Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании дошкольника
Оценка 4.9

Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании дошкольника

Оценка 4.9
docx
23.09.2021
Роль музеев как социокультурного института общества  в патриотическом  и гражданском  воспитании дошкольника
Образовательный проект.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Илекского района Оренбургской области

 

 

 

 

 

Всероссийский конкурс «Педагогический дебит – 2021»

Номинация: «Молодые руководители дошкольных образовательных организаций»

 

Образовательный проект

«Роль музеев как социокультурного института общества

в патриотическом  и гражданском  воспитании школьника»

 

 

https://liveguns.ru/wp-content/uploads/2019/10/idem-v-muzej.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор проекта: старший воспитатель Т.М. Гаврилова

Пояснительная записка

    2020 год был объявлен годом Памяти и славы, весь год мы вспоминаем всех тех, кто подарил нам мирное небо над головой. В образовательных организациях ежемесячно, еженедельно проводятся мероприятия в память героям Великой отечественной войны. Это хорошая традиция, которая сформировалась в этом году, дала возможность развивать патриотизм и гражданственность в подрастающем поколении. В этом контексте мы всё чаще стали обращаться к жизни предков, стараемся понять, чем и как они жили, в чём искали утешение, что являлось их жизненной энергией, к чему стремились. Это увлекает ребят и взрослых. Поэтому сложившаяся традиция раскрыла потребность детей во всесторонних знаниях о своём народе.

    Знания о народе, культуре, быте – это история, которую должен знать каждый, такого рода знания повышают чувство патриотизма, а воспитание патриотизма играет важнейшую роль в гражданском и духовном развитии детей.

    А что же такое патриотизм?  Патриотизм — нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и желание поддержать своим участием процветание своей страны, отечества, любовь к отчизне, отечеству. Но как же ребёнок может испытывать эти чувства, если не имеет элементарные представления о культуре своего народа, его быте, трудностях и способах к жизни в определённых условиях. Появилась необходимость у педагогов и потребность у воспитанников в получении таких знаний.

    Дети двадцать первого века требуют к себе иного отношения, иной подачи знаний, креативных решений и всё больше продуктивной деятельности. Поэтому было принято решение обратиться к музею, как к форме подачи качественных, глубоких, эмоциональных представлений о культуре и предшествующей жизни. Ведь музей – это институт, в котором сохранилось культурное наследие человечества и грамотное использование музея является важным фактором в становлении личности, общества, в котором будут развиты чувства патриотизма и гражданственности. Все стремительнее уводит нас время от прошлого. Все меньше и меньше остается в селах и городах атрибутов, правил жизни наших дедушек и бабушек. И тем значимее для молодого поколения XXI века, «живое» прикосновение к предшествующей эпохе. Узнать о жизни и быте своего народа, познакомить с историей через предметы прошлого столетия - в этом и заключается практическое значение нашего проекта.

   Объектом исследования данного проекта являются – предметы старины, традиционные предметы быта и жизни народа родного края.

   Предмет исследования - вклад музейных экспонатов в развитие чувства патриотизма.

   Актуальность – сохранение культурного наследия, формирование представлений об историческом прошлом народа, повышение педагогической компетентности в вопросе развития в детях чувства патриотизма и гражданственности, чувства любви к Родине, чувства гордости за свою малую Родину, за своих земляков.

   Новизна состоит в том, что именно личное соприкосновение педагогов и подрастающего поколения с исторической атрибутикой народного прошлого, создание интерактивных ресурсов познания прошлого, позволит задуматься о роли и мере вносимого вклада в развитие и прославления своей страны

   Планируемые результаты работы и выводы: всесторонне изучена методология музея как формы развития чувства патриотизма, расширены представления о жизни русского народа у детей.

   Область практического применения результатов: создаваемый проект предполагает пропаганду патриотического воспитания путём обращения к музею, как центру национальной культуры и прошлого народа нашей Родины через совместные мероприятия с родительской общественностью, педагогами, тематические мероприятия с детьми детского сада.

Цель проекта:

Повышение педагогической компетентности воспитателей и родительской общественности в развитии гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста через обращение к ресурсам музея.

Задачи проекта:

- сбор информации о музеях – как о социокультурном институте общества;

- активизировать работу педагогов по повышению компетентности в вопросе  формирования чувства патриотизма у детей, через создание мини-музея в ДОУ, диссеминацию опыта;

- повысить образовательный ценз родительской общественности о роле музея в формировании патриотизма и гражданственности у детей, через совместную познавательную и продуктивную деятельность;

- создать условия для развития познавательной активности детей через совместную деятельность;

- способствовать формированию интереса к разным национальностям, к истории края, культуре и традициям, знаний и представлений детей;

- оформить музей в ДОУ и презентовать его;

- создать банк виртуальных музеев и интерактивных видео для дистанционного получения представлений об экспонатах;

- осветить работу по проекту в СМИ в районной газете «Урал» и на сайте детского сада.

Формы и методы работы по проекту:

- изучение теоретических сведений, используя различные источники информации;

- наблюдение, изучение и систематизация собранного материала;

- анализ, обобщение изученного материала;

- практический выход проекта.

- работа с педагогами:

·         консультации;

·         выставка;

·         семинар-практикум;

·         буклеты, брошюры;

·         презентация;

·         дистанционные (видеоролики, ссылки на методическую базу)

·         создание видеороликов, интерактивных видео;

·         открытый показ мероприятий, развлечений по патриотическому воспитанию с использованием ресурсов музейной педагогики;

·         анкетирование.

- работа с родителями:

·         анкетирование;

·         общее родительское собрание;

·         консультация;

·         организация работы по сбору экспонатов;

·         совместное изготовление экспозиций.

- работа с детьми:

·         совместное оформление музея;

·         творческая работа (ИЗО, прикладное творчество);

·         виртуальная экскурсия в музеи;

- работа с социумом:

·         посещение краеведческого музея;

·         презентация.

   Планирование работы строилось по следующим этапам:

·         Подготовительный (мотивационно-установочный) этап.

·         Организационно-деятельностный (основной) этап.

·         Заключительный (итоговый) этап.

Место реализации проекта: МБДОУ детский сад «Солнышко» Илекского района Оренбургской области

Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 года – март 2021 года

 

 

 

 

 

Реализация проекта

    Музей – (от греч. μουσεῖον — Дом Муз) – учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. В начале нового столетия музей ушёл в тень новых достижений и преобразований, в связи с этим частично потерялась связь с прошлым и сейчас всё чаще мы задумываемся о подрастающем поколении, о формировании в них личности с чувством патриотизма, гордости, достойного своей страны. И появилась потребность вновь обратиться к музею и использовать его уже как форму в воспитании детей, ведь именно здесь собраны экспонаты, через которые мы можем «почувствовать» незнакомую нам жизнь, почерпнуть знания.

    На подготовительном этапе было проведено анкетирование родителей и педагогов, интервьюирование воспитанников. Что дало информацию об осведомлённости педагогов и родительской общественности о роли музея в воспитании патриотизма и гражданской позиции детей, отношение к музею, о способности к практической деятельности в данном вопросе. Определен вид мини-музея, создаваемого на базе ДОУ, с учётом опроса – возможностей педагогов, потребностей детей и родителей. Решено создать мини-музей краеведческой направленности: «Русская изба» и «национальный быт многонационального Оренбуржья» (включает национальную одежду, традиционные предметы, макеты национальных блюд, выбрано 5 экспозиций: русский, казах, татарин, узбек, армянин. В последующем планируется пополнение экспозиций).

    На организационно-деятельностном (основном) этапе – организация совместной работы педагогов-родителей-детей-социума по повышению компетентности в данном вопросе, через диссеминацию опыта и создания мини-музея.

    На заключительном этапе - презентация мини-музея, диссеминация опыта через ресурсы сайта ДОУ и СМИ – районной газеты «Урал», активное использование ресурсов музея в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

 

Этапы, срок реализации, задачи

Мероприятия

1. Подготовительный (мотивационно-установочный), сентябрь-октябрь 2020 г.

Задачи:

- определить  уровень осведомлённости

педагогов и родителей   о возможностях музейной

педагогики    как инструмента

патриотического воспитания

дошкольников;

- определить вид мини-музея,             создаваемого на базе ДОУ, основываясь на потребности родителей, воспитанников;

- повышать компетентность педагогов в данном вопросе через диссеминацию опыта коллег и изучения методической литературы.

1.1. Для уверенности в значимости и верности выбранного объекта для реализации патриотических задач было проведено анкетирование педагогов и родительской общественности, а также интервьюирование воспитанников.

Анкетирование педагогов «Музейная педагогика в   патриотическом и духовно-нравственном воспитания детей дошкольного возраста». Анкетирование   педагогов «Моя    система работы по    патриотическому воспитанию».

Анкетирование «Патриотическое воспитание в семье».

Интервьюирование воспитанников «Что такое музей?»        

1.2.  Организация в методическом кабинете тематической выставки печатных изданий, презентация новинок литературы по музейной педагогике, о родном крае.

1.3.  Подбор методической литературы для педагогов с целью повышения компетентности по данной теме.

1.4.  Создание банка методических материалов по организации мини-музея в ДОУ.

1.5. Подбор информационных ресурсов для самообразования педагогов.

1.6. Создание инициативной группы педагогов.

1.7. Открытая дискуссия «Каким должен быть музей в ДОУ»

2. Организационно – деятельностный этап (основной), ноябрь 2020 – февраль 2021 г.

Задачи:

- вовлечение педагогов в создание мини-музея;

- повышение активности в использовании ресурсов музейной педагогики;

- повышение компетентности родителей в данном вопросе, через совместную деятельность по созданию мини-музея в ДОУ;

- развивать представления о жизни народа родного края, села, его достижениях, традициях, продолжать формировать чувство гордости, патриотизма за Отечество и малую родину.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Работа с педагогами:

- консультация «Работа с родителями по формированию основ патриотизма у детей средствами музейной педагогики»;

- презентация «Создание интерактивного видео для информационного поля музея, при помощи конструктора Ted Ed»

- семинар-практикум «Музей как средство патриотического воспитания дошкольников» (вопросы семинара: «использование музейной педагогики в образовательном процессе», «создание мини-музеев», «патриотическое воспитание в системе музейной педагогики», «проектный метод в организации мини-музеев»);

- презентация «Дидактические игры для мини-музея»;

- трансляция педагогического опыта: открытые показы педагогических мероприятий с детьми по патриотическому воспитанию с использованием средств музейной педагогики;

- создание банка действующих ссылок на виртуальное посещение музеев;

- создание мини-музея в ДОУ.

2.2. Работа с родительской общественностью

- общее родительское собрание (всеобуч) «Роль музея в воспитании любви к родному селу и краю в детском саду и дома»;

- вовлечение в создание мини-музея: формирование коллекций, пошив костюмов, создание экспозиций;

- организация совместной деятельности с родителями по изготовлению макетов, панно, сбору экспонатов;

- консультация «Формирование нравственных чувств, привычек и опыта нравственного поведения дошкольников при ознакомлении с историей и культурой русского народа».

2.3. Работа с воспитанниками

- беседы о музее, его значении, о роли людей в его создании; о родном крае, привычках, традициях русского народа, о многонациональности края;

- участие в создании мини-музея, формирование коллекций;

- виртуальное посещение музеев страны;

- творческие работы детей (ИЗО – рисование одежды людей разной национальности, проживающих в нашем крае; прикладное творчество – создание атрибутов людей разной национальности).

2.4. Работа с социумом

- посещение краеведческого музея Илекского района;

- презентация ценных экспонатов научным руководителем музея Мясниковой В.В. (возможна дистанционная форма)

 3. Заключительный (итоговый), март 2021 г.

Задачи:

- презентовать мини-музей;

- осуществить диссеминацию опыта в данном вопросе на сайте ДОУ, через районную газету «Урал».

3.1. Выход проекта:

- открытая презентация мини-музея в ДОУ;

- экскурсия воспитанников в мини-музей;

- размещение методических материалов на сайте ДОУ;

- публикация в СМИ в районной газете «Урал».

 

Заключение

      В марте состоится открытая презентация мини-музея. В настоящее время уже ведется единая система работы по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс. Для создания мини-музея с родительской общественностью проводятся как теоретическое информирование, так и практическое взаимодействие – создано несколько экспонатов национальной одежды, собраны предметы старины. Педагоги создают банк интерактивных видео, а также обучающие видео о экспонатах, с привлечением воспитанников, некоторые видео уже готовы. Воспитатели обращаются к музейной педагогике и знакомят детей с понятием «многонациональность», «быт», «родной край - Оренбуржье», внедряют творческие задания патриотической направленности.

     Открытие мини-музея будет отражено на официальном сайте, а также в газете «Урал», хочется отметить, что с редакцией у нас настроены партнёрские отношения.


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

Пояснительная записка 2020 год был объявлен годом

Пояснительная записка 2020 год был объявлен годом

ДОУ и презентовать его; - создать банк виртуальных музеев и интерактивных видео для дистанционного получения представлений об экспонатах; - осветить работу по проекту в

ДОУ и презентовать его; - создать банк виртуальных музеев и интерактивных видео для дистанционного получения представлений об экспонатах; - осветить работу по проекту в

Реализация проекта Музей – (от греч

Реализация проекта Музей – (от греч

Организационно – деятельностный этап (основной), ноябрь 2020 – февраль 2021 г

Организационно – деятельностный этап (основной), ноябрь 2020 – февраль 2021 г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2021