«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский.
В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как
§ Закон РФ «Об образовании» (ст. 51)
§ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
А так же Указами Президента России
§ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»
§ «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».
Данные
разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых
дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей,
поступающих в школу. Вместе с тем по прежнему наблюдается "перекос"
образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки
к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые
помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие
скудный сенсорный опыт (по данным учителей начальной школы). Особо следует
отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться
без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние,
переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые
тесно связаны с самовоспитанием. Надо помнить, что положительные результаты в
оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего
коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости всех форм
оздоровительной работы с детьми.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования
здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное
отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько
добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Здоровый образ жизни —
это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в
различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и
дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и
ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной
жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
• занятия физкультурой, прогулки
• рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание,
создание условий для полноценного сна
• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и
говорить, умения отличать ложь от правды
• бережное отношение к окружающей среде, к природе
• медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение
различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно
• формирование понятия "не вреди себе сам"
Реализация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ требует совместной деятельности педагогов и медицинской сестры. Сейчас медсестра __ сделает анализ состояния здоровья воспитанников нашего д/сада за прошлый год и расскажет о проводимых оздоровительных мероприятиях во взаимодействии с воспитателями.
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации оздоровительной работы с детьми, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Чтобы
активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам,
педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье"
определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате
взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность,
пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма
человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального
развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем
организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой
составляет состояние общего душевного комфорта.
Необходимо разделиться на 2 команды: одна команда – «родители», другая –
«воспитатели». Каждая команда участников отвечает на предложенные вопросы с
точки зрения родителей и с точки зрения воспитателей.
Вопросы:
· Что включает в себя понятие «психическое здоровье»?
· Назовите факторы риска, вызывающие нарушение психического здоровья.
· Что вы делаете для сохранения и укрепления психического здоровья ребёнка?
· Каким образом у ребёнка проявляется потребность в психической разрядке?
· Что входит в систему психопрофилактических мероприятий по созданию атмосферы психического комфорта?
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.
Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Однако и в этом направлении мы наблюдаем явно недостаточную активность родителей в физическом воспитании детей. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Для этого нам необходимо проводить различные конкурсы, например, «Здоровый образ жизни нашей семьи», организовывать Дни здоровья, совместные спортивные праздники, родительские собрания в форме круглых столов, тренингов по обучению родителей оздоровительному массажу, дыхательным упражнениям и т.д.
С целью выявления роли родителей в формировании здоровья и приобщения детей дошкольного возраста к здоровому стилю жизни проведён анкетный опрос по теме: «Сохранение и укрепление здоровья ребёнка в семье». Данные анкет говорят о том, что единицы, кто занимается с детьми закаливанием, спортом.
Недостаточный уровень
образованности родителей и детей по формированию здорового образа жизни не даст
нам оснований бездействовать.
Таким образом, чтобы наши дети
в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных
условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к
тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно,
же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить
их правильно относиться к своему здоровью. Поэтому нам необходимо выполнять
следующие задачи: развивать осознанное отношение к своему здоровью; формировать
потребности в здоровом образе жизни; продолжать создавать условии для охраны
жизни и укрепления здоровья детей.
К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Так что же такое «здоровье»? (Ответы воспитателей)
1. Здоровье — это нормальная
функция организма на всех уровнях его организации.
2. Здоровье — это динамическое равновесие организма и его функций с
окружающей средой.
3. Здоровье — это способность организма приспосабливаться к постоянно
меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать
постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю
жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
4. Здоровье — это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных
изменений.
5. Здоровье — это способность к полноценному выполнению основных социальных
функций.
6. Здоровье — это полное физическое, духовное, умственное и социальное
благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип
единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех
органов.
По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50— 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 — 25% - от окружающей среды, на 16— 20% - от наследственности и на 10 — 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.