Роль мониторинга в логопедической работе
Оценка 4.6

Роль мониторинга в логопедической работе

Оценка 4.6
doc
19.01.2021
Роль мониторинга в логопедической работе
Роль мониторинга в логопедической работе.doc

Тема выступления: Роль мониторинга в логопедической работе.

Докладчик: учитель-логопед Кузнецова Наталья Сергеевна.

Организация эффективного коррекционно-логопедического обучения в свете новых образовательных стандартов невозможна без проведения тщательного обследования всех компонентов речи, задача которого выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности нарушений речевых компонентов, индивидуальные особенности проявления. Четкая система логопедического мониторинга позволит увидеть, насколько изменился уровень развития (как качественно, так и количественно) учащихся, как в целом, так и отдельных параметров за определенный период. Кроме того, это даёт возможность наметить пути работы по коррекции имеющихся нарушений; наглядно увидеть развитие ребенка за весь период обучения. Планирование индивидуальных и групповых занятий напрямую определяется теми показателями отклонения речевого развития, которые выявлены в процессе обследования.

Поэтому, одним из направлений моей деятельности является проведение логопедического мониторинга обучающихся с целью оптимизации и повышения качества, эффективности логопедической работы.

К разряду методов, применимых в процессе мониторинга можно отнести: педагогическое наблюдение, тестирование, письменный и устный опрос, контрольные работы, дидактические игры диагностического характера, анализ продуктов деятельности, практические работы.

Периодичность проведения логопедического обследования традиционна: первичное (на начало года) и итоговое (конец года). При необходимости мы проводим промежуточный мониторинг.

При поступлении детей, в 1-х классах мы проводим  логопедический мониторинг с помощью тестовой методики Т.А Фотековой, Т. Ахутиной  «Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей» Данная методика направлена на выявление актуального уровня развития ребенка и применяется для: диагностики; уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи; построения индивидуальной коррекционной работы; комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушений речи; отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

Методика состоит из серии заданий, направленных на исследование:

·     сенсо-моторного уровня речи: фонематического восприятия, артикуляционной моторики, звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова;

·     грамматического строй речи;

·     исследования словаря и навыка словообразования;

·     исследования связной речи.     

Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью баллов. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.

Предлагается 4 уровня успешности: высокий – 100 - 80%; выше среднего – 79,9 -65%; средний – 64,9 - 45%; низкий – 44,9% и ниже.

На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику речевого развития.

При обследовании речи учащегося заполняется речевая карта, которая была разработана в соответствии с методикой обследования.

Мониторинг полученных результатов представлен в речевом профиле, в котором прослеживается динамика речевого развития ребенка, способствующая оценке эффективности коррекционного воздействия, корректировке и прогнозированию образовательных результатов программы. На основе речевого профиля, выделяются наиболее благополучные компоненты речевой системы  и  наиболее несформированные, что позволяет разработать индивидуальный коррекционно-образовательный план работы с каждым ребенком.

Динамика речевого развития вычисляется по разнице между качеством выполнения методики на начало года и качеством выполнения методики на конец года:

положительная динамика - от 10% и выше;

незначительная динамика - от 5% до 10%;

без динамики - менее 5%. 

Начиная со 2-го класса, в среднем и старшем звене мы проводим обследование письменной речи - проводится обследование навыков списывания, письма по слуху и самостоятельного письма, предоставляются обучающимся тестовые задания по программе. И устной речи, проверяем технику чтения, с последующим пересказом и заданием по тексту. Проводится анализ качества и количества дисграфических и дислексических  ошибок, результаты заносятся в бланк анализа ошибок письма и чтения. Составляем на основании полученных данные экран звукопроизношения (с ним мы знакомим и учителей, и воспитателей), экран состояния устной и письменной речи. 

Таким образом, мы можем рассматривать мониторинг с позиции системного подхода:

ü во-первых, как источник информации (полученная в ходе мониторинга информация обобщается на разных уровнях);

ü во-вторых, как способ обработки информации, необходимый для обобщения и анализа;

ü в-третьих, как способ хранения информации, позволяющий осуществлять сравнительный анализ, прогнозировать развитие;

ü в-четвертых, результаты мониторинговой деятельности оказывают непосредственное влияние на особенности мотивации, целеполагание, организационные и содержательные основания, определяют необходимость внесения корректив.

Представленная нами система мониторинга речевого развития детей:

  • имеет четкую возрастную адресацию и комплексный характер;
  • отражает систематичность изучения состояния речи и фиксации результатов, динамичность наблюдения за характером развития речи обучающихся;
  • способствует выявлению зон актуального и ближайшего речевого развития;
  • создает основу для дифференцированного обучения детей с учетом уровня речевого развития и структуры дефекта.

 

 

 

 

 

 

Объект: оценка качества логопедической работы

 

Предмет: динамика развития устной и письменной речи учащихся с ОВЗ

 

Цель: выявление индивидуальных речевых особенностей учащихся, отслеживание динамики сформированности устной и письменной речи учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм логопедической работы

Этапы работы

Время проведения

Содержание

Результат

Диагностико-организационный

1 – 15 сентября

  • стартовая диагностика, комплексное всестороннее обследование детей, в котором принимают участие педагоги, специалисты, а также медицинские работники.

Данные обследования позволяют определить задачи и содержание коррекционно-образовательной работы.

  • обмен диагностической информацией, обсуждение результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования для получения конкретных данных о вербальном и невербальном развитии детей, уточнения логопедического заключения.
  • формирование информационной готовности педагогов, специалистов и родителей к проведению коррекционно - развивающей работы с детьми.

Реализация комплексного подхода

  • результаты обследования фиксируются в речевой карте, оформляются в виде диагностических таблиц и индивидуальных профилей.

На диагностической основе строится весь процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания, в котором реализуются индивидуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подходы.

 

 

 

 

Результат 1-го этапа – проектирование коррекционно-образовательной работы (перспективное и календарное планирование)

  • осуществление дифференциации коррекционно-педагогического процесса на разных уровнях.

На уровне группы - данные диагностического обследования используются для отбора содержания работы с детьми и гибкого комплектования подгрупп.

На индивидуальном уровне – выявляются индивидуальные особенности и при необходимости намечается индивидуальный маршрут коррекционной работы. Для максимального раскрытия потенциала ребенка подбираются эффективные методы и приемы логопедического воздействия.

Оперативно-прогностический

15 сентября – 10 мая

  • решение задач, заложенных в реализуемых программах;

Мониторинг позволяет выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе каждого из воспитанников группы. Данные мониторинга позволяют вовремя скорректировать характер логопедического воздействия на детей, степень включенности в коррекционную работу тех или иных специалистов и родителей. Динамическое обследование позволяет оценить адекватность выбранных путей, методов и содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. На основании анализа уточняется мера и характер коррекционного воздействия

Результат 2-го этапа – достижение определенного позитивного эффекта в устранении отклонений в речевом развитии детей.

  • мониторинг динамики познавательно речевого развития

Контрольно-диагностический

10 – 25 мая

  • итоговая диагностика – сравнение достижений в речевом развитии с данными первичного обследования

Позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении речевой компетентности детей

  • анализ качественных показателей усвоения программы, изучение изменений, произошедших в личностном, психическом и речевом развитии.
  • оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-развивающей работы, уровня развития основных компонентов речевой системы (отмечается характер динамики и уровень достижений детей).

Позволяют наметить дальнейшие образовательные перспективы и пути оптимизации логопедической работы на следующий учебный год, помогает определить её формы, методы и содержание.

Результат 3-го этапа – решение о прекращении логопедической работы (выпуск) или о продолжении (продление сроков коррекционной работы)

  • обобщение результатов работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы логопедического обследования

Название этапа

Задачи

Методы

Примечание

Ориентировочный

  • выявление запроса родителей, жалоб;
  • сбор анамнестических данных;
  • выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.
  • изучение медицинской и педагогической документации;
  • беседа с родителями.

Диагностический

  • выяснить какие языковые и речевые средства сформированы, а какие не сформированы к моменту обследования;
  • определить характер несформированности языковых и речевых средств
  • беседа с ребенком;
  • наблюдение за ребенком;
  • игра;
  • специальные задания и упражнения

Характер дидактического материала будет зависеть от:

  • возраста ребенка;
  • уровня развития речи;
  • уровня психического развития ребенка;
  • уровня обученности ребенка;
  • социального опыта ребенка.

Аналитический

  • Интерпретация полученных данных;
  • заполнение речевых карт (с развернутым логопедическим заключением).
  • Работа с документацией
  • Анализ полученной информации

Прогностический

  • определение прогноза дальнейшего развития ребенка;
  • выяснение основных направлений коррекционной работы с ребенком;
  • решение вопроса об индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте.
  • составление перспективного планирования.
  • Анализ полученных данных;
  • Работа с документацией;

Информационный

  • сообщение родителям заключения и направлений коррекционной работы и ее организационных форм.
  • Информирование родителей - деликатный и сложный этап обследования. Он проводится в виде беседы с родителями в отсутствие ребенка.

При информировании родителей следует учитывать следующее:

  • родительское чувство любви к ребенку;
  • особенности взаимоотношений родителей и ребенка;
  • у разных родителей разная готовность принимать на себя ответственность за успешность коррекционного процесса;
  • незнание родителями основ педагогики и психологии;
  • недооценка или переоценка проблем ребенка;
  • образовательный и профессиональный уровень родителей ребенка.

 

 


Тема выступления: Роль мониторинга в логопедической работе

Тема выступления: Роль мониторинга в логопедической работе

Мониторинг полученных результатов представлен в речевом профиле, в котором прослеживается динамика речевого развития ребенка, способствующая оценке эффективности коррекционного воздействия, корректировке и прогнозированию образовательных результатов программы

Мониторинг полученных результатов представлен в речевом профиле, в котором прослеживается динамика речевого развития ребенка, способствующая оценке эффективности коррекционного воздействия, корректировке и прогнозированию образовательных результатов программы

Объект: оценка качества логопедической работы

Объект: оценка качества логопедической работы

Алгоритм логопедической работы

Алгоритм логопедической работы

Оперативно-прогностический 15 сентября – 10 мая решение задач, заложенных в реализуемых программах;

Оперативно-прогностический 15 сентября – 10 мая решение задач, заложенных в реализуемых программах;

Этапы логопедического обследования

Этапы логопедического обследования

Информационный сообщение родителям заключения и направлений коррекционной работы и ее организационных форм

Информационный сообщение родителям заключения и направлений коррекционной работы и ее организационных форм
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2021