Роль педагога – организатора в системе дополнительного образования детей
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Роль педагога – организатора в системе дополнительного образования детей

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
docx
14.01.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

статья педагог-организатор.docx

Гантимурова Алёна Петровна,

педагог-организатор МБОУ «Дульдургинская СОШ»

 

 

Роль педагогов – организаторов

в системе дополнительного образования детей

 

    В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения учащихся, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

  Ведущими функциями педагога-организатора МБОУ «Дульдургинская СОШ» являются: воспитательная, защитная, организационно-управленческая, методическая, профилактическая. Остановимся на них поподробнее.

Итак, воспитательная функция, реализуемая педагогом-организатором, обеспечивает:

- целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление детей;

- создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности;

- приобщение к духовным, нравственным и культурным ценностям;

- полноценное использование воспитательного потенциала среды;

- стимулирование самовоспитания, самообразования и саморазвития воспитанников.

Защитная функция:

- содействует реализации прав и свобод, зафиксированных в законодательных актах Российской Федерации, Конвенции  ООН о правах ребенка;

- способствует ограждению воспитанников от негативных влияний среды, эксплуатации их сил и защите человеческого достоинства;

- обеспечивает уважительное отношение к личности ребенка, его точке зрения, мнениям, убеждениям.

Организационно-управленческая функция предоставляет педагогу-организатору возможности:

- стать организатором моделирования, проектирования, планирования, реализации и анализа воспитательной деятельности;

- определять способы организации воспитательной работы, внеурочной жизнедеятельности, самоуправления воспитанников и пути достижения воспитательных целей;

- осуществлять взаимодействие с необходимыми социальными институтами, учреждениями и организациями, привлекать к совместной деятельности всех субъектов воспитательного процесса и квалифицированных специалистов;

- содействовать образованию детских объединений, секций и помогать им в реализации своих целей.

  Методическая функция предполагает оказание методической помощи педагогам дополнительного образования, руководителям детских и молодежных общественных объединений. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня руководителей детских коллективов, организовывать обучение и консультирование, вести просветительскую работу с родителями.

  Профилактическая функция способствует выявлению отрицательных влияний на развитие воспитанников, содействует предупреждению и преодолению негативных поступков, побуждает педагога-организатора к созданию условий для реализации внутреннего потенциала учащихся и привлечению их к участию в разнообразных видах деятельности, соответствующих их интересам, потребностям и склонностям. Эта функция обеспечивает также возможность организовывать просветительскую работу, пропагандирующую здоровый образ жизни.

   Следует отметить, что все функции педагога-организатора находят свое отражение в его должностных обязанностях. В соответствие с которыми, педагог-организатор:

- организует воспитательную работу;

- координирует деятельность детских и молодежных общественных объединений;

- содействует образованию детских и молодежных общественных объединений и реализации целей и задач, предусмотренных их уставами;

- строит работу на принципах сотрудничества, гуманности, демократизма, учитывая интересы и потребности членов детских и молодежных общественных объединений и опираясь на инициативу и самодеятельность детей;

- создает условия, позволяющие учащимся раскрывать таланты, способности, интересно и содержательно проводить свободное время;

- формирует общую культуру детей;

- изучает индивидуальные особенности, интересы и склонности детей, на основе анализа, организует общественно-полезную и досуговую деятельность совместно с коллективами учреждений образования и другими социальными институтами;

- содействует предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;

- проводит индивидуальную работу с педагогически запущенными детьми и подростками;

- заботится о здоровье и безопасности детей и подростков;

- совершенствует свой профессиональный и методический уровень.

 

Педагог-организатор осуществляет педагогическую и воспитательную деятельность по направлениям:

- гражданско-патриотическому и идейно-нравственному воспитанию;

- координации деятельности детских и молодежных общественных объединений;

- организации совместных мероприятий с семьями учащихся;

- формированию здорового образа жизни;

- по профилактике противоправного поведения.

   Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и склонностям, а также предоставление им социальных и моральных гарантий на развитие задатков, способностей, талантов, дарований.

Не менее важным специфическим направлением в работе педагога-организатора является защита личной ценности и достоинства учащихся, ограждение их от авторитаризма, унижений и оскорблений. Педагог-организатор создает в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка атмосферу, отслеживает, чтобы права детей соответствовали их обязанностям, а практическая роль соответствовала его статусу.

   Интеграция воспитательных сил в социуме является также еще одной особенностью деятельности педагога-организатора. Он укрепляет единство усилий семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и других социальных институтов, совершенствует планирование, координирует работу всех воспитательных средств, для достижения поставленных воспитательных целей.

   Таким образом, поле деятельности педагога-организатора широко, разнопланово и многообразно, оно не ограничивается только стенами МБОУ, а распространяется на сферу их ближайшего окружения и отношений.

   Педагог-организатор работает с детьми всех возрастных групп. Однако он действует не только сам, но и привлекает широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения. Он ищет связи с семьями детей, специалистами различных областей науки и искусства, находит единомышленников и добровольных помощников, включает в воспитательную работу представителей социального окружения.

   Педагог-организатор, как и любого другого учреждения образования, в современных условиях должен уметь грамотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать воспитательную деятельность с воспитанниками. Учитывать в своей работе воспитательный потенциал среды, самостоятельно искать пути взаимодействия с разными социальными институтами, привлекать широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения, интегрировать воспитательные воздействия в социальной системе, а также адекватно оценивать и анализировать результаты воспитательной деятельности

   Педагогическая роль в воспитательной работе уникальна, так как именно педагог-организатор ближе всех должностных лиц воспитательной работы находится к детскому коллективу, а, в идеале – возглавляет его. Именно от педагога-организатора в огромной степени зависит, приобретут ли дети «базовый набор социальных компетенций» - станут ли они полноценными гражданами или же останутся неприспособленными к жизни в обществе. Именно педагог-организатор может внести главную лепту в приращение позитива в детском коллективе, продвижение на пути демократизации внеурочной жизни и, таким образом, реально повлиять на изменение облика воспитанника.

      

 

скачать по прямой ссылке