чтото
новое, интересное. По мнению специалистов, это наиболее оптимальный
мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период
обучения в начальной школе.
Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести
новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники,
школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться
от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок
этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги
начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою
деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.
Родителям также необходимо обратить внимание на следующий момент. На
начальном этапе школьном обучения наиболее слабым звеном в психической
регуляции является контроль выполнения поставленной перед ним задачи,
отвлекаемость на посторонние раздражители. "Наука властвовать собой"
часто представляется непосильной задачей для ребенка, поскольку
анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга, которые
отвечают за эту деятельность, толькотолько оформляется к семи годам
жизни.
Очень важны способность тормозить на определенное время высокую
двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять
необходимую рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы
развитие мелких мышц кисти и координация движений пальцев рук.
«Незрелые дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко это не
успевание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы "школьная
зрелость" вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема так и
осталась бы педагогической. Между тем у этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы,
страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируется невроз, страх
перед школой и нежелание учиться.
Чтобы предотвратить подобные ситуации, необходимо прогнозирование
готовности ребенка к обучению ещё до поступления в школу и системная
совместная работа педагогов и родителей по формированию у детей
готовности к школьному обучению, которая включает следующие
составляющие:
1. Выработка представления о занятиях как о важной деятельности для
приобретения знаний. На основе этого представления ребенок активно ведет
себя на занятиях (тщательно выполняет задания, проявляет внимание к
словам педагога)
2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности,
старательности. Сформированность данных качеств, проявляется в
стремлении овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные
усилия.
3. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения
к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как
участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо
оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).
4. Формирование навыков организованного поведения, учебной деятельности
в условиях коллектива. Наличие этих навыков существенно влияет на общий
процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более
самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.
Итак, давайте подведем итог: Что включает в себя понятие "Ребенок готов к
школьному обучению" (высказывание родителей)
• Физическое здоровье.
• Наличие мотива учения (познавательного и социального).
• Сформированность произвольности поведения: умение сознательно
подчинять свои действия правилу, требованию взрослого, умение внимательно
слушать, и самостоятельно точно выполнять задания, умение сотрудничать со
сверстниками и взрослыми).
• Сформированность интеллектуальной сферы (умение анализировать,
обобщать, сравнивать, выделять существенные признаки; умение рассуждать;
достаточный уровень развития восприятия речи)
Что могут сделать родители, чтобы подготовить ребенка к школе?
В первую очередь создать условия: играть, общаться с ребенком, предъявлять
определенные единые в семье требования и добиваться их выполнения,
формировать у детей объективный образ школы, прививать ребенку
эмоционально спокойное, позитивное отношение к школе, вызывать интерес к
учебной деятельности: посещать музей, покупать иллюстрированные
энциклопедии и т. п., развивать у ребенка уверенность в себе. А теперь Вашему вниманию предлагаем игры, в которые можно играть с детьми дома.
(презентация игр и упражнений)
Рефлексия: Просим вас высказать свое мнение о проведенном мероприятии.
Родительское собрание в подготовительной группе.
Родительское собрание в подготовительной группе.
Родительское собрание в подготовительной группе.
Родительское собрание в подготовительной группе.
Родительское собрание в подготовительной группе.
Родительское собрание в подготовительной группе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.