«Роль чтения в жизни современного школьника. И почему молодёжь стала мало читать?»

«Роль чтения в жизни современного школьника. И почему молодёжь стала мало читать?»

Медиа
Документация
doc
Обществознание +1
8 кл—10 кл
28.11.2019
XXI век для человечества считается информационным. Родился «виртуальный» мир, который имеет всеобщую доступность информации. Стремление к быстрой конкретной информации, недостаточный уровень знаний ведет к снижению интереса к книге, что мешает формированию активного гражданского поведения детей и молодёжи. Современное поколение мало читает. Падение интереса к чтению волнует всё прогрессивное общество. Поэтому вопрос о введении обязательного экзамена по литературе рассматривается на уровне правительства. Подростки находятся под влиянием телевидения и Интернета, на чтение художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на душу подрастающего поколения, а также на их речь.
статья.doc

 

 

 

 

«Роль чтения в жизни

современного школьника. И почему молодёжь стала мало читать?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сургутский район

2017 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение _________________________________________________3стр.

Глава 1. Роль чтения_______________________________________4стр
 1.1 .  Отношение молодого поколения к чтению
_______________5стр.

            1.2  Соперничество компьютера и книг_______________________5 стр.

Глава 2. Почему молодёжь стала мало читать? _______________      6 стр.

2.1.  Почему надо читать книги?_________________________        7 стр.

2.2. Отношение подростков к классике____________________      7стр.

2.3. Круг чтения школьников____________________________       7 стр.

2.4. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к чтению?_      8 стр.

Заключение_______________________________________________ 9 стр.

Список литературы_________________________________________11 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

Интеллектуальное и  нравственное развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими информацией. Огромную роль в формировании личности играют средства массовой коммуникации и книги. В  нынешнее время статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, а также образы.

Чтобы интерес  к чтению не угас у подростка, процесс чтения необходимо поддерживать. Поэтому книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.

XXI век  для человечества считается информационным. Родился  «виртуальный» мир, который имеет всеобщую доступность информации.  Стремление к быстрой конкретной информации,  недостаточный уровень знаний ведет  к снижению интереса к книге, что мешает формированию активного гражданского поведения детей и молодёжи. Современное поколение мало читает. Падение интереса к чтению волнует всё прогрессивное общество.  Поэтому вопрос о введении обязательного экзамена по литературе рассматривается на уровне правительства.  Подростки находятся под влиянием телевидения и Интернета, на чтение  художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на душу подрастающего поколения, а также на их речь.

 

Глава 1.

1.1.Отношение молодого поколения к чтению

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, общество активно использует ПК и  Всемирную Сеть Интернет. Процесс социализации становится  мобильным. Общий уровень информированности повышается, следовательно, появляются  новые возможности. Сегодня Интернет оказывает  возрастающее влияние на природу социального взаимодействия. Новые формы коммуникации, возможные в Интернете, чаще осваиваются молодежью Ученик, желающий узнать что-то новое о предмете, прочитает, просмотрит полезные видеоматериалы. Это положительная черта Интернета – получение информации в доступной форме. Второй плюс - Интернет является источником безграничного общения с безграничным кругом людей с похожими интересами.

                  В последние годы ведутся споры  о том, что новое поколение перестало читать и на досуге развлекаются компьютерными играми, телевизором, «прогуливается» по широким «полям» Интернета.  «Может ли компьютер заменить книгу?», «Дети не имеют желания читать произведения» -  подобные высказывания, имеющие  объективные основания, волнуют общественность, имеющую отношение к проблеме читаемости.  

В 80-х годах 20 века наблюдается упадок издательского дела. Развивается «черный книжный рынок», формируется «читательская мода».

В 90-ые годы констатируется резкий спад читательской активности. Общество меньше интересуется высокоморальными произведениями, а телевидение вытесняет книжный досуг.

В 2006 году была принята национальная программа развития и поддержки культуры чтения, в качестве основного документа государственной политики в этой области до 2020 года. В программе заявляется , что нынешняя ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры. Страна дошла до критического состояния в области чтения. Сегодня в российском обществе одна из главных задач заключается  в том, чтобы привлечь молодое поколение к чтению. Для этого в стране необходимо создать условия для повышения качества и разнообразия литературы. Цель разработки Национальной программы – это повышение интеллектуального потенциала нации. России необходимо сохранить культуру, все литературное и художественное богатство, накопленное столетиями.

В настоящее время одним из главных мотивов обращения к книге остаётся учебное задание, школьная программа.

Часть времени, ранее тратившуюся на чтение, заменили телепросмотры и  компьютерные игры, а также  социальные сети.

Вот как выглядит соотношение видов досуговой деятельности опрашиваемых учащихся (Приложение 1)

Из диаграммы видно, что чтению уделяется очень мало времени, к тому же это прежде всего то, что задано на уроках литературы.

Школьники не интересуются даже произведениями школьной программы. А это повод для тревоги, ведь именно в школьном возрасте формируется не только любовь к книге, но и жанровые предпочтения. Среди  учащихся 8-11 классов я провела опрос  «Тебе нужно написать сочинение по произведению, которое ты не читал, что ты будешь делать?» (Приложение 2)

           Так отвечали все опрошенные мною дети. Ни один ученик не ответил, что прочитает заданное произведение.

Результат интервью доказал, что современному школьнику проще воспользоваться Интернет-источниками, нежели обратиться к самой книге. Виной тому технический прогресс, легкодоступность информации. Школьник не желает тратить время на прочтение, ведь под рукой есть ПК , который за минуту найдет нужную информацию.

Тем самым подросток лишает себя не только приятного досуга вместе с книгой, но и развития нестандартного мышления. 

 

1.2.Соперничество компьютера и книги

Психологи о нас пишут: подростки, родившиеся в 2000-х, т.е. уже в эпоху интернета, относятся к так называемому «поколению сети» (NetGeneration или I Generation).  Вот мы и решили  спросить у наших ребят

1.      Заменил ли тебе компьютер чтение?

2.      Что ты  делаешь в интернете?  (Приложение 3)

Оказывается, компьютер для подростков не только и не столько игры,  но и жизнь в режиме «online». Многие обмениваются сообщениями и мнениями в социальных сетях и контакте,  а телевидение им заменяет YouTube. В интернете ребята обсуждают фильмы, игры, книги. (Приложение 4).

То есть ребята  занимаются в интернете тем, чему их стремятся научить в школе и о чём мечтают родители: они высказывают свою точку зрения, анализируют прочитанное, пробуют силы в творчестве. К сожалению, за пределами «инета», они свои таланты скрывают. Многие читают электронные версии популярных среди молодёжи книг, слушают аудиокниги, делая при этом домашнее задание. Учёные пишут, что современные подростки могут делать несколько дел одновременно, запоминать небольшие фрагменты информации, так называемые клипы, поэтому появился термин «клиповое сознание»- от английского clip (стрижка, нарезка). Последствия этого отмечают педагоги: обладатели клипового мышления не способны анализировать учебный материал, поскольку образы не задерживается в их головах надолго, школьники стремительно забывают то, чему их обучали совсем недавно, и с трудом осиливают литературные произведения прошлого. Учителя говорят, что их ученики хорошо воспринимают краткие изложения классических книг, т. е. те же клипы, но оригинальные тексты для них непреодолимо скучны. Учёные  считают, что это одна из причин отторжения подростков от классики, т.к. подростковое современное «чтиво» не требует запоминания сюжетных деталей, читать можно с любого места.

ГЛАВА 2

2.1. Почему надо читать книжки?

Д. Дидро однажды написал о том, что люди перестают мыслить лишь в том случае, когда перестают читать. И это действительно правильное утверждение. Каждый человек прекрасно понимает, что чтение расширяет кругозор, повышает интеллектуальные способности, заставляет мыслить и анализировать (и это лишь незначительная часть положительного влияния, которое оказывает на нас художественная и другая литература).

Интересные факты о чтении:

1.      Книга снижает стресс.

2.      Чтение защищает от болезни Альцгеймера.

3.      Чтение придает уверенности.

4.      Улучшает мозговую активность.

  

В современном мире, к сожалению, многие подростки постепенно забывают о книгах, поскольку убеждены в том, что их легко может заменить телевидение и интернет. Но разве это правильно? Почему мы забываем об эстетическом удовлетворении? Компьютер никогда не сможет передать ощущения перелистывания страниц. Некоторые люди просто безумно любят держать книги в руках, поскольку считают их истинным «чудом», которое помогает перенестись в мир спокойствия, любви и романтики. Именно чтение избавляет нас от повседневной суеты, различных забот и бесконечных проблем.

          Что же еще (кроме эстетического удовлетворения) побуждает людей к чтению?

Книга – это лучший советчик и преданный друг. Именно на страницах книги можно найти ответы на многие вопросы, которые постоянно волнуют человека.

Каким книгам стоит отдавать предпочтение. Рекомендуется читать научную литературу. Подобные книги помогают правильно воспринимать и понимать мир вокруг нас. Именно научная литература прекрасно развивает интуицию, стимулирует интерес к саморазвитию и усовершенствованию личности. Также желательно (хоть иногда) читать философию, ведь это достаточно интересная наука о человеческой жизни. Философия прекрасно развивает мышление, она помогает понимать желания и потребности человека, учит находить интерес и цель в жизни. В домашней библиотеке (кроме вышеперечисленных книг) должна быть серьезная ,художественная литература, история и поэзия.

Художественная литература улучшает письмо, правильность речи, а история помогает осознать жизнь, понять все события и легче (правильней) принять реальность. Поэзия заслуживает особого места в Вашей библиотеке, поскольку она считается одним из важнейших достижений человечества. Поэзия развивает красноречие и оттачивает языковые умения.

 Итак, перечислим, какую же пользу мы получаем от чтения книги. Хорошая книга способна поддержать, дать дельный совет, стать живым другом. Разве этих фактов мало, чтобы сделать выбор в пользу книги, а не телевидения и интернета?     

                                                 

2.2 Отношение подростков к классике

В связи с вышесказанным, мы  проанализировали  отношение наших школьников к классике. (Приложение 5)

 Многие исследователи считают, что клиповое сознание, при всех его минусах, необходимо для нашей ориентации в современном мире.  Т.к. оно предлагает способ быстрого облегченного усвоения гигантского объема информации, которую иным образом человек усвоить не в состоянии, поэтому многие исследователи считают, что клиповое сознание, при всех его минусах, необходимо для нашей ориентации в современном мире.

2.3.       Круг чтения школьников

В ответах на вопрос “Какую книгу ты поставил бы  на «Золотую полку»?” было названо около 10 авторов и около 80 названий книг (автора помнят  не всегда). Не трудно догадаться, что в этот список входят в основном книги из раздела “школьная программа”, которые читают (обязаны читать) все учащиеся определённого возраста. Что же представляет собой сам “заветный” список? Какие авторы ходят в фаворитах у детей? Мы провели опрос. (Приложение 6)

      Среди произведений, которые тронули подростков, названы НАЗВАНИЕ КНИГ. Когда мы провели опрос, какая ваша любимая книга, большая часть ответов была Стейс Крамер «50 дней до моего самоубийства», Булгаков «Собачье сердце», Джоан Роулинг «Гарри Потер». Читать

 Видно, что у взрослых и детей много общих предпочтений. Возможно, если бы уроков литературы было бы больше, школьники научились бы глубже понимать и Булгакова, и Есенина, и Бунина, и многих других замечательных русских поэтов и писателей.

       Мы обратили внимание на то, что во всех ответах подростков в основном преобладают произведения школьной программы. Зародилось сомнение: читают ли ребята ещё что-нибудь? Был задан  вопрос: “Какую книгу ты читаешь сейчас?” В подавляющем большинстве случаев чтение  является деловым: произведения по русской литературе. На лицо практический подход к чтению.

 

 

2.4.                 Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к  чтению?

    В последнее время все меньше людей увлекается чтением, особенно это касается детей. Большинство отдает предпочтение компьютерам, интернету и телевизору. Поэтому очень важно с детства пробудить интерес к чтению. Последние исследования показывают, что многие дети начинают осваивать компьютер раньше, чем учатся читать.

Существует множество инновационных форм стимулирования читательской активности с использованием информационных технологий.

  - Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Сегодня фактом современного решения проблемы свободного времени и потребности в интерактивных формах досуга для человека стали информационные технологии – компьютер и Интернет.

1. Дети и подростки охотно проводят досуг в игровой форме, особенно увлекают их компьютерные игры. Идея создания библиоигр не новая, однако, с их помощью можно привлекать детей и подростков к чтению, формировать читательскую культуру, поддерживать и активизировать читательскую деятельность. Можно создавать компьютерные игры для развития интереса к чтению, в которые можно играть в библиотеке, дома, в Интернете. Также библиотекари обладают информационной культурой, в их распоряжении достоверная и богатая информация, которой они владеют, поэтому создание компьютерных библиоигр не является сложной задачей и не требует специальных технических навыков.

2.  Поддержать детское чтение можно при помощи методик развивающих чтение в сочетании с новыми технологиями. На сегодняшний день российские колеги приступили к разработке и реализации проекта «Библиовидиостудия». Этот проект предполагает углубленную работу с книгами, проведение уроков компьютерной грамотности (знакомство с программами «Movie Maker», «Sony Vegas», «Adobe Photoshop» и т. д.), творческую деятельность и тренинги по работе в команде. Реализация проекта «Библиовидиостудия» обеспечивает оригинальный развивающий, обучающий и творческий досуг; наглядность в организации библиотечных мероприятий; эксклюзивные информационные, библиографические и рекламные ресурсы для продвижения чтения, книги и библиотеки. Данный проект можно вводить на уроках литературы и внеурочной деятельности. Многие согласятся, что использование видеороликов (короткометражных фильмов, клипов и т. д.) на различных мероприятиях, в конкурсах и играх является самой эффективной формой работы с детьми. В отличие от презентаций и аудиокниг, небольшие динамичные видеоролики могут вместить в себя больше информации, и они не так сложны для восприятия современных детей. В формате видео можно выпускать как познавательную, так и развлекательную продукцию (например, различные видеопоздравления).

3.  К чтению можно привлечь также при помощи рекламной  компании книжных новинок, придуманных на уроке литературы.

4.  Рисование рекламных плакатов любимых книг также способствует  к любви чтения и сплочения определенной группы школьников.

5.  Вы быстрее полюбите чтение, если свяжете его с чем-то, что будет полезно для вас. Если чтение для вас - это всего лишь школьное задание, вряд ли прочитанное произведет на вас впечатление.

6.   Создание различных литературных квестов способствует к более полному восприятию чтения.

        Среди учащихся нашей школы был проведен опрос, «Что способствует любви к чтению?». Большинство учеников советуют «объяснить, какую пользу может принести книга» (35 человек). Здесь нужно активней поработать учителям и родителям.

         Второе место среди рекомендаций занимает следующее «забрать телефоны» (33 человека). Молодые люди сами осознают свою привязанность к телефоном и к различным медиа средствам.
На третьем месте, школьники советуют «не заставлять» их читать (32 человека), так как это вызывает отвращение к книге и к чтению в общем.

На последнем месте респонденты рекомендуют отключить доступ к всемирной сети (в определённое время дня), потому что это мешает чтению и обучению в целом. (Приложение7)

 Если прислушаться к мнению подростков, то какой-то процент полюбит чтение и сделает его приоритетным.

Заключение

        Развитие в России информационного общества – задача настоящего и будущего, но одно  совершенно ясно – жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они – жители будущего глобального мира, который будет состоять из многих информационных обществ разных стран. Строить же это общество придется, прежде всего, тем, кто сегодня работает с ИКТ.  Новые технологии кардинально меняют жизнь, и в этом плане информационное общество – это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что он получает доступ к огромному количеству информации – и тем самым, к образованию и культурным ценностям.

                      Очевидно влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио- и видеопродукция, но последствия этого явления не изучены в должной мере. Абсолютизация компьютерных технологий, вытеснение книжно-журнальной продукции мультимедийными носителями деформировали культурное и информационное поведение в детско-юношеской среде. Ослабление детско-юношеского интереса к чтению сопровождается снижением его качества, о чем свидетельствуют данные международных и российских исследований.

            Если все мы хотим жить в обществе знаний, нам необходимо осознать истину:

             - чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя;

          - книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по-прежнему остается основой культуры и грамотности;

                - важность книги и чтения неоспорима, и эта идея поддержи­вается мировым сообществом.

                На основании нашего исследования можно сделать вывод, что характер чтения и даже его способ изменились. Частично подтверждается гипотеза: подростки читают для времяпровождения, а не для духовного развития, круг чтения в основном ограничен рамками школьной программы, вне которой классические произведения привлекают единицы, таким образом, чтение приобретает «деловой» характер.  Компьютер вытесняет книги из жизни школьников.  И всё-таки они читают, значит, духовное развитие присутствуют, даже если подростки и не задумываются об этом.

Опрос среди учащихся выявил, что высокие цены на книги снижают возможность родителей для покупки интересных и нужных книг. Предпочтение отдаётся учебной литературе, в крайнем случае, энциклопедическим изданиям.           Также необходимо задуматься о решении проблемы снижения роли родителей в выборе школьниками книг для прочтения.

            Очевидна, конечно,  явная   тенденция к  снижению уровня культуры чтения современных школьников: читательский круг  не  слишком разнообразен. Лишь изредка в анкетах можно было встретить книги, не являющиеся предметами массовой культуры  и  не  вошедшие в школьную программу.

Для того   чтобы решить проблему чтения, необходимы мероприятия, направленные на популяризацию чтения и книги. Предложили делать мини-презентации прочитанных книг на классных часах. Результаты исследования могут использоваться учителями русской литературы при  проведении внеклассной работы, привлекаться в качестве дополнительного материала на уроках.

         Меняются люди, эпохи, подростки, но не меняется интерес любого человека к проблемам вечного человеческого бытия: что такое жизнь, смерть, любовь, счастье, как мне быть счастливым, как мне жить на этом свете. Когда мы это поймем, возможно, сможем изменить ситуацию и в чтении.

      Закончить свою работу хочу  словами писателя Альберта Иванова : «Те, кто читают, те будут страной руководить, науку двигать, открытия делать; те, кто не читают, так и останутся недотепами. А жаль…»

 

 

   Список литературы,  интернет-источников

1.  Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования (теоретико-методологические основы исследования). Монография. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. – 10 п.л.

2. Лекционный курс «Государственная политика в области поддержки и развития культуры чтения», разработчик - Т.Г. Галактионова, профессор. НОЧУ ВПО «Национальный Институт “Высшая Школа Управления”»

3. http://otvetin.ru/iskusstvo/16353-o-chem-kniga-aleksandra-grina-alye-parusa.html

 

6.http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F3%F2%E5%F8%E5%F1%F2%E2%E8%FF_%

7.http://lib.ru/TALES/ERMOLAEW_J/dom_trusishek.txt


8.  Познавательная страница « Мозговой штурм»«m.vk.com/big.world?offset=15&own=1#posts»    

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)