Роль открытого банка заданий для формирования креативного мышления: методическое сопровождение, потенциал развития, возможность использования в образовательном процессе
Международные исследования в области образования год за годом подтверждают, что российские учащиеся сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности во время переноса предметных знаний в ситуации, приближенные к жизненным реальностям. Основной причиной невысоких результатов российских учащихся 15-летнего возраста (выпускников основной школы) является недостаточная сформированность у учащихся способности использовать (переносить) имеющиеся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также невысокий уровень овладения общеучебными умениями – поиска новых или альтернативных способов решения задач, проведения исследований или групповых проектов. Данная причина в основном связана с особенностями организации учебного процесса в российских школах, его ориентации на овладение предметными знаниями и умениями, решение типичных (стандартных задач), как правило, входящих в демоверсии или банки заданий ОГЭ и ЕГЭ. Следует также отметить недостаточную подготовку учителей в области формирования функциональной грамотности, а также отсутствие необходимых учебно-методических материалов. Решить проблему повышения функциональной грамотности школьников можно только: – при системных комплексных изменениях в учебной деятельности учащихся; – переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века» - функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных стратегий поведения в различных ситуациях.
В связи с этим одной из задач Министерства Просвещения становится разработка учебно-методических материалов для организации учебного процесса, направленных на формирование у учащихся навыков, необходимых выпускникам школ для активной жизни в современном обществе, а также организация мониторинга формирования способности применять полученные в процессе обучения знания для решения различных учебных и практических задач (функциональной грамотности).
Методические материалы включает в себя описание особенностей разработанной системы заданий и диагностических материалов для формирования и оценки ФГ по креативному мышлению, представленной в электронном формате на платформах Российской электронной школы (РЭШ) и Института стратегии Российского образования Российской академии образования, что и представляет собой ОТКРЫТЫЙ банк заданий по формированию функциональной грамотности, материалы которого применимы не только в учебном процессе, но и в системе повышения квалификации педагогических кадров и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности.
Для представления содержания измерительных материалов по шести составляющим функциональной грамотности были сформированы спецификации по математической, естественно-научной и читательской грамотности, по финансовой грамотности, глобальным компетентностям и креативному мышлению.
Документами, определяющими содержание работы, по всем шести направлениям функциональной грамотности являются федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и примерная основная образовательная программа основного общего образования, а также материалы международного сравнительного исследования[1] и др. материалы.
Основой для разработки банка заданий, как правило, являются различные ситуации реальной жизни. Тексты и ситуации для учащихся 5-9-х классов по функциональной грамотности подбирались с учётом их возрастных особенностей, релевантности для жизни, интереса учащихся и развития познавательной активности учащихся. По каждой ситуации разрабатываются задания, оценивающие различные компетенции, обозначенные в концептуальных рамках. Задания, объединённые в тематические блоки, составляют измерительный инструментарий для оценки функциональной грамотности (также, как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Каждый блок состоял из нескольких комплексных заданий, разработанных на основе реальных жизненных ситуаций, как правило, в проблемном ключе, и нескольких вопросовзаданий, относящихся к этой ситуации.
В таблице 1 представлено число комплексных заданий и отдельных заданий к ним по шести направлениям функциональной грамотности для обучающихся 5-9-х классов.
Задача развития функциональной грамотности может реально стать объединяющим, интегрирующим началом для преподавателей разных предметов, всех педагогов одной образовательной организации, школ, реализующих передовые образовательные практики. Отмечая потенциал отдельных предметов учебного плана для развития функциональной грамотности, подчеркнем еще раз важность межпредметных связей. Опыт показывает, что формирование функциональной грамотности в рамках одного какого-либо предмета малоэффективно. Эффект дает выход за рамки предмета в более широкое образовательное пространство. Разработанные материалы послужат основой для проведения работ по различным направлениям, связанным с проведением в России международных и национальных исследований качества образования, что должно повысить эффективность использования результатов данных исследований для повышения качества российского образования. Подготовленные банки заданий и методические рекомендации по их использованию в учебном процессе могут служить педагогической базой для разработки заданий по функциональной грамотности, а также для системы повышения квалификации учителей (оценки их профессиональной компетентности и формирования стратегий развивающего обучения).
1.1 Общая характеристика модели креативного мышления
Творческое мышление, озарения и открытия – основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, других областей. Сегодня как никогда раньше общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей. Исследования показывают, что способностью к творческому, инновационному, креативному мышлению в той или иной степени обладает каждый человек. Привычка размышлять и мыслить креативно в сочетании с вовлеченностью в продуктивную деятельность привносит неоценимый вклад в развитие всех сторон личности. И в этом смысле способность к креативному мышлению может рассматриваться как одна из составляющих функциональной грамотности (см. рис. 1), понимаемой как способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях, как способность продуктивно участвовать в выдвижении, оценке и совершенствовании идей, направленных на получение оригинальных и эффективных решений, генерацию нового знания или создание продуктов проявления творчества и воображения.
Становление и развитие этой способности происходит под влиянием многочисленных внешних и внутренних факторов: мотивации, предметных знаний, когнитивных умений, особенностей педагогического процесса и других.
Для системы общего образования в вопросах формирования креативного мышления особое значение имеет позиция педагога в отношении следующих двух проблем. Первую проблему можно сформулировать как «уникальность против всеобщности». Является ли способность к креативному мышлению врождённой, присущей только уникальным, одарённым личностям, или ей в той или иной мере наделён практически каждый? Вторая проблема – эта проблема «универсальности против избирательности». Что имеет преобладающее значение в креативности – особенности личности или предметная область? Иначе говоря, талантливый человек – это, прежде всего, талантливый математик, художник, ученый, артист…? Или талантливый человек талантлив во всём?
Креативное мышление в области точных наук может проявлять себя разными способами: − в виде замысла новой идеи, привносящей вклад в научное знание; − в виде замысла эксперимента для проверки гипотезы; − в виде развития научной идеи, − в виде изобретения, имеющего прикладную ценность; − в виде планирования новых областей применения научной или инженерной деятельности. Несмотря на значительное пересечение с естественно-научными умениями и навыками, креативное мышление в области точных наук больше сфокусировано (1) на процессе выдвижения новых идей, а не на применении уже известных знаний; (2) на оригинальности предлагаемых подходов и решений (при условии, что ответы имеют смысл и ценность); (3) на открытых проблемах, допускающих альтернативные решения и потому требующих серии приближений и уточнений; (4) на способах и процессе получения решения, а не ответе. В заданиях используются различные модели. В ряде заданий учащимся представляют данные наблюдений и просят поставить исследовательские вопросы или выдвинуть гипотезы. В других – просят, используя различное оборудование, изобрести что-либо в лабораторных условиях, и усовершенствовать своё изобретение. В заданиях, где требуется знание математики, учащихся просят предложить различные методы, позволяющие продемонстрировать определённые свойства данных или геометрических фигур; или сделать как можно больше валидных выводов, следующих из представленного набора данных. В этой области особенно уместно использование интерактивных симуляций и игр.
В заданиях для формирования и оценки креативного мышления учащихся 5 и 7 классов используется одна и та же трёхкомпонентная модель: содержательная, компетентностная и контекстная. Принципы построения этих моделей не требуют адаптации к возрастным особенностям учащихся. Основные возрастосообразные изменения в инструментарии связаны с отбором адекватных возрасту − ситуаций, релевантных интересам, опыту, познавательным возможностям, предметному знанию младших и старших подростков; − когнитивных умений, в том числе, умения, характеризующих читательскую грамотность, постепенно усложняющихся и наращивающихся от пятого к девятому классу; − лексического материала, грамматических конструкций и изобразительновыразительных средств. От 5-го к 9-му классу идёт усложнение всех типов ситуаций. так, например, в области решения естественно-научных проблем младших подростков просят задать исследовательские вопросы о явлениях и процессах окружающего мира, а учащихся 7-х – 9-х классов просят высказать уже научно обоснованные гипотезы (в рамках изученного круга явлений) или предложить идею эксперимента, т.е. от 5-го к 9-му классу идёт усложнение читательских умений и логических операций.
1.5. Описание открытого банка заданий по креативному мышлению (с примерами заданий) Всего для открытого банка для 5-х – 9-х классов в настоящее время разработано 88 комплексных заданий, содержащих более трёхсот отдельных заданий, охватывающих все оцениваемые компетентности: выдвижение разнообразных идей, выдвижение креативных идей, совершенствование идей, оценка и отбор идей. При наполнении банка основными ориентирами служили модели заданий, используемые в исследовании PISA. Эти модели подробно описаны выше: – в области письменного самовыражения – выдвижение идей названий и описание возможных сюжетов развития историй по иллюстрациям, создание диалога и др., – в области визуального самовыражения – выдвижение идей логотипов и плакатов, создание инфографик и др., – в области решение социальных проблем – предложение решений экологических проблем, проблем людей с ограниченными возможностями, ресурсосбережение и др., – в области решение естественно-научных проблем – выдвижение гипотез и исследовательских вопросов, изобретательство, группировка и маркировка объектов и др. В открытом банке содержится много аналогов описанных моделей заданий. Кроме того, банк содержит комбинированные комплексные задания, содержащие задания из разных содержательных областей.
По мнению учителей, проводивших экспертизу заданий открытого банка, разработанные задания могут использоваться для организации и проведения • практических занятий и мастер-классов • дебатов и дискуссий, • тренингов, • деловых и ролевых игр, квестов, • классных часов, • выставок, ярмарок, акций, • конкурсов, олимпиад, фестивалей, • проектно-исследовательской деятельности.
Задания банка могут частично использоваться на уроках. В частности, на уроках по всем предметам можно и целесообразно предлагать детям задания на визуализацию смыслов изученных понятий и/или утверждений и закономерностей.
Основной проблемой формирования функциональной грамотности является формализм знаний. Знания учащимися не осмысливаются, не осознаются, не увязываются с другими знаниями, остаются научной абстракцией, существующей только в рамках проведенного занятия и никак не связанными с реальными ситуациями. Этот вывод послужил основанием для разработки серии заданий, способствующих осознанию смыслов изучаемого через визуализацию, практическое применение, иные способы конкретизации абстрактных понятий.
Скачано с www.znanio.ru
[1] PISA - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.