Тема выступления: Роль мониторинга в логопедической работе.
Докладчик: учитель-логопед Кузнецова Наталья Сергеевна.
Организация эффективного коррекционно-логопедического обучения в свете новых образовательных стандартов невозможна без проведения тщательного обследования всех компонентов речи, задача которого выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности нарушений речевых компонентов, индивидуальные особенности проявления. Четкая система логопедического мониторинга позволит увидеть, насколько изменился уровень развития (как качественно, так и количественно) учащихся, как в целом, так и отдельных параметров за определенный период. Кроме того, это даёт возможность наметить пути работы по коррекции имеющихся нарушений; наглядно увидеть развитие ребенка за весь период обучения. Планирование индивидуальных и групповых занятий напрямую определяется теми показателями отклонения речевого развития, которые выявлены в процессе обследования.
Поэтому, одним из направлений моей деятельности является проведение логопедического мониторинга обучающихся с целью оптимизации и повышения качества, эффективности логопедической работы.
К разряду методов, применимых в процессе мониторинга можно отнести: педагогическое наблюдение, тестирование, письменный и устный опрос, контрольные работы, дидактические игры диагностического характера, анализ продуктов деятельности, практические работы.
Периодичность проведения логопедического обследования традиционна: первичное (на начало года) и итоговое (конец года). При необходимости мы проводим промежуточный мониторинг.
При поступлении детей, в 1-х классах мы проводим логопедический мониторинг с помощью тестовой методики Т.А Фотековой, Т. Ахутиной «Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей» Данная методика направлена на выявление актуального уровня развития ребенка и применяется для: диагностики; уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи; построения индивидуальной коррекционной работы; комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушений речи; отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.
Методика состоит из серии заданий, направленных на исследование:
· сенсо-моторного уровня речи: фонематического восприятия, артикуляционной моторики, звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова;
· грамматического строй речи;
· исследования словаря и навыка словообразования;
· исследования связной речи.
Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью баллов. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности: высокий – 100 - 80%; выше среднего – 79,9 -65%; средний – 64,9 - 45%; низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику речевого развития.
При обследовании речи учащегося заполняется речевая карта, которая была разработана в соответствии с методикой обследования.
Мониторинг полученных результатов представлен в речевом профиле, в котором прослеживается динамика речевого развития ребенка, способствующая оценке эффективности коррекционного воздействия, корректировке и прогнозированию образовательных результатов программы. На основе речевого профиля, выделяются наиболее благополучные компоненты речевой системы и наиболее несформированные, что позволяет разработать индивидуальный коррекционно-образовательный план работы с каждым ребенком.
Динамика речевого развития вычисляется по разнице между качеством выполнения методики на начало года и качеством выполнения методики на конец года:
положительная динамика - от 10% и выше;
незначительная динамика - от 5% до 10%;
без динамики - менее 5%.
Начиная со 2-го класса, в среднем и старшем звене мы проводим обследование письменной речи - проводится обследование навыков списывания, письма по слуху и самостоятельного письма, предоставляются обучающимся тестовые задания по программе. И устной речи, проверяем технику чтения, с последующим пересказом и заданием по тексту. Проводится анализ качества и количества дисграфических и дислексических ошибок, результаты заносятся в бланк анализа ошибок письма и чтения. Составляем на основании полученных данные экран звукопроизношения (с ним мы знакомим и учителей, и воспитателей), экран состояния устной и письменной речи.
Таким образом, мы можем рассматривать мониторинг с позиции системного подхода:
ü во-первых, как источник информации (полученная в ходе мониторинга информация обобщается на разных уровнях);
ü во-вторых, как способ обработки информации, необходимый для обобщения и анализа;
ü в-третьих, как способ хранения информации, позволяющий осуществлять сравнительный анализ, прогнозировать развитие;
ü в-четвертых, результаты мониторинговой деятельности оказывают непосредственное влияние на особенности мотивации, целеполагание, организационные и содержательные основания, определяют необходимость внесения корректив.
Представленная нами система мониторинга речевого развития детей:
Объект: оценка качества логопедической работы |
Предмет: динамика развития устной и письменной речи учащихся с ОВЗ |
Цель: выявление индивидуальных речевых особенностей учащихся, отслеживание динамики сформированности устной и письменной речи учащихся |
Алгоритм логопедической работы
Этапы работы |
Время проведения |
Содержание |
Результат |
Диагностико-организационный |
1 – 15 сентября |
|
Данные обследования позволяют определить задачи и содержание коррекционно-образовательной работы. |
|
|||
|
Реализация комплексного подхода |
||
|
На диагностической основе строится весь процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания, в котором реализуются индивидуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подходы.
Результат 1-го этапа – проектирование коррекционно-образовательной работы (перспективное и календарное планирование) |
||
На уровне группы - данные диагностического обследования используются для отбора содержания работы с детьми и гибкого комплектования подгрупп. На индивидуальном уровне – выявляются индивидуальные особенности и при необходимости намечается индивидуальный маршрут коррекционной работы. Для максимального раскрытия потенциала ребенка подбираются эффективные методы и приемы логопедического воздействия. |
|||
Оперативно-прогностический |
15 сентября – 10 мая |
|
Мониторинг позволяет выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе каждого из воспитанников группы. Данные мониторинга позволяют вовремя скорректировать характер логопедического воздействия на детей, степень включенности в коррекционную работу тех или иных специалистов и родителей. Динамическое обследование позволяет оценить адекватность выбранных путей, методов и содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. На основании анализа уточняется мера и характер коррекционного воздействия Результат 2-го этапа – достижение определенного позитивного эффекта в устранении отклонений в речевом развитии детей. |
|
|||
Контрольно-диагностический |
10 – 25 мая |
|
Позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении речевой компетентности детей |
|
|||
|
Позволяют наметить дальнейшие образовательные перспективы и пути оптимизации логопедической работы на следующий учебный год, помогает определить её формы, методы и содержание. Результат 3-го этапа – решение о прекращении логопедической работы (выпуск) или о продолжении (продление сроков коррекционной работы) |
||
|
Этапы логопедического обследования
Название этапа |
Задачи |
Методы |
Примечание |
Ориентировочный |
|
|
|
Диагностический |
|
|
Характер дидактического материала будет зависеть от:
|
Аналитический |
|
|
|
Прогностический |
|
|
|
Информационный |
|
|
При информировании родителей следует учитывать следующее:
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.