«Роль игры в учебном процессе»
Оценка 4.6

«Роль игры в учебном процессе»

Оценка 4.6
doc
23.01.2023
«Роль игры в учебном процессе»
«Роль игры в учебном процессе».doc

 

 

 

 «Роль игры в учебном процессе»

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      

« Игра – это искра, зажигающая огонёк

 пытливости и любознательности»

В. Сухомлинский

Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС невозможно без условий реализации основной образовательной программы, особое место в которых занимает учебно- методическое и информационное обеспечение. Одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.

Приоритет индивидуальности предполагает признание ученика основным участником образовательного процесса, самоценного и личностно значимого субъективного опыта.

Условие вариативности предполагает определённую позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении.

Условие открытости предполагает использование на уроке разнообразных видов общения: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель - ученики и т.д. Условие открытости предполагает и совместный поиск истины: умение принять другую точку зрения, взаимопонимание.

 Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Высоко оценивая значение игры В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребёнка. Возникает новая социальная позиция личности – учащиеся, к ребятам предъявляются новые требования, у них появляются новые обязанности, новые товарищи. Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. Я выбрала тему по самообразованию: «Роль игры в учебном процессе» и работаю по ней несколько лет. Эта тема и моего творческого отчёта.

Актуальность темы: В моём классе 20 учащихся. Этот набор оказался непростой, я столкнулась со многими проблемами. А всё дело в том, что 9 детей из разных деревень, 1 мальчик второгодник (оставлен из-за стеснения, замкнут,  боялся общаться с детьми, не отвечал на вопросы учителя), остальные дети из разных садиков. Деревенские дети не посещали дошкольные учреждения. Чтобы объединить и сплотить детей, помочь детям раскрепоститься, не бояться, не стесняться и помогла мне игра, надо сделать серьёзное обучение – занимательным. Я считаю, что заставлять, принуждать ребёнка к учёбе это неправильно. Я люблю детей и свою работу, и поэтому хочу в их жизни добавить чуточку доброты. Чтобы все школьные занятия были детям в радость, и они со  спокойной душой каждый день спешили в школу. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий.

Цель моей педагогической деятельности: создание положительно - эмоционального климата в классе в урочное и во внеурочное время;

Задачи: 1. Укрепить психическое здоровье детей и помочь им постичь знания без стрессов и с интересом.

2.Установление контакта с ребёнком, контакта содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительные, дружеские отношения с ребёнком.

3. Развитие умственной активности детей, облегчение процесса усвоения знаний, сделать учебный материал увлекательным.

4. Самая главная задача – сочетание игры с серьёзным, напряжённым трудом, чтобы не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.

5. Воспитание дисциплины, воли, характера.

  Я.А. Коменский очень высоко оценивал роль игры в обучении. Он писал в «Автобиографии»: «Весь метод направлен на то, чтобы школьная подневольщина превратилась в игру и забаву.»

Девиз моей педагогической деятельности:  не заставлять, а заинтересовать

Чтобы быстро и безболезненно преодолеть психологический барьер, возникающий при поступлении ребёнка в школу, я использую игру как методический приём в учебном процессе. Я заметила, что включение в урок учебных игр и игровых моментов делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей  рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в учении. Сначала учащихся интересует только форма игры, а затем уже и учебный материал, без овладения которым  невозможно участвовать в игре. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные виды упражнений, тренируются в устном счёте, решают задачи.

  Для  младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то,  что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности. Даже дети с отставанием в развитии, робкие и застенчивые охотно включаются в игры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий. Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный.

В 2011 учебном году я взяла 1класс и столкнулась с затруднениями: как объединить и сплотить детей, помочь детям раскрепоститься, не бояться, не стесняться, как безболезненно преодолеть психологический барьер, возникающий при поступлении ребёнка в школу? Чтобы их решить я обратилась в ГБУ КО «Калужский областной центр помощи семье и детям «Доверие»,  филиал « Созвездие» г. Юхнов  за консультацией, помочь в выборе материала и тестов.  В начале учебного года я выбрала нужные мне тесты и начала работу. В основном   это  тесты по формированию

 личностных УУД:       

1.«Беседа о школе» УУД: мотивация, внутренняя позиция школьника.

2.Методика «Определение уровня школьной мотивации (по Лускановой)»
УУД: действия, направленные на определение своего отношения к обучению и школьной действительности; действия, устанавливающие характер мотивации учения;

 3.Методика «Моральные дилеммы. «Оцени поступок»»
УУД: действия нравственно-этического оценивания, учета мотивов и намерений, взаимопомощи в конфликте с личными интересами;
4.Методика  Опросник учебной мотивации
Оцениваемые УУД:  действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.

5. Методика «Лесенка», «Кружки»

и коммуникативных УУД

Методика «Рукавички» УУД: коммуникативно-речевые действия (коммуникативные УУД), действия, направленные на умение работать по словесной инструкции партнера, действие, направленное на  формирование произвольной регуляции поведения;

 Методика «Моральные дилеммы «Оцени поступок»
УУД: действия нравственно-этического оценивания, учета мотивов и намерений, взаимопомощи в конфликте с личными интересами;

Была организована психолого – педагогическая диагностика развития личности учащихся, их личностного роста, развития сформированности универсальных учебных действий.

Основная цель диагностики – это получить информацию о психологическом состоянии младших школьников в ходе учебной деятельности и внедрить в процесс обучения наиболее эффективные приёмы, методы обучения.  Диагностический контроль (вводный, текущий, итоговый)  показал  развитие и рост универсальных учебных действий учащихся. Результаты диагностики сравнивались с нормами развития учащихся. Кроме тестирования проводилось наблюдение за учащимися на уроках и переменах.

Для выявления достижений учащихся был проведён диагностический  контроль:

·         вводный;

·         текущий;

·         итоговый.

Были определены уровни в развитии: высокий, средний, низкий.

 В начале 1 класса провела цвето - рисуночный тест (разработан А.О. Прохоровым и Г.Н. Генинг), а психолог мне помогла сделать обработку этого  теста

 Цель: диагностика психических состояний младших школьников в ходе учебной деятельности.

В первый день занятий своё настроение большее количество детей изобразило красным цветом (задание было закрасить квадрат любым цветом.) Это говорит о том, что дети с хорошим настроением пришли в школу.   В дальнейшем, оценивая свою работу на уроках ( кружками настроений, островами настроений, смайликами), у детей стали появляться холодные цвета. Придя в школу, ребёнок должен полностью перестроиться.  Увеличилась нагрузка, появились первые трудности (научиться читать, писать, считать, научиться общаться со сверстниками и т. д.)

1.Вводный контроль( 1-начало сентября): из 100% - 20% использовали холодные цвета. Это говорит о том, что дети с хорошим настроением пришли в школу.   

2.Текущий контроль( 2-октябрь):из 100% - 40% ( большее количество детей стали понимать, что учение- это труд, столкнулись с первыми трудностями)

3.Итоговый контроль: (3- ноябрь) из 100% - 60%

                           

На рисунке-тесте « Я в школе» ( изобразить школу и себя).

Цель теста: определить психологическое и физическое состояние ребёнка в школе.

 У 60% детей  изображения были маленькие, наличие сильной штриховки говорит о том, что физическое состояние ребёнка неблагоприятное, он напряжен, скован и т.д.

Тогда я задумалась – как мне помочь этим детям учиться  без вреда здоровью,  как найти  нужные способы подхода к каждому ребёнку. Вот тут-то мне и помогла игра найти общий язык с детьми, а детям постигать знания без стрессов и с интересом. Ценность игры как обучающего  средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей.


Показатели  ожидаемого результата

    Результативность применения игровых форм в учебном процессе  можно оценить с помощью следующих показателей:
• Присутствие у школьника положительной мотивации  к учебной  деятельности (желание учиться, ответственность.)

• Положительные изменения в эмоциональной сфере  (хорошее настроение, эмоциональное общение между учащимися, комфортность в деятельности). Положительный психологический климат в коллективе.

• Объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов .

ЛичностныеУУД: действия, направленные на определение своего отношения к обучению и школьной действительности; действия, устанавливающие характер мотивации учения;

Показателем личностной адаптации является самооценка. В целях её самоопределения я применяла методику «Кружки»

Цель: определяла уровень самооценки ребёнка.

 В результате проведённого вводного, текущего, итогового контроля наметился положительный рост самооценки учащихся.

 Этот тест я проводила вводный контроль во 2четверти, текущий контроль- 3четверть, итоговый контроль -4 четверть.  .

Описание теста: ученику даётся лист с четырьмя пронумерованными кругами и даю инструкцию:

 « Посмотри на эти круги и представь , что все ученики нашего класса встали в эти круги. В первый (1) круг встали дети, у которых всё получается в школе. Они знают всё, что спрашивает учитель, никогда не делают ошибок, всегда правильно себя ведут, им не делают ни одного замечания.

Во второй (2) круг встали дети, у которых в школе почти всё получается: они отвечают почти на все вопросы учителя, но на некоторые могут не ответить, они почти всегда всё правильно решают, но иногда делают ошибки. Они почти всегда правильно себя ведут, но иногда им делают замечания.

В третий (3)круг встали дети, у которых в школе многое не получается: они отвечают только на самые лёгкие вопросы учителя, часто делают ошибки. Они часто плохо себя ведут, и учитель делает им замечания.

В четвёртый (4) круг встали дети, у которых в школе почти ничего не получается, они не могу дать ответа почти ни на один вопрос учителя, у них очень много ошибок. Они не умеют себя вести, и учитель делает им постоянно замечания». Покажи - в какой круг станешь ты. Показателями   дезадаптации  являются  попадание  в четвёртый круг ( заниженная самооценка) и в первый круг (завышенная самооценка)

                            

 

                            

                            

Вывод: – создание благоприятной атмосферы на занятиях, установление эмоциональных контактов способствуют росту  детской  самооценки, самоуважению к себе и развивают личностные универсальные действия учащихся. Наблюдая  за учащимися, я отметила, что они стали увереннее в себе, повысилась их самооценка.

 

                                     Функции игры:

1.      Обучающая функция – развитие учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие.

2.      Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

3.      Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения.

4.      Релаксационная функция – снятие эмоционального(физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

5.      Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

6.      Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал.

7.      Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

В игре ребёнок получает опыт произвольного поведения, учится управлять собой, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры. Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то тут игра может прийти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство.

          Принципы, на которые основывается игра.

1.      принцип развивающего обучения

2.      принцип воспитывающего обучения

3.      принцип доступности обучения

4.      принцип индивидуального подхода к детям

5.      принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний

Важным средством предупреждения утомления первоклассников являются физкультминутки,  которые я провожу на каждом уроке и в интересной игровой форме, часто использую элементы тех игр, которые они знают и играют дома, придумываю сама. Вот одна из них, например, «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три на месте фигура буквы «А» замри». Движение руками , а в конце изображают нужную фигуру. Эту физкультминутку я провожу на уроках обучения грамоте в 1 классе. Во время неё дети отдыхают и повторяют изученные буквы, запоминают,  как пишется та или иная буква. Для каждого урока у меня определённые физкультминутки с определённой целью. Они помогают мне  сделать уроки эмоционально насыщенными, живыми и интересными, а главное – сберечь здоровье детей.

Младший школьник мыслит наглядно - образно, поэтому необходимо при применении дидактических игр использовать наглядность. Большую часть наглядности я готовлю сама

                 

А ещё мне помогают интерактивные средства обучения. Все учебники имеют приложения на электронном носителе. На каждом столе имеется ноутбук  и, работая в парах, ребята выполняют задания, которые содержат игровой материал. Чаще всего это упражнения на закрепление нового материала.  Дети с интересом включались в игровую деятельность. Дома не  у каждого был компьютер, поэтому дети спешили в школу, ждали момента, когда начнут работать с ноутбуками. Трудно было в 1 классе, когда дети учились работать с техникой, а в 3-4классе дети уже самостоятельно с большим удовольствием выполняют более сложные задания, например, - презентации.

В творческом отчёте хочу предоставить наиболее результативный опыт использования мною игровых технологий в учебном процессе. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим целям урока.

Четвёртый год я работаю по ФГОС НОО, и с каждым годом работать становится интереснее, столько новых форм обучения можно применить сейчас. У меня в классе очень хорошо идёт работа в парах и группах. Если раньше в своей практике я старалась уходить от этой формы работы, боялась шума на уроке (особенно на открытом), то сейчас я применяю её очень часто. В играх используется материал различной степени трудности, что даёт возможность  осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний. А сколько разных игр можно применить, работая в группах! Группы всегда со сменным составом. В первом классе это дети, которые знают друг друга ( дети из одного садика, из одной деревни), а сейчас уже чередую слабых и сильных детей  или только сильные, только слабые в группе – тогда и задания будут разные. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учитель использует метод групповой работы, имеет возможность регулировать  внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые «вырабатывают и утверждают сами»:

·      полное внимание к однокласснику;

·      серьёзное отношение к мыслям, чувствам других;

·      терпимость, дружелюбие( например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку»).

Коммуникативная деятельность (коммуникативные умения, умения строить взаимоотношения в классе с учителем, учащимися).

Мною использовался метод наблюдения за общением учащихся друг с другом в урочной и внеурочной деятельности.

Для начала я провела рисуночный тест «Мой класс».                           

Инструкция: нарисуй свой класс.

Цели: проследить и проанализировать, как общаются дети между собой, помочь наладить взаимоотношения в классе с учителем, учащимися.

Коммуникативные УУД: коммуникативные умения, умения строить взаимоотношения в классе с учителем, учащимися.

Высокий уровень: в рисунке отражено сотрудничество и сплочение детей, изображение яркое.

Средний уровень: данные показатели выражены частично, эпизодически.

Низкий уровень: на рисунке не отражены данные показатели.

На диаграмме виден рост коммуникативной деятельности учащихся от вводной диагностики до контрольной, что произошло в результате применения игр с элементами сотрудничества.

В работе в парах я включаю игры с элементами сотрудничества и взаимопомощи соседу. Например, « Собери аппликацию». Дети работают парами ( в паре с конфликтным ребёнком работает уравновешенный, с робким, неуверенным ребёнком –более смелый и энергичный).Играющим даётся образец поделки, фрагменты деталей аппликации (причём набор составлен так, чтобы сделать поделку, ребёнок должен обменяться с соседом недостающими деталями. Каждый ребёнок должен составить такой же рисунок. По такому же  принципу на уроках математики провожу игру «Лото». Раздаю каждой паре карточку с примерами, каждому играющему кружочки с ответами. Чтобы закрыть все окошки с примерами, они должны друг с другом обменяться кружочками. Можно организовать, как состязание между парами. Правила этой игры построены таким образом, что без обращения к партнёру и установления контактов с ним игровое задание не может быть выполнено. Постепенно путём проб и ошибок дети приходят к пониманию, что « мы должны с тобой обменяться деталями и у нас всё получится»

 Я наблюдала, как учащиеся работают на уроках: в парах, группах, индивидуально (работа в рабочих тетрадях по предметам, работа со словарями, энциклопедиями, дополнительной литературой) – умеют ли  сотрудничать друг с другом, понимать собеседника, логически мыслить. В ходе наблюдения я заметила, что ученики моего класса, имея на вводном контроле невысокие показатели уровня школьной мотивации,  смогли достигнуть более высоких результатов в ходе игровой деятельности.

Вывод: в результате наблюдения я отметила большую ориентацию на моральные нормы и их выполнение у учащихся. Ведь в ходе игровой  деятельности применялись методы групповой работы, работы в парах, где учащимся было необходимо учитывать точку зрения другого, ставить себя на место одноклассника, выполнять правила поведения в группе.

Умение сговориться в игре, распределить роли, умение уступать, действовать по правилам я наблюдала и формировала  на уроках изобразительного искусства и технологии, в работе  творческих бригад. В них распределяются роли – поручения. Каждый ребёнок играет свою роль, не боясь, что он не справится, так как в каждой бригаде есть «скорая помощь».

 

Примеры собственных разработок:

Многие игры я разрабатываю сама, в зависимости от урока, его целей.

1.Вот пример одной из таких игр, разработанных мною: « Помоги Золушке перебрать фасоль»(1класс,  урок - обучение грамоте, этап урока - закрепление нового материала). Класс разделила на группы разного уровня.

 Тема урока: Буквы З, з, звуки [з], [з '].

Цель игры: умение находить слова с новым звуком; читать эти слова; составлять рассказ; группировать слова.

Описание игры: из картона вырезаны овалы- фасоли, на них напечатаны слова.

Овал: летоОвал: веснаЗадание 1.Помоги Золушке  разложить фасоль в две кучки: слова, в которых вы встретили новую букву, а другая , где нет буквы «з».

Овал: зебра
 

 


2 задание: одной группе – найти лишнее слово («зебра»  отвечает на вопрос «кто?») Что вы знаете об этом животном.

                     другой группе -      найти названия времен  года и разложить их по порядку

                    другой группе - дать характеристику звуков в слове «Зима»

2. Дети любят игру «Домино». На карточках слова:  «зуб», «бобр», «рак», «кот», «тина» и т.д. Раздаю детям карточки, называю первое слово, а затем ребёнок с нужной карточкой выходит к доске, громко, читая своё слово на карточке( оно должно начинаться на последнюю букву). В такой интересной игровой форме отрабатывается и техника чтения, и внимательность, и сообразительность, и никакого страха. Единственная проблема – участвовать хотят все дети, поэтому приходится делать много наглядного материала.

 

3.Очень нравится детям игра «Разведчики», «Минёры». Эти игры можно применять в разных классах, меняя задания по сложности. Даже сейчас в 4 классе дети с удовольствием в них играют. Вот один пример.

Описание игры: дети делятся на отряды, каждый отряд выбирает командира. Задача разведчиков или минёров в течение заданного времени найти ошибки в примерах и доложить командиру( сам командир тоже ищет ошибки). Эту  игру можно применять при закреплении тем: «Письменные приёмы умножения, деления, сложения, вычитания многозначных чисел»   Каждому ученику раздаются листки с примерами, несколько примеров решены неправильно, они должны найти и исправить ошибки (найти и разминировать мины). Проводя эту работу просто в тетради, детям скучно, а в игре каждый старается не подвести своего командира и, играя, дети отрабатывают навыки математических действий.

С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра – всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно.

4.Отрабатывая и закрепляя навыки табличного сложения и вычитания (2класс), табличного умножения и деления  (3класс) я использую игру «Футбол». У доски ребёнок – вратарь, ему задают с места примеры из таблицы. Если ученик ответил правильно – значит, он поймал мяч, а если нет – значит, пропустил гол. Никому не хочется пропустить мяч, поэтому дети старательно и быстро заучивают таблицы. А остальные дети могут оценить ответы своих товарищей сами.

5.Часто применяю в своей практике игры – поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: « Помоги Незнайке расставить знаки препинания» (4 класс темы уроков: « Однородные члены предложения», «Сложные предложения» , « Обращение».) Или « Проверь домашнее задание у Буратино».

6.На уроках окружающего мира часто применяю игры – предложения: « Что бы сделал ты,  если….», «Что было бы….» и т. д.

Конечно, ни один устный счёт не обходится без игровых моментов. Их множество: «Математическая рыбалка», «Забей мяч в ворота», «Покорми птиц зимой» и другие. Наглядность к играм делаю сама, а сейчас мне помогает моя интерактивная доска.

7.На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну, помощь сказочным героям, условные экскурсии с элементами игры. Примером этого служит помещённый ниже конспект урока, проведенного мною в 2012г в 1классе для ШМО учителей начальных классов.

Окружающий мир. Конспект урока. Урок – сказка.

Тема урока: Почему идёт дождь и дует ветер?

Цели урока: Расширить и уточнить знания детей о дожде и ветре; объяснить причины их возникновения; раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека.

Формируемые УУД: познавательные: получить новые знания о дожде и ветре, о причинах их возникновения

коммуникативные: умение  задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы; высказывать сою точку зрения; умение работать в парах и малых группах.

регулятивные: формулировать учебные задачи, оценивать качество и уровень усвоения материала.

личностные: оценивать собственную учебную деятельность, определять причины неудачи, уметь применять знания в жизненных ситуациях.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять причины возникновения дождя и ветра; различать виды дождя.

Оборудование: воздушный шарик; красочная книга  А.С. Пушкина « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; электронное приложение к учебнику.

1.Орг. момент:

-Сегодня у нас урок необычный, сегодня урок – сказочный. Давайте узнаем, по какой сказке мы будем сегодня путешествовать. А для этого отгадайте, из какой сказки этот отрывок:

            «Я ль, скажи мне , всех милее, всех румяней и белее?  Что же зеркальце в ответ?»

Ученики отвечают (сказка А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

-Ребята, а кто вспомнит кратко,  что произошло в этой сказке? (ответы детей)

2. Актуализация знаний.

 Учитель читает отрывок из сказки и показывает слайд с изображением царевича Елисея на доске

              «За невестою своей королевич Елисей

                 Между тем по свету скачет.

                  Нет как нет! Он горько плачет,

                  И кого не спросит он, всем вопрос его мудрён;

                   Кто в глаза ему смеётся, кто скорее отвернётся»

- Ребята, поможем Королевичу  Елисею? (да)

-Тогда нам надо будет выполнить все задания, которые будут предлагать Елисею. Итак –в путь!

« К красну Солнцу, наконец, обратился молодец:

« Свет наш солнышко! Ты ходишь круглый год по небу,

   Сводишь зиму с тёплою весной, всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете ты царевны молодой?

Я жених ей.»

Солнце отвечает: «Укажу тебе дорогу, если поиграешь со мной и правильно ответишь на мои вопросы.»

Игра «Доскажи словечко»

-Солнце – это огромный пылающий……….(шар)

-Солнце – это ближайшая к Земле ……..(звезда)

-Солнце создаёт нам ……..(день)

- По размерам  Солнце………(больше) Земли.

-Нам  Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится…..(далеко от Земли)

СОЛНЦЕ: « Я не видело молодую царевну. Может моя сестра её заприметила. А кто она – отгадай мою загадку: Ясными ночками  гуляет мама с дочками.

                Дочкам не твердит она: « Спать ложитесь, поздно!»

                 Потому что мать-…….(луна)

                 А дочурки-………(звёзды)

Учитель продолжает:  Тёмной ночки Елисей дождался в тоске своей.

                                           Только Месяц показался, он за ним с мольбой погнался:

                                            « Месяц, Месяц, мой дружок, ты встаёшь во тьме глубокой,

                                             Круглолицый, светлоокий, и, обычай твой любя. Звёзды смотрят на тебя.

                                             Аль откажешь мне в ответе? Не видал ль где на свете ты царевны молодой?

                                              Я жених ей»

Месяц и звёзды отвечают: « Ответь с ребятами на наши вопросы.

-Луна это естественный ……..(спутник Земли)

-Она движется вокруг …….(Земли)

-Звёзды это огромные пылающие ……(шары)

-Они нам кажутся маленькими, потому что……. (находятся далеко от Земли)

-Звёзд на небе очень  много, и люди объединили их в ……(созвездия).

-Вы идёте правильно. Ступайте дальше.

3. Самоопределение к деятельности.

-О каком природном явлении говорится в загадке?

                                                                                          Он пришел, наполнил кадки,

                                                                                              Поливал усердно грядки,   

                                                                                             С шумом окна промывал, на  

                                                                                             крыльце потанцевал.

                                                                                             Побродил по крыше вволю и

                                                                                              ушел по лужам в поле.

                                                                                                        (Дождь).

-А кто скажет, эта природная сила есть в сказке Пушкина? (нет)

-кто знает, почему идёт дождь?(ответы детей)

-А ещё вот кого встретил Елисей: Носится, свищет, мечется, рыщет.

                                                               Где пробежит – листик дрожит,

                                                            Где пронесётся – дерево гнётся. (ветер)

- Ребята, а что вы знаете о ветре? (ответы детей). Предположите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? ( о дожде и ветре) Сформулируйте тему нашего урока. Проверим и

прочитаем тему урока на с. 36 учебника.

-Прочитайте, какие задачи мы поставим перед собой.

А королевич Елисей присел отдохнуть на камень, а на нём написано: « Выполни  задания на с. 36 учебника и обсуди их в группах.» Ребята, давайте поможем королевичу.

(учитель выслушивает ответы детей)

-А теперь проверим себя. Прочитайте текст на с.87

-А в это время Царица злая достала своё зеркальце и спросила у него: « Свет мой зеркальце скажи- почему идёт дождь?» И ей зеркальце в ответ: ( материал на диске) Учитель включает фрагмент ……..?

4. Физминутка.      Почему повсюду лужи?( Разводят руки в стороны и подергивают плечами)

                                    Мама зонтик свой берет.(Руки вверх, вниз, открываем зонтики)

                                    Почему же? Почему же? (движения, как в 1 строке)

                                     Потому что……(хором) Дождь идет! ( Хлопают в ладоши)

Отдохнул Елисей и отправился дальше в путь, а мы с вами последуем за ним. Мы же ему помогаем искать его невесту.

Вот он к ветру обратился: « Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч,

                                                    Ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе,

                                                     Не боишься никого, кроме бога одного.

                                                      Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете

                                                     Ты царевны молодой?»

-Ребята, поможет ему ветер? Вспомните сказку.(да) Но прежде давайте попробуем сами получить ветер у нас в классе прямо сейчас. Как вы думаете,  как его можно получить? (ответы детей:1) подуть; 2) помахать руками перед лицом)

-А вот еще можно ( учитель демонстрирует)На подоконник кладет воздушный шарик и приоткрывает окно. Дети замечают, что холодный воздух сдул шарик.

- А теперь прочитайте четвертое задание на с. 37. Обсудите его в парах.  (учитель выслушивает ответы детей)

- Проверим себя на с.87.

-«Отвечает ветер буйный ,-

Там за речкой тихоструйной есть высокая гора,

В ней глубокая нора. В той норе, во тьме печальной

Гроб качается хрустальный…..В том гробу твоя невеста.»

Заплакал и запечалился наш королевич Елисей. А ветер ему сказал: « Если ребята выполнят задания  в тетради, значит, царевна оживет.

5. Работа детей в тетрадях с.23-24

«Гроб разбился. Дева вдруг ожила.

Глядит вокруг изумлёнными глазами,

И, качаясь над цепами, привздохнув, произнесла:

«Как же долго я спала.»

И с невестою своей обвенчался Елисей.

6. Подведение итогов

-Ребята, наша сказка закончилась. Но путешествуя по ней,  о чём вы узнали? Выяснили мы причины возникновения дождя и ветра?

7. Рефлексия.

Оцените свои достижения на уроке  лесенкой успеха ( надо поставить себя на ступеньку. На первую - я ничего не понял на уроке, мне было не интересно. На среднюю - мне понравилось на уроке, я работал, но понял не всё. На верхнюю - я всё понял, я работал активно, мне всё понятно)

8. Если останется время, творческая работа. Работа в группах.

с.37 сочините сказку по рисунку  

9.Рекомендации: дома попробуйте сочинить каждый свою сказку с.37.

 

8.      Игра помогает учителю найти общий язык с детьми, а детям постичь знания без стрессов и с интересом. ФГОС ставит перед учителем и учащимися новые задачи: сегодня важны не только и не столько предметные знания, но и так называемые «метапредметные умения». Для решения этих задач провожу игру по одной теме на протяжении всего учебного дня. Например, ко Дню космонавтики в апреле ребята совершают «Полёт в космос».

«Взлёт» состоялся на уроке чтения. Дети читали книги о космосе, о космонавтах, рассматривали книги с изображением летательных аппаратов. Укрепили силы и размяли свои мышцы на физминутках, все плотно подкрепились на завтраке. Учитель на втором уроке командует «Старт!». Идёт урок русского языка: « Представили себе, что ваши тетради- это бортовые журналы, в которых  космонавты делают свои записи.» Выполнения разных упражнений (на тему « Космос»). На уроке изобразительного искусства дети выполняют рисунки на тему «Космические зарисовки». На последнем уроке математики делают  расчёты, чтобы посадка на Землю была мягкой, а для этого надо точно рассчитать место приземления. Ошибаться на уроке опасно, иначе может произойти авария. Таким образом, объединённой одной сюжетной линией, учебный день дал мне возможность поддержать интерес к  работе, закреплять материал без лишнего напряжения и стрессов.  Детям было интересно, а что их ждёт на другом уроке. Иногда в такой день у нас не бывает границ между уроками, не успев закончить работу на одном уроке, доделываем на следующем, но всю запланированную работу мы успеваем сделать.

Во внеурочное время я вместе со специалистами ГБУ КО «Калужского областного центра помощи семье и детям «Доверие»,  филиала « Созвездие» г. Юхнов  в 2011г работала с детьми по программе «День за днём в стране фантазий». Программа направлена на социально-психологическую адаптацию младших школьников к образовательной среде.

В классе интересно проходят коллективные праздники и мероприятия, Дни именинника.

Сделать урок интересным, увлекательным мне помогает игра. Ученику на таком уроке спокойно и комфортно, он с интересом постигает науку. Главное, чтобы игра сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, чтобы не отвлекала от учения, способствовала интенсификации умственной работы; созданию положительно - эмоционального климата в классе в урочное и во внеурочное время. Эти задачи мною достигнуты, что подтверждают итоги тестирования и анкетирования детей, родителей.

Показатели по развитию личности учащихся, их личностного роста, по развитию сформированности универсальных учебных действий отслеживаю по результатам мониторингов.

Таким образом, применяя данную технологию, мне удалось:

- создать положительно - эмоциональный климат в классе в урочное и во внеурочное время;

- Установить контакт с ребёнком, контакт содружества, сотворчества, вступить в доверительные, дружеские отношения с ребёнком;

- облегчить процесс усвоения знаний, сделать учебный материал увлекательным.

-а главное - помогла укрепить психическое здоровье детей и помочь им постичь знания без стрессов и с интересом.

Чтобы узнать мнение детей, их предложения, их замечания,  я проводила конкурс сочинений о классе, об учителе.

Результат  моей работы показывают стабильные результаты по количеству отличников и хорошистов, в межаттестационный период работала без второгодников. Мои отличники  продолжают оставаться ими в старших классах, а при выходе из школы - это медалисты.


Большое количество детей, которые хотят и участвуют в олимпиадах, так же говорит о положительной мотивации в учебном процессе. (2011-2012 г.-17 участников, 2 победителя и 4 призера), (2012-2013г -23 участника и 1 победитель), ( 2013-2014г – 6 участников и 2 призера)

 

2010-2011г

2011-2012г

2012-2013г

2013-2014г

2014-2015г

Школьный уровень

2 победителя

2 участника

 

1 участник

 

Муниципальный уровень

3 победителя

3 участника

1 призер

1 дипломат

2 призера район. олимпиады

2участника и

1 призёр районной олимпиады

Федеральный уровень

1 участие

12 участников

1 победитель

4 призера

23 участника

5 участников

Ждем  результаты

                                

Заключение: Я уверена, что применяя в учебном процессе игровые технологии, я огражу своих учеников от школьных перегрузок и переутомления на уроках. С помощью игры я помогаю ребятам осознавать окружающий мир, открываю широкий простор для проявления активности, личного творчества, самовыражения, самопознания.  У моих учеников заметно развивается память, внимание, творческое воображение. А самое главное - моим ученикам комфортно и уютно в классе, они идут  в школу с желанием, становятся добрее, дружнее, внимательнее друг к другу. Я обязательно буду продолжать работу в этом направлении.

Опытом работы по данной технологии я делилась со своими коллегами на ШМО учителей начальных классов, давала открытые уроки на протяжении трех последних лет.

 

                                               Литература

1.      Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М., Просвещение, 2008г

2.      Аникеева Н.Б.  Воспитание игрой.  М.,Просвещение, 1987г.

3.      Амонашвили Ш. А  В школу – с шести лет.  М., 1986г.

4.      Эльконин Д. Б.  Психология игры.  М., 1987г.

5.      Выготский Л. С. Педагогическая психология . М.,1991г.

6.      Минскин В. И. « От игры к знаниям» М., 1988г.

7.      Светлова Т. М. Игра дело серьёзное. 1991г.

 

 

 

       

 

 

 

  

 

 


Роль игры в учебном процессе» \

Роль игры в учебном процессе» \

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

Роль игры в учебном процессе» и работаю по ней несколько лет

Роль игры в учебном процессе» и работаю по ней несколько лет

Девиз моей педагогической деятельности: не заставлять, а заинтересовать

Девиз моей педагогической деятельности: не заставлять, а заинтересовать

Методика «Моральные дилеммы. «Оцени поступок»»

Методика «Моральные дилеммы. «Оцени поступок»»

Цель : диагностика психических состояний младших школьников в ходе учебной деятельности

Цель : диагностика психических состояний младших школьников в ходе учебной деятельности

Показатели ожидаемого результата

Показатели ожидаемого результата

В третий (3)круг встали дети, у которых в школе многое не получается: они отвечают только на самые лёгкие вопросы учителя, часто делают ошибки

В третий (3)круг встали дети, у которых в школе многое не получается: они отвечают только на самые лёгкие вопросы учителя, часто делают ошибки

Вывод : – создание благоприятной атмосферы на занятиях, установление эмоциональных контактов способствуют росту детской самооценки, самоуважению к себе и развивают личностные универсальные действия учащихся

Вывод : – создание благоприятной атмосферы на занятиях, установление эмоциональных контактов способствуют росту детской самооценки, самоуважению к себе и развивают личностные универсальные действия учащихся

Важным средством предупреждения утомления первоклассников являются физкультминутки, которые я провожу на каждом уроке и в интересной игровой форме, часто использую элементы тех игр, которые они…

Важным средством предупреждения утомления первоклассников являются физкультминутки, которые я провожу на каждом уроке и в интересной игровой форме, часто использую элементы тех игр, которые они…

В играх используется материал различной степени трудности, что даёт возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний

В играх используется материал различной степени трудности, что даёт возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний

Средний уровень: данные показатели выражены частично, эпизодически

Средний уровень: данные показатели выражены частично, эпизодически

В ходе наблюдения я заметила, что ученики моего класса, имея на вводном контроле невысокие показатели уровня школьной мотивации, смогли достигнуть более высоких результатов в ходе…

В ходе наблюдения я заметила, что ученики моего класса, имея на вводном контроле невысокие показатели уровня школьной мотивации, смогли достигнуть более высоких результатов в ходе…

Что вы знаете об этом животном

Что вы знаете об этом животном

А остальные дети могут оценить ответы своих товарищей сами

А остальные дети могут оценить ответы своих товарищей сами

Планируемые результаты : учащиеся научатся объяснять причины возникновения дождя и ветра; различать виды дождя

Планируемые результаты : учащиеся научатся объяснять причины возникновения дождя и ветра; различать виды дождя

Сводишь зиму с тёплою весной, всех нас видишь под собой

Сводишь зиму с тёплою весной, всех нас видишь под собой

Луна это естественный ……..(спутник

Луна это естественный ……..(спутник

А королевич Елисей присел отдохнуть на камень, а на нём написано: «

А королевич Елисей присел отдохнуть на камень, а на нём написано: «

Отвечает ветер буйный ,- Там за речкой тихоструйной есть высокая гора,

Отвечает ветер буйный ,- Там за речкой тихоструйной есть высокая гора,

Для решения этих задач провожу игру по одной теме на протяжении всего учебного дня

Для решения этих задач провожу игру по одной теме на протяжении всего учебного дня

Сделать урок интересным, увлекательным мне помогает игра

Сделать урок интересным, увлекательным мне помогает игра

Большое количество детей, которые хотят и участвуют в олимпиадах, так же говорит о положительной мотивации в учебном процессе

Большое количество детей, которые хотят и участвуют в олимпиадах, так же говорит о положительной мотивации в учебном процессе

Федеральный уровень 1 участие 12 участников 1 победитель 4 призера 23 участника 5 участников

Федеральный уровень 1 участие 12 участников 1 победитель 4 призера 23 участника 5 участников

«Роль игры в учебном процессе»

«Роль игры в учебном процессе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2023