Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении школьника
Оценка 4.9

Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении школьника

Оценка 4.9
docx
19.10.2020
Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении школьника
статья.docx

Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении школьника

Автор: Самойленко Мария Валерьевна, педагог-психолог

Сарасинская СОШ - филиал МБОУ АСОШ№5, Алтайский край, Алтайский район

«Чем я хочу заниматься в жизни?», «Какую профессию выбрать?», «Кем стать?». Эти вопросы  задает себе каждый выпускник школы. В 15-16 лет подростку очень сложно ответить на вопрос, какое дело он видит делом всей жизни.  Более того, некоторым и в 30 лет сложно на него ответить. Важно то, что учащийся, не обладая необходимым опытом, должен сделать правильный выбор, соответствующий его интересам, способностям, возможностям и требованиям профессии к личности. И поэтому многие старшеклассники и выпускники бывают неопределенно или даже пофигистично настроены в выборе профессии и учебного заведения. Они отдаются на волю родителей, а те выбирают образовательное учреждение исходя из собственных взглядов и побуждений. И получается так, что  закончив ВУЗ или колледж, молодой специалист понимает, что совсем не хочет работать по специальности. Обдуманный и правильный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Поэтому  имеет место необходимость организации в школе эффективной профессиональной ориентации, направленной на помощь подростку в осознанном выборе профессии.  Подросток должен не просто выбрать профессию, она должна ему нравиться, он должен учитывать свои возможности и интересы, потребность данной профессии в том регионе, в котором он будет жить.

Большую роль в помощи подросткам играет школьный психолог. Психологическое сопровождение профориентационного выбора учащихся, независимо от желания психолога, становиться неотъемлемой частью его работы, так как готовность учащихся к профессиональному самоопределению происходит в ходе эмоционального, социального и психического становления личности в ходе всего обучения в школе.
 Профориентация-это комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а также учетом потребностей в специальностях на рынке труда.

Согласно,   И.   Конц,   профессиональное   самоопределение   человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает  на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним  поведение. Дети в таких играх пользуются символическими замещениями реальных атрибутов  профессиональной  деятельности (у ребенка  стул  –  это «прилавок», бумага – «деньги»).

К 9-11-му классам происходит смена ведущей деятельности на учебно-профессиональную. Поэтому в этот момент для учащихся необходим устойчивый интерес к выбранной профессии, маршрут в овладении выбранной профессии, осознание требований профессии и др. Для этого в школе осуществляется психологическое сопровождение старшеклассников, в результате которого они могли бы сделать осознанный выбор профессии.

В своей работе школьный психолог может опираться на основные направления профориентационной работы:

 - информационное (в процессе «прохождения» учащимся индивидуального образовательного маршрута формировать знания о профессиях, дальнейшем профессиональном образовании, требованиях профессий к качествам человека);

 - диагностическое (использование психологических тестов, обсуждение интересов и возможностей и рекомендаций профессий, наиболее соответствующих психологическим особенностям учащегося);

 - консультационное (основано на том факте, что для эффективного профессионального выбора в будущем знаний может быть недостаточно).

   Безусловно, в профессиональном самоопределении большую роль играет семья, учреждения дополнительного образования детей (кружки, секции и др.). Это необходимо помнить и учитывать при составлении индивидуального образовательного маршрута учащегося как учителям, так  и  педагогом-психологом.

В настоящее время в литературе и в сети интернет представлено много информации по теме профориентации: игры, разработки занятий. Мною были выбраны наиболее интересные мероприятия для соответствующего возраста. В работе мною  используются профориентационные методики и профориентационные игры «Карта карьеры», «Хочу.Могу.Надо», «Автопортрет», «Угадай профессию». В 9 классе ученики проходят обучение по программе «Психология и выбор профессии» Г. Резапкиной. Психодиагностическими методиками, которые применяются, являются Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова (ДДО), «Карта интересов» Голомштока, Матрица выбора профессий. Большой диагностический инструментарий представлен в программе предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г. Резапкиной, о которой я уже упоминала выше. Удобство этой программы заключается в том, что все занятия поурочно разработаны, интересный и понятный материал, ребята с удовольствием занимаются на занятиях. Много полезной информации дети получают на индивидуальных  и групповых консультациях. Старшеклассники принимают участие в ярмарках профессий, организуются встречи с представителями учебных заведений, посещение Дней открытых дверей в учебных заведениях.

Вся профориентационная работа в школе проходит в тесном и совместном сотрудничестве с администрацией школы, классными руководителями, библиотекарем. Классные руководители проводят классные часы, экскурсии, мероприятия по профориентации. Осуществление такой работы помогает психологу правильно распределять рабочее время. Иначе, профориентационная деятельность занимала бы большую часть времени работы педагога-психолога.

Проходит активная работа с родителями и педагогами. Родители, в основном, охватываются на родительских собраниях, на которых рассказывается о правилах приема в профессиональные учебные заведения в районе, крае, путях получения профессий, развитии интересов и склонностей детей и подростков.

В заключении можно сделать вывод, что необходима и важна именно психологическая помощь, психологическое сопровождение процесса профессионального становления и профессионального выбора. Именно педагог-психолог, обладая необходимыми знаниями и умениями, методикой и технологией осуществления различных диагностических, просветительских и развивающих мероприятий, способен объективно оценить желания, потенциал и возможности учащегося и, анализируя ситуацию на рынке труда, помочь в принятии решения относительно выбора будущей профессии.


 

Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении школьника

Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении школьника

Безусловно, в профессиональном самоопределении большую роль играет семья, учреждения дополнительного образования детей (кружки, секции и др

Безусловно, в профессиональном самоопределении большую роль играет семья, учреждения дополнительного образования детей (кружки, секции и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2020