Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Илекского района Оренбургской области
Всероссийский конкурс «Педагогический дебит – 2021»
Номинация: «Молодые руководители дошкольных образовательных организаций»
Образовательный проект
«Роль музеев как социокультурного института общества
в патриотическом и гражданском воспитании школьника»
Автор проекта: старший воспитатель Т.М. Гаврилова
Пояснительная записка
2020 год был объявлен годом Памяти и славы, весь год мы вспоминаем всех тех, кто подарил нам мирное небо над головой. В образовательных организациях ежемесячно, еженедельно проводятся мероприятия в память героям Великой отечественной войны. Это хорошая традиция, которая сформировалась в этом году, дала возможность развивать патриотизм и гражданственность в подрастающем поколении. В этом контексте мы всё чаще стали обращаться к жизни предков, стараемся понять, чем и как они жили, в чём искали утешение, что являлось их жизненной энергией, к чему стремились. Это увлекает ребят и взрослых. Поэтому сложившаяся традиция раскрыла потребность детей во всесторонних знаниях о своём народе.
Знания о народе, культуре, быте – это история, которую должен знать каждый, такого рода знания повышают чувство патриотизма, а воспитание патриотизма играет важнейшую роль в гражданском и духовном развитии детей.
А что же такое патриотизм? Патриотизм — нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и желание поддержать своим участием процветание своей страны, отечества, любовь к отчизне, отечеству. Но как же ребёнок может испытывать эти чувства, если не имеет элементарные представления о культуре своего народа, его быте, трудностях и способах к жизни в определённых условиях. Появилась необходимость у педагогов и потребность у воспитанников в получении таких знаний.
Дети двадцать первого века требуют к себе иного отношения, иной подачи знаний, креативных решений и всё больше продуктивной деятельности. Поэтому было принято решение обратиться к музею, как к форме подачи качественных, глубоких, эмоциональных представлений о культуре и предшествующей жизни. Ведь музей – это институт, в котором сохранилось культурное наследие человечества и грамотное использование музея является важным фактором в становлении личности, общества, в котором будут развиты чувства патриотизма и гражданственности. Все стремительнее уводит нас время от прошлого. Все меньше и меньше остается в селах и городах атрибутов, правил жизни наших дедушек и бабушек. И тем значимее для молодого поколения XXI века, «живое» прикосновение к предшествующей эпохе. Узнать о жизни и быте своего народа, познакомить с историей через предметы прошлого столетия - в этом и заключается практическое значение нашего проекта.
Объектом исследования данного проекта являются – предметы старины, традиционные предметы быта и жизни народа родного края.
Предмет исследования - вклад музейных экспонатов в развитие чувства патриотизма.
Актуальность – сохранение культурного наследия, формирование представлений об историческом прошлом народа, повышение педагогической компетентности в вопросе развития в детях чувства патриотизма и гражданственности, чувства любви к Родине, чувства гордости за свою малую Родину, за своих земляков.
Новизна состоит в том, что именно личное соприкосновение педагогов и подрастающего поколения с исторической атрибутикой народного прошлого, создание интерактивных ресурсов познания прошлого, позволит задуматься о роли и мере вносимого вклада в развитие и прославления своей страны
Планируемые результаты работы и выводы: всесторонне изучена методология музея как формы развития чувства патриотизма, расширены представления о жизни русского народа у детей.
Область практического применения результатов: создаваемый проект предполагает пропаганду патриотического воспитания путём обращения к музею, как центру национальной культуры и прошлого народа нашей Родины через совместные мероприятия с родительской общественностью, педагогами, тематические мероприятия с детьми детского сада.
Цель проекта:
Повышение педагогической компетентности воспитателей и родительской общественности в развитии гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста через обращение к ресурсам музея.
Задачи проекта:
- сбор информации о музеях – как о социокультурном институте общества;
- активизировать работу педагогов по повышению компетентности в вопросе формирования чувства патриотизма у детей, через создание мини-музея в ДОУ, диссеминацию опыта;
- повысить образовательный ценз родительской общественности о роле музея в формировании патриотизма и гражданственности у детей, через совместную познавательную и продуктивную деятельность;
- создать условия для развития познавательной активности детей через совместную деятельность;
- способствовать формированию интереса к разным национальностям, к истории края, культуре и традициям, знаний и представлений детей;
- оформить музей в ДОУ и презентовать его;
- создать банк виртуальных музеев и интерактивных видео для дистанционного получения представлений об экспонатах;
- осветить работу по проекту в СМИ в районной газете «Урал» и на сайте детского сада.
Формы и методы работы по проекту:
- изучение теоретических сведений, используя различные источники информации;
- наблюдение, изучение и систематизация собранного материала;
- анализ, обобщение изученного материала;
- практический выход проекта.
- работа с педагогами:
· консультации;
· выставка;
· семинар-практикум;
· буклеты, брошюры;
· презентация;
· дистанционные (видеоролики, ссылки на методическую базу)
· создание видеороликов, интерактивных видео;
· открытый показ мероприятий, развлечений по патриотическому воспитанию с использованием ресурсов музейной педагогики;
· анкетирование.
- работа с родителями:
· анкетирование;
· общее родительское собрание;
· консультация;
· организация работы по сбору экспонатов;
· совместное изготовление экспозиций.
- работа с детьми:
· совместное оформление музея;
· творческая работа (ИЗО, прикладное творчество);
· виртуальная экскурсия в музеи;
- работа с социумом:
· посещение краеведческого музея;
· презентация.
Планирование работы строилось по следующим этапам:
· Подготовительный (мотивационно-установочный) этап.
· Организационно-деятельностный (основной) этап.
· Заключительный (итоговый) этап.
Место реализации проекта: МБДОУ детский сад «Солнышко» Илекского района Оренбургской области
Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 года – март 2021 года
Реализация проекта
Музей – (от греч. μουσεῖον — Дом Муз) – учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. В начале нового столетия музей ушёл в тень новых достижений и преобразований, в связи с этим частично потерялась связь с прошлым и сейчас всё чаще мы задумываемся о подрастающем поколении, о формировании в них личности с чувством патриотизма, гордости, достойного своей страны. И появилась потребность вновь обратиться к музею и использовать его уже как форму в воспитании детей, ведь именно здесь собраны экспонаты, через которые мы можем «почувствовать» незнакомую нам жизнь, почерпнуть знания.
На подготовительном этапе было проведено анкетирование родителей и педагогов, интервьюирование воспитанников. Что дало информацию об осведомлённости педагогов и родительской общественности о роли музея в воспитании патриотизма и гражданской позиции детей, отношение к музею, о способности к практической деятельности в данном вопросе. Определен вид мини-музея, создаваемого на базе ДОУ, с учётом опроса – возможностей педагогов, потребностей детей и родителей. Решено создать мини-музей краеведческой направленности: «Русская изба» и «национальный быт многонационального Оренбуржья» (включает национальную одежду, традиционные предметы, макеты национальных блюд, выбрано 5 экспозиций: русский, казах, татарин, узбек, армянин. В последующем планируется пополнение экспозиций).
На организационно-деятельностном (основном) этапе – организация совместной работы педагогов-родителей-детей-социума по повышению компетентности в данном вопросе, через диссеминацию опыта и создания мини-музея.
На заключительном этапе - презентация мини-музея, диссеминация опыта через ресурсы сайта ДОУ и СМИ – районной газеты «Урал», активное использование ресурсов музея в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Этапы, срок реализации, задачи |
Мероприятия |
1. Подготовительный (мотивационно-установочный), сентябрь-октябрь 2020 г. Задачи: - определить уровень осведомлённости педагогов и родителей о возможностях музейной педагогики как инструмента патриотического воспитания дошкольников; - определить вид мини-музея, создаваемого на базе ДОУ, основываясь на потребности родителей, воспитанников; - повышать компетентность педагогов в данном вопросе через диссеминацию опыта коллег и изучения методической литературы. |
1.1. Для уверенности в значимости и верности выбранного объекта для реализации патриотических задач было проведено анкетирование педагогов и родительской общественности, а также интервьюирование воспитанников. Анкетирование педагогов «Музейная педагогика в патриотическом и духовно-нравственном воспитания детей дошкольного возраста». Анкетирование педагогов «Моя система работы по патриотическому воспитанию». Анкетирование «Патриотическое воспитание в семье». Интервьюирование воспитанников «Что такое музей?» 1.2. Организация в методическом кабинете тематической выставки печатных изданий, презентация новинок литературы по музейной педагогике, о родном крае. 1.3. Подбор методической литературы для педагогов с целью повышения компетентности по данной теме. 1.4. Создание банка методических материалов по организации мини-музея в ДОУ. 1.5. Подбор информационных ресурсов для самообразования педагогов. 1.6. Создание инициативной группы педагогов. 1.7. Открытая дискуссия «Каким должен быть музей в ДОУ» |
2. Организационно – деятельностный этап (основной), ноябрь 2020 – февраль 2021 г. Задачи: - вовлечение педагогов в создание мини-музея; - повышение активности в использовании ресурсов музейной педагогики; - повышение компетентности родителей в данном вопросе, через совместную деятельность по созданию мини-музея в ДОУ; - развивать представления о жизни народа родного края, села, его достижениях, традициях, продолжать формировать чувство гордости, патриотизма за Отечество и малую родину.
|
2.1. Работа с педагогами: - консультация «Работа с родителями по формированию основ патриотизма у детей средствами музейной педагогики»; - презентация «Создание интерактивного видео для информационного поля музея, при помощи конструктора Ted Ed» - семинар-практикум «Музей как средство патриотического воспитания дошкольников» (вопросы семинара: «использование музейной педагогики в образовательном процессе», «создание мини-музеев», «патриотическое воспитание в системе музейной педагогики», «проектный метод в организации мини-музеев»); - презентация «Дидактические игры для мини-музея»; - трансляция педагогического опыта: открытые показы педагогических мероприятий с детьми по патриотическому воспитанию с использованием средств музейной педагогики; - создание банка действующих ссылок на виртуальное посещение музеев; - создание мини-музея в ДОУ. 2.2. Работа с родительской общественностью - общее родительское собрание (всеобуч) «Роль музея в воспитании любви к родному селу и краю в детском саду и дома»; - вовлечение в создание мини-музея: формирование коллекций, пошив костюмов, создание экспозиций; - организация совместной деятельности с родителями по изготовлению макетов, панно, сбору экспонатов; - консультация «Формирование нравственных чувств, привычек и опыта нравственного поведения дошкольников при ознакомлении с историей и культурой русского народа». 2.3. Работа с воспитанниками - беседы о музее, его значении, о роли людей в его создании; о родном крае, привычках, традициях русского народа, о многонациональности края; - участие в создании мини-музея, формирование коллекций; - виртуальное посещение музеев страны; - творческие работы детей (ИЗО – рисование одежды людей разной национальности, проживающих в нашем крае; прикладное творчество – создание атрибутов людей разной национальности). 2.4. Работа с социумом - посещение краеведческого музея Илекского района; - презентация ценных экспонатов научным руководителем музея Мясниковой В.В. (возможна дистанционная форма) |
3. Заключительный (итоговый), март 2021 г. Задачи: - презентовать мини-музей; - осуществить диссеминацию опыта в данном вопросе на сайте ДОУ, через районную газету «Урал». |
3.1. Выход проекта: - открытая презентация мини-музея в ДОУ; - экскурсия воспитанников в мини-музей; - размещение методических материалов на сайте ДОУ; - публикация в СМИ в районной газете «Урал». |
Заключение
В марте состоится открытая презентация мини-музея. В настоящее время уже ведется единая система работы по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс. Для создания мини-музея с родительской общественностью проводятся как теоретическое информирование, так и практическое взаимодействие – создано несколько экспонатов национальной одежды, собраны предметы старины. Педагоги создают банк интерактивных видео, а также обучающие видео о экспонатах, с привлечением воспитанников, некоторые видео уже готовы. Воспитатели обращаются к музейной педагогике и знакомят детей с понятием «многонациональность», «быт», «родной край - Оренбуржье», внедряют творческие задания патриотической направленности.
Открытие мини-музея будет отражено на официальном сайте, а также в газете «Урал», хочется отметить, что с редакцией у нас настроены партнёрские отношения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.