Роль местоимений в речи

  • doc
  • 21.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конструкт урока.doc

Тема урока: Роль местоимений в речи.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.

Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием местоимение, ролью местоимений в речи, отличать их от других частей речи, умение употреблять местоимения в речи; формировать навык правильного и грамотного письма;

Развивающие: развивать творческое восприятие, наблюдательность,  образное и логическое мышление, внимание, творческие способности, устную связную речь.

Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем.   

Здоровьесберегающая:

Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, физкультминутка.

Планируемые результаты:

Предметные:

       формирование представлений о местоимении, как части речи;

       распознавать местоимения среди других частей речи;

       знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;

       овладение нормами русского литературного языка.

Личностные.

       развитие навыков сотрудничества со сверстниками при проверке;

       развитие самостоятельности;

       развитие интереса к изучению русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

       способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

Коммуникативные УУД.

       учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.

Познавательные УУД.

       уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

Методы обучения:

По виду источника информации:

- словесные (объяснение, беседа с учащимися);

- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

- практические (работа с карточками).

По виду учебной деятельности:

- проблемно-поисковый метод.

Виды контроля  на уроке:

- ученик- ученик   

- самоконтроль

- ученик – учитель     

 Компьютерные технологии.

 

 

 

 

 

        

  1. Мотивационный этап.

- Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

- Я скажу слова «Доброе утро»  и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, мне помашут рукой, это значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. Попробуем?

- Доброе утро все девочки.

- Доброе утро все мальчики.

- Доброе утро все гости.

- Доброе утро все, у кого хорошее настроение.

- Доброе утро все, кто готов сегодня стараться хорошо работать на уроке.

  

 - Ну что ж, давайте будем работать.

 

    2.Актуализация знаний.

а) Оформление тетрадей .

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- На уроке мы будем себя оценивать в листе успехов.

Найдите этот лист, рассмотрите его. Всё ли вам понятно?

б) Словарная работа.

-Начнем со словарной работы

-Я показываю картинки, а вы определите, что это за слово и  запишите в тетрадь.

(Тетрадь правильно кладу,

 Ручку правильно держу,

За посадкою слежу,

На отлично напишу!)

- Почему эти слова называются словарные?

(В словах есть безударные гласные, которые нельзя проверить)

                         

Взаимопроверка.

Оцените работу на листе успехов.

 

  3. Мотивация познавательной деятельности.

  

- Сегодня мы побываем на экскурсии в одном городе. Посмотрите на доску и скажите, как можно назвать этот город? (Части речи)

- Скажите, а в каком домике могли бы жить все наши словарные слова? Почему?

- Определите, какие еще части речи живут в этих домиках (называют и открывают).

 

- Мы зашли в гости в домик, где живут имена существительные.

- Расскажите всё что вы знаете об этой части речи по такому алгоритму.

 

 

 

 

 

 

 

Что обозначает

предмет

На какие вопросы отвечает

Кто? Что?

Признаки

одуш/неодуш,

собст/нариц,

род, скл, падеж, число

Роль в предложении

подлежащее, дополнение, обстоятельство

 

- А сейчас мы заглянем еще в один домик. Давайте попробуем определить в какой.

- Возьмите карточку с синей пометкой.

 

- Прочитайте задание. Что нужно сделать?

(Прочитайте текст, найдите и исправьте речевую ошибку, которая здесь допущена.)

 

         (Мурка очень пушистая и ленивая кошка. Мурка (она)любит лежать на подоконнике и наблюдать за птицами.)

 

- Определите тему сегодняшнего урока. (Местоимение)

в) Работа с учебником

- Открываем учебник на с. 51. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел? Как он называется?

- Местоимение

- Прочитайте про себя, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться.

 

- Сформулируем цели уроков по разделу Местоимение:

- А сегодня мы вспомним все,  что уже  знаем о  местоимения, будем учиться употреблять местоимения в речи, учиться  отличить местоимение от других частей  речи, уточнить  о роли местоимений в речи.

 

4.Организация познавательной деятельности.

- Эта тема для нас не новая, мы уже изучали в 3 классе.

- Назовите все местоимения, которые вы знаете. (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они)

Давайте вспомним всё, что знаем о местоимении тоже по этому алгоритму.

 

 

Что обозначает

указывает на предмет, но не называет его

На какие вопросы отвечает

Кто? Что?

Признаки

число, лицо, падеж,

род (3л. ед.ч.)

Роль в предложении

подлежащее, дополнение

- На какую часть речи похоже местоимение?

- Откройте учебник на с.52, прочитайте правило и скажите, что вы еще узнали из этого правила?

- Как вы, думаете, почему данные местоимения называют «личными»?

-Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то.

(В старших классах вы будете изучать и другие разряды местоимений)

 

5. Организация познавательной деятельности (продолжение).

 

- Возьмите карточки с красной пометкой. Прочитайте задание.

(Заполните таблицу, расположив личные местоимения в зависимости от лица и числа.

   

-Посмотрите на подсказку.

 

- Поменяйтесь карточками, вместе с листами успеха. Проверьте по образцу на стр.54 и оцените товарища.

 

6. Информация  о домашнем задании.

 

Домашнее задание с. 52 выуч. прав., с. 54 выуч. табл.

 

7. Физминутка.

 

8. Организация познавательной деятельности (продолжение).

 

- Возьмите карточку с зелёной пометкой, прочитайте задание.

(Вместо попусков вставь в рассказ подходящие по смыслу местоимения)

 

В воскресенье  ...   пошёл в лес. В этот день солнце было яркое и весёлое. И   ...  даже пригрело немного. Деревья ещё стояли в красивом снежном уборе.  ...   были украшены серебристым инеем. Неожиданно  ...  увидел дятла. Своим крепким клювом  ...   долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала   ...   по веткам ели.

 

(Проверка на интерактивной доске)

- Оцените себя в листе успеха.

- Вместо каких слов вы вставили местоимения? (им. сущ)

- Зачем они употребляются в речи? (чтобы не было повторов, речь была красивая)

- От чего зависел выбор местоимения? (от рода и числа им. сущ)

 

- Выполним следующее задание:

Сделайте синтаксический разбор последнего предложения и над каждым словом укажите часть речи.

 

(Проверка на интерактивной доске)

 

- Оцените себя в листе успеха.

 

 

9. Физминутка для глаз

 

10. Диагностика достижения планируемых результатов.

 

- Как усвоили  сегодняшний материал проверим с помощью теста.

 

1. Найди лишнее:
А) я

В) ты

С) и

D) она

 

2. Найди признак местоимения:
А) называет предмет

В) указывает на предмет, но не называет его

С) указывает на действие предмета

D) служит для связи слов в предложении

 

3. Каким членом предложения является местоимение?

Он долго ходил около школы.
А) сказуемым

В) подлежащим

С) определением

D) дополнением

 

4. Сосчитай количество местоимений:

Как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они
А) 4

В) 5

С) 6

D) 7

 

5. Укажи строчку, где все местоимения единственного числа:
А) я, ты, вы, она, он

В) ты, он, она, я, оно

С)  мы, они, вы

 

 - (Отчёт) Оцените себя в листе успеха. Проанализируйте свои успехи и скажите, какую отметку вы бы себе поставили?

 

11. Подведение итогов занятия.  

 

- Расскажите ещё раз всё о личных местоимениях.

 

(Доп. зад.

 - Местоимение – часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку.

- Игра «Открой секрет» 
-Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь.
-В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните

-Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.

- Проверка)

 

-  Давайте подведём итог нашего урока. Проанализируйте урок.

Памятка:

·       Сегодня я узнал(а) или повторил...

·       Было интересно...

·       Было трудно..

·       Мне понравилось...

·       Я могу себя похвалить...

·       Я могу похвалить (одноклассников)...

 

- А сейчас возьмите Светофор и зажгите огонёчек, который соответствует следующим критериям:

- красный - неинтересный и скучный урок;

- жёлтый - мне было тревожно;

- зелёный - урок был интересный и увлекательный.

 

Спасибо!