ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 1.2
Дата |
|
|
|
|
|
|
|
Группа |
|
|
|
|
|
|
|
Дисциплина: |
Информатика |
Тема: |
Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
|
Цели: образовательная: |
познакомить с основными этапами развития информационного общества, углубить понятие "информационная культура; познакомить с этапами развития технических средств и информационных ресурсов; ввести понятие информационного ресурса, познакомить с видами информационных ресурсов
|
воспитательная |
привитие обучающимся навыка самостоятельности в работе, воспитание трудолюбия, эстетического отношения к результатам своего труда. |
развивающая: |
развитие познавательного интереса, логического мышления, речи и внимания обучающихся, формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний; |
Тип урока: |
урок объяснения нового материала |
Вид урока : |
Комбинированный урок |
Используемые технологии: |
объяснительно-иллюстративный |
Оборудование урока: |
презентация, конспект урока, компьютер |
Ход урока |
|
1. Организационный момент |
|
Приветствие, отметка отсутствующих на уроке. |
|
2. Проверка знаний студентов: |
|
Попросить на интерактивной доске переставить список профессий по мере убывания степени пользования компьютера в профессиональной деятельности человека. Попросить прокомментировать свою точку зрения.
|
|
3. Подведение итогов проверки |
|
4. Сообщение темы урока, постановка цели и задачи урока |
|
1) Считаете ли вы себя человеком, владеющим информационной культурой? Почему? 2) Как можно охарактеризовать наше общество сегодня? |
|
5. Изложение нового материала. |
|
Этапы развития информационного общества. Его информатизация На протяжении всей своей истории человечество овладевало сначала веществом, затем энергией и, наконец, информацией. При этом на заре цивилизации человеку хватало элементарных знаний и первобытных навыков, но постепенно объем информации увеличивался, и люди почувствовали недостаток индивидуальных знаний. Потребовалось научиться обобщать знания и опыт, которые способствовали правильной обработке информации и принятию необходимых решений. И человек стал придумывать различные устройства. На свет стали появляться различные средства и методы обработки информации, в результате чего определились некие этапы кардинальных изменений в обществе - информационные революции. В развитии человечества существуют четыре этапа, названные информационными революциями, которые внесли изменения в его развитие. Первая - связана с изобретением письменности. Изобретение письменности обусловило качественный гигантский и количественный скачок в развитии общества. Знания стало можно накоплять и передавать последующим поколениям, т.е. появились средства и методы накопления информации. Вторая (середина XVI века) — связана с изобретением книгопечатания. Книгопечатание также кардинальным образом изменило человеческое общество, а также культуру и организацию деятельности. Человек получил новые средства хранения, систематизации и размножения информации. Эта революция выдвинула качественно новый способ хранения информации, а также сделала доступными культурные ценности личности. Третья (конец XIX века) — связана с изобретением электричества. Появились телеграф, телефон и радио, позволяющие быстро передавать и накапливать информацию в любом объеме. Появились средства информационной коммуникации. Четвертая (70-е годы XX века) — связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. Электрические и механические средства преобразования информации ушли в прошлое. Им на смену пришли электронные средства, которые позволили миниатюризировать узлы, приборы и машины и создать программно-управляемые устройства. Толчком к четвертой революции послужило создание в середине 40-х годов ЭВМ. Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Некоторые характерные черты информационного общества: · Объемы информации возрастает и человек привлекает для ее обработки и хранения специальные технические средства. В информационном обществе людям и коллективам, прежде чем предпринять какое-либо действие или принять решение, необходимо провести работу по сбору и обработке информации, ее осмыслению и анализу. Объем информации настолько возрос, что человек не в состоянии сам ее обработать. Он привлекает для этого специальные технические средства. · Неизбежно использование компьютеров. В информационном обществе использование компьютеров неизбежно. Это обеспечивает доступ к надежным источникам информации, избавляет от рутинной работы, ускоряет принятие оптимальных решений, автоматизирует обработку информации. · Движущей силой общества становится производство информационного продукта. Во второй половине XX века произошел переход людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу. Появился новый социальный слой, который называют «белые воротнички» — люди, не производящие непосредственно материальные ценности, а занятые обработкой информации (банковские служащие, программисты и т.д.). Материальный продукт становится более «информационно емким». Его стоимость зависит от инноваций, от дизайнерского решения, от качества маркетинга. · Увеличивается доля умственного труда, т.к. продуктом производства в информационном обществе являются знания и интеллект. Увеличится количество людей, выбравших себе профессии, связанные с интеллектуальным трудом. · Происходит переоценка ценностей, уклада жизни и изменяется культурный досуг. Уже сейчас компьютерные игры занимают большую часть свободного времени человека. Сейчас они трансформируются в сетевые игры с участием нескольких удаленных партнеров. Растет время «проведенное» в Интернете, где можно путешествовать по образовательным сайтам, виртуальном музеям, читать литературу и т.д. Большой популярностью пользуются «чаты» и служба ICQ, которые позволяют общаться с людьми на расстоянии в режиме реального времени. · Развивается компьютерная техника, компьютерные сети, информационные технологии Сеть Интернет разрастается на 10-15% в месяц и число ее пользователей приближается к 200 миллионам человек. Информационные технологии универсализируются, чему способствует использование современных мультимедийных систем, объединяющих функции многих устройств — компьютера, телевизора, радиоприемника, телефона и т.д. Устройства хранения информации станут крошечными, умещающимися на ладони. Они будут иметь собственный универсальный справочник, объем которого сопоставим с несколькими энциклопедиями, а также его можно будет подключать к сети, чтобы получать оперативные данные, например о погоде или пробках на дороге и т.д. · У людей дома появляются всевозможные электронные приборы и компьютеризированные устройства. Дома будут оснащены вместо системы проводов одним силовым и одним информационным кабелем, который возьмет на себя все информационные связи, включая каналы кабельного телевидения и выход в Интернет. Специальный электронный блок будет контролировать всю бытовую технику и все системы жизнеобеспечения. Здание станет «умным». К «умным зданиям» добавятся «умные автомобили», в которых кроме ставшего обязательным компьютера, следящего за технической частью автомобиля, будет функционировать система, постоянно связанная с городскими информационными службами. Такой автомобиль будет связан с «умным домом» и даже сможет им управлять. · Производством энергии и материальных продуктов будут заниматься машины, а человек главным образом обработкой информации. На производстве происходит массовое сокращение людей на сборочных линиях, впоследствии внедрения вместо них роботов и манипуляторов. · В сфере образования будет создана система непрерывного образования. Человек получит возможность учиться всю жизнь, чтобы не отстать от времени, иметь возможность сменить профессию, занять достойное место в обществе. · Дети смогут обучаться на дому с помощью компьютерных программ и телекоммуникаций. В связи с этим формы обучения в учебном процессе изменятся, и появится ряд проблем, связанных с воспитательными аспектами обучения. · Появляется и развивается рынок информационных услуг. Информация становится товаром и особым видом услуг, которые можно как обычный товар купить или продать.
Для перехода от индустриального общества к информационному должна была возникнуть ситуация информационного кризиса. И она возникла в связи с тем, что в XX веке лавинообразный поток информации, хлынувший на человека, сделал практически невозможной его ориентацию в этом объеме. Возникло большое количество избыточной, лишней информации. Началом же перехода к информационному обществу стало внедрение современных средств обработки и передачи информации в различных сферах деятельности человека. Этот процесс называется информатизация. Переход от индустриального общества к информационному осуществился, благодаря информатизации общества. Информатизация общества - это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации (по закону Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 года). До недавнего времени вместо термина «информатизация» использовался термин «компьютеризация», который означает развитие и внедрение компьютеров в общество. Но информатизация общества является более широким понятием, нежели компьютеризация, т.к. сегодня главными являются не столько технические средства, сколько сущности и цели социально-технического процесса в целом. Компьютеры являются только частью процесса информатизации общества — ее базовой технической составляющей.
Информационная культура человека. Чем определяется культура человека? Культура человека определяется: - Знаниями, умениями, профессиональными навыками. - Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. - Способами и формами взаимного общения людей. Это значит, что чем больше человек развивает свои умственные способности, чем больше он думает, размышляет, тем больше повышается уровень его личной культуры, и человек, занимающийся искусством или наукой должен иметь очень высокий уровень культуры, что совсем не обязательно для человека физического труда. Представим себе человека, владеющего информационной культурой, следующим образом: Пояснение: на слайде образ культурного человека в виде отдельной фигуры, в ходе рассказа добавлять по щелчку к фигуре элементы, иллюстрирующие характерные черты информационной культуры человека. В связи с переходом к информационному обществу к общей культуре человека добавилась еще одна категория - информационная. Информационная культура - это умение целенаправленно работать с формацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. В связи с этим информационная культура человека должна проявляться в следующем: ü в навыках использования различными техническими устройствами - от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей. Пояснение: добавить к фигуре человека на доске элемент (компьютер и телефон). ü в способности владеть информационными технологиями. Пояснение: добавить к фигуре человека на доске следующий элемент (окна программ из пакета Microsoft Office, Adobe Photoshop, Corel Draw и др.). ü в умении извлекать информацию, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций. Пояснение: добавить к фигуре культурного человека на доске следующий элемент (страница из газеты или журнала и окно программы Internet Explorer). ü в умении представить информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом. Пояснение: добавить к фигуре человека на доске следующий элемент (реклама чего-либо). ü в знании различных методов обработки информации. Пояснение: добавить к фигуре человека на доске следующий элемент (решение квадратного уравнения в тетради, с помощью языка программирования, в электронных таблицах). ü в умении работать с разными видами информации. Пояснение: добавить к фигуре человека на доске следующий элемент (аудио-, видеоинформация, символьная информация, графическая информация). Таким образом, мы получили человека, владеющего информационной культурой.
|
|
6. Закрепление изученного материала. |
|
1) Как можно охарактеризовать наше общество сегодня? 2) Перечислите характерные черты информационного общества 3) С какими проблемами информационного общества вы сталкиваетесь в своей жизни и в частности в лицее? Как вы решаете эти проблемы? 4) Что такое информатизация? 5) Считаете ли вы себя человеком, владеющим информационной культурой? 6) В какой степени каждый из вас соответствует этому образу человека, владеющего информационной культурой? Раздать вопросы и бланки для ответов |
|
7.Подведение итогов проведенного урока |
|
Выставление оценок. |
|
8.Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время |
|
Знать этапы развития информационного общества и его характерные черты
|
Составлен преподавателем:Лысак Е.В.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.