Роль игры в логопедической работе

  • docx
  • 03.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала игры в логопедической работе курсовик.docx

Министерство образования Сахалинской области

ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области»

Кафедра психологии и специальной педагогики

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по направлению «Дефектология: логопедия, олигофренопедагогика»

на тему

«Игры в логопедической работе с детьми»

 

 

 

Слушателя программы ДПО

«Дефектология: логопедия,

олигофренопедагогика»

Савельевой Александры Юрьевны

 

Научный руководитель

канд. псх. н., доцент

Панкова Светлана Юрьевна

зав. кафедрой

педагогики и психологии

 

 

 

 

г. Южно-Сахалинск,

2020



Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы игровой деятельности с детьми дошкольного возраста. 5

1.1 Понятие игровой деятельности. 5

1.2. Классификация игровой деятельности для детей. 8

1.3. Особенности дидактических игр с детьми дошкольного возраста. 16

Глава 2. Теоретико-методологические основы игровой деятельности в логопедической работе с детьми. 20

2.1 Основные направления логопедической работы с детьми. 20

2.2 Применение игр в логопедической работе с детьми. 22

Заключение. 26

Литература. 28

 


 

Введение

 

Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы обучения –это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную деятельность.

Игры способствуют развитию психических процессов, формируют познавательную мотивацию, умственные способности и развитие речи, поэтому данная тема является актуальной и требует постоянного изучения и внимания.

Ощутимой становится потребность подбора коррекционных подходов логопедической работы и выбор наиболее эффективных приемов. В своей работе я подробно рассмотрю влияние игр в логопедической работе с детьми.

Цель: теоретически обосновать и подтвердить необходимость использования игр в  логопедической работе с детьми.

Объект исследования: нарушения произношения у детей.

Предмет исследования: методы и приемы логопедической работы при устранении стертой формы дизартрии у детей с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

- изучить понятие игровой деятельности;

-  представить классификацию игровой деятельности для детей;

- рассмотреть особенности дидактических игр с детьми дошкольного возраста;

- ознакомиться с основными направлениями логопедической работы с детьми;

- изучить применение игр в логопедической работе с детьми.

Теоретическая значимость заключается в том, что проводится анализ литературных источников, во время игр рассмотрен процесс развития познавательной мотивации, умственной способности и речи с детьми дошкольного возраста.

Выявлено положительное влияние различных приемов и упражнений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы данного исследования можно использовать в лекциях и семинарах по педагогике.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении определена актуальность работы, поставлена цель и сформулированы задачи, которые необходимо решить в ходе выполнения работы. В первом разделе освещаются теоретические основы игр с детьми дошкольного возраста, во втором – проводится изучение игр с детьми дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. В заключении подведены итоги работы.

Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В исследования применялись следующие группы методов:

- теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);

- эмпирические (изучение психолого-педагогической документации, психолого-педагогический эксперимент);

- метод количественного и качественного анализа полученных данных;

- интерпретационные методы.

 

 

 


 

Глава 1. Теоретические основы игровой деятельности с детьми дошкольного возраста

 

1.1 Понятие игровой деятельности

 

Поскольку ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то ее применение в процессе развития ребенка является необходимым.

Об использовании игры в процессе обучения детей написано большое количество работ. В частности Е.А. Репринцева[1], проанализировав большой объем источников классиков педагогической мысли, проследила развитие идей и подходов к пониманию игры как феномена, ее возможности в становлении личности ребёнка и освоении им комплекса функций взрослого человека.

Игра, как отмечается в учебном пособии «Психология»[2], это один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, соответствующие его возрастным особенностям, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности.

Одним из видов игр, используемых в процессе обучения детей, является дидактическая игра. Дидактическая игра содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся[3].

Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста[4]. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям окружающей жизни, способствует их всестороннему развитию.

Дидактическая игра – деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов. В результате проведения такой игры формируются конкретные знания, а так же соответствующие умения и навыки по их творческому использованию у ее участников.

Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой дети обучаются. Это является утверждённым, в педагогической практике и теории, средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются школьники, она может быть индивидуальной или коллективной. Дидактические игры относятся к виду «игр по правилам», в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учеников: интеллектуального, нравственно- волевого и эмоционального[5]

Процесс игры подчинён решению дидактической задачи, которая связана с определённой темой учебной программы. Она предусматривает необходимость овладения знаниями, нужными для реализации замысла игры.

Как уже говорилось, одним из эффективных средств, которое помогает дошкольникам усваивать новые знания, закреплять сложные умения и навыки, развивать интерес к учебному предмету, является дидактическая игра. Родоначальником применения игры в процессе обучения в отечественной науке является педагог К.Д. Ушинский, который утверждал, что игра – это необычный род деятельности человека, легкий и в тоже время сознательный, под которым понимается стремление чувствовать, действовать и жить. Несмотря на имеющуюся разницу в классификациях, ученые выделяют и подробно рассматривают дидактическую игру как вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи, для усвоения, закрепления материала. Одни педагоги дидактические игры относят к методам обучения, другие же выделяют их в особую группу, потому что, во-первых, они выходят за пределы наглядных, словесных и практических приемов, вбирая в себя их элементы, а во - вторых, они имеют присущие только им особенности:

а) дидактические игры специально создаются или приспосабливаются для целей обучения;

б) правила дидактической игры создаются учителем с целью обучения и воспитания;

в) дидактическая игра - эффективное средство умственного развития ребенка;

г) дидактическая игра помогает не только знакомить с конкретными знаниями, но и учит их творческому применению.

Современные ученые считают, что дидактическая игра состоит из нескольких компонентов и обладает определенной структурой.

К компонентам дидактической игры относят следующее:

а) игровой замысел;

б) игровые действия;

в) познавательное содержание или дидактические задачи;

г) оборудование;

д) результаты игры.

Игровой замысел содержится в названии игры и находится в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке. Игровой замысел придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении получения знаний.

Перечислим функции дидактической игры, которые доказывают ее необходимость и важность для учебного процесса:

а) образовательная - дидактическая игра помогает получить ученикам новые знания по изучаемому предмету);

б) воспитательная – это одна из основных функций дидактической игры, которая дает ребенку возможность научиться различать добро и зло, правду и ложь и др;

в) развивающая - определятся тем, что в основе игровой деятельности находится, по мнению психологов, интрогенное поведение;

г) функция эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности школьника называется многими учеными ведущей функцией дидактической игры.

Таким образом, игра – необходимый элемент процесса обучения, который развивает у детей воображение, мышление, память, дает младшему школьнику психологическую стойкость, формирует ориентировку в жизненных ситуациях, служит созданию и сплочению детского коллектива.

 

1.2. Классификация игровой деятельности для детей

 

Как уже говорилось, игра – деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов. В результате проведения такой игры формируются конкретные знания, а так же соответствующие умения и навыки по их творческому использованию у ее участников.

Одним из основных показателей полноты решения той или иной научной проблемы является четкость, а также однозначность понятийного аппарата. Это относится и к термину «дидактическая игра». Обилие разных названий для явлений, в сущности одного порядка и назначения, никоим образом не обогащает саму игровую деятельность и, скорее всего, объясняется отсутствием педагогически целесообразной классификации игровой деятельности.

Проанализируем существующую классификацию игр и на её основе произведем уточнение используемых терминов. Следует отметить, что в дидактике до сих пор нет единой классификации дидактических игр, причем почти каждый исследователь дает свою систематизацию. Существующие классификации выделяют два типа игр: естественные игры и искусственные игры. Под естественными играми понимают игры, в создании которых человек не принимает участия. Это игры высших животных и игры детей на ранней стадии онтогенеза. Искусственные игры являются продуктом творчества людей, который создан для достижения самых различных целей. Существующая в настоящее время теория естественных игр является фундаментом для создания теории искусственных игр. В то же время, при дальнейшей систематизации игр исследователи придерживаются различных подходов, исходя при этом из различных оснований для классификации.

В настоящее время имеется ряд классификаций, проводимых по разным основаниям. Одни за основание берут место включения дидактических игр в учебный процесс и показывают роль игровых элементов для отработки определенных умений и навыков, другие считают основанием классификации мотив деятельности, третьи – функции, выполняемые дидактическими играми при изучении конкретного предмета.

Так, Л.И. Смагина и В.В. Трускавец, принимая за основание время включения в учебный процесс, подразделяют игры на:

• игры-минутки;

• игры-эпизоды;

• игры-уроки.

А.А.Баранов, Г.А.Ляпина, М.В. Сторонин за основание классификации принимают функции, выполняемые дидактическими играми в учебном процессе. Так, Г.А.Ляпина подразделяет используемые в учебном процессе игры на дидактические и сюжетные.

М. В. Сторонин делит дидактические игры на две группы:

• подготовительные;

• творческие.

В учебном процессе важен характер той деятельности, который обусловлен игрой. Е. Э. Селецкая предложила классификацию, в основание которой положен характер деятельности дошкольника. Характер деятельности определяется дидактической задачей. Причем, с усложнением учебных задач, усложняются правила, что влечет за собой усложнение структуры познавательной деятельности. Это, в свою очередь, усложняет логические операции, производимые ребенком, и предполагает обращение к большей по объему источниковедческой базе, включая большее число логических операций.

В данной классификации выделены:

• репродуктивные дидактические игры;

• частично-поисковые;

• поисковые;

• творческие без элементов ролевых;

• творческие с элементами ролевых.

Причем, при детальном рассмотрении, те дидактические игры, в которых при игровых ситуациях воспроизводится знание с целью выработки необходимых умений и навыков, отличаются непродолжительностью. Репродуктивные дидактические игры предполагают наличие образца в решении дидактической задачи, и подражание ему в процессе работы. Познавательная деятельность учащихся направляется на закрепление отдельной суммы знаний с целью выработки необходимых умений и навыков. Частично-поисковые дидактические игры, хотя и основываются на имеющихся знаниях, способствуя превращению их в умения и навыки, но их содержание может включать и элементы поиска, они содержат усложненные задачи. В ходе работы дошкольники производят несколько логических операций, включаясь в небольшой поиск. В этом случае учащийся ставится перед необходимостью выбора нужного материала и использования его в определенной последовательности.

Характерной особенностью поисковых дидактических игр является еще большее усложнение учебных задач, включение детей в деятельность, предполагающую элементы исследования.

Когда учебные задачи более сложные, ученик оказывается в условиях более самостоятельной организации своего познания. Данная деятельность подготавливает ученика к творчеству.

Творческие дидактические игры предоставляют дошкольнику самостоятельность. При выявлении причинно-следственных связей и зависимостей ребенок имеет возможность самостоятельно раскрыть некоторые стороны изучаемых явлений, углубляясь в содержание своей познавательной деятельности.

Некоторые творческие игры включают импровизацию детей, нося название творческих с элементами ролевых. Отметим, что к перечисленным играм нельзя подходить однозначно. Игра именно тем и хороша, что с ее помощью можно интегрировать все виды деятельности.

Рассмотренная классификация игр в педагогическом плане достаточно подробна, связана с организацией различных видов деятельности. Достаточно интересную и подробную классификацию приводит Т.А.Шукуров, интересна эта классификация тем, что игры рассматриваются в трех аспектах:

• процессуальном;

• управленческом;

• социально-психологическом.

В процессуальном аспекте выделено четыре направления в классификации игр:

1. По уровню познавательной самостоятельности учащихся:

• репродуктивные;

• конструктивные;

• творческие.

2. По логике чередования шагов игры:

• индуктивные – движение от знания более низкой к знанию более высокой степени общности;

• дедуктивные – движение от знания более высокой к знанию более низкой степени общности;

• традуктивные – движение от знания определенной степени общности к новому знанию той же степени общности.

3. По способу принятия игровых решений во времени:

• дискретные – предполагающие жесткие интервалы принятия игровых решений;

• непрерывные – дающие постоянные возможности взаимодействия с игровым подходом в принятии решений;

• комбинированные – в которых допускается возможность получать информацию и принимать решения между игровыми моментами принятия основной массы решений.

4. По времени протекания игры в процессе включения игры в обучение:

• кратковременные – локализованное включение в обучение;

• длительные – распределенные во времени с периодическим включением в обучение;

• «деловые» - распределенные с постоянным включением в обучение при изучении целой темы.

С точки зрения управленческого аспекта выделяются такие основания:

1. По форме организации контроля и самоконтроля:

• устный контроль;

• письменный контроль;

• машинный контроль.

2. По способу определения результатов принимаемых решений:

• свободное – результаты решений определяются организатором игры – учителем или группы экспертов – учеников;

• жесткое – результаты принятых решений оцениваются моделью игры;

• контурное – результаты решений фиксируются.

3. По форме проведения игр:

• коллективные;

• групповые;

• индивидуальные.

В игровой форме обучения проблема общения приобретает особую актуальность. Поэтому важно рассмотреть ее в социально-психологическом аспекте, имеющем три основания:

1. По характеру игрового процесса:

• комбинаторные – позволяющие в общий ход игры включать дополнительные условия;

• азартные – включающие приемы, резко повышающие активность познавательной деятельности учащихся, приводящие ученика к страстному желанию играть;

• стратегические – позволяющие включать учащихся в тактику выполнения игры.

2. По виду игры:

• соревновательные – воздействующие на чувства учащихся и создающие положительный настрой к учению;

• художественные – позволяющие учащимся выступить и выразить продуманные ответы. В ходе игры ее результаты вызывают живое обсуждение;

• загадочно-выигрышные – которые приводят к интуитивному мышлению, дают учащимся самостоятельное понимание;

• организационные – которые позволяют организовывать деятельность учащихся вовремя игры.

3. По совпадению, либо различию целей и интересов субъектов игры:

• наличие общих целей, интересов;

• наличие общих целей, различие интересов;

• различие целей, интересов.

Приведенная классификация, как уже отмечалось выше, является подробной. Она связана с различными этапами урока, рассматривает игру не только с точки зрения организации деятельности учащихся, но с точки зрения организации деятельности учителя на уроке.

В методическом плане более интересна классификация дидактических игр в зависимости от формы организации деятельности учащихся на уроке, которая, как правило, фактически опирается не только на учебную, но и на игровую цель.

Классифицируя дидактические игры в зависимости от игровой цели, можно выделить следующие типы игр:

1. Деловые игры;

2. Сюжетные игры;

3. Ролевые игры;

4. Игры-соревнования;

5. Символические игры;

6. Игры с раздаточным материалом;

7. Игры, направленные на выполнение занимательного задания.

Рассмотрим более подробно каждый тип дидактической игры.

Деловые игры позволяют учащимся получать ответы на вопросы в совместной деятельности, моделирую определенную жизненную ситуацию. Участие в поиске решения конкретной, практически важной задачи вызывает у детей положительный эмоциональный настрой на урок: осознание своих возможностей, радость овладения более совершенными формами деятельности, чувство успеха, гордость за успех товарищей. Все это позволяет ученику включиться в урок не частично и не формально.

Деловая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию практически возможной жизненной ситуации. Отличие игры от обычного проблемного урока заключается в том, что здесь проблемная ситуация возникает как бы самопроизвольно, она предопределена правилами и условиями протекания самой игры. Результатом деловой игры должно быть коллективное решение учебной задачи.

В сюжетной игре учащиеся проявляют большую самостоятельность, вымысел и творчество при решении учебных задач. Развитие мышления у детей в игре теснейшим образом связано с формированием у них представлений об окружающем мире и находится во взаимодействии с воображением. Развитие воображения опирается на прошлый опыт детей, который расширяется в процессе обучения, ознакомления их с окружающей действительностью. Этот опыт, знания и представления творчески применяются детьми в игровой деятельности.

Ролевые игры – это творческие игры, в которых ребенок выполняет определенную роль. Большое влияние на поведение учащегося оказывает игровой образ и создание игровой ситуации на уроке. Ребенок ярко показывает свое отношение к воображаемому, свои мысли, чувства, стремится передать так, чтобы окружающие поверили ему. Беря на себя роль, ребенок легче и успешнее подчиняется правилам, диктуемым этой ролью, чем тем же правилам вне игры. Подчинение игровым правилам обеспечивается не только внутренними побуждениями ребенка, связанными с выполняемой ролью, но и контролем со стороны коллектива играющих.

Игры-соревнования связаны с выявлением победителя, здесь могут быть как индивидуальные, так и коллективные победители (команда, группа и т. д.). В игровой ситуации, включающей элемент соревнования, дети проявляют максимум находчивости, изобретательности, стараясь быть смелее и активнее, что может сказаться положительно на общем уровне их развития. Игры-соревнования требуют проявления дополнительных усилий, быстроты реакции, заставляют не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, умения и навыки. Каждый ученик заинтересован в лучшем результате не только за себя, но и за товарища по команде. Поэтому в играх-соревнованиях развивается чувство ответственности не только за свой успех, но и за успех всей команды.

Символическими являются игры, в которых игровое действие осуществляется с помощью средств, содержащих информацию в символьном виде.

Целью проведения игр с раздаточным материалом (например, лото, викторины и т. д.)является закрепление и углубление знаний, а также развитие восприятия, наблюдательности, внимания.

Игры, направленные на выполнение занимательного задания не только развивают мышление детей, но и приучают творчески подходить к выполнению задания, видеть главное, обобщать. Приведенная классификация в силу своей простоты наиболее удобна с точки зрения практического применения игр в учебном процессе.

Таким образом, представлено разнообразие игр в работе с детьми и педагогам для решения конкретной задачи, необходимо выбирать конкретный вид игровой деятельности.

 

1.3. Особенности дидактических игр с детьми дошкольного возраста

 

В работах А. Макаренко игра с детьми дошкольного возраста рассматривается как мощное средство воспитания воли, коллективизма, формирования практических навыков. Он считал, что детские ролевые игры так же важны для развития ребёнка, как и для взрослого[6].

Л. Выготский понимал игру с детьми дошкольного возраста как благоприятную среду для зарождения познавательных сил ребёнка, как основу для преобразования игровых действий в умственные. Он назвал игру «девятым валом развития», руководящим средством воспитания и обучения[7].

Проблеме развития творческого потенциала с детей дошкольного возраста в игровых ситуациях на уроках изобразительного искусства и художественного труда посвящены работы Б. Неменского, Б. Юсова, С. Коновец, В. Тименко[8].

По мнению Ф. Блехер, игру с детьми дошкольного возраста можно назвать дидактической только тогда, когда познавательный элемент в ней неразрывно связан с элементом заинтересованности. Дидактическая задача определяется целью учебного и воспитательного влияния. Сформулированная педагогом, она отражает его учебную деятельность. Дидактическую задачу игры определяют в соответствии с требованиями, предусмотренными программой, и с учётом возрастных особенностей детей. Таким образом, дидактическая игра содержит: цель, средства, процесс, результат игры.

А. Запорожец подчёркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».

Игра на занятии — это вид работы, позволяющий снять усталость, предотвращающий умственную перегрузку, поддерживающий трудоспособность.

Дидактические игры могут иметь словесную форму; объединять слово и практические действия; сочетать слово и наглядность; объединять слово и реальные предметы.

Необходимо обратить особое внимание на значение дидактической игры с детьми дошкольного возраста. Ее особенности и значение состоят в:

-                    даёт свободу, ведь по приказу играть нельзя, только добровольно;

-                    даёт передышку в повседневности с её монотонностью, твёрдой детерминацией образа жизни;

-                    игра — это неординарность, которая даёт возможность выхода в другое состояние души (подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяких условностей);

-                    приучает к порядку, поскольку система правил в игре абсолютна и несомненна; создаёт гармонию, формирует стремление к совершенству;

-                    имеет элемент неопределённости, которая возбуждает и активизирует ум;

-                    даёт понятие о чести, противостоит корыстным и узкогрупповым интересам, компенсирует, нейтрализует недостатки действительности;

-                    даёт возможность проявить или усовершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики;

-                    развивает воображение, поскольку оно необходимо для создания новых миров, ситуаций, правил игры;

-                    развивает устойчивый интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создаётся методом литературного моделирования;

-                    содействует развитию остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комических ситуаций, шуток развивает психологическую пластичность.

Игра далеко не только соревнование, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести игру до конца.

Таким образом, следует вывод: осуществление творческого развития детей дошкольного возраста на основе игры обеспечивает уверенность в себе, своих возможностях, раскованность действий, творческую смелость, спокойное восприятие возможной критики. Игра дарит радость общения с единомышленниками; формирует умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно в «своём», выдуманном, мире; развивает психологическую стойкость; снижает уровень тревожности, а также вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремлённость в выполнении поставленной цели.

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания. Правильно организованная интересная дидактическая игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, тренирует волевые качества ребёнка.

Под влиянием игровой ситуации происходит комбинирование знаний, где реальность объединяется с выдумкой, фантазией. Объединение учебной информации с эмоциональной окраской восприятия стимулирует умственную и творческую деятельность и создаёт условия для творческого развития личности.

Таким образом, игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразовательную к главной цели — творчески - поисковой деятельности.

.

Глава 2. Теоретико-методологические основы игровой деятельности в логопедической работе с детьми

 

2.1 Основные направления логопедической работы с детьми

 

Логопедическая работа по коррекции недоразвития речи предполагает «выбор оптимальных для развития ребенка коррекционных методик и приемов обучения в соответствии с его особыми потребностями; организацию и проведение специалистами индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения…» [1, c. 176].

Первый уровень речевого развития:

– развитие понимания речи (расширение представлений детей о предметах и явлениях окружающей действительности, понимание конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления);

– развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности;

– формирование двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований.

Второй уровень речевого развития:

– развитие понимания речи, направленной на различение форм слова;

 – развитие элементарных форм устной речи на основе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий;

– обучение правильному произношению и различению звуков, формирование ритмико-слоговой структуры слова.

Третий уровень речевого развития:

– формирование полноценной звуковой стороны речи: воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия [4];

– практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

– развитие связной речи.

Формирование речевой практики осуществляется на основе развития фонематического восприятия, правильного произношения звуков и восприятия структуры слова, наблюдений над связью слов в предложении. Одновременно с выполнением данных задач идет процесс развития познавательной деятельности детей с выработкой умений наблюдать, сравнивать, обобщать явления окружающей действительности.

Четвертый уровень речевого развития:

– закрепление навыков четкого произношения гласных и согласных звуков;

– усвоение сложных дифференцировок [ть-чсь-щ-с] или [ррь-лль-й];

– употребление в речевом контексте слов сложной структуры и звуконаполняемости;

– формирование семантической структуры слова;

– введение новых слов и сочетаний в самостоятельную речь;

– формирование правильной структуры повествования, композиционной стройности и завершенности рассказа;

– соблюдение определенного объема рассказа, раскрытие темы;

– использование выразительных средств (эпитеты, сравнения, метафоры, антонимы, синонимы и др.);

 – развитие у детей диалогической и монологической видов устной речи на основе обогащения знаний об окружающем мире;

– формирование лексико-грамматической готовности к осознанному усвоению других разделов родного языка: обучение грамоте, грамматике.

Большое внимание уделяется обучению детей навыкам практического употребления слов в речи, в частности усвоению грамматических форм языка. Закрепляя навыки изменения слов по родам, падежам, числам, лицам, дети учатся правильно использовать слова и словосочетания в различных речевых контекстах.

Разнообразные виды предложений способствуют закреплению навыков по различению звучания вопросов, в зависимости от этого изменяется время, вид, число глаголов. Дети тренируются в построении короткого вопроса и ответа полным распространенным предложением.

В течение всей логопедической работы вышеперечисленные лексико-грамматические формы изучаются не изолированно, а в речевом контексте с опорой на ранее сформированные навыки составления предложений. Работа над связной речью предполагает дальнейшее закрепление навыков составления различных типов рассказов и пересказов.

Таким образом, успешность логопедической работы зависит от многоаспектного воздействия, направленного на речевые и неречевые процессы, активизацию познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

 

2.2 Применение игр в логопедической работе с детьми

 

Игра, как ведущий вид деятельности, имеет большое значение и для детей с нарушениями речи. Недоразвитие речи, особенно, лексико-грамматической ее стороны, существенно тормозят развитие игровой деятельности.

Опыт практической работы показывает, что очень часто учителем-логопедом испытываются затруднения на различных этапах работы с такими детьми, в удержании у них интереса к коррекции речи и различных ее сторон. Поэтому основной задачей учителя-логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с использованием игровой коррекции и эмоциональной стимуляции.

При создании игровой обстановки учителю-логопеду необходимо обеспечить возможность удержания длительного времени максимальной работоспособности детей, а также более легкое и быстрое усвоение программного материала.

Проанализировав научно-методическую литературу о роли игровой деятельности в дошкольном возрасте, а также рассмотрев особенности развития и обучения детей старшего дошкольного возраста и  влияния игры на ход их развития, мы пришли к выводу, что все логопедические занятия должны быть обязательно пронизаны игровыми приемами.

Обследование детей 5–6-летнего возраста показало, что у таких детей нарушены все компоненты речевой деятельности, и из результатов диагностики, нам следует обратить внимание:

— на развитие артикуляционного и голосового аппарата;

— на развитие речевого дыхания;

— на развитие фонематического слуха;

— на развитие правильного произношения звуков;

— на увеличение объема понимаемых предложно-падежных конструкций;

— на развитие фразовой речи и пополнение активного словаря;

— на развитие мелкой моторики.

Первыми занятиями в работе учителя-логопеда являются занятия по развитию артикуляционного аппарата, задачей которых является познакомить детей с органами артикуляции и научить владеть и управлять ими. На данном этапе использовались «Сказки о Веселом Язычке», которые хорошо воспринимаются, запоминаются и воспроизводятся с детьми.

На этапе развития речевого дыхания можно использовать игровые упражнения: «Задуй сечу», « Фокусник», «Высуши белье» и др.

Для решения одной из самых главных задач, стоящих перед учителем-логопедом: постановкой звуков, их автоматизацией и дифференциацией в речи существует немало игровых приемов. Так, например: «Поможем заговорить динозаврику Дино», «Кто дольше?», «Поедем на машине», «Собери солнышко» и др. На этапе формирования фонематического восприятия используются игровые приемы: «Что звучит?», «Тихо-громко», «Подскажи словечко», «Найди пару», «Посели слово в свой домик» и др.

Для обогащения словаря эффективны такие игровые приемы, как «Слова неприятели», «Тепло — холодно», «Один — много», «Пара к паре», «Чудо-дерево», «Помоги Красной шапочке» и др.

Этап формирования связной речи также предусматривает использование огромного количества игровых приемов: игры-драматизации, «Хорошо — плохо», «Что вкуснее», «Поезд» и др.

Стимулировать речевое развитие детей путем тренировки пальцев рук очень важно, и учитель-логопед должен уделять этому особое внимание, используя игры для развития мелкой моторики рук: «Помоги лягушке поймать комара», «зашнуруй Маше башмачок», «Украсим елочку» и др.

Необходимо отметить, что использование данных игр и игровых приемов не только учителем-логопедом, но и различными специалистами ДОУ, а также родителями детей даст больший результат.

Учитывая особенности игровой деятельности детей и влияния ее на ход речевого развития, необходимо соблюдать последовательность применения игровых приемов, а именно, от простого к сложному, при этом не забывая и о комплексном подходе.

 Итак, по итогам нашей работы, можно сделать вывод, что используя игры и игровые приемы на различных занятиях и применяя их в различных видах деятельности, мы побуждаем в ребенке желание самому активно участвовать в коррекционном процессе.

Применяя игровую ситуацию в качестве обучающей, мы повышаем познавательную активность детей на занятиях и плавно регулируем их поведенческие трудности. Включая наши игры и игровые упражнения в различные виды деятельности, в различные виды занятий, в различные режимные моменты, приобщая к использованию игр всех специалистов ДОУ, а так же родителей, мы увеличиваем тем самым объем коррекционного воздействия на детей. По результатам проведенной диагностики после использования игровых приемов видны положительные результаты.

Таким образом, можно сказать, что используемые игры и игровые приемы прошли практическую проверку, которая подтверждает их эффективность. Это свидетельствует о том, что поставленные задачи были достигнуты.


 

Заключение

Поскольку ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то ее применение в процессе развития ребенка является необходимым.

Процесс игры подчинён решению дидактической задачи, которая связана с определённой темой учебной программы. Она предусматривает необходимость овладения знаниями, нужными для реализации замысла игры.

Таким образом, игра – необходимый элемент процесса обучения, который развивает у детей воображение, мышление, память, дает младшему школьнику психологическую стойкость, формирует ориентировку в жизненных ситуациях, служит созданию и сплочению детского коллектива.

Игра  – деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов. В результате проведения такой игры формируются конкретные знания, а так же соответствующие умения и навыки по их творческому использованию у ее участников.

В работе представлено разнообразие игр в работе с детьми и педагогам для решения конкретной задачи, необходимо выбирать конкретный вид игровой деятельности.

Игровые  формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразовательную к главной цели — творчески - поисковой деятельности.

Логопедическая работа по коррекции недоразвития речи предполагает «выбор оптимальных для развития ребенка коррекционных методик и приемов обучения в соответствии с его особыми потребностями; организацию и проведение специалистами индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения…» успешность логопедической работы зависит от многоаспектного воздействия, направленного на речевые и неречевые процессы, активизацию познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Применяя игровую ситуацию в качестве обучающей, мы повышаем познавательную активность детей на занятиях и плавно регулируем их поведенческие трудности. Включая наши игры и игровые упражнения в различные виды деятельности, в различные виды занятий, в различные режимные моменты, приобщая к использованию игр всех специалистов ДОУ, а так же родителей, мы увеличиваем тем самым объем коррекционного воздействия на детей. По результатам проведенной диагностики после использования игровых приемов видны положительные результаты.

Таким образом, можно сказать, что используемые игры и игровые приемы прошли практическую проверку, которая подтверждает их эффективность. Это свидетельствует о том, что поставленные задачи были достигнуты.

 


 

Литература

 

1. Адамс Большая книга игр и поделок / Адамс, Вилкес Сьюзан; , Анджела. - М.: АСТ, 2015. - 240 c.

2. Барчан, Т. А. Воздушные шарики. Дидактические игры от 2 до 5 лет / Т.А. Барчан. - М.: Карапуз, 2011. - 540 c.

3. Белякова Л.И. Специальная педагогика. - М: Владос 2013. 400 с.

4. Венгер Л.А. Психология: учеб. пособие для студентов педагогических учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.

5. Веракса, Н. Е. Играем в сказку. Репка. Наглядно-дидактическое пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 527 c.

6.  Веракса, Н. Е. Играем в сказку. Теремок. Наглядно-дидактическое пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 584 c.

7. Веракса, Н. Е. Играем в сказку. Три медведя. Наглядно-дидактическое пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 275 c.

8. Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания дошкольного возраста / Е. Н. Водовозов. – Санкт-Петербург, 2017. – 392 с.

9. Голецыова, О. Игры в детском саду / О. Голецыова. - М.: Просвещение, 1966. - 252 c.

10.  Грамматика в картинках для игр и занятий с детьми 3-7 лет. Один-много. Наглядно-дидактическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 738 c.

11. Гришечкина, Н.В. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений / Н.В. Гришечкина, В.А. Козюлина, О.П. Матюшкина. - М.: Ярославль: Академия развития, 2009. - 192 c.

12.  Давидчук, Антонина Николаевна Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / Давидчук Антонина Николаевна. - М.: Сфера, 2015. - 798 c.

13. Дмитриева 365 развивающих игр и упражнений для детей / Дмитриева, Валентина. - М.: Астрель, 2008. - 256 c.

14. Жукова Игры со сказками. 4-6 лет / Жукова, Олеся и др.. - М.: СПб: Нева, 2003. - 240 c.

15. Зимина, Н.В. 150 лучших развивающих игр для детей 3-5 лет / Н.В. Зимина. - М.: Ярославль: Академия развития, 2009. - 256 c.

16. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010. 174 с.

17. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2001. 249 с.

18. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. М.: Просвещение, 1980. 64 с.

19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2013.- 269с.

20. Лобеева, К.М. Большая книга карточных игр / К.М. Лобеева. - М.: Эксмо, 2008. - 200 c.

21. Нищева, Н.В. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 281 c.

22. Репринцева Е.А. Игра в образовании ребенка: от прошлого – к настоящему: учеб. пособие. – Курск: Изд-во Курского гос.ун-та, 2014. – 264 с.

23. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми / В. И. Селиверстов. – Москва: Просвещение, 1987. – 142 с.

24. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981. – 34 с.


 

25. Скачано с www.znanio.ru



[1] Репринцева Е.А. Игра в образовании ребенка: от прошлого – к настоящему: учеб. пособие. – Курск: Изд-во Курского гос.ун-та, 2014. – с.143

[2] Венгер Л.А. Психология: учеб. пособие для студентов педагогическихучеб. заведений. – М.: Просвещение, 1988. –с.256

[3] Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – с.4

[4] Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981. – с.18

[5]Запорожченко, Л.И. К вопросу формирования познавательной активности младших школьников / Л.И.Запорожченко // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. – 2014. – Т. 9. – № 1. С.175–176

[6] А.С.Макаренко «Лекции о воспитании» [Электронный ресурс]: Произведения А.С.Макаренко.Работы о воспитании. - Режим доступа: http: // www.makarenko.edu.ru /biblio.htm

[7] Словари и энциклопедии на Академик. Дидактическая игра [Электронный ресурс]: подходы к терминологии различных авторов. Режим доступа: http: // dic.academic.ru / dic.nsf/ ruwiki / 28607

[8] Чен Н. В. Дидактическая игра — основа развития воображения и фантазии [Текст] / Н.В.Чен. // методическая копилка. Издательская Группа «Основа», - 2015г.