Роль курса Живая инновация. Мышление XXI века в формировании инновационного мышления школьников»
Оценка 4.8

Роль курса Живая инновация. Мышление XXI века в формировании инновационного мышления школьников»

Оценка 4.8
docx
03.06.2020
Роль курса Живая инновация. Мышление XXI века  в формировании инновационного мышления школьников»
Публикация.docx

Роль курса Живая инновация. Мышление XXI века  в формировании инновационного мышления школьников»

  Цель работы: Показать роль курса Живая инновация. Мышлении XXI века в  реализации            Федерального государственного  образовательного  стандарта общего образования и в переходе к метапредметному преподаванию

Задачи: 1. Раскрыть метапредметный характер курса.

                2. Расширить знания о современных методах преподавания.

                3. Доказать практическую значимость.

Актуальность: Несмотря на важность инноваций в экономическом развитии страны, эта сфера остается малоизученной, а само слово «инновации» многим представляется столь же малопонятным,  одновременно таинственным и притягательным. Что такое инновации? Как они создаются? Как вызвать интерес и способность к инновационной деятельности? Можно ли научить создавать инновации? Или, может быть, склонность к инновациям является врожденной, определяемой природным сочетанием генов, как музыкальный слух?  ( приложение 1)

Методы исследования: наблюдение, анализ, социологический опрос.

Объект исследования: учебное пособие С.Л. Лескова "Живая инновация. Мышление XXI века" и его влияния на развитие личности обучающихся.

Гипотеза: Проект «Школа инноваций» дает возможность образовательным учреждениям системно и целенаправленно формировать инновационное мышление школьников через активное включение в образовательный процесс специальных изданий, одним из которых является вышедшее в 2009 г. в издательстве "Просвещение" учебное пособие С.Л. Лескова "Живая инновация. Мышление XXI века".

Введение.

 «Инновации –
сердце экономики знаний –
по своей сути явление социальное».
                                          Мальком Глэдвелл

         Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющие и на ситуацию в образовании, − это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает. По сути это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовывать развивающий потенциал общего среднего образования.

Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий, программ. Переход к метапредметному преподаванию сегодня является одной из возможностей перехода к новому образованию.

С 1 января 2010 года в официально утверждённых образовательных стандартах введено новое понятие: «метапредметные образовательные результаты».

В ФГОС ОО (Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования) 2004 г. требования были сформулированы как способы деятельности: знать и понимать, владеть способами деятельности и использовать знания и умения в практической деятельности предметной области.

Стандарт нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, включая в метапредметные требования освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий, а также способности и организации построения своей индивидуальной образовательной траектории, владения навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности.

При изучении освоении новых подходов школьного образования перед педагогами встаёт целый перечень вопросов:

- Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы? Как они соотносятся друг с другом?

- Что такое метапредметы? Где их взять (или как их разработать)? Кто их будет вести? 

I. Метапредметный подход в преподавании.

 Прежде всего, нужно разобраться с понятиями: метапредметность, метазнания, метаспособы, метаумения, метадеятельность, мыследеятельность, определить иерархию их отношений.

«Мета» – («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

Метадеятельность – универсальная деятельность, которая является «надпредметной». Предметная – это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, выращиваю растения, здания проектирую). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:

- стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);

- исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);

- проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);

- сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);

- моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов – логических конструктов изучаемых систем);

- конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);

- прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

Метазнания – знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним (смотри философия, методология, многоотраслевая метанаука). Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Примерами метазнаний являются:

- диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и отношения между ними);

- карта знаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами организации);

- базы знаний, представления об их устройстве.

Метазнания включают в себя философию предмета и общую философию. Философия предмета включает в себя понятие, границы и методологию предмета как части науки. Философия физики, например, анализирует, проблему несовпадения онтологической и физической проекций: понимание физикой времени как течения наиболее стабильного процесса и онтологическое понимание времени как течения времени вообще или смены фаз: прошлое, настоящее, будущее. К философии физики относится также проблема причинности, проявляющейся только в физическом мире, а в связи с последней – и проблема корреляции.

Философские проблемы географии заключаются в рамках ключевых аспектов взаимодействия общества и природы, проблем экологии, строящейся на основе принципов философии природы (натурфилософии), признающей целостность материального и духовного Мира.

К числу общих метапроблем биологии, относятся такие, как эволюция Земли и жизни на ней, пространственное разнообразие видообразования флоры и фауны, влияние природы на человека и общества на природу. Все эти проблемы – предмет как философии, так и биологии, географии и химии. Проблема сохранения жизни на Земле становится краеугольным камнем формирования естественнонаучной культуры.

Метаспособы – методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач (Ю. Н. Кулюткин).

Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:

- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция  всей деятельности);

-  качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).

В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.

В схеме, предложенной А.Г. Кузнецовой, современный подход к организации содержания процесса обучения представлен в двух уровнях: предметном и метапредметном (см. схема 1).

 

Содержание образования (метапредметный уровень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Таким образом, все содержание образования делится на об

 

 

  Метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета). В соответствии с новыми стандартами и нормой организацией процесса образования у выпускников школы должны формироваться компетенции разных уровней:

-ключевые компетенции, относящиеся к общему (метапредметному) содержанию образования;

- общепредметные компетенции, относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей (например, естественнонаучная область знаний);

- предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов (например, биологии , химии).

В структуру основной образовательной программы сегодня входят учебные предметы, имеющие разные ведущие компоненты в обучении: научные знания (биология, география, химия, история, физика и др.), способы деятельности (иностранные языки, информатика, черчение, техника и др.), образное видение мира (мировая художественная культура, музыка…).

Институт инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования г. Москвы предложил для формирования метапредметных знаний ввести в структуру основной образовательной программы – метапредметы.

Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла, соединяющие в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Это означает, что обычно учащийся, работая с материалом биологии, запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Осуществив работу на разном предметном материале (например, на материале биологии, химии, истории), школьник делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, а сам способ своей работы с этим понятием на предметном материале по биологии, химии, истории. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия (из биологии).

Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Метапредметы – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов,          В науке и педагогической практике все больше сторонников находит мыследеятельностная педагогика (Ю.В. Громыко), которая является продолжением теории развивающего обучения В.В.Давыдова. Она направлена на формирование столь важного сейчас теоретического мышления и универсальных способов деятельности. Идея состоит в том, что дети исследуют принципы построения их мышления в процессе порождения новых знаний, самоопределения в проблемной ситуации с помощью особых курсов – метапредметов. Блок метапредметов надстраивается над преподаванием традиционных учебных предметов. В этом блоке у учащихся формируются метазнания и метаспособы. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».

В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале. Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов (формулы химических соединений и записи химических реакций; различные таблицы с данными; чертежи фигур и сами фигуры; формулы и чертежи изучаемых процессов и т.д.). За этими разными графическими изображениями они учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием большого объема учебного материала.

В рамках метапредмета «Знание» у обучающихся формируется способность работать с понятиями как особой формой знания. Изучая строение ключевых научных понятий, воспроизводя их в собственном мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале. В рамках предмета изучается генезис таких понятий, как «вид», «популяция», «движение», «клетка» и пр.

Метапредмет «Проблема» задает образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов.

Метапредмет «Задача» помогает ученикам осмыслить устройства процесса решения генетических задач.

Именно  учебное пособие С.Л. Лескова "Живая инновация. Мышление XXI века" помогает учителю реализовать направление метопредметности.

 

 

 

 

 

 

 

II.МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПОСОБИИ «ЖИВАЯ ИННОВАЦИЯ. МЫШЛЕНИЕ XXI ВЕКА»

Формы  организации методической работы/

 

 

Кейс-метод

Одним из методов моделирования профессиональной деятельности является кейс-метод. Кейс метод – это метод обучения, при котором учащиеся и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач. Ученикам предлагается проанализировать реальную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходим для решения данной практической ситуации. Обучение с использованием кейс-метода помогает развивать умение решать практические задачи с учетом конкретных условий, дает возможность сформировать такие квалификационные характеристики, как способность к проведению анализа, умение четко формулировать и высказывать свою позицию. Кейс (Сase)  может быть:

·         Личностным, когда действую конкретные личности, менеджеры, политики, руководители;

·         Организационно-институциональным, когда действуют организации, предприятия, фирмы, сообщества;

·        Многосубъектным, если включает несколько действующих субъектов.

Основная функция Сase – учить школьников решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом.

Сase активизирует, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляет обучаемых один на один с реальными ситуациями.

Пример задания: (к главе 2 Пособия «Живая инновация») Примите участие в общей дискуссии  по теме «Анализ рыночного использования инноваций, создаваемых развитием ракетно-космической техники»

Мозговой штурм.

Технология работы по методу мозгового штурма предполагает коллективную деятельность учащихся в подгруппах.   Организация «Мозгового штурма» включает три этапа:

  

SWOT-анализ.

SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).

Пример задания: (к главе 2 Пособия «Живая инновация»)

Оцените положительные и отрицательные стороны внедрения конкретной социальной инновации в России  (с 1600 года). Составьте SWOT- анализ.

Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т. е. российской, а еще точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.

Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.

Пример использования метода ТРИЗ в практической ситуации. Острая свая хорошо входит в землю, но плохо в земле держится. Тупая свая хорошо держится в земле, но плохо туда входит. Традиционный, обычный способ решения в таких случаях - сделать не тупую и не острую сваю. Но при таком соединении объединяются не лучшие, а худшие качества объекта. Поэтому такая модернизированная свая и плохо вбивается, и плохо держится в земле. Один из способов, который разработан методом ТРИЗ: наконечник сваи делается полым, свая вбивается, внутрь опускается взрывной заряд, который подрывают. При этом образуется полость, которая потом заливается бетоном. Таким образом, получается монолит, который очень хорошо держится в земле. По себестоимости это один из самых дешевых видов свайного строительства. Но он непригоден на территории города. Поэтому на территории города часто используют спиральные сваи, и эта задача также решена с помощью ТРИЗа.

 

 

III.Практическая значимость курса.

1. Возможно использование в качестве дополнительного пособия к предметам Базисного учебного плана (физика, химия, биология, история, обществознание)

ФИЗИКА

Глава

пособия

класс

Раздел в учебнике по физике

Работа для учащихся

2

9

Закон сохранения импульса

Доклады: Пионеры Вселенной

(Н.И. Кибальчич; Ф.А. Цандер;

К.Э. Циолковский; Ю.А. Гагарин).

Составить дайджест статей в области освоения космоса за последние 45 лет (отечественные, зарубежные).

Подготовить сообщение на тему освоения космоса

(например: «Российские приоритеты в освоении космоса»;

«История освоения космоса в России»)

3

9, 10

Динамика вращательного движения твердого тела.

Доклады по теме:

Принцип действия центрифуги и её использование в различных отраслях промышленности.

Движение проводника в магнитном поле.

4

7-11

 

Правила оформления патентов и изобретений школьниками.

5

10-11

Звуковые  и ультразвуковые колебания

Электромагнитные излучения.

Строение атома.

Излучение атомом

Физика и медицина

-Использование ультразвуковых колебаний в медицине, быту.

-Использование рентгеновских лучей

    в медицине.

-Диагностика заболеваний при помощи томографов.

-Использование электронных микроскопов.

-Использование звукоизоляционных материалов в строительстве и в быту.

-Радиоприемник(А.Попов, Г. Маркони), радиолокации.

-От телефона Bella к сотовому телефону.

 

6

9, 11

Атомная и ядерная физика

Ядерный проект в мирных целях.

Перспективы строительства атомных электростанций в России.

У колыбели атомного проекта

(история развития).

Модернизация атомных электростанций.

8

8, 10

Тепловые двигатели

Газогенераторные двигатели

Газотурбинные двигатели

13

10, 11

Движение заряженных частиц в магнитном поле,

Сила Лоренца.

Модернизация ускорителя заряженных частиц.

 

                                                

БИОЛОГИЯ

6-7 классы

Раздел в пособии

Раздел в учебнике по биологии

Темы уроков

Шоколад – самая вкусная инновация

Раздел Ботаника

Сельскохозяйственные растения. Значение растений в жизни человека.

Хочу жить в России, чтобы продолжить дело своей жизни

Разделы: Ботаника.

Зоология.

Сельскохозяйственные растения. Значения растений в жизни человека.

Сельскохозяйственные животные. Значение животных в жизни человека

Раздел в пособии

Раздел в учебнике по биологии

Темы уроков

8 класс

Шоколад – самая вкусная инновация

Раздел: питание и пищеварение.

Обмен веществ и энергии

Питательные вещества.

Пищеварение в желудке и кишечнике

Скоро человек будет жить в 10 раз дольше

Разделы: обмен веществ и энергии.

Размножение и развитие организма

Превращения веществ.

Эмбриональное и постэмбриональное развитие организма.

Жвачка – самая тягучая инновация

Раздел: питание и пищеварение.

Пищеварение в ротовой полсти и желудке. Строение и функции зубов.

«Макдональдс» - самая съедобная инновация

Разделы Обмен веществ и энергии.

Питание пищеварение.

Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике.

Гигиена питания.

Кока – кола – самая жидкая инновация

Разделы: обмен веществ и энергии.

Питание и пищеварение.

Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике.

Гигиена питания.

Телефон – самая разговорчивая инновация

Раздел:

Анализаторы

Слуховой анализатор. Гигиена слуха

Ахматова – автор гимна нанотехнологий

Раздел: внутренняя среда организма

Кровь. Кровообращение. Иммунитет

9 класс

Нанотехнологии

перевернут мир

Раздел: общая биология.

Генетика

Биотехнология. Методы генетики

10 класс

Нанотехнологии перевернут мир

Разделы: общая биология. Генетика

Биотехнология. Методы генетики. Генетика человека

Трудно быть богом?

Или в чем состоит смысл жизни творца нового. Инновация и медицина

Разделы: общая биология. Генетика. Селекция.

Методы селекции

Биотехнология. Методы генетики. Генетика человека

Скоро человек будет жить в 10 раз дольше

Разделы: общая биология.

Метаболизм.

Размножение и развитие организмов.

Генетика.

Ассимиляция.

Диссимиляция.

Биотехнология. Методы генетики. Генетика человека. Генная инженерия. Клонирование

Раздел в пособии

Раздел в учебнике по биологии

Темы уроков

Хочу жить в России, чтобы продолжить дело своей жизни

Разделы Общая биология.

Размножение и развитие организмов.

Генетика.

Биотехнология.

Методы генетики. Генная инженерия. Генно-модифицированные продукты

Ахматова- автор гимна нанотехнологий

Разделы: общая биология. Генетика.

Генетика человека. Генная инженерия.

11 класс

Химическое оружие и экология

Разделы: экология.

Охрана окружающей среды

Загрязнение воздуха.

Загрязнение воды.

Человек и окружающая среда.

Ноосфера

Россия приручает океан

Разделы: Экология Охрана окружающей среды

Альтернативные источники энергии.

Загрязнения мирового океана.

Молчание ускорителя

Разделы: Экология.

Охрана окружающей среды

Альтернативные источники энергии.

Радиоактивные загрязнение.

Телефон – самая разговорчивая инновация

Разделы: Экология.

Охрана окружающей среды.

Экология человека.

Электромагнитное излучение. Влияние факторов среды на здоровье человека

Ахматова – автор гимна нанотехнологий

Раздел

Экология человека

Влияние факторов среды на здоровье человека

ХИМИЯ

Раздел (тема) в пособии

Раздел (курс) в учебнике по химии

Тема урока

Жвачка – самая тягучая инновация.

10 класс

Курс «органическая химия»

Тема № 4.

Углеводороды.

10 класс

 

Натуральный и синтетический каучуки.

Резина.

Инновация в области химии и фармакологии. Скоро человек будет жить в 10 раз дольше

11 класс

Курс «общая химия».

Тема № 6

Химия и общество

1.Химическая промышленность и химические технологии.

2.Биотехнология и генная инженерия.

3.Химия и генетика человека.

Химическое оружие и экология

       11 класс

Курс «Общая химия»

Тема №6

Химия и общество

1.Химическое загрязнение окружающей среды.

Охрана гидросферы от химического загрязнения.

2.Охрана атмосферы от химического загрязнения.

Охрана фауны и флоры.

Питательные вещества.

Пищеварение в желудке и кишечнике

ИСТОРИЯ РОССИИ

Раздел программы курса «Истории России»

Изучаемый вопрос

Тема или идея из статьи пособия «Живая инновация»

Русь в IX – в начале

XII в.

Дискуссии историков об уровне социально- экономического развития Древней Руси.

Глава 11.Инновации на воде.

Мнение эксперта: «В Великом Новгороде были передовые технологии».

Фрагмент статьи «Петр Великий – инноватор и изобретатель».

Российское государство во второй половине XV – конце XVI в.

 

Россия в XVII в.

Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

Глава 14. Гвоздь и подкова.

Мнение эксперта «Без государственной политики молодое поколение становится беспризорным»

(фрагменты, имеющие отношение к изучаемому периоду)

Российская империя в XVIII в.

Петровские преобразования.

Культура народов России. Научно – техническая мысль научные экспедиции.

М. В. Ломоносов.

Глава 1. Инновации – дело государственное. «Петр Великий – инноватор и изобретатель».

Глава 4. Невозможно ничего видеть дивнейшего.

«Министр машиностроения Его величества».

Глава № 8. Червяк или гений.

«Кулибин №1».

Россия в XIX – начале XX в.

Научные достижения российских ученых.

Глава 5. Трудно быть богом?

Скоро узнаем.??

Советское общество в 1922 – 1941гг.

Советский союз в годы Великой Отечественной войны

Наука в СССР в 1920 – 1930-е гг.

 

Мобилизация страны на войну.

Глава 14. Гвоздь и подкова.

Гибель воздушного «Титаника».

 

Глава 6. Инновация «Атомный проект».

Создатель ядерного щита.

СССР в первые послевоенные десятилетия

Научно – техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса

Глава 2. Инновация

«Космический проект».

Глава 6. Инновация

«Атомный проект».

Глава 3. «От центрифуги и нанотехнологии»

СССР в середине

1960-х- начале

1980-х гг.

Советское общество в 1985-1991гг.

 

Глава 2. Инновация

«Космический проект».

Глава 10. Орбита инноватора. Лебединая песня «Бурана».

Российская Федерация

Переход к рыночной экономике.

Наука и образование в России в начале XXI в.

Глава 3. «От центрифуги к нанотехнологии».

Глава 9. Серенада о депрессии.

Глава 11. Инновации на воде.

Введение к разделу.

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Раздел программы курса «Обществознание»

Изучаемый вопрос

Тема статьи пособия «Живая инновация» или идея

Человек как творец и творение культуры

Творчество в деятельности.

Познавательная деятельность человека.

Введение.

Статьи «теория инновационной деятельности» в главах пособия.

Глава 8. Червяк или гений.

Заключение

Общество как сложная динамичная система

Эволюция и революция как формы социального изменения.

Особенности современного мира.

Компьютерная революция.

Введение.

Глава 1. Инновации – дело государственное.

Глава 4. Невозможно ничего видеть дивнейшего.

Экономика

Роль государства в экономике.

Особенности современной экономики России. Экономическая деятельность и ее измерители.

 

Социальные

отношения

Социальная структура.

Социальная мобильность, виды.

Молодежь как социальная группа.

Глава 1. Инновации – дело государственное. Понятие «инновационный класс».

Глава 5. Трудно быть богом? Скоро узнаем.

Глава 14. Гвоздь и подкова. Мнение эксперта: »Без государственной политики молодое поколение становится беспризорным»

 

 

 

 

 

Выводы.

1.     Пособие «Живая Инновация» позволяет использовать весь спектр организационных форм, доступных сегодня школе: в качестве элективного курса для поддержки обучения старшеклассников на профильном уровне, как дополнительный материал и задачник по истории, химии, физике, для кружка в системе дополнительного образования, для проведения олимпиад и конкурсов.

Каждая школа сможет выбрать тот вариант введения курса, который для нее наиболее    комфортен, а главное — доступен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В нормативных документах по совершенствованию и модернизации образования - «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации российского образования.», президентская программа «Новая школа» - подчеркивается, что современный ученик должен обладать широкими взглядами на жизнь, большим спектром вариантов выхода из предлагаемых ситуаций, быть более мобильным и творчески подходить к решению каждодневных задач, диктуемых зависимостью развития государства и общества от темпа инноваций. Сформированность личностных свойств, обеспечивающих его успешную социально-психологическую адаптацию в обществе, социальную активность и социально-личностное развитие, позволит обеспечить готовность ученика к непрерывному образованию. Школьнику должны быть предоставлены максимальные возможности для формирования у него потребности в творческой деятельности, навыков лидерства как непременного условия становления личности, обладающей инновационным мышлением. Это требует от учителя выявления и развития творческого потенциала ребенка, а от самого учителя – инновационного педагогического творчества. Для удовлетворения потребностей современного общества от учителя требуются высокая культура, сформированная система ценностей, заинтересованность педагога в развитии творческого потенциала своих учащихся, способность к инновационной деятельности, самосовершенствованию и профессиональной активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1. Громыко Н. В. Метапредмет «Знание» // Учебное пособие для учащихся старших классов. М., 2001.

2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: «Вербум-М», 2001.

3. Клименко Е.А. Метапредметный урок. Стратегии выживания: путь от хаоса к порядку. Предметная тема: Эволюция клетки, ДНК.

4. Сырцева Т.Э. Работа учителей по развитию навыков научно-исследовательской деятельности учащихся //Дополнительное образование – М., 2004. – № 2. – С 12-18.

5. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников. Журнал «Практика административной работы в школе». – М., 2004. – № 1.

6. Хуторской А.В. Метапредмет «Мироведение»: Экспериментальный интегрированный курс. Пособие для учителя. Черноголовка, 1993. 70с.

7. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. –  М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 320с.

8. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. Научное издание. – М.: Международная педагогическая академия. – М., 1998. – 266 с.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Роль курса Живая инновация. Мышление

Роль курса Живая инновация. Мышление

Введение. «Инновации – сердце экономики знаний – по своей сути явление социальное»

Введение. «Инновации – сердце экономики знаний – по своей сути явление социальное»

При изучении освоении новых подходов школьного образования перед педагогами встаёт целый перечень вопросов: -

При изучении освоении новых подходов школьного образования перед педагогами встаёт целый перечень вопросов: -

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т

Философские проблемы географии заключаются в рамках ключевых аспектов взаимодействия общества и природы, проблем экологии, строящейся на основе принципов философии природы (натурфилософии), признающей целостность материального и…

Философские проблемы географии заключаются в рамках ключевых аспектов взаимодействия общества и природы, проблем экологии, строящейся на основе принципов философии природы (натурфилософии), признающей целостность материального и…

В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения

В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения

Метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета)

Метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета)

Он как бы заново открывает эти понятия

Он как бы заново открывает эти понятия

За этими разными графическими изображениями они учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено

За этими разными графическими изображениями они учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено

II .МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

II .МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

Личностным, когда действую конкретные личности, менеджеры, политики, руководители; ·

Личностным, когда действую конкретные личности, менеджеры, политики, руководители; ·

SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: s trengths (сильные стороны), w eaknesses (слабые стороны), o…

SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: s trengths (сильные стороны), w eaknesses (слабые стороны), o…

Пример использования метода ТРИЗ в практической ситуации

Пример использования метода ТРИЗ в практической ситуации

Н.И. Кибальчич; Ф.А. Цандер;

Н.И. Кибальчич; Ф.А. Цандер;

Звуковые и ультразвуковые колебания

Звуковые и ультразвуковые колебания

Раздел в пособииРаздел в учебнике по биологииТемы уроков

Раздел в пособииРаздел в учебнике по биологииТемы уроков

Разделы Обмен веществ и энергии

Разделы Обмен веществ и энергии

Генетика.Ассимиляция. Диссимиляция

Генетика.Ассимиляция. Диссимиляция

Разделы: Экология. Охрана окружающей среды

Разделы: Экология. Охрана окружающей среды

Охрана атмосферы от химического загрязнения

Охрана атмосферы от химического загрязнения

Российская империя в XVIII в

Российская империя в XVIII в

Научно – техническое развитие СССР, достижения в освоении космосаГлава 2

Научно – техническое развитие СССР, достижения в освоении космосаГлава 2

Человек как творец и творение культуры

Человек как творец и творение культуры

Выводы. 1. Пособие «Живая

Выводы. 1. Пособие «Живая

Заключение. В нормативных документах по совершенствованию и модернизации образования - «Национальная доктрина образования в

Заключение. В нормативных документах по совершенствованию и модернизации образования - «Национальная доктрина образования в

педагога в развитии творческого потенциала своих учащихся, способность к инновационной деятельности, самосовершенствованию и профессиональной активности.

педагога в развитии творческого потенциала своих учащихся, способность к инновационной деятельности, самосовершенствованию и профессиональной активности.

Литература. 1. Громыко Н

Литература. 1. Громыко Н
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2020