РОЛЬ ПЕДАГОГА - НАСТАВНИКА В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Оценка 4.8

РОЛЬ ПЕДАГОГА - НАСТАВНИКА В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Оценка 4.8
Лекции
docx
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
06.01.2024
РОЛЬ ПЕДАГОГА - НАСТАВНИКА В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Исследовательская работа учащихся интересна, прежде всего, как пример увлекательной и творческой деятельности. Юным исследователям нужно указать не только на правила научного исследования, но и на необходимость научной этики, правильное понимание своего места в процессе работы, понимание преемственности, обязательность ссылок на источники информации. И этим человеком для него станет именно наставник.
Статья роль педагога-наставника Иванова.docx

РОЛЬ ПЕДАГОГА - НАСТАВНИКА В ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,

он - совершенный учитель.

Толстой Л. Н.

К поисковой деятельности учащихся необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». В такой ситуации становится значимой позиция учителя-наставника, который призван сопровождать индивидуальную образовательную программу обучающегося и способствовать его развитию. Одной из новых федеральных программ современного образования является направление «Наставничество». В новом учебном году оно имеет особое значение, так как год объявлен «Годом педагога-наставника».

В указе президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ» предусмотрена разработка приоритетных национальных проектов по 12 основным направлениям, одним из которых является создание условий для развития наставничества.

Наставничество – это отношения, в которых опытный педагог помогает менее опытному (ученику) усвоить определенные компетенции.

Цель наставничества: создание системы сопровождения исследовательской деятельности учащихся, направленной на развитие интеллектуальных и творческих способностей ребят, развитию их через наставничество (учитель-ученик).

Исследовательская работа учащихся интересна, прежде всего, как пример увлекательной и творческой деятельности. Юным исследователям нужно указать не только на правила научного исследования, но и на необходимость научной этики, правильное понимание своего места в процессе работы, понимание преемственности, обязательность ссылок на источники информации. И этим человеком для него станет именно наставник.

В работе над проектом учитель-наставник:

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Было бы ошибкой думать о том, что учитель-наставник берет на себя всю ответственность за качество исполнения работы своих подопечных, постоянно выступая в роли наставника и опекуна. Это не так. Учитель-наставник по отношению к ученику берет на себя роль вдохновителя, консультанта, научного руководителя.

Роли наставника в проектной исследовательской деятельности:

- специалиста, помогающего в постановке и достижении жизненных и профессиональных целей – КОУЧА;

- опытного советника, деятельность которого направлена на полное сопровождение проекта к поставленной цели

– МЕНТОРА, который обеспечивает поддержку через советы и рекомендации, взгляд на проект «со стороны».

Наставник проектной работы с точки зрения процесса сопровождения должен:

- вести регулярные очные встречи с командой или учеником;

- быть на связи и иметь возможность оказывать ей поддержку даже в дистанционном режиме;

- предоставлять методические материалы для реализации проекта;

- вести наблюдение за общим и индивидуальным эмоциональным фоном;

- давать обратную связь;

- заполнять формы фиксации хода проекта, если таковые используются в организации, для системы;

- помогать готовиться к презентации и защите проекта и его отдельных этапов.

Главная задача учителя-наставника состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавание, а на учение. Если исследовательская деятельность детей в научном обществе создает условия для развития одаренных детей, то при подготовке индивидуальных проектов наставник работает с детьми с разной мотивацией к обучению. Существует несколько вариаций ролевых моделей внутри формы «учитель + ученик» при выполнении проекта. Эти вариации могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника.

1. Наставляемый – неуспевающий ученик. В процессе такого взаимодействия происходит педагогическая и психологическая поддержка обучающегося для достижения образовательных результатов; раскрытие его потенциала; создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории; преодоление дезориентации обучающегося в образовательном процессе.

2. Наставляемый – пассивный ученик. В процессе такого взаимодействия происходит эмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных творческих навыков; формирование жизненных ориентиров у ученика; формирование ценностей и активной гражданской позиции.

3. Наставляемый – ребенок с ОВЗ или ребенок-инвалид. В процессе такого взаимодействия происходит педагогическая и психологическая поддержка такого ученика; создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории; повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов ученика; развитие его творческих и коммуникативных навыков, адаптация в школьном коллективе.

4. Наставляемый – активный ученик. В процессе такого взаимодействия происходит разработка индивидуального маршрута, определение области развития одаренного ребенка; раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого.

Этапы исследуемого проекта:

Этапы

Наставляемый

Наставник

Организационный этап

- Актуальность темы

- Гипотеза

- Цель и задачи

 

-выбор предмета

-определение темы

-определение наставника

-обсуждение темы с учеником;

-оказание помощи при выборе темы проекта;

-идеи проекта, план

Деятельностный этап

- формирование плана работы над ИП;

- генерация идей;

- выполнение сбора, обработки и анализа информации;

- проведение необходимых исследований или иных видов работ по оформлению практической части;

- оформление ИП;

- подготовка презентации, раздаточного материала, продукта

- предзащита ИП (по согласованию с наставником проекта).

- помощь в составлении плана;

- обсуждение идей ученика;

- помощь в сборе информации и обработке;

- помощь в практической обработке информации;

- контроль за оформлением проекта;

- помощь в составлении презентации и готового продукта;

- подготовка к выступлению перед аудиторией, предзащита;

- заполнение оценочного листа;

- составление отзыва на ИП.

Этап защиты проекта

- защита проекта;

- вывод;

-заключение;

-самоанализ

 

- моральная подготовка и поддержка ученика к защите готового проекта

 

Организационный этап подразумевает подготовку ученика к выбору предмета и темы для исследования. Важно понять, что же интересно ребенку, его увлечение и заинтересованность в исследуемом предмете. Учителю важно услышать и выслушать учащегося, понять его идею и замысел.

На деятельностном этапе наставник выступает как учитель - предметник, который проводит наставление по индивидуальной образовательной теме. На данном этапе наставник выступает в роли коуча, помогая подопечному в постановке и достижении цели, разъясняет порядок работы, обсуждает будущий результат (продукт) проектной работы, мотивирует его на реализацию идеи. На данном этапе наставнику необходимо обладать следующими проектными компетенциями: формирование среды для успешной генерации идей проекта; вдохновение участника проекта на создание и развитие идей;

создание творческой атмосферы восприятия новых идей; поощрение развития творческого потенциала участника проекта. На этапе «проведение необходимых исследований или иных видов работ по оформлению практической части», наставник проекта выступает в роли – опытного советника (ментора), направляет свою деятельность на полное сопровождение своего подопечного к поставленной цели; обеспечивая поддержку через советы и рекомендации, взгляд на проект «со стороны».  В ходе очередной очной встречи наставник выясняет текущее состояние работы над проектом, соотносит с поставленной задачей (ожиданием); разбирает причины продвижения вперед/отставания; обсуждает какой результат (продукт проектной работы) наставляемый сможет представить к защите. На данном этапе реализации проекта будут актуальны следующие компетенции наставника: осуществление комплексного планирования реализации проекта с технической, проектной и психолого-педагогической позиции; коммуникация внутри проекта и вне его; сопровождение учащегося к поставленной цели.

 На этапе «Завершения проекта» наставник выступает в роли тьютора и ментора. В ходе завершающей встречи наставник проводит с исполнителем проекта рефлексию работы, ориентирует его на подготовку к защите – презентации проекта, информирует о процедуре защиты, отвечает на важные вопросы, чтобы снять стресс перед защитой. Наставник морально поддерживает ученика на защите проекта. Перед представлением итогов работы наставник готовит отзыв на индивидуальный проект, где указывается достижения в ходе проектной работы.

На защите проекта наставник сопереживает вместе с учеником, но не вмешивается в процесс. Защита проекта – это результат совместного труда наставника и исполнителя проекта. Выполняя практическую работу во время исследовательской работы, учащиеся комментируют, размышляют и сами себе доказывают ту или иную суть.  Иногда истина рождается споре, и поиск информации становится еще интереснее. Принцип поиска истины стимулирует ученика к выводам и доказательствам.

Учитель – наставник прививает в ученике проектное мышление и вовлекает в проектную деятельность.  Именно проект позволяет научиться мыслить, анализировать и исследовать.

Существуют методы гибкого управления проектами. Agile (эджайл) — это метод, основанный на пошаговом выполнении задач. Он подходит для ситуаций, где присутствует риск неожиданных изменений, и нельзя спланировать рабочий процесс до конца. К подобным ситуациям относится разработка программных продуктов. В рамках этой философии есть набор инструментов для работы над проектом — Scrum.

Структура спринта состоит из четырех составляющих:

          - планирование

- демонстрация

- ежедневные короткие совещания (стендапы)

- обзор событий (ретроспектива)

Здесь же предлагается Scrum-доска для визуализации работы в рамках спринта. Для учащихся старших классов данная методика вполне подходит, так как могут работать в онлайн формате и быть на связи с учителем постоянно.

Доска Kanban:  https://www.atlassian.com/ru/software/jira/templates/kanban

 Как гласит китайская мудрость: «Расскажи мне — и я забуду. Покажи мне — и, может быть, я запомню. Но вовлеки меня, и я пойму». Как бы ни были полезны современные методики и технологии, они не могут заменить живого общения с детьми. Нужно увидеть, какой талант прячется в скромном мальчишке и застенчивой девчонке, в этом и есть секрет воспитания и обучения. Наставнику и наставляемому необходимо согласовать взаимные ожидания, чтобы обеспечить продуктивное сотрудничество и достижение поставленных целей. Им нужно договориться о правилах и целях наставничества, чтобы избежать недоразумений.

Главная миссия наставника: помогать подопечным развивать и раскрывать свой потенциал, передавать свои знания и навыки, служить примером и вдохновением, помогать в решении проблем и трудностей.

Учителю не нужно забывать и о функциях наставника: развитие критического мышления, ориентация и консультирование, мотивация и поддержка, оценка и обратная связь, сопровождение, организация, социальная адаптация, образец для подражания, стимулирование на самостоятельность, соблюдение этики.

Тогда будет и результат: развитие навыков и компетенций подопечного, а также его уверенности в собственных силах

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

РОЛЬ ПЕДАГОГА - НАСТАВНИКА В ПРОЕКТНО -

РОЛЬ ПЕДАГОГА - НАСТАВНИКА В ПРОЕКТНО -

Это не так. Учитель - наставник по отношению к ученику берет на себя роль вдохновителя, консультанта, научного руководителя

Это не так. Учитель - наставник по отношению к ученику берет на себя роль вдохновителя, консультанта, научного руководителя

Наставляемый – ребенок с ОВЗ или ребенок-инвалид

Наставляемый – ребенок с ОВЗ или ребенок-инвалид

На деятельностном этапе наставник выступает как учитель - предметник, который проводит наставление по индивидуальной образовательной теме

На деятельностном этапе наставник выступает как учитель - предметник, который проводит наставление по индивидуальной образовательной теме

Существуют методы гибкого управления проектами

Существуют методы гибкого управления проектами

РОЛЬ ПЕДАГОГА - НАСТАВНИКА В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

РОЛЬ ПЕДАГОГА - НАСТАВНИКА В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2024