Приложение
Семинар для воспитателей
тема: «Роль ДОУ в сохранении физического и психического здоровья детей»
Понятие «Здоровье»
Существует множество понятий «здоровье». Рассмотрим несколько из них:
Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации
Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоничное развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
Таким образом, здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности
Компоненты здоровья
· Соматическое здоровье – текущее состояние организма и систем человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
· Физическое здоровье – уровень роста и развития организма и систем организма.
· Психическое здоровье – это состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
· Психологическое (нравственное) здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
От чего зависит здоровье детей?
Статистика утверждает, что на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. от экологии, на 10% - от деятельности здравохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то на другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще не осознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.
Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказу от всего вредного, привить ребенку с малых дет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Психологическое здоровье (выступление педагога-психолога)
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.
В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» нет, есть просто слово «здоровье», и им обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Отличие психологического здоровья от психического, главным образом, заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом.
Термин «психологическое здоровье» был
введен в научный лексикон не так давно психологом И.Дубровиной, которая
считает, что психологическое здоровье является необходимым условием
полноценного функционирования и развития человека в процессе его
жизнедеятельности. Ключевым словом для описания психологического здоровья
является слово «гармония» - гармония между эмоциональным, интеллектуальным,
телесным и психическим аспектом. Психологическое здоровье детей имеет свою
специфику. Условно состояние психологического здоровья детей можно разделить на
3 уровня:
1) высокий (креативный) – дети с устойчивой адаптацией к среде, с
наличием резерва сил преодоления стрессовых ситуаций, активным творческим
отношением к действительности, не требуют психологической помощи;
2) средний (адаптивный) – дети в целом адаптированы к социуму, но с
завышенной тревожностью;
3) низкий (дезадаптивный)- дети, стремящиеся приспособиться к внешним
обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям или, наоборот, подчиняя
окружение своим потребностям, требуют индивидуальной психологической помощи.
Факторы риска ухудшения психологического здоровья у детей: средовые и субъективные. К средовым относятся неблагоприятные семейные и внешние (в детском саду) условия. К субъективным – характер, темперамент, самооценка. В целом, можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов: помимо здоровой нервной системы необходима спокойная доброжелательная обстановка, создаваемая и поддерживаемая взрослыми, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям детей, беседуют и играют с ними, в тоже время поддерживают дисциплину и предоставляют самостоятельность и автономность развития.
Проблема охраны психологического здоровья, предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей встала в настоящее время особенно остро, поскольку психоэмоциональное напряжение является одной из характеристик психического состояния человека.
Под эмоциональным дискомфортом - понимается такое психическое состояние, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, тревожности, мрачных предчувствий или просто неприятными эмоциональными ощущениями.
Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек.
Для психологического комфорта малыша важно:
· эмоциональное самочувствие – ощущение и переживание эмоционального комфорта или дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни;
· эмоциональное благополучие – показатель оптимального общего развития ребенка и его психического здоровья.
Эмоциональное благополучие складывается из адекватного проявления ребенком эмоций (удовольствия, неудовольствия), переживания внутреннего спокойствия (отсутствие внешней угрозы), успеха или неудачи в достижении целей, комфорта при взаимодействии с окружающими людьми, положительной оценки результатов деятельности ребенка.
Что же оказывает влияние на эмоциональное благополучие или неблагополучие ребенка?
Это ряд факторов, выделенных отечественным психиатром А.И. Захаровым.
Факторы социально-культурного характера:
· Ускорение темпа жизни;
· Дефицит времени родителей;
· Недостаток условий для снятия напряжения и расслабления;
· Загруженность родителей и невротизация взрослых;
· Неумение решать личностные конфликты и отсутствие возможности психотерапевтической помощи.
Социально-экономические факторы:
· Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
· Ранний выход матери на работу.
Социально-психологические факторы:
· Дисгармония в семейных отношениях;
· Дисгармония в семейном воспитании;
· Нарушение в сфере детско-родительских отношений»
Педагогу очень важно уметь определять психическое состояние ребенка, четко разграничивать личностные черты, т. е. присущие ребенку и особенности психического состояния ребенка.
Основными признаками дискомфортного состояния у детей являются:
* Трудности с
засыпанием, неспокойный сон;
· Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко;
· Участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки и т.д.);
· Участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;
· Беспокойство, непоседливость;
· Частое проявление упрямства, капризов;
· Навязчивые привычки – сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец, игра с половыми органами.
· Стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание;
· Стремление к уединению;
· Невротические проявления – моргание глазами, подергивание плеч, дрожание рук и т.д.;
· Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаще ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.
Необходимо отметить, что не все эти признаки могут быть ярко выражены. Наличие же всех вышеперечисленных признаков, ранее не наблюдавшихся, может говорить нам о том, что ребенок находится в состоянии стресса.
Для коррекции и профилактики психоэмоционального напряжения у детей, используются разнообразные формы и методы.
К ним относятся:
- комфортная организация предметно - пространственной среды;
- профилактические средства физического восприятия: массаж, упражнения на снятие мышечного напряжения, релаксация;
- занятия с природными материалами: водой, песком, глиной;
- игротерапия: игры повышающие авторитет, значимость и уникальность детей, сплоченность детского коллектива, поднимающие эмоциональный тонус;
- сказкотерапия (чтение сказок);
- музыкотерапия;
- комфортная организация режимных моментов;
- контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок;
- контроль самочувствия и настроения детей, их своевременная коррекция;
- предоставление максимально возможной самостоятельности и свободы действий.
Дома, в семье взрослым необходимо отрегулировать детско-родительские отношения, чаще общаться со своими детьми – играть, читать, рисовать, гулять.
Практическая часть (проводит педагог-психолог)
Во многом здоровье воспитанников дошкольной организации определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психологическим.
Современная жизнь с её многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена, отличается высокой эмоциональной напряженностью и стрессонасыщенностью.
Профессиональная деятельность педагога дошкольной организации характеризуется значительными нагрузками на психо-эмоциональную сферу личности. Большая часть его рабочего дня протекает в эмоционально-напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное и физическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания.
Огромную помощь в сохранении здоровья, в восстановлении психоэмоциональной сферы оказывает релаксация. Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
(Педагог-психолог проводит упражнения релаксационной гимнастики для снятия физического и психического напряжения).
Заключительная часть.
3.1. Подведение итогов семинара Цель: актуальность и эффективность методического мероприятия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.