Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников города Курска»
«Роль экологических знаний, умений и навыков в формировании осознанного восприятия природы»
Королева Валентина Николаевна, педагог-организатор
Ключевые слова: экологическая культура, объекты живой и неживой природы, природное наследие, воспитание любви к Родине, экологические мероприятия, формирование личности, родной край, очное и дистанционное участие.
Экологическое воспитание сегодня это новые подходы в понятие «экологи», «гармония в целостности», «гармония в рамках целостной системы».
Человек – часть природы и потому зависит от нее не только биологически, но и духовно, учась у нее гармонии, ритму, целесообразности.
Процесс экологического воспитания – это процесс экологизации личности, формирование ее как носителя определенного типа культуры взаимодействия с окружающей средой (природной и социальной, самим собой) под воздействием различных факторов окружающей среды (включая целенаправленный педагогический процесс) и внутренней природы человека.
Понятие экологическое воспитание включает в себя и бережное отношение к окружающему миру, и любовь к природе, и духовное развитее личности.
Главной целью в деятельности педагогического коллектива Дворца пионеров и школьников по экологическому воспитанию является «Создание условий для развития у детей и подростков чувства причастности к решению экологических проблем через включение их в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки». И здесь главной задачей являлось - дать толчок к активной деятельности детей, зародить интерес к изучению и улучшению ближайшего природного окружения через организацию и проведение природоохранных и экологических акций, конкурсов, проектов, конференций, ведение исследований и наблюдений в природе, активное взаимодействие с образовательными организациями, особоохраняемыми природными объектами.
Особенностью экологического воспитания в условиях Дворца пионеров и школьников стала особая доброжелательная атмосфера, где происходит непростой процесс преобразования эгоизма в альтруизм, жадности в щедрость, развивается чувство ответственности. В немалой степени этому способствуют проводимые Дворцом пионеров и школьников конкурсные мероприятия и исследовательские проекты, направленные на формирование самостоятельного мышления и личный опыт учащихся. Такой подход к организации работы по экологическому воспитанию детей формируют у них экологическую грамотность как основу нравственного здоровья
В течение календарного, 2020 года, года с вынужденным дистанционным обучением, во Дворце пионеров реализовывались общеобразовательные общеразвивающие дополнительные программы естественнонаучной направленности «Эко-знайки», «Эколюм», «Азбука природы», «Космические горизонты», «Естествознание», «Занимательная физика», «Простая наука», в которых обучалось более 200-х детей и подростков. Содержание реализуемых программ соответствует современным требованиям к экологическому воспитанию что и определяет сущность обучения и развития современных школьников – формирование экологической культуры личности. Обучение осуществлялось в рамках педагогики сотрудничества, что создает положительный психологический климат в детских коллективах, гуманизирует педагогический процесс. Педагогами используется контекстная технология обучения – теория усваивается в контексте практического действия, а практические действия имеют своей ориентировочной основой теорию.
Традиционными мероприятиями, проводимыми Дворцом пионеров и школьников по экологическому направлению стали конкурсы проектов, которые традиционно проводятся в январе. В этом году конкурс прошел под общей темой «Я и мое здоровье».
Целью проведения конкурса являлось «Формирование у детей и подростков сознательной потребности в ведении здорового образа жизни».
Подготовка и проведение конкурса, который прошел в дистанционном формате, предполагало, что его участники, а это учащиеся 7-10 классов образовательных организаций, под руководством своих педагогов проводили работу в своих школах, классах, учреждениях дополнительного образования по пропаганде ведения здорового образа жизни, занятий спортом и физической культурой. На основе своих наблюдений и организационно-массовой работы они подготовили творческие отчеты в форме видеороликов, мультимедийных презентаций, рефератов, буклетов, раскрывающих личное отношение каждого участника к ведению здорового образа жизни, занятиями спортом, правильному питанию профилактике коронавируса в условиях школы, улицы, транспорта, дома.
В конкурсе приняло участие 16 образовательных учреждений, а свои проекты представили 39 школьников. Темы, которые обсуждали участники конкурса, были самые разнообразные. Но чаще всего дети освещали такие темы: «Быть здоровым, жить активно – это стильно, позитивно», «Лекарство про здоровье и хорошее настроение», «Здоровое питание школьника», «Скажи – НЕТ!», «Путь к цели», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!», «Спорт как альтернатива вредным привычкам». «Мы выбираем здоровый образ жизни», «Мы за здоровый образ жизни», «Спорт – это жизнь», «Красивая осанка – здоровая спина», «Я выбираю ЗОЖ», «Шаги к своему здоровью», «Береги здоровье смолоду», «В здоровом теле – здоровый дух».
Особое место в работах и рекомендациях детей занимала проблема профилактики заболевания коронавирусом под общей темой «Стоп, КОРОНАВИРУС!». Важно, что современные дети глубоко понимают данную проблему, владеют практическими приемами и теоретическими знаниями по профилактике заболевания, вызываемой коронавирусной инфекцией.
Одной их форм работы Дворца пионеров и школьников уже многие годы является проведение экологического марафона «Природа рядом с нами». Название конкурсов, а, следовательно, и объекты наблюдений, исследований, практической деятельности детей под руководством педагогов и родителей определяются ежегодно положением об их проведении.
Главная цель марафона - воспитание у детей любви к родному краю как к своей малой Родине, формирование экологической культуры и грамотности как основы нравственного здоровья школьников. Участие в конкурсах марафона содействует развитию творческих способностей детей и подростков, обеспечивает формирование у них ответственности за сохранение окружающей природы, самостоятельному поиску нестандартных форм и приемов решения экологических проблем, умению высказывать свою точку зрения через представленные творческие работы.
Ежегодно темы конкурсов меняются, что привлекает внимание его участников, разнообразит формы и содержание деятельности.
В этом учебном году организаторы марафона использовали как очную форму, так дистанционную, что позволило обеспечить доступность участия многим его участникам.
В этом учебном году конкурсы проводились как очной форме, так и дистанционно. Конкурс «Мой заповедный остров или природная жемчужина Курского края - Центрально Черноземный заповедник» (в рамках проведения Дня заповедников и национальных парков и 85-летия со дня основания заповедника), в котором приняло участие 745 детей из 26-ти образовательных учреждений.
А конкурс "Зелёные уголки моего города: парки, аллеи, улицы, двор моего дома" (в рамках международной акции "Марш парков"), был проведен дистанционно. В нем приняло участие 135 детей из 5-ти образовательных учреждений. Не обычное название конкурса заставило его участников найти малоизвестные природные объекты, самые красивые и удивительные по своей сущности живые уголки (парки, скверы, пришкольные участки, леса, поля, реки, дачные участки) с растениями и животными, раскрывающими красоту нашего Курского края.
Конкурсы «В объятиях природы», «Любить природу», которые в связи с действующим на территории Курской области режимом повышенной готовности из-за ситуации с коронавирусом прошли в дистанционном формате с частичным очным участием. В конкурсах приняло участие более 1,5 тысячи детей из 45-ти образовательных организаций. Это школы, учреждения дополнительного образования и дошкольные образовательные учреждения.
Работа в педагогических коллективах, постоянно участвующих в экологических конкурсах марафона, способствует воспитанию у детей любви к родному краю как к своей малой Родине, развитию их творческих способностей, формированию экологического поведения и экологической культуры, потребности заботы обо всем природном мире, понимание охраны и сохранения природы.
Внесение изменений в организацию образовательной деятельности во всех образовательных организациях изменило формы проведения и участия школьников в социально-значимых проектах, проводимых Дворцом пионеров и школьников.
Так в осеннее - зимний период в дистанционном режиме была организована и проведена экологическая акция «Помоги пернатому другу».
Целью проведения акции являлось привлечение внимания детей и взрослых к активному участию в жизни птиц в холодное время года, формирование у детей необходимости помогать птицам в зимний период.
Акция проводилась по номинациям «Вместе поможем пернатому другу»,
«Поможем перезимовать пернатым в городе», «Птицы – наши пернатые друзья обижать их нельзя», «Давайте позаботимся о птицах». Разнообразие номинаций позволило детям познакомиться с проблемами зимовки птиц в черте города, найти свой подход к решению увиденных проблем и в творческой форме рассказать об этом.
Участниками акции изготовляли кормушки, развешивали их во дворах своих домов, в течение всего периода пополняли их кормом, а отчеты о проделанной работе отражали в творческих работах (фотографии, рисунки, сочинения, стихотворения).
В ходе акции её участники познакомились с разнообразием видов зимующих птиц, где чаще всего отмечались синицы, голуби, сорока, вороны, воробьи.
Для детей, участвующих в акции стало очевидно, что каждый человек может быть полезен нашим младшим друзьям.
Ещё одним из важнейших направлений в деятельности Дворца пионеров является работа по организации и ведении исследовательской работы с учащимися нашего учреждения, а так же и с учащимися муниципальных образовательных учреждений. Проектная и исследовательская деятельность как образовательная технология позволяет комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развитие личности в современном организованном обучении.
Главная идея методов проектов – направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально доминирующей проблемы. Для юных экологов это деятельность, ориентированная на изучение животного и растительного мира, знакомство с экологическими проблемами нашего края, посильное участие в их решении.
В сложное время для образовательного процесса, связанное с дистанционным обучением, многие практические проекты остались, не реализованы. Среди состоявшихся детских проектов следует отметить такие работы:
«Выявление видового разнообразия птиц в зимний период на территории Детского парка», «Влияние антропогенной деятельности на современное состояние участков парка «Солянка», «Влияние режимов землепользования на агрофизические характеристики чернозема типичного в Центрально - Черноземном государственном природном заповеднике имени профессора В.В. Алехина», «Мониторинг объектов особо охраняемых природных территорий», «Благоустройство сквера Героев 16-й Воздушной дивизии в Курске», «Вегетативное размножение колеуса», «Природа и Курский край: Охрана окружающей среды как одна из проблем современных городов». Эти проекты были представлены на традиционной детской открытой краеведческой конференции «Я Родину люблю».
Уметь видеть и понимать природу – это главное условие экологического воспитания и достигается оно лишь при постоянном общении с ней, что и обеспечивается через подготовку и проведение всех экологических мероприятий.
В 2020-2021 учебном году Дворец пионеров и школьников стал участником федерального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование», и участие детей и подростков в экологических мероприятиях позволяет нам констатировать, что большинство его участников - это талантливые, творческие и успешные учащиеся.
Литература:
1. Адольф Т.А., Давыдова М. М. «Заповедными тропами». - М., 1988.
2. Гринева, Е. А. Экологическая культура младших школьников. Духовно-нравственный аспект / Е.А. Гринева, Л.Х. Давлетшина. - М.: Прометей, 2015.
3. Дзятковская, Е. Н. Программы внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. 5-6 классы. Экология общения. 7 класс / Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. - М.: Просвещение, 2012.
4. Кабанова Р.В. «География Курской области». - Курск, 2000.
5. Кащеев Е.Л. и др. «Путешествие в мир природы». - М., 2009.
6. «Красная книга РСФСР. Животные». - М., 1985.
7. «Красная книга Курской области Т. 1,2». - Тула, 2001.
8. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. «Экология, здоровье и природопользование в России». - М., 1998.
9. Доклады департамента экологической безопасности и природопользования Курской области «О состоянии и охране окружающей среды на территории Курской области», 2012-2019 г.г.
10. Экология. 6-11 классы. Внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся. - М.: Учитель, 2009.
11. Экология. 6-11 классы. Исследовательская деятельность обучающихся, кружковая работа, экологические практики. - М.: Учитель, 2012.
12. Экология. 8-11 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.