Введение
Передача опыта старшими поколениями людей
младшим существует с давних времен. Цель данной работы состоит в следующем.
Роль педагога в развитии ребенка - это повседневная работа с детьми, знание их
способностей и интересов, умение доставить радость от новых творческих
открытий. Ролью педагога еще является надежная защита от негатива окружающего
мира, умение привить ребенку положительные качества, определить способности
ребенка. Педагогу нужно уметь постоянно находиться в мире детства, фантазии и
сказки.
1. Роль педагога в формировании личности
ребенка. Концепция по дошкольному воспитанию о роли педагога
Взаимодействие педагогов и детей, собственно,
и проходит развитие личности ребенка. Да, семья - это первый социальный
институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастит их ребенок,
несомненно, определяющая. Но и от педагога, безусловно, зависит многое, ведь в
стенах дошкольного учреждения ребята проводят значительную часть своей жизни.
В группе детского сада воспитатель-самый
главный человек для дошкольника. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю,
наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслями достоинствами: умом,
красотой, добротой. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда можно
играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми
детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Поскольку воспитатель является для
ребенка фигурой настолько значимой, именно на него ложится огромная
ответственность за создания условий для личностного развития.
При взаимодействии с детьми очень важны
реакции педагога на те или иные действия ребенка или события. Искренне радуюсь
успеха малыша, сочувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его
проблемам и неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается
маленький человек.
Концепция дошкольного воспитания - это
стремление одолеть грамотные берега детства характерная черта недавнего
прошлого. Она неизжитая и сегодня. Вопреки решительным призывам выдающихся
педагогов тех лет «вернуть детям детство», избавиться от манеры «всех стричь
под одну гребенку», «прекратить муштру», наступление на детство приобретало
необходимый характер.
В общественном сознании сложились стереотипы,
подменившие подлинное понимание детства и заботу о нем.
«Детство - этап подготовки к будущей жизни».
Если общество определяет свое отношение к детству исключительно как к времени
«подготовки», то отрицается самоценность “проживания” эпохи детства ребенком.
Между тем условие непрерывности образовательного процесса, связывающее
дошкольные и школьные годы, отнюдь не в том, чтобы оценивать настоящее лишь с
позиции будущего. Только отношение «к детству как самоценному времени жизни
делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает также долго
действующее качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы
детства».
«Взрослый - для того чтобы учить и
воспитывать; ребенок - для того, чтобы учиться слушаться». Взаимодействие
взрослых с детьми сводится к сумме: охрана здоровья + воспитания + обучение
детей. Все, что не входит в круг этих слагаемых (например, проявление «личных
чувств» и т.п.), становится избыточным.
2. Современными требования к личности
педагога
Каждый педагог берет на себя ответственность
за молодое поколение, вместе с тем за самого себя, свою профессиональную
подготовку, свое право быть педагогом. Современные ученные доминантные качества
личности педагога, отсутствие которых влечет за собой невозможность эффективной
и результативной педагогической деятельности. Среди них можно выделить
следующие: честность, справедливость, любовь к детям, находить радость в
общении с ними, верить в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком,
уметь дружить с детьми, принимать близко к сердцу детские радости и горести,
знать душу ребенка, никогда не забывать, что и сам он был ребенком.
а) Личностные качества педагога;
К. Д. Ушинский был убежден, что воспитание все
должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила
изливается только из живого источника человеческой личности (Ушинский К.Д.
Избр. пед. соч. - М., 1953. - Т.1.-С. 266).
Педагог в том числе и молодой специалист,
только - только окончивший колледж , вуз, выступает как ценностная личность с
особым складом ума, индивидуальными особенностями темперамента, определенным
стилем поведения. Но само содержание педагогической деятельности предъявляющей
развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и
обязательные. Эти качества реализуясь в деятельности воспитателя и обеспечивая
ее успешность, приобретают специфическую профессиональную окраску. С одной
стороны, они необходимы для реализации функций педагога, а с другой -
реализация функций тренирует и развивает профессионально необходимые качества.
В работе с детьми раннего и дошкольного
возраста любовь, чуткость особенно необходимы, поскольку педагог заменяет
воспитанникам мать в ее отсутствие, а следовательно, должен вести себя по-
матерински, не скупясь на внимание, доброе слово, ласку, теплоту, сердечность,
на готовность прийти на помощь, оказать эмоциональную поддержку, т.е
действенное проявление любви. Педагогу важно развивать у себя способность к
пониманию внутреннего мира воспитанника, умение «влезть в шкуру ребенка»
(образное и удивительно меткое выражение Н.К. Крупской). Психологи это качество
называют эмпатией (растяжение эмоциональных состояний другого человека в форме
сопереживания, сочувствия). У педагога эмпатия выражается в эмоциональной
отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности ,
заботливости, верности своим обещаниям, тактичности. Воспитателю, работающему с
детьми раннего возраста, особенно важно чутко реагировать на малейшие изменения
в поведении малыша, который еще не сможет высказывать словами свои желания,
чувства. Есть еще способности которыми должен обладать педагог:
Педагогический такт означает чувство меры,
проявляющей в умении держать себя подобающим образом, соблюдения правил
приличия.
Педагогическая зоркость - проявляется в
способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть
перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского
коллектива в целом.
Педагогический оптимизм основывается на
глубокой вере педагога в силе, возможности каждого ребенка, и результативность
работы.
Педагогический рефлекс - это самооценка
проделанных шагов, оценка полученных результатов , соотнесение их с собственной
целью.
б) Педагогические умения.
Как отмечало выше, деятельность педагога
дошкольного учреждения многогранна по своим функциям и содержанию. Она
предполагает овладение педагогом и разнообразными профессиональными умениями.
Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные,
организаторские и специальные (Е.А. Панько.)
Гностические умения (от греч. гносис- знание)
- это умение, с помощью которых педагог изучает ребенка (его возрастные,
индивидуальные особенности, личностные качества, взаимоотношения со
сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия и др.), коллектив
в целом ( этапы становления «актив» группы, зачатки понимания его внутреннего
мира. Оно дает педагогу возможность объяснить причины поведения, увидеть пути
совершенствования воспитания, обучения. Объектом изучения должна быть и
семья.Педагогу необходимо знать воспитательные возможности семьи: отношение к
воспитанию ребенка, меру участия обоих родителей, других членов семьи;
особенности семейного микроклимата и др.
Конструктивные умения необходимы педагогу для
проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив
образовательной работы. Для этого требуется модифицировать общие цели и задачи
воспитания применительно к конкретной группе детей и к каждому воспитаннику с
учетом особенностей его развития. Педагог замечает «ростки» нового в развитии
ребенка, коллектива и в соответствии с этим организует дальнейшую работу. По мере
овладения детьми теми или иными умениями (освоили один вариант
настольно-печатной игры) педагог вносит в их деятельность изменения и
усложнения (предлагает новый вариант игры). Он проектирует материальное
оснащение образовательного процесса (использование игрушек, поделка
оборудования для занятий, труда; выращивание рассады, пересадка комнатных
растений; организация выставок художественного творчества детей и их родителей
и др.). Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении
конспектов занятий, сценариев праздников и т. п. личность дошкольник педагог
Организаторские умения педагога
распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность
воспитанников, родителей, коллег. Его рабочий день - 6 часов, но как много надо
успеть сделать за этот небольшой отрезок времени: выполнить то, что
запланировано на сегодня, сделать «задел» на завтра (подготовить глину для
занятия лепкой, воду для утреннего полива комнатных растений и т. п.). При этом
важно решить, что будет делать он сам, что можно поручить детям, а к чему
целесообразно привлечь родителей. Организаторские умения, даже хорошо
сформированные, не дадут желаемого результата, если педагог не умеет увлечь
детей и взрослых, заразить их своей энергией.
Специальные умения педагога - это умения петь,
танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать
растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать
кукольный театр и др. Чем больше таких специальных умений в арсенале педагога,
тем интереснее и содержательнее жизнь детей в дошкольном учреждении. Педагог,
много умеющий, вызывает восхищение и гордость воспитанников. Они хотят
подражать ему, стремятся большему научиться. В ряду специальных умений у
педагога обязательно есть самое любимое занятие (например, оригами), в котором
в наибольшей степени проявляются творчество, увлеченность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.