РОЛЬ ИГРЫ В РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
«Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых» Я. Корчак «Игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое для взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Эти слова написал в свое время А.С. Макаренко. Эти слова и сейчас очень актуальны. Ранняя профессиональная ориентация дошкольников – это малоизученное и новое направление работы с детьми 3-4 лет и неотъемлемая часть общекультурной среды. Профориентация формирует целостный жизненный опыт ребенка в социальной среде. Важнейшие социальные потребности дошкольника решаются посредством профориентационной работы, т.к. ребенок через игру знакомится с атрибутами различных профессий. Сюжетно – ролевые игры профессионально – ориентированной направленности играют большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиях взрослых. В игре можно быть кем угодно – пожарным, водителем, врачом, парикмахером. Главную роль в игре на себя берет ребенок. Ведь он представляет себя взрослым. В три года ребенку еще трудно принимать на себя роль. Вот тут к нему на помощь должны прийти родители. Они не только принимают участие в игре, но и обеспечивают малыша атрибутами для игры. Только надо помнить, что это должны быть атрибуты знакомых ребенку профессий. Помощь родителей в приобщении детей к труду и знакомству с профессиями в игре важна и необходима. Кто, как не родители, лучше чувствуют и знают своего малыша, наблюдают его привычки, интересы и характер. А.Г. Асмов писал: «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. И именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только, как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра – это профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть шофером, продавцом, врачом и т.д. Работа в семье в приобщении детей к труду должна быть направлена, в первую очередь, на формирование у детей положительного отношения к профессиональной деятельности человека. Очень полезны наблюдения за трудом продавца, врача, парикмахера и т.д., которые формируют первые представления о некоторых видах труда взрослых. Ребенок, получив необходимую информацию в наблюдениях, переносит ее в игру. В игре ребенок воспроизводит действия и взаимоотношения взрослых, начинает понимать смысл их деятельности. И в результате у детей формируется одна из замечательных способностей человеческого ума – обретение способности к оперированию знаками и символами. В сюжетно-ролевых играх есть традиционные сценарии: семья, магазин, больница и т.д., но также можно использовать и другие игровые ситуации. Например, поставить стулья в ряд, взять в руки руль и повезти своих папу и маму в путешествие. Необходимо ненавязчиво предлагать ребенку как можно больше вариантов игр, т.к. игра поможет детям запомнить правила поведения в обществе и больше узнать о разных профессиях. Взрослый поможет в игре брать на себя разные роли, такие как: участник, советчик, помощник. Но никогда взрослый не должен подавлять инициативу и самостоятельность ребенка. Взрослый может ненавязчиво влиять на содержание игры, создавать условия для осуществления игры, для развития изобретательности и творчества малыша. Лучше всего, если малыш начинает играть, а взрослый присоединяется к нему, войдя в «образ». Включаясь в игру ребенка, постепенно научите его брать на себя разные роли и общаться с другими детьми в игре. Задача родителей – научить ребенка объединяться для совместной игры. Решение задачи – самому принять участие в игре ребенка. Во время игры можно использовать как подручные средства (пуговицы под видом таблеток для врача, нарезные из картона знаки дорожного движения для водителя или полицейского), так и наборы (кухня, пожарная машина, наборы парикмахера, доктора). Такие игры знакомят ребенка с профессиями, развивают фантазию, обогащают знания об окружающем мире. Таким образом, сюжетно-ролевая игра раскрывает детям смысл и значение трудовой деятельности для общества. У детей проявляется социальная позиция и формируется определенная модель поведения. Дети получают первый опыт, проявляя себя в новой социально-значимой роли.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.