Урок. Роль памяти в жизни человека по рассказу В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Единственной мерой времени является память
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания: кратко расскажите сюжет
3. Мотивация учебной деятельности
- Я держу в руках часы. Что они символизируют? (время – символ быстротечности жизни)
- Каким способом человек может остановить время? (фотографии)
- Чем ценны фотографии для человека?
- Есть ли у вас фотографии, на которых вас нет? Дорожите ли вы им? Почему?
- Согласны ли вы с эпиграфом урока: "Единственной мерой времени является память"?
Фотографии, на которых нас нет, могут также быть яркими эпизодами из нашей жизни. В основном на них запечатлены наши друзья или родные. Храним их потому, что это память о дорогих нам людях. Глядя на них, мы вспоминаем радостные или важные моменты нашей жизни. Фотография - это память для человека.
4. Сообщение темы урока
- Определите тему нашего урока. Определите цели и задачи урока
5. Аналитическая работа
- Часто ли фотографировали людей в те годы, когда происходит действие рассказа? (Фотографировались редко, снимки хранили и берегли. Это было настоящее событие)
- Как отреагировал главный герой на фотографию, которую принёс ему учитель? (Мальчик расстроился, ему было обидно)
- Почему он так расстроился?
6. Проверка домашнего задания: образ главного героя
7. Физминутка
8. Аналитическая работа
- Почему рассказ назван именно так? (название рассказа тесно связано с его последними абзацами. Рассказчик вспоминает о своих школьных товарищах. В словах героя чувствуется грусть, тоска и печаль)
- Что произошло с многими одноклассниками Саньки и Витьки? Многие погибли на войне)
- Почему главный герой не может и не хочется насмехаться над деревенскими фотографиями(? Они дороги герою, пусть и нелепы)
- Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию? (Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого, события, людей, родные места)
- Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было? (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше)
- Почему Астафьев назвал деревенскую фотографию «своеобразной летописью» народа, настенной его историей? (Фотография – это своеобразная летопись, на которой запечатлен лишь один короткий миг, но она может многое оживить в воспоминаниях не только об изображенных на ней людях, но и о времени и месте, в котором был сделан снимок)
Тест по рассказу
9. Итог урока. Рефлексия
Закончите предложение:
-Сегодня на уроке я открыл…
-Почувствовал…
-Понял…
-Задумался…
-Испытал…
Оценка своих результатов.
10. Домашнее задание. Письменно проанализировать 1 стихотворение на выбор из раздела учебника « Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.