«Роль педагога в формировании и развитии личности ребенка дошкольника»
Оценка 4.6

«Роль педагога в формировании и развитии личности ребенка дошкольника»

Оценка 4.6
docx
19.12.2023
«Роль педагога в формировании и развитии личности ребенка дошкольника»
«Роль педагога в формировании и развитии личности ребенка дошкольника».docx

Введение
Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с давних времен. Цель данной работы состоит в следующем. Роль педагога в развитии ребенка - это повседневная работа с детьми, знание их способностей и интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий. Ролью педагога еще является надежная защита от негатива окружающего мира, умение привить ребенку положительные качества, определить способности ребенка. Педагогу нужно уметь постоянно находиться в мире детства, фантазии и сказки.
1. Роль педагога в формировании личности ребенка. Концепция по дошкольному воспитанию о роли педагога
Взаимодействие педагогов и детей, собственно, и проходит развитие личности ребенка. Да, семья - это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастит их ребенок, несомненно, определяющая. Но и от педагога, безусловно, зависит многое, ведь в стенах дошкольного учреждения ребята проводят значительную часть своей жизни.
В группе детского сада воспитатель-самый главный человек для дошкольника. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслями достоинствами: умом, красотой, добротой. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создания условий для личностного развития.
При взаимодействии с детьми очень важны реакции педагога на те или иные действия ребенка или события. Искренне радуюсь успеха малыша, сочувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его проблемам и неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается маленький человек.
Концепция дошкольного воспитания - это стремление одолеть грамотные берега детства характерная черта недавнего прошлого. Она неизжитая и сегодня. Вопреки решительным призывам выдающихся педагогов тех лет «вернуть детям детство», избавиться от манеры «всех стричь под одну гребенку», «прекратить муштру», наступление на детство приобретало необходимый характер.
В общественном сознании сложились стереотипы, подменившие подлинное понимание детства и заботу о нем.
«Детство - этап подготовки к будущей жизни». Если общество определяет свое отношение к детству исключительно как к времени «подготовки», то отрицается самоценность “проживания” эпохи детства ребенком. Между тем условие непрерывности образовательного процесса, связывающее дошкольные и школьные годы, отнюдь не в том, чтобы оценивать настоящее лишь с позиции будущего. Только отношение «к детству как самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает также долго действующее качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства».
«Взрослый - для того чтобы учить и воспитывать; ребенок - для того, чтобы учиться слушаться». Взаимодействие взрослых с детьми сводится к сумме: охрана здоровья + воспитания + обучение детей. Все, что не входит в круг этих слагаемых (например, проявление «личных чувств» и т.п.), становится избыточным.
2. Современными требования к личности педагога
Каждый педагог берет на себя ответственность за молодое поколение, вместе с тем за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом. Современные ученные доминантные качества личности педагога, отсутствие которых влечет за собой невозможность эффективной и результативной педагогической деятельности. Среди них можно выделить следующие: честность, справедливость, любовь к детям, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, уметь дружить с детьми, принимать близко к сердцу детские радости и горести, знать душу ребенка, никогда не забывать, что и сам он был ребенком.
а) Личностные качества педагога;
К. Д. Ушинский был убежден, что воспитание все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. - М., 1953. - Т.1.-С. 266).
Педагог в том числе и молодой специалист, только - только окончивший колледж , вуз, выступает как ценностная личность с особым складом ума, индивидуальными особенностями темперамента, определенным стилем поведения. Но само содержание педагогической деятельности предъявляющей развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. Эти качества реализуясь в деятельности воспитателя и обеспечивая ее успешность, приобретают специфическую профессиональную окраску. С одной стороны, они необходимы для реализации функций педагога, а с другой - реализация функций тренирует и развивает профессионально необходимые качества.
В работе с детьми раннего и дошкольного возраста любовь, чуткость особенно необходимы, поскольку педагог заменяет воспитанникам мать в ее отсутствие, а следовательно, должен вести себя по- матерински, не скупясь на внимание, доброе слово, ласку, теплоту, сердечность, на готовность прийти на помощь, оказать эмоциональную поддержку, т.е действенное проявление любви. Педагогу важно развивать у себя способность к пониманию внутреннего мира воспитанника, умение «влезть в шкуру ребенка» (образное и удивительно меткое выражение Н.К. Крупской). Психологи это качество называют эмпатией (растяжение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания, сочувствия). У педагога эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности , заботливости, верности своим обещаниям, тактичности. Воспитателю, работающему с детьми раннего возраста, особенно важно чутко реагировать на малейшие изменения в поведении малыша, который еще не сможет высказывать словами свои желания, чувства. Есть еще способности которыми должен обладать педагог:
Педагогический такт означает чувство меры, проявляющей в умении держать себя подобающим образом, соблюдения правил приличия.
Педагогическая зоркость - проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом.
Педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силе, возможности каждого ребенка, и результативность работы.
Педагогический рефлекс - это самооценка проделанных шагов, оценка полученных результатов , соотнесение их с собственной целью.
б) Педагогические умения.
Как отмечало выше, деятельность педагога дошкольного учреждения многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение педагогом и разнообразными профессиональными умениями. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е.А. Панько.)
Гностические умения (от греч. гносис- знание) - это умение, с помощью которых педагог изучает ребенка (его возрастные, индивидуальные особенности, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия и др.), коллектив в целом ( этапы становления «актив» группы, зачатки понимания его внутреннего мира. Оно дает педагогу возможность объяснить причины поведения, увидеть пути совершенствования воспитания, обучения. Объектом изучения должна быть и семья.Педагогу необходимо знать воспитательные возможности семьи: отношение к воспитанию ребенка, меру участия обоих родителей, других членов семьи; особенности семейного микроклимата и др.
Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Для этого требуется модифицировать общие цели и задачи воспитания применительно к конкретной группе детей и к каждому воспитаннику с учетом особенностей его развития. Педагог замечает «ростки» нового в развитии ребенка, коллектива и в соответствии с этим организует дальнейшую работу. По мере овладения детьми теми или иными умениями (освоили один вариант настольно-печатной игры) педагог вносит в их деятельность изменения и усложнения (предлагает новый вариант игры). Он проектирует материальное оснащение образовательного процесса (использование игрушек, поделка оборудования для занятий, труда; выращивание рассады, пересадка комнатных растений; организация выставок художественного творчества детей и их родителей и др.). Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. п. личность дошкольник педагог
Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Его рабочий день - 6 часов, но как много надо успеть сделать за этот небольшой отрезок времени: выполнить то, что запланировано на сегодня, сделать «задел» на завтра (подготовить глину для занятия лепкой, воду для утреннего полива комнатных растений и т. п.). При этом важно решить, что будет делать он сам, что можно поручить детям, а к чему целесообразно привлечь родителей. Организаторские умения, даже хорошо сформированные, не дадут желаемого результата, если педагог не умеет увлечь детей и взрослых, заразить их своей энергией.
Специальные умения педагога - это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др. Чем больше таких специальных умений в арсенале педагога, тем интереснее и содержательнее жизнь детей в дошкольном учреждении. Педагог, много умеющий, вызывает восхищение и гордость воспитанников. Они хотят подражать ему, стремятся большему научиться. В ряду специальных умений у педагога обязательно есть самое любимое занятие (например, оригами), в котором в наибольшей степени проявляются творчество, увлеченность.


 

Введение Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с давних времен

Введение Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с давних времен

Но само содержание педагогической деятельности предъявляющей развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные

Но само содержание педагогической деятельности предъявляющей развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные

При этом важно решить, что будет делать он сам, что можно поручить детям, а к чему целесообразно привлечь родителей

При этом важно решить, что будет делать он сам, что можно поручить детям, а к чему целесообразно привлечь родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2023