Роль пословиц и поговорок в развитии речи дошкольника
Оценка 5

Роль пословиц и поговорок в развитии речи дошкольника

Оценка 5
pptx
07.12.2023
Роль пословиц и поговорок  в развитии речи дошкольника
пословицы.pptx

МКДОУ д/с № 11 г. Пласта Роль пословиц и поговорок в развитии речи дошкольника

МКДОУ д/с № 11 г. Пласта Роль пословиц и поговорок в развитии речи дошкольника

МКДОУ д/с № 11 г. Пласта

Роль пословиц и поговорок
в развитии речи дошкольника

Консультация для родителей

Подготовила:
Учитель-логопед
Титова Т.В.

Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах

Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах






Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и начальных классах.
Пословицы и поговорки, писал К.Д. Ушинский, помогают «выломать детский язык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка».
В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества.
Обычно их ставят рядом, хотя между ними есть явные отличия:         
        Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена обобщающего поучительного смысла, это соединение краткости и яркости оценки или описания чего-либо. В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся, откуда они взялись. Все, наверное, слышали такие фразы как: «Семь пятниц на неделе»; «С корабля на бал»; «За словом в карман не лезет» -  это и есть поговорки.
        Практически все поговорки пришли в нашу речь из различных литературных произведений и начали самостоятельную жизнь как фольклорный жанр и являются «золотым запасом» русского языка.
        Пословицы представляют собой краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни. В образных и мудрых изречениях русский народ запечатлевал свои традиции, обычаи и нравы. Они отличаются простотой и сжатостью, логической законченностью и образной выразительностью. Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Ярким примером такой пословицы является фраза "Без труда не вытянешь и рыбку из пруда". Первые пословицы появились очень давно. Складывались они простым  народом.


В возрасте шести -семи лет ребята понимают уже многое

В возрасте шести -семи лет ребята понимают уже многое














В возрасте шести -семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Именно поэтому Симонович рекомендовала знакомить с пословицами детей старших групп дошкольного возраста.
В пословицах и поговорках находится « мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления».        
  Пословицы и поговорки – богатейший материал для работы над речью ребенка: коррекция правильного звукопроизношения, формирование словарного запаса, развитие ритмико-интонационной выразительности речи.
        Однако в воспитательной работе с детьми необходимо использовать те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает. Практический опыт показывает, как сложно донести до понимания детей смысл многих пословиц и поговорок, поэтому научите их объяснять пословицы и поговорки своими словами. Ваш ребенок наверняка удивит вас своими нестандартными вариантами умозаключений.
В настоящее время речь многих детей имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков, невыговаривание звуков, замена одних звуков другими и т.д. В дошкольный период возможно исправить почти все недостатки в речи. Задача воспитателей – не проходить мимо неправильной речи, тут нужна постоянная, систематическая работа и воспитателей и логопедов .



 
 

Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами

Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами



































Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами. Нужно применять ряд главных, основных средств, способствующих исправлению речи. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле и народные пословицы.
Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах педагогов по дошкольному воспитанию советского периода – А.М. Леушиной, А.П.Усовой и других учёных. А.М. Леушина совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость… В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи». Пословицы, по её мнению, являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: « Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».
Воспитателям детских садов необходимо широко использовать этот вид фольклора, органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит». Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной, но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь –людей насмешишь».

Иногда пословицы надо давать с пояснениями

Иногда пословицы надо давать с пояснениями
























Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит, когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др. (Пример)
Очень важно, чтобы воспитатели сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти обо всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.
Выдающийся русский педагог И.И. Паульсон подбирал такие пословицы и поговорки ( чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.
Например, для звука Ж:
 «Дружба дружбой, а служба службой»;
 «Небо даёт дождь, а земля рожь»;
 «Однажды шёл дождик дважды»
 Или для звука Ш:
 «Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»
 «У хорошего хозяина нет плохой лошади»;
 «Тише едешь, дальше будешь» и др.
  Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль»(А.П. Усова)
 

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2023