Тема урока: Роль местоимений в речи.
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.
Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием местоимение, ролью местоимений в речи, отличать их от других частей речи, умение употреблять местоимения в речи; формировать навык правильного и грамотного письма;
Развивающие: развивать творческое восприятие, наблюдательность, образное и логическое мышление, внимание, творческие способности, устную связную речь.
Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем.
Здоровьесберегающая:
Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, физкультминутка.
Планируемые результаты:
Предметные:
• формирование представлений о местоимении, как части речи;
• распознавать местоимения среди других частей речи;
• знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
• овладение нормами русского литературного языка.
Личностные.
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при проверке;
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
• способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.
Коммуникативные УУД.
• учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.
Познавательные УУД.
• уметь
ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;
добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную
литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Методы обучения:
По виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
- практические (работа с карточками).
По виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод.
Виды контроля на уроке:
- ученик- ученик
- самоконтроль
- ученик – учитель
Компьютерные технологии.
1. Мотивационный этап.
- Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
- Я скажу слова «Доброе утро» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, мне помашут рукой, это значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. Попробуем?
- Доброе утро все девочки.
- Доброе утро все мальчики.
- Доброе утро все гости.
- Доброе утро все, у кого хорошее настроение.
- Доброе утро все, кто готов сегодня стараться хорошо работать на уроке.
- Ну что ж, давайте будем работать.
2.Актуализация знаний.
а) Оформление тетрадей .
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- На уроке мы будем себя оценивать в листе успехов.
Найдите этот лист, рассмотрите его. Всё ли вам понятно?
б) Словарная работа.
-Начнем со словарной работы
-Я показываю картинки, а вы определите, что это за слово и запишите в тетрадь.
(Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу,
На отлично напишу!)
- Почему эти слова называются словарные?
(В словах есть безударные гласные, которые нельзя проверить)
– Взаимопроверка.
Оцените работу на листе успехов.
3. Мотивация познавательной деятельности.
- Сегодня мы побываем на экскурсии в одном городе. Посмотрите на доску и скажите, как можно назвать этот город? (Части речи)
- Скажите, а в каком домике могли бы жить все наши словарные слова? Почему?
- Определите, какие еще части речи живут в этих домиках (называют и открывают).
- Мы зашли в гости в домик, где живут имена существительные.
- Расскажите всё что вы знаете об этой части речи по такому алгоритму.
|
Что обозначает |
предмет |
|
На какие вопросы отвечает |
Кто? Что? |
|
Признаки |
одуш/неодуш, собст/нариц, род, скл, падеж, число |
|
Роль в предложении |
подлежащее, дополнение, обстоятельство |
- А сейчас мы заглянем еще в один домик. Давайте попробуем определить в какой.
- Возьмите карточку с синей пометкой.
- Прочитайте задание. Что нужно сделать?
(Прочитайте текст, найдите и исправьте речевую ошибку, которая здесь допущена.)
(Мурка очень пушистая и ленивая кошка. Мурка (она)любит лежать на подоконнике и наблюдать за птицами.)
- Определите тему сегодняшнего урока. (Местоимение)
в) Работа с учебником
- Открываем учебник на с. 51. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел? Как он называется?
- Местоимение
- Прочитайте про себя, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться.
- Сформулируем цели уроков по разделу Местоимение:
- А сегодня мы вспомним все, что уже знаем о местоимения, будем учиться употреблять местоимения в речи, учиться отличить местоимение от других частей речи, уточнить о роли местоимений в речи.
4.Организация познавательной деятельности.
- Эта тема для нас не новая, мы уже изучали в 3 классе.
- Назовите все местоимения, которые вы знаете. (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они)
Давайте вспомним всё, что знаем о местоимении тоже по этому алгоритму.
|
Что обозначает |
указывает на предмет, но не называет его |
|
На какие вопросы отвечает |
Кто? Что? |
|
Признаки |
число, лицо, падеж, род (3л. ед.ч.) |
|
Роль в предложении |
подлежащее, дополнение |
- На какую часть речи похоже местоимение?
- Откройте учебник на с.52, прочитайте правило и скажите, что вы еще узнали из этого правила?
- Как вы, думаете, почему данные местоимения называют «личными»?
-Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то.
(В старших классах вы будете изучать и другие разряды местоимений)
5. Организация познавательной деятельности (продолжение).
- Возьмите карточки с красной пометкой. Прочитайте задание.
(Заполните таблицу, расположив личные местоимения в зависимости от лица и числа.
-Посмотрите на подсказку.
- Поменяйтесь карточками, вместе с листами успеха. Проверьте по образцу на стр.54 и оцените товарища.
6. Информация о домашнем задании.
Домашнее задание с. 52 выуч. прав., с. 54 выуч. табл.
7. Физминутка.
8. Организация познавательной деятельности (продолжение).
- Возьмите карточку с зелёной пометкой, прочитайте задание.
(Вместо попусков вставь в рассказ подходящие по смыслу местоимения)
В воскресенье ... пошёл в лес. В этот день солнце было яркое и весёлое. И ... даже пригрело немного. Деревья ещё стояли в красивом снежном уборе. ... были украшены серебристым инеем. Неожиданно ... увидел дятла. Своим крепким клювом ... долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала ... по веткам ели.
(Проверка на интерактивной доске)
- Оцените себя в листе успеха.
- Вместо каких слов вы вставили местоимения? (им. сущ)
- Зачем они употребляются в речи? (чтобы не было повторов, речь была красивая)
- От чего зависел выбор местоимения? (от рода и числа им. сущ)
- Выполним следующее задание:
Сделайте синтаксический разбор последнего предложения и над каждым словом укажите часть речи.
(Проверка на интерактивной доске)
- Оцените себя в листе успеха.
9. Физминутка для глаз
10. Диагностика достижения планируемых результатов.
- Как усвоили сегодняшний материал проверим с помощью теста.
1. Найди лишнее:
А) я
В) ты
С) и
D) она
2. Найди признак
местоимения:
А) называет предмет
В) указывает на предмет, но не называет его
С) указывает на действие предмета
D) служит для связи слов в предложении
3. Каким членом предложения является местоимение?
Он долго ходил около
школы.
А) сказуемым
В) подлежащим
С) определением
D) дополнением
4. Сосчитай количество местоимений:
Как, без, он, у, я, ты,
от, мы, до, вы, про, они
А) 4
В) 5
С) 6
D) 7
5. Укажи строчку, где
все местоимения единственного числа:
А) я, ты, вы, она, он
В) ты, он, она, я, оно
С) мы, они, вы
- (Отчёт) Оцените себя в листе успеха. Проанализируйте свои успехи и скажите, какую отметку вы бы себе поставили?
11. Подведение итогов занятия.
- Расскажите ещё раз всё о личных местоимениях.
(Доп. зад.
- Местоимение – часть речи
загадочная, попробуйте проявить смекалку.
- Игра «Открой секрет»
-Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь.
-В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните
-Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.
- Проверка)
- Давайте подведём итог нашего урока. Проанализируйте урок.
Памятка:
· Сегодня я узнал(а) или повторил...
· Было интересно...
· Было трудно..
· Мне понравилось...
· Я могу себя похвалить...
· Я могу похвалить (одноклассников)...
- А сейчас возьмите Светофор и зажгите огонёчек, который соответствует следующим критериям:
- красный - неинтересный и скучный урок;
- жёлтый - мне было тревожно;
- зелёный - урок был интересный и увлекательный.
Спасибо!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.