Моторика (от латинского motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов.
Стоит заметить, что под моторикой понимают не просто движение, а последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.
В качестве примера будем открывать входную дверь гостю. Вот мы у двери, стоим к ней лицом. Открыть дверь – это задача. Чтобы ее выполнить, нам нужно поднять руку до уровня дверной ручки. Мы делаем это, согнув руку в локте и слегка вытягивая ее вперед. Затем надо взяться за дверную ручку, для чего мы сначала разжимаем пальцы руки, дотрагиваемся до дверной ручки, а потом сжимаем пальцы, уже обхватив ими ее. Потом движением руки нажимаем на ручку вниз, чтобы открылся замок и после этого толкаем рукой дверь. Вся эта последовательность движений называется – открыть дверь.
Любое наше действие (движение) – это результат двух различных видов деятельности: умственной и физической.
Крупная (общая) моторика – это разнообразные движения рук, ног, тела, т.е. по сути, любая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве, и осуществляемая за счет работы крупных мышц тела: прыжки, бег, наклоны, ходьба и так далее.
Мелкая моторика- совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной для выполнения мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Научно-историческая справка
*Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика была здесь роль руки, она дала возможность путем указывающих, призывающих, угрожающих, оборонительных, отталкивающих и других движений развить тот язык, с помощью которых люди объяснялись.
*Позднее жесты стали сочетаться с выкриками, возгласами.
* Прошли тысячелетия, прежде чем развилась словесная речь, но и она долго оставалась связана с жестикуляторной речью.
*В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди понимали большое значение «ловкости рук». Всем нам хорошо известны такие выражения, как «мастер золотые руки», «большой умелец» или, наоборот, «руки крюки», «не руками сделано», «не руками сшито».
Влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека известно было ещё во 2 веке до н.э. В Китае специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. В Японии широко используются упражнения для ладоней грецкими орехами.
Пропорции тела весьма искажены , ибо на представительство в коре кистей, языка, лица и губ приходится значительно большая площадь, чем на туловище , что соответствует их физиологической значимости.
Эти два научно-подтвержденных факта, позволяют рассматривать кисть руки, как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом.
И именно поэтому развитие движения пальцев рук просто необходимо для развития памяти, внимания, мышления и речи.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики с помощью:
*игры с пазлами
*мозаикой
*работа с бисером, вышивка, вязание
*массаж
*лепка
Прежде всего необходимо помнить, что развитие мелкой моторики взаимосвязано с тактильными ощущениями: чем больше человек трогает различных материалов, тем чувствительнее подушечки пальцев.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.
Развитие движения пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.
Исследования М. М. Кольцовой (советский психолог) доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга и отвечает за определенный внутренний орган человеческого тела.
Главные причины, из-за которых развивается нарушение речи это:
*травма при родах
*перенесенные телесные заболевания, продолжительные по времени
*неблагоприятная речевая среда
*нехватка внимания и общения
*педагогическая запущенность
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.