Роль памяти в жизни человека по рассказу В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

  • docx
  • 17.05.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала В.П. Астафьев Фотография, на которой меня нет.docx

Урок. Роль памяти в жизни человека по рассказу В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Единственной мерой времени является память

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания: кратко расскажите сюжет

3. Мотивация учебной деятельности

- Я держу в руках часы. Что они символизируют? (время – символ быстротечности жизни)

- Каким способом человек может остановить время? (фотографии)

- Чем ценны фотографии для человека?

- Есть ли у вас фотографии, на которых вас нет? Дорожите ли вы им? Почему?

- Согласны ли вы с эпиграфом урока: "Единственной мерой времени является память"?

Фотографии, на которых нас нет, могут также быть яркими эпизодами из нашей жизни. В основном на них запечатлены наши друзья или родные. Храним их потому, что это память о дорогих нам людях. Глядя на них, мы вспоминаем радостные или важные моменты нашей жизни. Фотография - это память для человека.

4. Сообщение темы урока

- Определите тему нашего урока. Определите цели и задачи урока

5. Аналитическая работа

- Часто ли фотографировали людей в те годы, когда происходит действие рассказа?  (Фотографировались редко, снимки хранили и берегли. Это было настоящее событие)

- Как отреагировал главный герой на фотографию, которую принёс ему учитель? (Мальчик расстроился, ему было обидно)

- Почему он так расстроился?

6. Проверка домашнего задания: образ главного героя

7. Физминутка

8. Аналитическая работа

- Почему рассказ назван именно так? (название рассказа тесно связано с его последними абзацами. Рассказчик вспоминает о своих школьных товарищах. В словах героя чувствуется грусть, тоска и печаль)

- Что произошло с многими одноклассниками Саньки и Витьки? Многие погибли на войне)

- Почему главный герой не может и не хочется насмехаться над деревенскими фотографиями(? Они дороги герою, пусть и нелепы)

- Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию? (Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого, события, людей, родные места)

- Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было? (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше)

- Почему Астафьев назвал деревенскую фотографию «своеобразной летописью» народа, настенной его историей? (Фотография – это своеобразная летопись, на которой запечатлен лишь один короткий миг, но она может многое оживить в воспоминаниях не только об изображенных на ней людях, но и о времени и месте, в котором был сделан снимок)

Тест по рассказу

9. Итог урока. Рефлексия

Закончите предложение:

-Сегодня на уроке я открыл…

-Почувствовал…

-Понял…

-Задумался…

-Испытал…

Оценка своих результатов.

10. Домашнее задание. Письменно проанализировать 1 стихотворение на выбор из раздела учебника « Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе»


 

Посмотрите также